Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 2(90)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Красовская Н.Р., Мустафаева М.А., Ибрагимбекова Р.Ф. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ КАРТАМИ В ТЕРАПИИ ЧУВСТВА ОБИДЫ // Инновации в науке: научный журнал. – № 2(90). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2019. – С. 23-29.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ КАРТАМИ В ТЕРАПИИ ЧУВСТВА ОБИДЫ

Красовская Наталия Рудольфовна

канд. психол. наук, Аппарат Государственной Думы ФС РФ

РФ, г. Москва

Мустафаева Мариам Абдурахмановна

психолог-консультант АО «Контекс», диссертант университета "Одлар Юрду",

Азербайджан, г.Баку

Ибрагимбекова Рена Фуадовна

канд. психол. наук, проф., заведующая кафедрой «Гендер и прикладная психология» факультета социальных наук и психологии Бакинского государственного университета

Азербайджан, г.Баку

Одним из наиболее часто встречающихся запросов на психологическую помощь является работа с чувством обиды. Обида в современной российской психологической науке исследована недостаточно. Одним из ключевых исследователей данного феномена является О.А. Апуневич [1; 2].

Обида, согласно определению О.А.Апуневич – «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [1, с. 46].

Согласно мнению Макса Шелера, «ресентимент» (данный термин может быть переведен как обида и как месть) содержит в себе бессилие, беспомощность, невозможность реализовать обиду здесь и сейчас [6, с.15-19].

О.А. Апуневич определяет обидчивость как свойство личности, которое реализуется в поведении, при этом обида возникает даже в тех ситуациях, когда отмечается минимальное несовпадение ожиданий и реального поведения человека, который воспринимается как обидчик. Согласно предлагаемой типологии обид, выделяются следующие ее виды: по степени осознания (осознаваемая и неосознаваемая), по продолжительности (кратковременная и длительная), по особенностям (формам) проявления (открытая и скрытая), по типу действительности источника (реальная и мнимая, вымышленная), по времени возникновения (настоящая и прошлая), по направленности на объект (обида на себя, на другого на группу), по активности проявления (сопровождаемая активными действиями и ведущая к бездействию), по степени отклонения от нормы (нормативная как обычный регулятор взаимоотношений или патологическая, входящая в различные виды отклоняющегося поведения), по возможностям коррекции (корректируемая и некорректируемая) [1, с. 47].

О. А. Апуневич выделяет психологические функции обиды: сигнальная (обида «сигнализирует» о нарушениях социальных коммуникаций), оценочная (обида показывает насколько нарушен контакт), регуляторная (управляет и исправляет коммуникации), адаптивная (обида помогает преодолеть трудную ситуацию, уйти от ответственности через обиду), побудительная (показывает конкретный путь к восстановлению разрушенных отношений), коммуникативная (обиженный человек привлекает внимание или даже сочувствие окружающих) [1, с. 46-47].

Н. Ю. Гусаков трактует обиду как психологический процесс [3]. То есть обида - это не только эмоциональная реакция на событие, оцениваемое как несправедливое, но и процесс, в котором есть цель, порядок действий и результат. То есть, в действиях обиженного можно выделить: 1) наличие цели («действия обиженного человека не спонтанны или хаотичны, а вполне последовательны и логичны», т. е. целесообразны); 2) наличие у обиженного ценности себя для себя (идеи собственного достоинства); 3) наличие в картине мира обиженного идеи справедливости/несправедливости; 4) наличие несправедливого (оскорбительного, обидного) действия; 5) осознание факта несправедливого (обидного) действия [3, с. 28]. Согласно мнению Н. Ю. Гусакова обида – это униженное достоинство человека или нереализованная потребность в его признании. [3, с. 53-54].

Е. П. Ильин в своей работе «Эмоции и чувства» определяет обиду как «фрустрационную эмоцию» и «эмоциональную реакцию на несправедливое отношение к себе..., когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают» [4, с. 165]. Ю. М. Орлов дает определение обиды как «болезненной эмоции» [5].

Обиду и обидчивость, можно связать с реакцией депривации, которая описана Ф.А.Ибрагимбековым (7). У человека развивается определенное представление о своих правах, и личность свою правовую и «я» концепцию склонна в какой-то степени расширять в сторону ей дозволенного. Однако, если регламентация дозволенности в обществе или в сложившихся межличностных отношениях когда-то не совпадает с личными представлениями, у нее возникает реакция депривация, которая внутриличностно переживается как обида. Как отмечает Ф.А.Ибрагимбеков, при такой реакции люди не теряют работоспособности, сохраняют основные свои черты, но у них изменяется отношения к шутке, юмору. Другой характерной особенностью является уплощение интуиции.

«Реакция депривации своей альтернативы не имеет, поэтому не может служить эволюции личности и практически приводит к ее быстрой или медленной гибели. Однако явления эти при недлительном пребывании в условиях ущемления прав и свобод – обратимы. Длительный же период оставляет неизгладимый след» - пишет Ф.А.Ибрагимбеков (7,стр.88). Аналогичен этому механизм возникновения обид и особенности их проявлений. Если обиды долго копятся и не преодолеваются, это, также, приводит к негативным и тяжелым для личности последствиям.

Технологии работы с обидой предлагаются в различных направлениях психологии - психоанализе, гештальт-терапии, транзактном анализе. Представим практический случай работы с клиенткой с чувством обиды с помощью такого метода арт-терапии как ассоциативные метафорические карты.

Клиентка, 31 год, работает менеджером в ресторанном бизнесе. Полтора года, как разведена с наркозависимым мужем, воспитывает 2-х летнюю дочь. Жила и воспитывалась в неполной семье. Родители разошлись, когда ей было 2 года. Обратилась по поводу постоянного присутствующего, в качестве эмоционального фона, чувства агрессии. Хотела бы понять причину этого чувства и научиться управлять им. Для уточнения запроса и детализации проблемного контекста была использована колода МАК «Про тебя» и техника «Мост».

Консультант: «Выберите пожалуйста карту, похожую на то ваше состояние, которое вы только что мне описали. Расскажите немного о том, что вы чувствуете, глядя на эту карту, какие ощущения она у вас вызывает, какие мысли при этом возникают».

Клиентка выбирает две карты.

Описание карты 1. Я привыкла жить самостоятельно и все свои проблемы решать сама.

Еще в детстве я поняла, что в трудных ситуациях мне не на кого рассчитывать, кроме самой себя. Ни мама, ни бабушка не давали мне той эмоциональной поддержки, в которой я так нуждалась в период моего взросления. Позже я научилась полностью обеспечивать себя материально. Более того, я помогала маме заботиться о младшей сестре. Сколько себя помню, я всегда чувствовала себя взрослой, старшей, а хотелось побыть ребенком – почувствовать мамину любовь и заботу, которые она проявляла по отношению к младшей сестре. Вместо этого – необходимость все решать самой и тащить все на себе.

 

 

Рисунок 1. Карта 1.

 

Эта карта также отражает ощущение тяжести, непосильной ноши, когда я думаю о том, что мне надо вырастить дочь. Я боюсь, что не смогу ее материально обеспечить. Карта как будто дает импульс мысли, которая нередко у меня возникает: «Я такая несчастная!»

Также подумала о периодически возникающей обиде во время моего общения с самыми разными людьми. В одном случае это мой начальник, в другом – подруга. Это чувство обиды сопровождает мое убеждение, что все мне что-то должны – я ведь такая несчастная! Начальник должен дать мне дополнительный отпуск, потому что я несчастная – я ведь одна воспитываю ребенка. Подруга сделать что-то важное для меня – по этой же причине.

Сейчас я понимаю, что начинаю злиться по этому поводу и испытываю жуткий дискомфорт, как эмоциональный, так и телесный, оттого, что мне приходится подавлять свою агрессию.

Описание карты 2. Чувство вины за то, что все так сложилось. За то, что выбрала себе в мужья зависимого и безвольного человека, за то, что родила от него дочь.

 

 

Рисунок 2. Карта 2.

 

И опять обида. Обида за то, что все идет не так, как я планировала, как я хотела.

Консультант: «Перед кем вы чувствуете себя виноватой и на кого обижаетесь за то, что все сложилось таким образом?»

Клиентка: «Чувствую свою вину перед дочерью – за то, что выбрала для нее такого отца, за то, что ей придется, как и мне, жить без отца. Я ведь знаю, как это сложно.

А обида… Это скорее всего чувство досады, и даже злость какая-то за то, что опять я на обочине, опять я хуже других, пусть и не по своей вине…»

Консультант: «Опять?»

Клиентка: «Да, опять. Потому что росла без отца, в то время как у других были отцы и они чувствовали их поддержку и опеку.

Потому что со мной происходило то, чего не происходило с ними. А я не могла с этим справиться».

Консультант: «Выберите, пожалуйста от одну или несколько карт (желательно, не больше трех), которые могли бы описать ваше желаемое состояние. Возможно, они будут своеобразными критериями достижения вами нужного результата».

Клиентка выбирает две карты.

Описание карты 3. Хочу отпустить свои негативные эмоции. Если бы только я могла просто отпустить их так, как женщина на этом изображении отпускает дикую птицу на свободу.

 

 

Рисунок 3. Карта 3.

 

Я сейчас подумала о том, что и отпускающая женщина – это я, и птица, которая обретает свободу – тоже я. Я хочу освободиться от негатива в своей душе – в своих мыслях, чувствах и ощущениях.

Описание карты 4. Я хочу спокойствия в душе. Очень хочу быть спокойной, реагировать на то, что происходит в моей жизни спокойно, с верой в то, что мне под силу решить любую задачу, которую ставит передо мной жизнь.

Эта карта может служить символом моего состояния спокойствия.

 

 

Рисунок 4. Карта 4.

 

Консультант: «А что вам мешает пребывать в этом состоянии спокойствия сейчас? Выберите пожалуйста карты, которые похожи на то, что вы можете считать для себя помехами».

Клиентка:

Описание карты 5. Множество узлов, которые мне надо распутать, чтобы не спотыкаться о них, чтобы жизнь текла ровно и была стабильной.

 

 

Рисунок 5. Карта 5.

 

Описание карты 6. Неискренние, фальшивые люди вокруг меня. Особенно в те моменты, когда мне действительно необходима чья-то поддержка и принятие, которые могут стать той спасительной соломинкой, которая поможет мне выбраться из омута моих переживаний. Когда мне кажется, что кто-то искренне хочет поддержать меня, а на деле оказывается, что человеком движет обычное любопытство и нездоровый интерес, а до меня ему нет никакого дела.

 

 

Рисунок 6. Карта 6.

 

Описание карты 7. Мое ощущение тотального внутреннего одиночества. Несмотря на то, что вокруг всегда есть люди, я чувствую себя в одиночестве, а вокруг – серость и холод.

 

 

Рисунок 7. Карта 7.

 

Консультант: «Что, по-вашему, может помочь вам выйти из этого состояния и почувствовать то спокойствие, о котором вы мечтаете?»

Клиентка:

Описание карты 8. Чья-то помощь и поддержка. И, хотя на картинке изображен мужчина, в данном случае, для меня не имеет значения – кто именно это будет. Я хочу понимания, принятия, поддержки от кого-то – кем бы он не был.

 

 

Рисунок 8. Карта 8.

 

Описание карты 9. А это уже про мужчину. Про того, кого смогу обнять и почувствовать при этом себя защищенной. Тот, кто будет рядом со мной, с кем смогу делить не только трудности, но и радости. На самом деле, я мечтаю отдыхать, путешествовать вместе – о чем-то хорошем. Надоело говорить и думать о проблемах.

 

 

Рисунок 9. Карта 9.

 

На следующей консультации, при работе на линии времени с якорем на вышеописанное проблемное состояние, была выявлена ситуация, оказавшаяся наиболее эмоционально заряженной и вызвавшая крайне неконгруэнтные реакции клиентки.

Это ситуация изнасилования ее в 11-летнем возрасте.

 Для исследования этого травматического опыта и нахождения ресурсов, была применена техника «Как корабль назовешь, так на нем и поплывешь» с колодами карт «Кнуты и пряники» и «Про тебя».

Консультант: «Выбери карту, которая похожа на то, что с тобой произошло». (Так как клиентка переместилась в своих переживаниях в детство, обращение к ней на «ты» было уместным в данной ситуации).

Описание карт 10, 11, 12. Не знаю, что было для меня тяжелее – само изнасилование или то, что меня никто не успокоил и не поддержал после этого. Я имею ввиду маму и бабушку. Они заявили о происшедшем в милицию, но никакого тепла или эмоциональной поддержки я не получила. Никто ничего мне не объяснил и не утешил. Я просто плакала и переживала все, что со мной произошло в одиночестве.

 

               

Рисунок 10. Карта 10.        Рисунок 11. Карта 11.

 

 

Рисунок 12. Карта 12.

 

Но еще хуже было отношение ко мне одноклассников и учителей после случившегося. Никто не хотел со мной общаться, сидеть рядом. Я чувствовала насмешки за спиной, презрение и осуждение со стороны одноклассников.

Учителя прямо не осуждали и не отвергали, но холод и какое-то непонятное опасение по отношению ко мне, которого я не чувствовала раньше, им не удавалось скрыть.

Консультант: «Выбери карты, которые похожи –одна на тебя, а другая – на человека, который тебя обидел».

Описание карт 13 и 14. Как будто меня кто-то убил. Убил ту прежнюю доверчивую девочку, кем я была. Убил мою беспечную жизнь, мое детство.

 

            

Рисунок. 13. Карта 13.   Рисунок 14. Карта 14.

 

На просьбу консультанта выбрать карту, которая отражает чувства клиентки в тот период ее жизни, она выбирает следующие:

Описание карты 15. Я чувствовала отверженность и одиночество, тоску и безысходность. Неожиданно я оказалась в какой-то изоляции от своих прежних друзей и одноклассников. Вдруг все перестали со мной общаться. И мне было трудно это переживать, ведь я всегда была очень общительной. Я до сих пор чувствую себя неуверенно и напряженно в разных компаниях и в коллективе.

 

 

Рисунок 15. Карта 15.

 

Консультант: «Выбери пожалуйста карту, которая для тебя ассоциируется с ресурсом, благодаря которому ты смогла справиться с этой ситуацией».

Клиентка не находит нужной ей карты в колоде «Кнуты и пряники» и консультант предлагает ей колоду: «Про тебя», из которой она выбирает три ресурсные карты.

Описание карты 16. Моя способность мечтать, строить самые смелые планы. Это помогло мне выжить и выстоять в тот трудный период моего детства. Это помогает мне «держаться на плаву» и теперь.

 

 

Рисунок 16. Карта 16.

 

Описание карты 17. Дерево, которое растет, несмотря на преграды и ограничения. Это я. Я живу, работа, делаю карьеру, воспитываю дочь, помогаю маме, строю планы на ближайшее и более отдаленное будущее, несмотря на те препятствия, которые возникают у меня на пути.

 

 

Рисунок 17. Карта 17.

 

Описание карты 18. Настоящим ресурсом была бы для меня чья-то поддержка. В тот период моей жизни, когда произошло это чудовищное событие, я очень нуждалась в чьей-то поддержке.

 

 

Рисунок 18. Карта 18.

 

Я хотела, чтобы мама или бабушка утешили меня, сказали мне что-то по поводу того, что произошло, дали какую-то надежду на будущее. Но они просто молчали и отворачивались. Сейчас я понимаю, что они чувствовали свое бессилие в той ситуации, и потому так себя вели.

Когда в тот вечер после того, как все произошло, я вернулась в слезах домой, у нас в гостях был мой дядя со своей невестой. Она посмотрела на меня с большим сочувствием и сказала: «Не все мужчины такие». В тот момент для меня это не было утешением. Но позже, в своей более взрослой жизни, я часто вспоминала ее слова, когда хотела с кем –то построить отношения. Эта, сказанная ею тогда фраза, позволила мне в будущем не «стричь всех мужчин под одну гребенку» и дать себе шанс быть счастливой в отношениях.

Тогда же у меня оставалась подруга, которая не отвернулась от меня, как это сделали остальные мои сверстники. Она была для меня той поддержкой, в которой я так нуждалась. Я говорила с ней о происшедшем, и мне становилось легче. Через полгода мама отправила меня жить к бабушке, перевела в другую школу, и я потеряла связь со своей школьной подругой.

Сейчас, после развода с мужем, я так же ощущаю сильную потребность в принятии и поддержке. В определенном смысле, я нахожу такую поддержку здесь, у вас.

Прежде, чем продолжить данную технику, была проведена работа по реимпринтингу травматической ситуации на линии времени. Клиентке трудно было представить, как ее мать могла бы обеспечить ее безопасность в тот период. Она нашла этот ресурс в собственной материнской идентичности. Женщина рассказала – каким образом она позаботится о безопасности собственной дочери для того, чтобы исключить подобные случайности.

Помимо этого, была смоделирована ситуация, в которой она сама, будучи уже взрослой, видит мужчину, схватившего за руку ее маленькую, и забирает ее у насильника, предотвращая насилие.

В последующих сессиях было проведено две техники трехпозиционного описания коммуникативной ситуации – одну для подросткового периода клиентки, когда она общалась со своими сверстниками, и другую – для настоящих проблемных ситуаций ее общения в рабочем контексте.

После этого была продолжена работа с МАК.

Консультант: «Какая из выбранных вами ресурсных карт, для вас сейчас самая главная? Какие эмоции она несет?»

Клиентка: «Это дерево, преодолевающее в своем росте преграды. Это про меня. Раньше я считала тот факт, что мне все в жизни приходится делать самой, своим ограничением. Для меня это было про отсутствие рядом кого-то, на кого я могу опереться, положиться.

 

 

Рисунок 19 Карта 17.

 

Сейчас, глядя на это дерево, я начинаю осознавать собственную силу. Я даже начинаю гордиться собой и понимать, что мне многое под силу, и как следствие – новые мечты и планы (она смеется)».

Консультант: «Дайте название случившейся истории, исходя из того, что эта карта главная».

Клиентка: «Преодоление».

Консультант: «А какая была главной тогда, когда эта история произошла? С какой эмоцией связана она? Дайте название случившейся истории, исходя из того, что именно эта карта главная.»

Клиентка: «В данном случае своей историей я считаю не само изнасилование, как я уже говорила, а то, что стало происходить со мной после этого. В этом смысле, главной картой я могу считать карту 13. Я назову ее «Безысходность»».

 

 

Рисунок 20. Карта 13.

 

Консультант: «Выберите еще одну карту, которая усилила бы уже имеющуюся ресурсную карту».

Клиентка выбирает карту 19.

 

Рисунок 21. Карта 19.

 

Консультант: «Дайте название из того, что теперь именно эта карта главная». Она обращает внимание молодой женщины на то, что выбранная ею карта, в некотором смысле противоположна той, которую она выбрала в начале работы в качестве нересурсной. Это карта 7.

Клиентка: «Я как будто очнулась от того кошмара и безысходности и увидела то, чего не видела раньше из-за слез, застилавших мои глаза и из-за страха посмотреть вокруг. Сейчас я вижу перед собой мир возможностей. Эти возможности буду реализовывать я сама, не перекладывая ответственность за то, что происходит со мной, на других. Моя жизнь – это моя жизнь. Она такая, какая есть, и я сама буду с ней разбираться.

«Моя жизнь» – так теперь я назову свою историю».

Таким образом, ассоциативные метафорические карты показывают свою эффективность в терапевтической работе с чувством обиды, причиной возникновения которой являются нарушения в межличностных отношениях, при этом обидчивость сопровождается низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, низкой коммуникативной толерантностью, конфликтностью и агрессивностью, что предполагает необходимость комплексного подхода к работе с чувством обиды.

 

Список литературы:

  1. Апуневич О. А. Коррекция обиды и обидчивости в подростковом возрасте // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности. - Череповец: Изд-во ЧГУ, 2011. - С. 44-95.
  2. Апуневич О. А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. -Череповец, 2001. - 210 с.
  3. Бганба М. Ч. Прямые и косвенные номинации концепта «обида» в английском языке: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2010. - 217 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
  5. Орлов Ю. М. Обида. Вина. - М.: Слайдинг, 2004. - 96 с.
  6. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. - СПб.: Наука: Университетская книга, 1999. - 231 с.
  7. Ибрагимбеков Ф.А. Эволюция личности. – «Fuad İbrahimbəyov. Seçilmiş əsərləri». Mütərcim, Bakı, 2017.стр. 66-96

Оставить комментарий