Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 12(88)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Карелин В.Г. ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ROCKFORM В ПЕЩЕРАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ // Инновации в науке: научный журнал. – № 12(88). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2018. – С. 27-36.

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ROCKFORM В ПЕЩЕРАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Карелин Владислав Георгиевич

канд. техн. наук, ведущий научн. cотрудник ОАО «ВНИИМТ»

РФ, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены четыре палеолитических геометрических нефигуративных знака (tectiform, quadrangle, pectiform, scalariform) встречающиеся в пещерах Западной Европы. Показано, что эти знаки своей структурой отражают внешний вид конкретных реальных скал. Такие знаки следует объединить в одну группу – rockform (в форме скалы).

Ключевые слова: нефигуративный знак, пещера, палеолит, внешний вид, скала, Западная Европа.

 

В Западной Европе расположены более 300 пещер, в которых находятся палеолитические изображения. A.Leroi-Gourhan провел анализ 1131 изображения из 66 пещерных памятников [5]. И в результате анализа установил, что 62 % изображений представлены животными (мамонты, лошади, бизоны, носороги и др.). Таким образом, животные в палеолитическом искусстве играют центральную роль в смысловом содержании информации, передаваемой комплексами пещерных палеолитических изображений. В моих работах [1-3] показано, что зооморфные изображения в пещерах и на открытом воздухе служили своеобразными маркерами, путеуказателями, передающими информацию об ориентирах на путях перемещения в пространстве. В такой зооморфной коммуникационной системе изображения мамонта было символом «перевального участка» (при переходе из долины одной реки в другую, соседнюю), лошадь – северного, а бизон – южного направлений.

Кроме зооморфных изображений в пещерах находятся различные геометрические знаки, количество которых по расчетам A.Leroi-Gourhan составляет 34 % [5]. Огромную работу по сбору информации о знаках провела G,von Petzinger [6,7]. Она собрала 367 образцов знаков наскального искусства верхнего палеолита. Анализ геометрических знаков, проведенный ею, показал, что уже в ориньякской культуре (40-28 тыс.л.н.) использовались три четверти от обнаруженных знаков. При этом в Европе обнаружено всего 32 типа абстрактных знаков. А 65 % от этих знаков использовались на протяжении 30 000 лет [6,7]. По данным G. Petzinger [6] наиболее часто встречаются следующие геометрические знаки: линии – 111 пещер, точки – 65 пещер, открытый угол – 65 пещер. G. Petzinger показала, что соотношение количеств геометрических знаков и зооморфных изображений значительно изменяется в разных пещерах [6,7].

Среди палеолитических геометрических знаков у исследователей наибольший интерес вызвали так называемые tectiforms (от латинского tectiform «в форме крыши»). Некоторые авторы именуют такие знаки «шалашами» или «домиками». Высказаны различные мнения о значении знака tectiform: крыша, дом (Capitan L., Breuil H., Peyrony D.); палатка (Mortillet U); ловушка злых духов (Obermeier K.); охотничья ловушка (Lindner K.); знак собственности (Capitan L., Breuil H., Peyrony D., Vialou D., Petzinger G.) и др. Все эти пояснения недостаточно убедительны и основываются на современных предположениях не связанных с общей системой зооморфных палеолитических изображений в пещерах.

По данным G.Petzinger tectiforms встречаются в 16 французских пещерах [6]. При этом около половины tectiforms находятся в пещерах, расположенных в районе населенного пункта Les Eyzies-de-Tayac, что позволило некоторым авторам справедливо считать такие знаки региональными (например, G.Petzinger [7]). Указанная специфика региональных tectiforms позволяет считать, что они отражают какую-то характерную особенность района, местности их расположения. Близкая мысль была высказана в работе [4], в которой отмечено, что изображения в пещерах могли служить своеобразными картами местности, окружающей конкретную пещеру. Учитывая, что зооморфные изображения служили своеобразными маркерами, путеуказателями [2-4], можно сделать предположение и об аналогичном характере tectiforms. В районе Les Eyzies-de-Tayac на присклоновых пространствах долины р.Vezere и ее притоков находится большое количество скальных обнажений. Это позволяет предположить, что tectiforms могут отражать, символизировать конкретные скалы. Поводом для такого предположения послужило мое следующее наблюдение.

Пещера Bernifal находится в долине р.Petit Beune, недалеко от Les Eyzies-de-Tayac. При продвижении от входа вглубь пещеры с левой стороны находится изображение – рисунок лица человека (см. рисунок 1А). Для меня этот рисунок долго оставался загадочным. Но однажды Н.Антипин, мой спутник при посещении пещеры Bernifal, обратил мое внимание на вид скалы, расположенной на придорожной поляне в районе этой пещеры. Скала эта отображает… именно лицо человека (см. рисунок 1В). Поэтому можно допустить, что изображение лица человека в пещере является символом реальной скалы, имеющей вид «лица человека». На основании такого соответствия изображения в пещере и реальной скалы можно считать, что природные скалы для палеолитического человека являлись маркерами при передвижении по рекам. А внешний вид таких скал отображался соответствующими символическими знаками на стенах пещер.

В свете вышеизложенного классическую схему tectiform (см. рисунок 2А) можно рассматривать как изображение углообразной скалы. Вертикальная линия 1 отображает угол скалы. Линии 2 и 3 символизируют две плоскости скалы, отклоняющиеся от скального угла 1 в двух разных направлениях. А горизонтальная линия 4 символизирует подошву скалы. Именно по такой схеме tectiform отображает углообразную скалу, в которой расположена пещера Font-de-Gaume (см. рисунок 3). Вариант схемы tectiform (см. рисунок 2В) с дополнительными линиями 5 и 6 фиксирует два горизонтальных слоя скалы, между линиями 2-5 и 3-6. Если на скале имеется несколько слоев, то на изображении такой скалы указываются несколько промежуточных линий, аналогично линиям 5 и 6. Именно такая схема tectiform зафиксирована на изображениях в пещере Bernifal (см. рисунок 4). Здесь такая tectiform отражает скалу с несколькими горизонтальными слоями.

Вариант схемы tectiform (см. рисунок 2С) характеризует наличие грота или входа в пещеру, расположенного в левой части углообразной скалы Вариант схемы tectiform (см. рисунок 2D) передает конкретный вид двух входов в пещеру Font-de-Gaume (см. рисунок 5), расположенную в углообразной скале. Вариант схемы tectiform не имеющей основания (см. рисунок 2Е), предположительно, может характеризовать скалу, которая не имеет каменисто-земляной подошвы, а обрывается непосредственно в воду. В пещере Bernifal имеется сложная tectiform (см. рисунок 2F) с полуовалами, расположенными на основании и верхних боковых линиях. Такая tectiform прекрасно отражает внешний вид углообразной скалы Pataud. Некоторые авторы именуют эту скалу abri du musee, так как непосредственно к скале ныне примыкает National Museum of Prehistory. Полуовалы, размещенные на нижних горизонтальных линиях, отражают гроты (abri), которые ныне не видны, так как скрываются за постройками. Две средних боковых наклонных линии фиксируют два боковых каменных слоя по высоте скалы. Полуовалы, расположенные на верхних наклонных линиях, характеризуют искривленные навесы и углубления в верхней части скалы (см. рисунок 6). Таким образом, различные геометрические абрисы tectiforms представляют разные виды конкретных скал, по которым палеолитический человек ориентировался при передвижении. Какой видел скалу палеолитический человек, такой он ее и изображал на каменных поверхностях в пещерах. Изображение скалы в виде знака отражало внешний реальный вид ее.

Палеолитический геометрический знак в форме четурехугольника (guadrangle), также можно отнести к древним путеуказателям. Район Центрального массива во Франции, в котором расположены пещеры с палеолитическими изображениями, представляет географическую систему известняковых плоскогорий с отдельными высокими вершинами. По берегам рек этого района имеется большое количество скал с пещерами. В большом количестве такие скалы имеют вид серии горизонтальных пластов, рассеченных крупными вертикальными расщелинами. Именно такой вид конкретной скалы палеолитический человек отображал четырехугольником с пересекающимися линиями. Характерной особенностью такого четырехугольника является различие в окраске разных внутренних прямоугольников: одни имеют темную окраску, а другие остаются более светлыми. Такое различие в окраске отдельных участков четырехугольника характеризует различие в цвете разных участков конкретных вертикальных поверхностей скал. В скалах имеются отверстия, промытые почвенными водами, просачивающимися внутри известняковой скалы. Участок скалы, расположенный непосредственно под таким отверстием, окрашивается стекающими водами в темный цвет различных оттенков. А соседние участки известняковой скалы остаются более светлыми (см. рисунок 7). В результате конкретная форма знака четырехугольника отражает конкретный внешний вид скалы. Если отсутствует выход почвенных вод на вертикальную плоскость скалы, то на четырех­угольнике фиксируются только линии слоев и расщелин (см. рисунок 8А). Если на скале отсутствуют слои и расщелины, а также выходы почвенных вод, то такая скала изображается светлым четырехугольником (см. рисунок 8В).

К группе скальных маркеров можно отнести и знак, именуемый pectiform (гребенка). Возможны два варианта pectiforms. В одном из них «зубья» pectiform могут быть направлены вверх (см. рисунок 9А). Именно такой знак имеется в пещере Marsoulas (см. рисунок 9В), расположенной в предгорьях Pyrenees. Такой знак символизирует несколько столбообразных отдельных вершин (в качестве примера см. рисунок 9С). Характерен тот факт, что известняковые скалы в Pyrenees в большинстве случаев имеют именно такую вертикальную структуру, в отличие от слоистого вида скал на р.Vezere. В другом варианте «зубья» pectiform могут быть направлены вниз (см. рисунок 10А). Тогда такой знак символизирует вертикальные столбчатые структуры, над которыми располагается верхний скальный массивный слой (в качестве примера см. рисунок 10 В).

В типологии нефигуративных знаков, разработанной G.Petzinger [6], показан знак scalariform (от латинского «в форме лестницы»). При этом в работе [6] такой знак показан в горизонтальном положении (см. рисунок 11 А). Такая scalariform отражает скалу, имеющую структуру в виде ряда вертикальных каменных блоков (в качестве примера см. рисунок 11 В). Если рассматривать знак scalariform в буквальном смысле слова – «лестница», то следует изображать его в вертикальном положении (см. рисунок 12 А). Тогда scalariform отражает скалу, имеющую ряд каменных горизонтальных слоев, расположенных по высоте друг над другом (в качестве примера см. рисунок 12 В).

В целом все выше рассмотренные знаки содержат информацию, рекомендующую древнему человеку перемещаться в окружающем пространстве до места, в котором находится скальное обнажение, имеющее структурный вид соответствующий тому или иному знаку, изображенному в пещере или на скале на открытом воздухе. То есть знак содержит информацию о форме конкретного природного скального маркера, который следовало отыскать на местности при последующем передвижении в пространстве. Таким образом, древний человек выполнял такие же поисковые действия, какие совершает в наше время спортсмен, соревнуясь на трассе спортивного ориентирования: найти на местности ориентир, обозначенный конкретным знаком на топографической карте.

Итак, несколько палеолитических геометрических знаков (tectiform, quadrangle, pectiform, scalariform) являются символическими изображениями различных реальных скальных обнажений. Поэтому все их можно объединить в одну группу – rockform (англ. rock, франц. roche, испан. roca, итал. roccia «скала»). Учитывая природную информативность знаков rockforms, можно предположить, что они начали функционировать одновременно с фигуративными изображениями животных (мамонт, лошадь, бизон, носорог и т.п.). А некоторые другие геометрические нефигуративные знаки появились позднее.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Нефигуративные знаки палеолитических изображений в пещерах - tectiform, quadrangle, pectiform, scalariform – своей структурой отражают внешний вид разнообразных реальных скальных обнажений.
  2. Указанные геометрические знаки характеризуют скалы служившие маркерами, путеуказателями при перемещении в пространстве палеолитического человека.
  3. Указанные палеолитические знаки следует объединить в общую группу rockform (в форме скалы).

 

А      В

Рисунок 1. А – изображение «лицо человека».  Bernifal (Hominides Bernifal) В – Скала «лицо человека» (donsmaps.com)

Рисунок 2. Схемы тектиформ: А – классическая: В – с дополнительными линиями; С – с одним полуовалом на основании; D – с двумя полуовалами на основании; E – без основания; F – с полуовалами на основании и на верхних боковых линиях

 

Рисунок 3 Углообразная скала с пещерой Font-de-Gaume (Карелин В.Г.)

 

Рисунок 4. Изображения в пещере Bernifal (prehisto.ifrance.com)

 

Рисунок 5. Два входа в пещеру Font-de-Gaume (Карелин В.Г.)

 

Рисунок 6. Верхняя часть скалы Pataud (Карелин В.Г.)

 

  А

 

 В

Рисунок 7. А – Большая Корова. Lascaux (Don Hitchcock) В – четырехугольники под ногами Большой коровы (www.istmira.com)

 

   А

 

  В

Рисунок 8. А – Лошадь. Lascaux. (coursecontent.westhillscollege.com), В – Олень. Lascaux. (Public Domain)

 

  В

 

  С

Рисунок 9. А – Pectiform, В – Знак в пещере Marsoulas (Pinterest.ru), С – Скалы в Пиренейском национальном парке Франции (ru.depositphotos.com)

 

  В

Рисунок 10. А – Pectiform, В – Скала в Pyrenees (pixdaus.com)

 

  А

 

  В

Рисунок 11. А – Горизонтальная Scalariform, В – Скала Playa del Silencia (pixsers.us)

 

  А

 

 В

Рисунок 12. А - Вертикальная Scalariform. В – Скала Poisson (donsmaps.com)

 

Список литературы:

  1. Карелин В.Г. Природная путеуказательная гипотеза возникновения палеолитического искусства// Научная дискуссия: Вопросы социологии, политологии, философии, истории, М, 2014, №5 (26), с.14-18.
  2. Карелин В.Г. Зооморфная символика в изобразительной системе ориентации в пространстве палеолитического человека в Западной Европе// Инновации в науке, 2015, №7 (44), с.86-92.
  3. Карелин В.Г. Палеолитическая каменная карта (схема) на Grand Plafon в пещере Rouffignac (Франция)// Инновации в науке, №7 (68), 2017, с.11-18.
  4. Eastham M., Eastham A. Paleolithic parietal an and its topographical context// Proceeding of the Prehistoric Society, 1991, v.57, pt.1, pp.115-128.
  5. Leroi Gourhan A. Prehistoire de l'art occidental. – Paris, 1965 (1971, 1995).
  6. Petzinger G. Making the Abstract Concrete: The Place of Geometric Signs in Frensh Upper Paleolithic Parietal Art.- 2006.
  7. Petzinger G. First Sings: Unlocking the Mysteries of the World's Oldest Simbols – 2016, N.-Y.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.