Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 2(63)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Гончарова Е.В. ПРОБЛЕМЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСТУПАЮЩИХ НА ДИЗАЙН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ // Инновации в науке: научный журнал. – № 2(63). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 30-32.

ПРОБЛЕМЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСТУПАЮЩИХ НА ДИЗАЙН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

Гончарова Елена Владимировна

член Союза Дизайнеров России, доцент Омского института дизайна и технологий,

Омского государственного технического университета

РФ, г. Омск

PROBLEMS PRE-UNIVERSITY TRAINING. DISCLOSURE OF THE POSSIBILITY OF ABILITY TO DESIGN FOR APPLICANTS RESULTS OF ENTRANCE EXAMINATIONS

Elena Goncharova

member of the Union of Designers of Russia, Associate Professor of Institute of Design and Technology, Omsk State Technical University

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме подготовки абитуриентов по направлению 54.03.01. Дизайн, направленности Дизайн среды дневной формы обучения. Выявление соответствующего уровня подготовки и степени готовности абитуриентов к уровню высшей школы – главная цель вступительных экзаменов. Объемно-пространственное видение является основой дизайнерской деятельности в различных направлениях архитектуры и дизайна в высшей школе.

ABSTRAKT

The article is devoted to the problem of training students in the direction of 54.03.01. Design, Environmental design focus full-time education. Identification of the appropriate level of training and the degree of readiness of students to the level of higher education is the main purpose of the entrance exams. Volume-spatial vision is the basis of design activity in various areas of architecture and design in high school.

 

Ключевые слова: дизайн; абитуриенты; проектирование; линейно-конструктивный рисунок; объемно-пространственное видение; средовое пространство; пропорции; рисунок по представлению; раппортная композиция; орнамент; базовый навык; компетенция; геометрическая форма.

Keywords: design, entrants, design, linear-constructive pattern, volume-spatial vision, environmental space, proportion, on the proposal of drawing the repeat composition, ornament, basic skills, competencies, geometric shape.

 

В настоящее время отечественный дизайн средового пространства находится на пороге нового этапа качественных и организационно-структурных изменений, связанных с научно-техническим прогрессом, а также с социальными задачами, стоящими перед нашим обществом. Компьютерное проектирование, применение новейшего программного обеспечения в дизайне уменьшили объем ручного труда, но вместе с тем повысили требования к профессиональным художникам-дизайнерам.

Среди многих проблем довузовской подготовки абитуриентов, поступающих на архитектурно-художественные и дизайнерские специальности, есть первоочередные, требующие глубокого изучения, наиболее близкие к практике художественного проектирования и связанные с владением линейно-конструктивным рисунком и рисунком по представлению.

Круг рассматриваемых вопросов должен иметь свои границы и не быть слишком широким. Кроме того, это не теоретическое исследование, ориентированное на методистов в области преподавания дизайна. Это совокупность выводов, основанных на многолетнем практическом опыте работы с поступающими и предназначенных в основном для тех должностных лиц, от которых зависит выбор заданий на вступительных экзаменах.

По этой причине представленный материал подается с четкой целью – извлечь из него конкретные выводы. Главная задача – помочь членам приемной комиссии выявить наиболее одаренных и качественно подготовленных абитуриентов, обладающих объемно-пространственным видением. Необходимо подчеркнуть, что именно умение мыслить в объеме, наличие крепких навыков линейно-конструктивного рисунка геометрических фигур являются основой в проектировании объектов в средовом пространстве.

Если взять за основу профессиональную деятельность дизайнера средового пространства, равно как и архитектора, а также дизайнера одежды, то можно выявить последовательность графических работ при проектировании. Рисунок – основа, на которую опирается вся творческая деятельность современного дизайнера. Графическим языком визуализируются мысли дизайнера, фиксируются идеи, идет обмен информацией. Именно эти причины определяют роль рисунка как базовой дисциплины в процессе обучения. Сложившиеся принципы изображения формы в учебном рисунке, историческая взаимосвязь выверенных заданий позволяют дать развитию творческих способностей студента, что является основным направлением, обусловленное спецификой вуза [4, с. 4]. Только грамотный сильный рисунок, знание и умение пользоваться законами перспективы, знание классических пропорций позволит учащимся овладеть профессиональными компетенциями в области архитектуры дизайна костюма, дизайна среды и медиаиндустрии.

Как известно, однородные по качеству предметы и поверхности могут иметь различные пропорции и конфигурации. Грамотное сочетание различных объемных форм в единой композиции возможно только при понимании взаимосвязей в построении базовых геометрических форм, что приводит к созданию более цельного и сложного объекта. Здесь нужно иметь развитое объемно-пространственное видение, уметь создавать воображаемый объем на основе незыблемых правил построения и законов перспективы. Все эти навыки требуют серьезной специальной подготовки, где важны не только теоретические знания, но и практически закрепленный опыт выполнения простых и сложных построений. Должное внимание к линейно-конструктивному рисунку, рисунку по представлению и графической организации листа, передаче тона и объема с помощью хорошо отработанной техники штриховки позволяет успешно справляться с любыми задачами компьютерного проектирования в процессе обучения и в дальнейшей дизайнерской деятельности.

Справедливо отмечено в учебном издании по проблемам графической организации, что смена жизненных условий, возникновение новых понятий, идеалов не зачеркивают частицы истины, открытые искусством. Эти частицы должны заново осмысливаться и включаться в новую эстетическую систему. Важно при использовании опыта прошлого не забывать исторических корней интересующего нас явления, понимать логику трансформации его во времени вплоть до сегодняшнего дня [2, с. 6].

С 2016 года был введен вступительный экзамен по композиции как единственный и определяющий готовность абитуриентов к обучению дизайну. Стоит отметить, что на протяжении всех лет существования ОГИС этот экзамен был одним из трех вступительных экзаменов на две дизайнерские специальности. Кроме экзамена по композиции поступающие проходили испытания еще по двум важным дисциплинам, таким как рисунок и живопись. В то же время в ОмГТУ при поступлении на дизайн в качестве вступительного испытания до 2016 года был линейно-конструктивный рисунок гипсовых геометрических форм. Почему случилось так, что при объединении ОмГТУ и ОГИС в опорный вуз орнаментальная композиция с использованием растительного мотива стала определяющим и единственным вступительным экзаменом?

Растительный орнамент представляет собой особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно растительного мотива (стебелька растения, листьев, грозди ягод, цветка и т.д.). На протяжении веков данный орнамент применяется как украшение предметов обихода, архитектурных деталей, одежды, мебели и т.д. По своей распространенности растительный орнамент занимает второе место после геометрического. Плоская цветная графика раппортной композиции с использованием растительных мотивов не выявляет у поступающих наличия объемно-пространственного видения и необходимой грамоты в построении объемных предметов на плоскости. Разработанный абитуриентом фрагмент орнамента показывает навыки в стилизации растительных мотивов и в подборе гармоничных цветовых сочетаний, а также демонстрирует умение комбинировать на плоскости стилизованные элементы и равномерно наносить краски.

Опыт последних лет свидетельствует о том, что абитуриенты привыкают работать цветом плоско. Это создает большие трудности при преподавании академической живописи, где студент должен уметь лепить цветом объем. Отсутствие экзамена по рисунка во вступительных испытаниях также влияет на снижение уровня как по живописи, так и по рисунку в текущем учебном процессе. По этой причине у поступивших студентов недостаточно развиты или практически отсутствуют способности к объемно-пространственному мышлению. В дальнейшем существует опасность того, что некоторые студенты, не получив соответствующей довузовской подготовки, постоянно отстают в учебе, довольствуясь удовлетворительным уровнем профессиональных навыков, которые гарантировали бы им успех в профессии. Довузовская подготовка, направленная на развитие не базовых навыков, мешает в отборе способных и одаренных абитуриентов.

Для направленности «Дизайн среды» экзамен по композиции с использованием растительных мотивов является тем испытанием, которое исключает навыки объемно-пространственного видения, а еще более усиливает противоположные. Безусловно, экзамен по композиции с использованием растительного орнамента демонстрирует определенную степень творчества и присутствие образного мышления абитуриента. Что же касается линейно-конструктивного рисунка, то он всегда на протяжении веков был, есть и будет основой для любой художественной, дизайнерской и архитектурной деятельности.

Хочется отметить, что в качестве главенствующего метода изображения в обучении рисунку предпочтительно линейно-конструктивное рисование, иногда называемое линейно-объемным. Форма при изображении строится без копирования светотонального состояния модели при помощи системы линий различной активности, нанесенных строго с учетом выявления объема конструкции. Студент должен уметь видеть, мыслить с помощью рисунка. На первый взгляд, это выглядит повторением задач, пройденных в средних специальных учебных заведениях искусств или студиях, но это далеко не так. Любая система обучения изобразительным искусствам начинается с понимания выражения формы в рисунке. Необходимо, чтобы обучающийся за массой отвлекающих или наносных деталей не потерял чувство общей формы [4, с. 4].

Основная задача при выявлении готовности к обучению дизайну – это, прежде всего, повышенное внимание членов экзаменационной комиссии к логике построения формы (конструкции, взаимного расположения и соотношения частей) и ее восприятию в пространстве в работах абитуриентов. Задача грамотного рисовальщика заключается не в слепом повторении, а в необходимости научиться мыслить объемной формой.

Осмысление конструкции формы требует представить не только видимую часть, но весь рисуемый объект. Для этого рисуют и невидимые грани формы, представляя ее прозрачной. Метод использования невидимых линий помогает построить конструкцию формы и при необходимости представить ее с другого рисунка. Такие рисунки называются конструктивно-аналитическими или линейно-конструктивными и являются важной частью программы обучения [3, с. 10]. Линейно-конструктивный рисунок, во-первых, развивает чувство линейных пропорций, объемных и светотеневых отношений, во-вторых, объемно-пространственное мышление, в-третьих, наблюдательность и глазомер, в-четвертых, композиционные навыки, а также практические навыки применения различных приемов рисунка. Все эти задачи решаются комплексно в одном рисунке. Студент, владеющий рисунком, готов к выполнению любых специализированных заданий в процессе обучения дизайну по любой направленности.

Изучая историю дизайна и архитектуры, мы видим, как через рисунок, эскиз разрабатывались и финансировались многие интересные идеи великих творцов, таких как Леонардо да Винчи, Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ, конструкторов аэрокосмической техники О.К. Антонова и С.П. Королева. В дизайне одежды неповторимый и узнаваемый линейный рисунок Вячеслава Зайцева, Пьера Кардена изумляет своим высочайшим мастерством, легкостью и живостью. Известно, что многие дизайнеры сегодня начинают творческие поиски с графических зарисовок, опираясь на базовые навыки рисования.

Таким образом, дизайнер должен постоянно стремиться к более совершенному решению всех проблем проектирования, а рисунок является одним из средств достижения этой цели. Владея техникой рисунка, дизайнер активно, образно и логически познает бесконечное богатство окружающего мира, фиксирует свои разнообразные конструктивно-художественные, научные и технические идеи на пути их выполнения [1, с. 6]. Дизайнерские рисунки трансформируют художественно-изобразительные приемы в проектные и становятся плодами мыслительной и изобразительной деятельности. Являясь результатом творчества, они несут в себе и образность, и концептуальность. Поскольку учебные программы для бакалавров содержат сокращенное количество часов, то крепкая довузовская подготовка по линейно-конструктивному рисунку необходима и требует соответствующего вступительного испытания. Рисунок по представлению и линейно-конструктивный рисунок являются первоосновой в формировании профессиональных компетенций специалистов в области средового дизайна, дизайна костюма и архитектуры.

 

Список литературы:

  1. Гончарова Е.В. Академический рисунок. Линейно-конструктивный рисунок: учебное пособие. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. – С. 6.
  2. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации). – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 6 с.
  3. Иванов. А.О. Рисунок: учебное пособие. – Новосибирск: Темплан, 2001. – С. 10.
  4. Орлов Ю.А. Рисунок как основной предмет в подготовке дизайнеров // Учебно-методическая разработка: [Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС]. URL: http://abc.vvsu.ru (дата обращения: 31.01.17).

Оставить комментарий