Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 7(68)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): часть 1, часть 2
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ А.Н. БЕРШТАМА В ФОНДАХ АН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
THE SCIENTIFIC HERITAGE OF A.N.BERSTAM IN THE ACADEMY OF SCIENCES FOUNDATIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Muratbek Kozhobekov
аssociated Professor of the History Sciences, Kyrgyz-Turkish Manas University,
Kyrgyzstan, Bishkek
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется рукописное наследие А. Н. Бернштама, хранящиеся в Отделе рукописей Академии наук Кыргызстана. Материалы выдающегося ученого в фондах рукописей собраны в годы работы А. Н. Бернштама в стенах Академии наук Кыргызстана. Рукописное наследие ученого многогранно и охватывает всех археологических экспедиций организованных им же по территории Средней Азии и Казахстана, а также имеются материалы касающееся вопросам этногенеза и этнической истории кыргызского народа. Даже эта часть научного наследия выдающегося ученого востоковеда, археолога показывают разносторонний научный интерес неутомимого исследователя древней и средневековой истории Центральной Азии.
ABSTRACT
The article analyzes the manuscript heritage of A. N. Bernshtam, whıch werestored in the Department of Manuscripts at the KyrgyzAcademy of Sciences. Into the collection of manuscripts of the outstanding scientist A.N. Bernshtam were gathered works and materials of the years when he worked in the Kyrgyz Academy of Sciences. The manuscript heritage of the scientist is multifaceted and covers within all archeological expeditions which were organized by him on the territory of Central Asia and Kazakhstan, as well as there are materials concerning ethno-genesis and ethnic history of the Kyrgyz people. Even exact this part of the scientific heritage of the outstanding scientist, orientalist and archeologist shows the diverse scientific interest of the indefatigable researcher of the ancient and medieval history of Central Asia.
Ключевые слова: Бернштам А. Н., археология, Кыргызстан, этногенез кыргызского народа, этническая история, востоковед.
Keywords: Bernshtam A. N, archeology, Kyrgyzstan, ethno-genesis of the Kyrgyz people, ethnic history, orientalist.
Научный интерес выдающегося историка-археолога, этнографа и востоковеда Александра Натановича Бернштама охватывал историю степного населения Центральной Азии, начиная от хунну и до исторических личностей Кыргызстана в XIX веке. В соответствии разработки различных сложных исторических проблем, интерес к научному наследию А. Н. Бернштама всегда был и все больше возрастает [16, 17, 21, 26, 27].
Труды Александра Натановича Бернштама, хранящиеся в Отделе рукописей АН Кыргызской Республики, представлены 19 работами, отражающими разнообразные научные интересы выдающегося ученого, специалиста по истории, археологии и этнографии народов Средней Азии. В основном они отражают исследования по археологии Центральной Азии, этногенеза и этнической проблемы кыргызского народа. Одна из таких работ А. Н. Бернштама входит во второй том «Трудов Семиреченской археологической экспедиции» - «Чуйская долина» [27]. Семиреченская экспедицию была организована при поддержке Комитета наук Кыргызской ССР с целью разведки археологические памятники в Кыргызстане по верхнему течению р. Талас и по р. Чуй. Основу данной работы составляют извлечения из полевых дневников, характеристик памятников и описания находок, собранных за четыре экспедиционных сезона (1938-1941). А. Н. Бернштамом написаны введение, 1 и 2 главы I части, 2 гава II части, а также заключение «Трудов» [11] в Семиреченской археологической экспедиции, которые явились как бы продолжением источниковедческой работы по исторической топографии акад. В. В. Бартольда, посетившего этот край в 1893-1894 гг. [3].
Как отмечено во введении, центральной темой работ 1938-1940 гг. были памятники древности в Чуйской долине: изучение исторической топографии и раскопки поселений в крупном масштабе проведенные на руинах Красной Речки и Ак-Бешима площадь которых превышает 30 га. В результате проведенных исследований А. Н. Бернштам отождествлял первый памятник со средневековым городом Сарыг, а второй сопоставил со столицей караханидов – с городом Баласагуном [11].
Примечателен тот факт, что маршрут экспедиции проходил по руинам средневековых городов Чуйской долины, отмеченных средневековыми авторами. Восточные авторы – Абдалах ибн Хордадбех (IX в.), Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (IX-X вв.), Кудама ибн Джафар (X в.), Мухаммад ибн Ахмед ал-Мукаддаси (X в.), Махмуд аль Кашгари (XI в.) и др. – упоминали города Семиречья, которые привлекли внимание широкого круга исследователей в плане локализации городищ Чуйской долины. Исходным объектом археологических изысканий А. Н. Бернштама были городище Ак-Бешим, вызвавшее интерес ученых-востоковедов и археологов своими внушительными размерами. В свое время В. В. Бартольд отметил возможность идентификации городище Ак-Бешим со средневековым городом Баласагуном. А. Н. Бернштам также вслед за ним, по характерным признакам согдийского, тюркского и каракитайского культурных пластов Ак-Бешима приходит к аналогичному заключению. По мнению ученого рядом находящиеся городище Бурана является составной частью Баласагуна, его рабатом. В отождествлении средневековых городов восточной части Чуйской долины А. Н. Бернштам допускает ряд неточностей. Ошибочно считая упомянутое средневековыми авторами Кудамой и Хордадбехом «селение тюркского хакана» Баласагуном (по их сообщению, от Сарыга до этого селения 4 фарсаха [14], А. Н. Бернштам городище Красная Речка отождествлял с Сарыгом (а Сарыг – с Урду), Орловку – с Невакетом [11]. По материалам археологической экспедиции 1939 г. Новороссийское городище локализовано с Суябом [11].
Последние изыскания археологов дают возможность по-другому увидеть расположение средневековых городов. В первую очередь это касается столицы государства Караханидов – Баласагуна. Результаты археологических, нумизматических и эпиграфических исследований ученых все больше склоняет чашу весов в пользу отождествления городище Бурана со средневековым городом Баласагуном [2, 20, 22, 24]. Известно, что Махмуд Кашгари называл «занби – «сверчок», Занби-арт название горного прохода между Кужңар-Баши и Баласагун» [22]. А. Н. Бернштам топоним Кужңар-Баши ошибочно принимал за Канджангар-Баши и локализовал его с развалинами крепости Шырбакбек [10]. Еще свое время академик В. В, Бартольд Занби-арт отождествлял с перевалом Шамшы, а Кочнар-Баши предполагал искать в верховьях р.Кочкор [3]. Сведения Махмуда Кашгари, объективно отражающие историческую топонимику местности, являются свидетельством тождественности Бураны и Баласагуна.
Развитие современной археологии позволило критически отнестись к концепции А. Н. Берштама по локализации Суяба и Кранореченского городища, к отождествлению Сарыга с Урду и «селения тюрксокго хакана» - с Баласагуном. На наш взгляд, более точную локализацию средневековых городов восточной части Чуйской долины дал археолог К. М. Байпаков [2].
Семиреченсксая археологическая экспедиция в 1940 г. произвела разведочные шурфовки и на развалинах городищ в западной части Чуйской долины, отмеченные в трудах арабо-персидских авторов. Так, А. Н. Бернштам отождествляет средневековой город Ашпара с городищем того же названия, нахадящимся на границе Казахстана с Кыргызстаном недалеко о с Чалдовар; расположенный в 8 фарсах от Ашпары Нузкет – с городищем Шиш-Тёбё (около г. Кара-Балта); находящийся от Нузкета в 4 фарсахах Харран-джуван – с Чон-Тёрткюлем (на правом берегу р. Аксу), город Джуль – с развалинами Чала-Казак [27], что соответствует маршрутным данным письменных истончников IX-XII вв. и укладывается в общую систему средневековых городов Семиречья. В рамках данной экспедиции А. Н. Бернштам исследовал историю ранних кочевников Семиречья начиная с III в. до н.э. по IIв. н.э. Сопоставляя данные письменных источников с материалами археологических раскопок, ученый обогатил кочевую культуру данного региона. Путем археологических исследований и сопоставления их данных письменными источниками А. Н. Бернштам воссоздал культуру различных племен, населявших современную территорию Кыргызстана, их общественный строй, хозяйственный уклад и т.д.
Основным занятием кочевников было скотоводство; они торговали с Китаем, Согдианой, воевали с соседними племенами. Значительное место в хозяйстве кочевников Семиречья занимало ремесло. Результаты раскопок курганов позволили определить виды ремесел кочевников – они занимались гончарным делом, изготовлением изделий из дерева, кожи, кости, металла и др.
Экспедицией установлено, что кочевники к III в. до н.э. умели изготавливать железные предметы – различные виды оружия и доспехи, необходимые для ведения военных действий. Военная сила кочевых племен использовались и в мирных целях, для сопровождения торговых караванов. Кочевники активно участвовали в торговых отношениях со странами Востока и Европы. Материал, состоящий из китайских вещей (шелк, предметы роскоши из дерева и лака, столики, чащи и т.д.), предметы происходящие из Согда, и другие свидетельствуют о существовании торговли у кочевых народов.
Вторая часть рукописи называется «Археологический надзор на трассе строительства Большого Чуйского канала в 1941 году». С самого начало Великой Отечественной войны ученый вел археологический надзор по трассе пролегания строительства Большого Чуйского канала. В рукописи А. Н. Бернштам дает предварительный очерк о новых археологических находках, начиная II тыс. до н.э. до XV в.н.э., собранных на трассе канала. Несмотря на сжатость обзора обширного материала, А. Н. Бернштаму удалось наметить общие тенденции, учесть своеобразие каждого исторического этапа развития культуры различных народов и племен в строгом хронологическом порядке. Аналогичная рукописная работа А. Н. Бернштама «Историко-культурное прошлое Северной Киргизии по материалам Большого Чуйского канала» хранится в Отделе рукописей АН КР [6].
Работа А. Н. Бернштама «Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Фергано-Алая» была написана «на основе полевых исследований 1941 г. И 1944-1948 гг., сборов оригинального археологического материала в результате археологических разведок и раскопок, его обработки и изучения в связи с данными письменных источников». Эта рукопись также храниться в Отделе рукписей [11].
Экспедициями тех лет были исследованы новые археологические районы – Арпа, Аксай, Ак-Талаа и труднодоступные районы Памира и Алая. Хронологические рамки обнаруженных памятников охватывают период со II тыс. до н.э. до – XIX в.н.э. А. Н. Бернштам освещает вопросы историко-культурного прошлого древних обитателей Тянь-Шаня и Фергано-Алая, дает их этническую классификацию в строгом хронологическом порядке. При этом добытый материал рассматривается в совокупности с данными письменных источников.
Данный рукописный вариант (1949 г.) существенно отличается от изданной работы в томе «Материалы и исследования по археологии СССР» (№ 26, М.; Л., 1952). Хотя оба варианта состоят из трех частей, но в отличие от монографии рукопись, которя имеет еще одну III часть, называется она «Роль племен и народов Тянь-Шаня и Фергано-Алая в истории Средней Азии».
Первая часть рукописи состоит из двух глав и девяти параграфов, а монографии – из трех глав и 23 параграфов; вторая часть рукописи состоит из четырех глав и 12 параграфов, а монография – соответственно из четырех глав и 19 параграфов. Таким образом, более ранний рукописный варрант является менее полным, но в то же время отдельные главы рукописи не включены А. Н. Бернштамом в основной труд, например, гл. VI, § 4 «Мавзолей Шах Фазиль « и гл. XI «Эпос Манас и появление киргизов в древности на территории Тянь-Шанев IX-XI вв.» [14].
Эпосу «Манас» была посвящена статья А. Н. Бернштама «К 1100-летнему юбилею эпоса «Манас» [8]).
В фондах Отдела рукописей хранятся неопубликованные труды А. Н. Бернштама – «История киргизского народа и Киргизстана» [7], выполненная как специальный курс для студентов высших учебных заведений и польностью составленная А. Н. Бернштамом первая часть макета «Истории Киргизской ССР» [5], где комплексно освящена история кыргызского народа и Кыргызстана. Настоящая редакция рукописи кардинально отличается от первоначального варианта не только структурой, но и объективностью исследовательского подхода к разным, но в то время органично связанным проблемам, каковыми являются этногенез, этническая история кыргызского народа и история Кыргызстана.
Долгие годы в кыргызоведческой историографии доминировало механическое деление этнической истории кыргызов на автохтонность и чистое переселение енисейских кыргызов, т.е. уже сложившегося народа, на Тянь-Шань. Эта концепция представляется необоснованной и научно несостоятельной. К числу авторов, отсаивающих ее, относят и А. Н. Бернштама. В ответ на критику, содержащую в работе кандидата филологических наук Г. А. Самарина «Против буржуазного космополитизма в манасоведении» [25]. А. Н. Бернштам в письме Ученому совету ИЯЛИ КирФАН «Политическая безответственность и фальсификация вместо партийной критики» указывал, основываясь на материалах героического эпоса «Манас», что «в составе кыргызского эпоса имеются сюжеты легенд и преданий тех древних племен, которые вошли в этногенез кыргызского народа, т.е. племен Южной Сбири и Средней Азии» [10].
Анализ вышедших академических изданий «Истории Киргизской ССР», а также неопубликованный макет рукописи А. Н. Бернштама наводят на мысль, что изучение истории кыргызского народа должна органически включать и анализ этнических процессов, происходивших в Центральной Азии. Именно такой подход составляет основу макета А. Н. Бернштама. Из шести глав «Истории Киргизской ССР» пятьт из них посвящены параллельному изучению истории кыргызского народа и истории племенных союзов, государственных объединений, существующих на территории Кыргызстана.
Рукопись докторской диссертации А. Н. Бернштама «История кыргыз и Киргизстана с древнейших времен до монгольского завоевания» хранится в Отделе рукописей [9]. Квалификационную исследованию ученый завершил находясь в Кыргызстане и защитил ее 24 августа 1942 г. в Ташкенте на заседании Ученого совета Института истории АН СССР. Основываясь на сообщении китайского источника, что «хакасы есть древнее государство цзянькунь» [4] А.Н. Бернштам считал их автохтонными жителями Енисей. Основное место в исследовании отведено концепции переселения кыргызов с Енисея на Тянь-Шань, начавшегося с середины I века до н.э. и продолжавшегося в течение почти двух тысячилетий. Поэтому, здесь уместно уточнить тот факт, что в первом томе «История Киргизской ССР» не совсем точно изложена точка зрения А. Н. Бернштама на этногенез кыргызов: будто ученый «как бы объединяет ранее существовавшие гипотезы, видоизменяя их с добавлением нескольких этапов перемещения древних племен Центральной Азии на Тянь-Шань» [19].
Как известно, одним сторонников теории раннего проникновения енисейских кыргызов на Тянь-Шань в составе усуньского союза был Н. А. Аристов [1]. А. Н. Бернштам, развивая дальше гипотезу Н. А. Аристова, основанную на этнографических данных, связывает раннее проникновения енисейских кыргызов на Тянь-Шань непосредственно с военным походом гуннского шаньюя Чжи-чжи в I веке до н.э. на северо-западные племена, подкрепляя свою точку зрения с китайскими источниками.
Несмотря на проблематичность первого положения, выделяемый А. Н. Берштамом второй этап переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань, охватывающий VIII-X вв. н.э., обоснован данными восточных письменных источников, а также подтвержден археологическими, эпиграфическими и фольклорными материалами. Заключение А. Н. Бернштама о массовом переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань в IX-X вв., впоследствии составивших кыргызскую этническую группу и окончательно возобладавшую в после монгольский период, несомненно имеет важное значение в концепции по этногенезу и этапов этнической истории кыргызского народа.
Список литературы:
- Аристов Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов ,ольшой Орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований. – Живая старин. – Вып. III, IV. – СПб., 1894. – С. 391-486. (450-451, 462).
- Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстан и Семиречья (VI-нач. XIII). Алма-Ата, 1986. – С. 45.
- Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью.1893-1894 гг. – Соч. IV. – М., 1966. – С. 57.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч.1. – М.–Л., 1950. – С. 350.
- Бернштам А. Н. Истории Киргизской ССР. – Инв. № 87. – Фрунзе, 1946. – Ч. I. – 247 с.
- Бернштам А. Н. Историко-культурное прошлое Северной Киргизии по материалам Большого Чуйского канала. Инв. № 113. – 130 с.
- Бернштам А. Н. История киргизского народа и Киргизстана. – Инв. № 116. – Фрунзе, 1944. – 247 с.
- Бернштам А. Н. К 1100-летнему юбилею эпоса «Манас». – 1947. – 8 с.
- Бернштам А. Н. История кыргыз и Киргизстана с древнейших времен до монгольского завоевания. – Инв. № 129. – Фрунзе, 1942. – 334 с.
- Бернштам А. Н. Политическая безответственность и фальсификация вместо партийной критики. – Инв. № 1067. – С. 9.
- Бернштам А. Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Фергано-Алая. – Инв. № 1363. – С. 57.
- Бернштам А. Н. Введение; ч. I, гл. I, III; ч. II, введение, гл. II; заключение // Труды Семиреченской археологической экспедиции. Чуйская долина. М.; Л., 1950 (МИА. № 14). – 27, 49-51.
- Бернштам А. Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. М.; Л., 1952 (МИА. № 26).
- Бернштам А.Н. О появлении киргизов на Тянь-Шане в IX-X вв. //Cоветское востоковедение. - 1956. № 4. - Т4. - С. 118-125
- Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине р. Талас и смежных районах // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз ССР.Т.8. Алма-Ата, 1960. С. 72-92.
- Горбунова Н. Г. А. Н. Бернштам — исследователь древних культур Средней Азии // Из истории и археологии древнего Тянь-Шаня. Бишкек, 1995. – С. 5.
- ЗаднепровскийЮ. А. Александр Натанович Бернштам // КСИИМК. 1960. Вып. 80. С. 58.
- Заднепровский Ю. А., Подольский А. Г. Александр Натанович Бернштам. К 70-летию со дня рождения // НАА. 1981. № 2. С. 161–168.
- История Киргизской ССР. – Т.1. – Фрунзе, 1984. – С. 12, 50.
- Кочнев Б. Д. Монетный чекан Куз Орду – Баласагуна (XI в.) // Красная Речка и Бурана (Материалы и исследований Киргизской археологической экспедиции). – Фрунзе, 1989.
- Массон В. М. Александр Натанович Бернштам из плеяды первопроходцев среднеазиатской археологии (к 90-летию со дня рождения) // АВ. 2002. № 9. С. 279–281.
- Массон М. Е., Горячева В. Д. Историография изучения городища и его архитектурных памятников. – Фрунзе, 1985.
- Махмуд ал-Кашгари. Диван Луга тат-Турк / Перевод, предисловие и кооментарии З. А. Ауэзовой. – Алматы, 2005. – С. 1070.
- Настич В. Н. К эпиграфической истории Баласагуна (Анализ изданных надписей и новые находки) // Красная Речка и Бурана (Материалы и исследований Киргизской археологической экспедиции). – Фрунзе, 1989.
- Самарин Г. А. Против буржуазного космополитизма в манасоведении //Сов. Киргизия, 1949. – № 66. – 5 апр.
- Ставиский Б. Я. А. Н. Бернштам и изучение буддийских памятников Средней Азии // Из истории и археологии древнего Тянь-Шаня. Бишкек, 1995. С. 176–183.
- Толстов С. П. Александр Натанович Бернштам // СЭ. 1957. № 1. С. 178–180.
- Труды Семиреченской археологической экспедиции. Чуйская долина. Том. II. Чуйская долина (Материалы и исследования) /Составлены под общей редакцией А. Н. Бернштама. – Л., 1947. – С. 25, 30-58.
Оставить комментарий