Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 9(85)
Рубрика журнала: Междисциплинарные исследования
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ПЕШЕХОДОВ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ НАВИГАЦИИ
THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF COLORS ON PEDESTRIANS IN THE TRANSPORT SYSTEM OF NAVIGATION
Marina Yanchevskaya
Scientific title, position: 2nd year student group DIZ / MAG-16, Place of study: Krasnodar, fgbou VO "Krasnodar State Institute of Culture and Arts»
Galina Tereshchenko
Scientific title: associate Professor of design, candidate of art history, member of the Creative Union of artists of Kuban and the international Federation of artists, Position: lecturer, Krasnodar, vo "Krasnodar state Institute of Culture and Arts»
АННОТАЦИЯ
В данной статье автор рассматривает, как в области пешеходной навигации цвет выполняет функцию психологического кода. Это средство, которое на психологическом уровне может донести сообщение с дальнего расстояния до пешехода вне зависимости от национальности, знаний языка и т.д. В современном мире в условиях развития технологий помощник в навигации необходим, как жителям крупных городов, так и приезжим, туристам. Как и в древности, человек пользуется уже знакомыми образами и символами, указывающими, подсказывающими нужное направление и условия действия. Чрезвычайно значимую роль в удобной и доступной системе навигации для пешеходов играет грамотно выбранная цветовая гамма.
ABSTRACT
In this article the author considers how in the field of pedestrian navigation color performs the function of psychological code. This is a tool that at the psychological level can convey a message from a long distance to a pedestrian, regardless of nationality, knowledge of the language, etc.in the modern world in terms of technology development, an assistant in navigation is necessary for both residents of large cities and visitors, tourists. As in ancient times, people use familiar images and symbols that indicate the right direction and conditions of action. A very important role in a convenient and accessible navigation system for pedestrians plays a well-chosen color scheme.
Ключевые слова: дизайн, навигация, пешеход, воздействие, цвет, цветовое восприятие.
Keywords: design, navigation, pedestrian, impact, colors, color perception.
Проблема темы статьи состоит в том, что в нашей стране построение единой системы пешеходной навигации только начинает развиваться, наиболее полно система пешеходной навигации построена в Москве и Сочи, при этом в данных навигационных системах есть масса недостатков, в связи с чем выбранная тема данной статьи является актуальной. Способность к пространственной ориентации означает умение сложить в уме картину, отражающую форму вещей, их размеры, координаты, движение и географию. Сюда же относится способность вращать в воображении предмет в пространстве, видеть его в трехмерной перспективе и мысленно прокладывать маршрут на местности, изобилующей препятствиями. О том, как человек ориентируется в пространстве, какие подсказки он ищет, какие особенности архитектуры данного здания и «заботится» информационно-навигационная пешеходная система.
Цель статьи рассмотреть психологическое воздействие цвета на пешеходов в транспортной системе навигации.
Задачи: определить как воздействует цвет на пешеходов в транспортной системе навигации.
Удачно выбранный цвет – половина успешной деятельности. Воспринимаемое визуальное сообщение благодаря цвету оказывает более сильное эмоциональное воздействие на пешехода. Так, удачно подобранное цветовое решение в общем композиционном построении повышает его выразительность, образность, запоминаемость. Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики [2]. Так же необходимо учитывать уже имеющиеся фирменные цвета учебного заведения, принимать во внимание возраст и предпочтение зрителей и соответствовать деятельности организации. Важен выбор основных и дополнительных цветов (для вариации, предупреждения или акцентирования внимания на том или ином знаке), которые должны сочетаться и не вызывать негативных эмоций. Для цветового кодирования действует практическое правило: не более шести цветов, большее количество приводит к путанице. По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном и т.д.
Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия указательного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного – на 40%. Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных светофильтров. Несомненно, в список критериев выбора цвета добавятся эмоциональные особенности, психологические, физиологические и культурно-социальные факторы. Верным помощником при выборе будет справочник по колористике [4].
Желтый, оранжевый, красный, а также синий — применяются в дизайне навигации для пешеходов, как сигнальные цвета, они применяются для мгновенных важных сообщений (дорожный ремонт, опасность, предупреждение, муниципальная информация). Они «выжигают» среду, поэтому этими цветами следует пользоваться осмысленно.
Зеленый цвет с психологической точки зрения у граждан любой страны ассоциируется с растительностью, потому что часто встречается в городском озеленении [3].
Для привлечения внимание к участку и повышения бдительности применяют рябую раскраску.
Цветом можно заранее сообщить о типе информации и назначении носителя, но решающим всегда остается контекст.
В случае предупреждения об опасности цвет должен привлечь внимание раньше, чем человек прочтет текст.
Цветовые коды запоминаются и работают сильнее сопровождаемой информации. Недопустимо стилизовать один носитель под другой [1].
Избыточное количество цветов и оттенков путает пешехода и не несет никакой пользы. Человеку сложно запомнить и описать каждый цвет.
Следует помнить об универсальных сигнальных цветах и не смешивать их с навигацией.
Пешеходу не должно быть трудно в устной форме передать оттенки цветов и сообщить, в какой зоне он находится. Важно также помнить, что дети могут не знать цифр, но знают названия цветов.
Использовать в навигации одновременно несколько цветов без смысловой нагрузки не следует. Пешеход воспринимает их как декоративный прием, а не сообщение.
Носители со светлым фоном менее предпочтительны для уличной среды, так как сразу покрываются тегами или объявлениями [5].
Даже если носитель размещен на недоступной для вандалов высоте, он пачкается естественным образом.
Для снижения вандальной нагрузки подходит любые оттенки темного цвета. Они выдерживают воздействие среды, даже если носитель разместить близко к земле.
Фирменный стиль не должен смешиваться с навигационными указателями. Представим, что фирменный стиль аэропорта диктует дизайнеру использовать фиолетовый цвет как основной [7].
Пешеход отфильтрует такой носитель, перепутав с рекламным. К тому же возникает мысль, что это фирменный указатель авиакомпании.
Дизайнер живет знанием, что люди вокруг видят пространство так же, как он. Что функцию носителя распознают по стрелкам, иконкам, месторасположению, но это не так.
Цвет применяется как индекс характеризующий местонахождения. Это сокращает место на карте, заменяет текст или акцентирует фрагменты в слоях информации. В таких случаях лучше использовать комплиментарные цвета.
При этом грамотное использование цветовой навигации даже не проблема городского масштаба, а ориентации на всей территории нашей страны. Сложно найти множество достопримечательностей, просто не зная об их существовании, не говоря о том, что мы мало информируем иностранных путешественников. В нашей стране они оказываются в полном одиночестве, потому что для их самостоятельной ориентации ничего не предусмотрено [6].
Графическую часть системы ориентирования нужно начинать с разработки продуманной типографической системы, шрифтового и цветового инструментария. В европейской части страны забывают о её величине и многонациональности, мультиязычности. На разных территориях в ней вообще-то разговаривают на разных языках. Кое-где русского и английского, скорее всего, окажется мало, понадобится третий язык.
Система городской и страновой ориентации — это огромная, колоссальная задача. Она потребует реформы и законодательной, и управленческой, для её решения точно понадобится новая институция, которая бы исследовала, внедряла, поддерживала и развивала навигацию.
Выбор цветовой схемы для пешеходной навигации должен быть обусловлен несколькими причинами:
1. Схема должна быть контрастной для увеличения различимости;
2. Цвета должны деликатно встраиваться в архитектурно-пространственную среду города, не увеличивать количество визуального шума;
3. Цветовая схема не должна создавать проблем участникам дорожного движения, перекликаться с цветографическими схемами дорожных знаков (кроме 30 информационных) или светофоров (поэтому, в частности, не используются крас- ный и зеленый цвета);
4. Схема должна учитывать конструктивные особенности: темный фон панелей световых коробов не дает пятен засветки, в отличие от светлого;
5. Цветовая схема должна учитывать практическое использование — пыль и подтеки на темном (но не черном) фоне менее заметны, а значит, реже требуют обслуживания;
6. Цветовая схема должна иметь преемственность с культурно-историческими традициями оформления навигационных указателей.
Список литературы:
1.Буга П. Г., Шелков Ю. Д. Организация пешеходного движения в городах. — 45 М.: Стройиздат, 1980. — 232 с.
2.Бунин А. В. История градостроительного искусства. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 2013. — 533 с.
3.Васютинский Н. А. Золотая пропорция. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 238 с.
4.Вейль Г. Симметрия. — М.: Наука, 2018. — 192 с.
5.Велев П. С. Пешеходные пространства городских центров. — М.: Стройиз- дат, 1983. — 192 с.
6.Самара Т. Дизайн публикаций. Практикум. — М.: РИП-холдинг, 2016. — 237 с.
7.Сороко Э. М. Структурная гармония систем. — Минск: Наука и техника, 2014. — 254 с.
Оставить комментарий