Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 7(68)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): часть 1, часть 2
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ КАМЕННАЯ КАРТА (СХЕМА) НА GRAND PLAFOND В ПЕЩЕРЕ ROUFFIGNAC (ФРАНЦИЯ)
PALEOLITHIC STONE MAP (DIAGRAM) ON THE GRAND PLAFOND IN THE ROUFFIGNAC CAVE (FRANCE)
Vladislav Karelin
candidate of Technical Scinces, Senior Research Scientist, OJSC «VNIIMT»,
Russia, Ekaterinburg
АННОТАЦИЯ
В статье приведены результаты анализа комплекса палеолитических зооморфных изображений на Grand Plafond во французской пещере Rouffignac. Показано, что фигура мамонта символизировала понятие перевал из долины одной реки в другую, соседнюю, а изображения лошади, бизона и козерога отражали направление течения рек – северное, южное и западное соответственно. Фигуры животных служили древнему человеку своеобразными путеуказателями при передвижении в пространстве на большие расстояния. Установлено, что в целом комплекс изображений на Grand Plafond отображает реальную географическую местность и по сути является каменной картой (схемой) верховий р.Vezere.
ABSTRACT
The article describes the analysis results of the ensemble of Paleolithic zoomorphic pictures on the Grand Plafond in the French Rouffignac Cave. It is shown that the Mammoth symbolized a pass from the valley of one river to another neighboring valley and the pictures of a horse, bison, and a goat reflected the river flow direction – the northern, southern, and western, respectively. Animal figures were used by prehistoric people, travelling in space for a long distance, as a kind of path pointers. It is stated that the ensemble of pictures on the Grand Plafond represents a real region and actually is a stone map (diagram) of the upper reaches of the River Vezere.
Ключевые слова: пещера Rouffignac; Grand Plafond; палеолит; изображения животных; путеуказатели; мамонт; лошадь; бизон; козерог; каменная карта (схема); верховья р.Vezere.
Keywords: Rouffignac Cave, Grand Plafond, lithic age, animal representations, path pointers, mammoth, horse, bison, goat, stone map (diagram), upper reaches of the River Vezere.
В Западной Европе обнаружено более 300 мест с изображениями настенного палеолитического искусства. В пещерах Центрального массива во Франции найдены древние рисунки, гравировки, скульптуры. Высказаны более десятка гипотез о целях палеолитического искусства. Но ни одна их них не дает убедительного ответа на вопрос о его содержании. Основываясь на гипотезе, предложенной Leroi-Gourhan А. [12] и поддержанной Sauvet G. [15] о том, что древнейшие изображения в пещерах представляют собою четко оформленную коммуникационную систему, нами сформулирована гипотеза, в основу которой положена мысль о бесконтактном визуальном способе, используемом древним человеком, в форме зооморфных маркеров, путеуказателей передавать информацию об удобных путях перемещения в пространстве [1,2]. Человек палеолита изобрел визуальную систему, в которой ряд географических понятий (север, юг, перевал, каменное обнажение и т.п.) передавались рисуночными или графическими изображениями в виде фигур животных или знаков. Так, например, понятие перевал изображалось в виде мамонта, дорсальная линия которого от головы через резкое понижение до спины по подобию воспринималась древним человеком как перевал – понижение между двумя соседними вершинами. Изображение бизона с его горбом спины рассматривалось как дугообразная линия дневного движения солнца по небосклону и символизировало южное направление. Нижняя линия морды лошади, представляющая собою кривую линию в виде дуги, изгиб которой расположен в нижней части, отображала направление, противоположное линии движения солнца по небосводу – то есть северное направление. Со временем полные изображения стали упрощаться, оставляя только доминантную смысловую деталь изображения животного (у мамонта – голова с дорсальной линией, у бизона – голова с горбом спины, у лошади – голова) [6]. В дальнейшем рисуночные изображения животных были заменены на знаки, отражающие главную содержательную особенность рисунка животных. Таким образом, палеолитическое искусство возникло как потребность древнего человека бесконтактным визуальным способом в форме зооморфных маркеров передавать своим сородичам информацию об удобных путях перемещения в пространстве, а исчезло в результате упрощения и замены зооморфных изображений на знаковую систему.
Среди французских палеолитических изображений, пожалуй, самым грандиозным и эффектным является комплекс фигур на Grand Plafond de Rouffignac. В одной из больших полостей пещеры Rouffignac на ровном и обширном потолке изображены около семи десятков различных фигур: мамонты, лошади, бизоны, козероги и др. (см. рисунок 1). Опубликовано несколько [11,13,14] специальных статей, посвященных этому комплексу, в которых в основном приведены описания изображений.
Известны попытки пояснения организации изображений на Grand Plafond. Leroi-Gourhan А. [12] предложил сгруппировать центральные и периферийные изображения (см. рисунок 2а). Однако, такая группировка фигур не позволяет выстроить четкую общую идею всего комплекса изображений. Barriere C. [10] для лучшего понимания схемы расположения изображений на Grand Plafond фигуры заменил стрелками, что позволило ему сформировать схему в виде двух полукругов (см. рисунок 2b): полукруг лошадей и полукруг козерогов. Схема, предложенная Barriere C., является положительным шагом в направлении лучшего понимания организации комплекса фигур. Так, например, в схеме Barriere C. просматриваются группировки лошадь-мамонт и козерог-мамонт, расположенные в разных полукругах. Однако, и в схеме Barriere C. остался необъясненным вопрос о целенаправленном подчинении всех изображений единой тематической организации, единому сюжету с общим семантическим подходом.
Предложенная нами гипотеза о бесконтактной передаче информации о путях перемещения древнего человека в пространстве основана на следующих доводах. На Среднем и Южном Урале (Россия) в эпоху неолита древний человек использовал рисуночно-знаковую систему для передачи информации об удобных местах перехода из долины одной реки в другую, соседнюю [4]. В местах сближения русел двух соседних рек древний уралец на прибрежные скалы наносил знаки, в основном природной краской, передающие сведения о целесообразности перехода из одной реки в соседнюю именно в таком конкретном месте. На уральских скальных поверхностях до нашего времени сохранились такие древние изображения [8,9]. Среди них имеется буквально каменная «карта» с изображением верховьев р.Нейвы (Средний Урал, Россия) с указанием всех крутых поворотов долины реки и ее притоков [5]. В пещере Шульганташ (Капова пещера, Южный Урал, Россия) найдены палеолитические рисунки мамонтов, лошадей, носорогов и др. На примере одного из панно этой пещеры нами показано, что изображения животных играли информационную роль, указывая ориентиры, необходимые для правильного перемещения в пространстве [6]. Проведенный нами анализ показал, что между палеолитическим искусством в пещерах Франции, между палеолитическими рисунками в уральских пещерах и неолитическими изображениями на скалах уральских рек много общего: одинаковый состав бестиария, аналогичная техника нанесения изображений, однотипный выбор материалов и плоскостей для зарисовки фигур и др. На основании вышеизложенного можно предположить, что в палеолите и неолите были одинаковые цели и сюжеты комплексов древних изображений, а именно: набор фигур содержал информацию, в виде маркеров облегчающую переход из бассейна одной реки в систему другой, соседней реки. Такая гипотеза подтвердилась при тщательном анализе изображений на Grand Plafond.
В начале нашего анализа было принято положение о том, что система, представленная фигурами Grand Plafond, передает информацию о переходах в северном направлении из долины р.Vezere в долину р.Vienna. Такое соображение подкреплялось расположением фигур мамонтов в виде цепочки, «разорванной» в средней части: ряд фигур мамонтов характеризовал водораздельный гребень с серией перевальных седловин. Цель такого перехода древним человеком в северном направлении пока нам остается недостаточно ясной. Можно высказать предположение о том, что палеолитический человек хотел далее продолжить путь на север из долины р.Vienna и, перейдя в долину р.Cher, добраться до р.Loire.
На рисунке 3 представлена генерализованная схема речной сети верхней части р.Vezere совместно с соседними реками. Такая схема существенно генерализована, так как на ней было необходимо на небольшой площади листа бумаги отобразить большие реальные пространства. Тем не менее такая генерализованная схема дает четкое представление о взаиморасположении рек на совместном пространстве соседних бассейнов рек Vezere и Vienna, что помогает лучшему пониманию расположения изображений на Grand Plafond. Анализ такой схемы показал, что она имеет любопытные особенности, позволяющие выделить несколько характерных участков. На первом из них истоки правых притоков р.Vezere невысоким узким гребнем отделены от верховьев левых притоков р.Auvezere, в верховьях текущей примерно в южном направлении, то есть практически параллельно течению р.Vezere. Таким образом, такие пути не позволяют продвинуться на север из верховьев р.Vezere. На следующем участке располагаются верховья рек: от р.Forges с притоком Piquette до истоков р.Bradascou. Из верховьев этих рек, преодолев перевальные седловины, пути ведут в истоки рек Petit Briance, Fournaud, Perche-Oisseau, имеющих направления течения на запад или близкие к западному. На участке 3 находятся верховья правых притоков р.Soudaine (правого притока р.Vezere). Из верховьев этих рек, преодолев низкий водораздел, можно попасть в истоки левых притоков р.Combade, имеющей в верховьях западное направление течения. Самой восточной частью участка 3 являются истоки р.Combade. На следующем участке 4 правые притоки р.Vezere (Vert, Vezerou, Marcy и др.) в верховьях подходят к перевальным седловинам, с которых в северном направлении стекают непосредственно левые притоки р.Vienna (Menoueix, Mey, Monteil и др.). Наконец на участке 5 все правые безымянные притоки р.Vezere приводят к перевалам, на противоположных склонах которых лежат верховья рек, несущих свои воды в реки, текущие в конечном итоге в южном направлении (Sirieix, Sauviat, Diege, Triouzoune, Dore и др.).
Таким образом, для непосредственного перехода в северном направлении из верховьев р.Vezere в долину р.Vienna наиболее удобны правые притоки р.Vezere на участке 4. Перечисленные выше особенности речной сети в районах, расположенных между бассейнами рек Vezere и Vienna, удивительно точно отражаются фигурами на Grand Plafond.
Предварительно сделаем три замечания. Среди фигур на Grand Plafond представлены козероги. Логика наших представлений о направлениях передвижений позволяет принять, что козерог символизировал западное направление или близкое к нему. Фигуру мамонта далее будем рассматривать как синоним понятия «перевал» в расширительном смысле, включая в это понятие и верховья реки, стекающей с этого «перевала» после его преодоления. В целом комплекс фигур на Grand Plafond будем рассматривать как рисунок на листе бумаги, на котором козероги и лошади расположены в верхней части рисунка.
Для более удобного сопоставления комплекса фигур Grand Plafond с современной географической картой проведем некоторую трансформацию этого комплекса. Повернем все панно на 180 градусов относительно вертикальной оси, проходящей через его середину, фиксируемую серединой трех козерогов, расположенных в верхней части рисунка 1. Далее отметим, что ограниченная площадь Grand Plafond не позволяла изобразить две ветви фигур мамонтов в соответствии с природным взаиморасположением реальных участков водораздела в верховьях р.Vezerе. Поэтому на панно Grand Plafond эти ветви фигур мамонтов были приближены друг к другу. Учитывая сказанное, развернем указанные ветви изображений мамонтов на некоторый угол, соответствующий участкам реальной водораздельной линии в верховьях р. Vezere. В итоге трансформированное положение фигур представлено на рисунке 4.
Прежде всего, отметит тот факт, что фигуры животных, символизирующих западное (козероги) и северное (лошади) направления, располагаются главным образом на внешней стороне водораздела. Это указывает на то, что такие направления соответствуют верховьям рек, стекающих с перевальных седловин после их преодоления, а подъем на перевалы проходит из верховьев рек бассейна р.Vezere, на что также указывают две фигуры бизонов, расположенных в средней части панно. Для удобства сопоставления изображений на Grand Plafond с современной гидрографической сетью на рисунке 4 условно показаны верховья рек с их названиями.
На левом краю цепочки изображений находятся две сопряженные фигуры (мамонт и бизон), символизирующие перевал и южное направление течения реки, стекающей с него. Реально такой изобразительный мотив пути из правого притока р.Forges, пройдя перевал, приводит в верховья р.Auvezere, текущей на юг.
Рядом на панно изображены два козерога, тела которых соединены между собой и имеют общее направление, что символизирует западное направление течения реки и ее значительную длину (удвоение фигуры), а также четыре мамонта, характеризующих на местности четыре перевала. Все эти фигуры соответствуют р.Petit Briance, в верховьях которой расположены реально действительно четыре перевала, ведущих из верховий р.Forges и ее притока р.Piquette. Здесь следует отметить, что направление «движения» козерогов (от передних к задним ногам) не соответствует западному течению реки. Этот факт свидетельствует о том, что палеолитический человек изображал фигуры козерога, не учитывая конкретное географическое направление течения реки, которое отображалось на семантическом, а не изобразительном уровне. Аналогичная ситуация наблюдается и на участке панно, где изображено несколько фигур лошадей.
Рядом на линии водораздела изображен мамонт (перевал) и два козерога (западное направление), совмещенных друг с другом таким образом, что их головы направлены в разные стороны. Этот прием отражает два истока одной реки, оба которых имеют примерно западное направление. Такая ситуация имеет реальность в верховьях р.Fournaud. А на перевалы (фигура мамонта) путь ведет из верховьев р.Ganoveix. Ниже этих фигур находится изображение с двумя головами каких-то животных, которые пока не поддаются конкретному осмыслению.
Далее на панно находится мамонт (перевал) и козерог (западное направление течения реки). Такой перевал на местности расположен в истоках р.Bradascou (правый приток р.Vezere). А с этого перевала в западном направлении стекают воды р.Perche Oissou. Ниже обсуждаемого мамонта изображен носорог, который символизирует гору, доминирующую в рассматриваемом районе. Такая гора на местности расположена в истоках р. Bradascou и имеет современное название Mont Gargan (731 м). Она действительно существенно возвышается над истоками окружающих ее рек и является прекрасным ориентиром продолговатой формы.
Затем на панно находятся три козерога, выстроившиеся в ряд. При этом левый козерог направлен в одну сторону, а два правых – в другую сторону. Такой мотив отражает конкретную ситуацию. За перевалом, фиксируемым фигурой мамонта, расположенного ниже крайнего правого козерога, находится широтный участок долины р.Combade. Здесь эта река имеет три относительно больших левых притока (и несколько малых). Два из них имеют примерно западное направление течения (два правых козерога). А третий левый приток в своих верховьях имеет восточное направление течения, а потом резко поворачивает и впадает в р.Combade. Этот третий левый приток фиксируется на панно левым козерогом с направлением «движения» прямо противоположным по сравнению с двумя правыми козерогами.
Далее на панно находятся две группы мамонтов и пять фигур лошадей, фиксирующих северное направление течения рек. Все эти фигуры находят соответствия на местности. Левая, самая большая, лошадь символизирует левый приток р.Vienne – р.Menouex, текущей на север. Истоки этой реки близко подходят к верховьям рек Vert и Mazaud. Перевальные участки между этими реками и р.Menouex фиксируются на панно двумя соседствующими мамонтами. Один из них, самый крупный по размеру, передает информацию о предпочтительности передвижения именно по этому перевалу.Ниже самой крупной лошади находится носорог,символизирующий какую-то высокую гору, которую пока не удается идентифицировать на местности. Слева от этого носорога расположена фигура мамонта, которая символизирует перевал (водораздел) между р.Vezere и р.Soudaine. Далее на панно изображены группы мамонтов (перевалы), в окружении которых находится лошадь (река северного направления). Необходимо отметить, что на этом участке местности реально находится в два раза большее количество перевалов по сравнению с числом мамонтов, изображенных на панно. Поэтому на этом участке на рисунке 4 указано условное положение конкретных рек. Весьма существенно другое: лошадь, находящаяся в окружении мамонтов, отображает реалию. Один из левых притоков р.Montail заходит далеко на юг, располагаясь между двумя истоками р.Gane Nerge. Положение еще двух лошадей отражает реки Monteil и Chamboux,( левых притоков р.Vienna), текущих к северу. Ниже крайней правой лошади на панно изображены мамонт и два козерога, совмещенных друг с другом, головы которых направлены в разные стороны. Эта фигура находит отражение на местности. В верховьях р.Marcy располагаются два ее истока – реки Battus и Billoux. Обе реки в своих верховьях имеют примерно западное усредненное направление течения, что и отражено на панно фигурой двух совмещенных козерогов. К тому же и у самой р.Marcy направление течения приближается к западному. Из р.Billoux через перевал (мамонт) путь ведет на р.Chamboux, текущую в северном направлении, отображаемому на панно лошадью.
Наконец, на правом фланге панно находится группа фигур, состоящая из трех мамонтов, одного бизона и трех фигур трудно идентифицируемого животного, похожего на бизона, но по форме спины и головы, отличающегося от бизона. Изобразительный мотив, состоящий из крайнего правого мамонта и бизона, символизирует реку, текущую с перевала на юг, чему предположительно соответствует на местности р.Cloup, несущая свои воды действительно в южном направлении. Можно предположить, что фигуры непонятных животных соответствуют рекам Sauviat, Sirieix, Triuzoune, текущих с перевалов сначала в направлении близком к восточному и затем впадающих в р.Diege, которая имеет южное направление течения. Такая группа фигур на панно соответствует реалиям речной сети, расположенной в истоках р.Vezere, и символизирует пути после преодоления перевалов только в южном направлении, исключая возможность движения на север.
Дополнительно отметим, что на панно Grand Plafond имеются три боковых ответвления фигур с небольшим количеством изображений (от 2 до 5 штук), которые в настоящей статье временно не поясняются.
Следует обратить внимание читателя на тот факт, что большинство левых притоков р.Vienna в ее верховьях в своих названиях содержат согласную букву М, что весьма симптоматично и объясняется следующим образом. В глубокой древности человек каменного века осваивал земные пространства, передвигаясь по рекам. Со временем у него появилась необходимость каким-то образом именовать реки. И тогда древний человек изобрел буквы и соответствующими звуками отображал их значение. Согласные буквы символизировали определенные отличительные признаки абриса реки в плане. А гласные буквы характеризовали генерализованное направление течения реки от истока к устью. При этом каждая буква имела свою собственную семантику (подробнее см.нашу книгу [7]). Среди согласных букв особую, весьма характерную и обширную семантику имела согласная буква М, которая символизировала комплексное понятие двух соседних рек, расположенных по сторонам общего перевального участка. Согласная буква М использовалась для номинации рек, по которым можно было удобно «ходить, двигаться» через перевальный участок. При рассмотрении перевального участка и рек, стекающих с него, в верховьях рек Vezere и Vienna, видно, что на этом участке крупные левые притоки р.Vienna имеют северное направление течения (или близкое к нему) и содержат в своих названиях согласную букву М (Mey, Monteil, Chamboux, Maisons и др.). В некоторых случаях верховые развилки истоков левых притоков р.Vienna и правых притоков р.Vezere расположены попарно на общих перевальных участках (Marcy-Chamboux, Mazaud-Menoueix) и в своих названиях имеют согласную букву М, что характеризует возможность удобного пути при прохождении по этим рекам и через перевал, расположенный между их верховьями. Таким образом, сохранившиеся древние названия указанных рек соответствуют семантике палеолитических изображений мамонта и северного направления в виде изображения лошади. По таким рекам и через такие перевальные участки было удобно переходить в северном направлении из верховьев р.Vezere в верховья р.Vienna. В других случаях ряд рек, стекающих с водораздела в верховьях р.Vezere в своих названиях имеют согласную букву Ф (Forges, Faines, Fournaud и др.), которая имеет древнюю семантику – «очень плохая река». Направления течения в верховьях таких рек, расположенных после преодоления водораздела, близко к западному, изображаемому на Grand Plafond фигурами козерогов, в сочетании с изображениями мамонтов или без последних. Такие направления значительно отличаются от северного направления, желаемого для древнего человека в его перемещении с юга на север. Поэтому реки западного направления были не удобны дял перехода. Именно поэтому в их названия была включена «негативная» согласная буква Ф. Даже подъем по таким рекам на водораздел из верховьев р.Vezere не рекомендовался самим названием рек (Forges, Faines и др.).
Таким образом, по сути своей комплекс фигур Grand Plafond de Rouffignac является своеобразной палеолитической картой (схемой) речной сети и водораздельной линии с перевалами в верховьях р.Vezere. На ней перевалы обозначены изображениями мамонтов, а направления течения рек, стекающих с перевалов после их преодоления, отражены фигурами лошадей, бизонов, козерогов. В итоге можно сказать, что на такой карте (схеме) фигуры животных играют роль маркеров, путеуказателей, облегчающих человеку выбор целесообразного пути при передвижении в пространстве (при переходе из верховьев р.Vezere в речной бассейн р.Vienna).
В заключении автор выражает благодарность Н.Антипину за участие в совместном обследовании на местности верховьев р.Vezere и трансформацию рисунка панно Grand Plafond, а также Don Hitchcock за предоставление копии статьи по пещерному искусству и Д.Артову за помощь в оформлении статьи, Д.Мехрякову за помощь в оформлении рисунков.
Рисунок 1. Расположение изображений на Grand Plafond (фото Barrire С., 1980; трансляция Don Htchcock)
2а - Leroi-Gourhan A. 2b – Barriere C., 1980
(фото Sieveking, 1979)
Рисунок 2. Обобщенное расположение изображений на Grand Plafond
Рисунок 3. Генерализованная схема речной сети верховьев р.Vezere
Рисунок 4. Трансформированный комплекс изображений на Grand Plafond
Список литературы:
- Карелин В.Г. Природная путеуказательная гипотеза возникновения палеолитического искусства // Научная дискуссия: Вопросы социологи, политологии, философии, истории. – 2014. - №5. – с.14-18.
- Карелин В.Г. Зооморфная символика в изобразительной системе ориентации в пространстве палеолитического человека в Западной Европе// Инновации в науке. – 2015. - №7. – с.86-92.
- Карелин В.Г. Трансформация символического понятия «перевал» в изобразительном восприятии палеолитического человека // Научная дискуссия: Вопросы социологии, политологии, философии, истории. – 2014. - №12. – с.46-50.
- Карелин В.Г. Путеводная гипотеза семантики уральских писаниц // Наскальное искусство в современном обществе. – т.2. – Кемерово. – 2011. – с.37-44.
- Карелин В.Г. Каменная «картосхема» верховьев реки Нейвы: сб. ст. Девятые Татищевские чтения. – Екатеринбург, 2012. – с.329-334.
- Карелин В.Г. Загадки рисунков в пещере Шульганташ // Уральский следопыт. – 2016. - №2. – с.24-29.
- Карелин В.Г. Философия букв. – Екатеринбург. – 2007.
- Широков В.Н. Уральские писаницы. Южный Урал. – Екатеринбург. – 2009.
- Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Наскальные изображения Северного и Южного Урала. – Екатеринбург. – 2011.
- Barriere C. Le Grand Plafond de Rouffignac // Bulletin de la Societe prehistorique francaise. – 1980. – t.77. – №9. – pp.269-278.
- Barriere C. L'art parietal de Rouffignac. – Paris-Picard-Fondation Singer. – Polignac. – 1982. – 208p.
- Leroi-Gourham A. L'art parietal. Langage de la prehistoire. – Grenoble, 1992.
- Nougier L.-R., Robert R. Rouffignac. – Florece, Sansoni. – 1959. – 79 p.
- Plassard F., Plassard J. Figures inedites de la grotte de Roufignac // Gallia prehistoire. – t.42. – 2000. – pp.85-106.
- Sauvet G. La communication grafique paleolithique // Antrologie. – 1988. – t.92. - №1. –pp.3-15.
Оставить комментарий