Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)

Наука: Технические науки

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Березин В.А., Маликов И.В., Михайлов Г.М. [и др.] ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛАВОВ ГЕЙСЛЕРА Fe2CoAl - Co2FeAl И МОДЕЛИРОВАНИИ ИХ СВОЙСТВ ДЛЯ СПИН-ИНЖЕКЦИОННОЙ ТЕРАГЕРЦЕВОЙ И ДАЛЬНЕЙ ИНФРАКРАСНОЙ ФОТОНИКИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 1(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 104-114.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛАВОВ ГЕЙСЛЕРА Fe2CoAl - Co2FeAl И МОДЕЛИРОВАНИИ ИХ СВОЙСТВ ДЛЯ СПИН-ИНЖЕКЦИОННОЙ ТЕРАГЕРЦЕВОЙ И ДАЛЬНЕЙ ИНФРАКРАСНОЙ ФОТОНИКИ

Березин Всеволод Авенирович

канд. физ.-мат. Наук Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН,

РФ, г. Черноголовка

Маликов Илья Валентинович

канд. физ.-мат. Наук Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН,

РФ, г. Черноголовка

Михайлов Геннадий Михайлович

д-р физ.-мат. Наук Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН,

РФ, г. Черноголовка

Фомин Лев Александрович

канд. физ.-мат. наук Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН,

РФ, г. Черноголовка

Черных Анатолий Васильевич

канд. физ.-мат. наук Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН,

РФ, г. Черноголовка

Рай Дебья Пракаш

проф., Департамент физики Пачхунга университет,

Индия, г. Аизул

Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 17-57-45024 ИНД-а.

 

Сплавы Гейслера – это тройные интерметаллические соединения со стехиометрическим соотношением XYZ - половинные сплавы Гейслера (Half-Heusler alloy) или X2YZ - полные сплавы Гейслера (Full-Heusler alloy), где X и Y – это переходные металлы, а Z – элементы III-V групп. Компонента сплава Y может быть заменена редкоземельным или щелочноземельным металлом. Лишь в 80-х годах прошлого столетия в сплавах Гейслера некоторых составов было обнаружено полуметаллическое поведение, приводящее к высокой спиновой поляризации электронов. Это свойство стало причиной рассмотрения сплавов Гейслера в качестве материалов для применения в спинтронике. В последнее время гигантское магнитосопротивление с эффективностью 40-200 % при комнатной температуре было достигнуто в структурах спинового клапана на основе монокристаллических эпи­таксиальных слоев сплавов Гейслера - интерметаллических соединений 3d- металлов с кремнием, осаждённых при температурах 150-500 °С. Для роста пленок широко применяется метод импульсного лазерного испарения, как путем одновременного испарения из трех отдельных однородных по составу мишеней в высоком вакууме, так и испарением одной мишени нужного стехиометрического состава, но в присутствии чистого аргона (около 40 мТорр) для предотвращения переиспарения на подложке. Использовались эксимерные ультрафиолетовые лазеры или гармоники твердотельных Nd:YAG лазеров. Пленки выращивались толщиной от монослойных до 100 нм при температурах 20-600 °С как на неориентированных (например, окисленном кремнии), так и на моно­кристаллических подложках (кремний, GaAs (100), MgO (100) и т. д.). На ориентированных подложках достигались свойства пленок, близкие к свойствам объемных сплавов Гейслера.

Сплавы Гейслера обладают, как уже отмечалось, многими уни­кальными свойствами. Среди них - возможность достижения близкой к 100 % спиновой поляризации и возможность реализации электронного строения в виде половинного металла (ПМ), когда в равновесном состоянии одна из спиновых подзон заселена, а другая – нет. Много внимания было уделено исследователями для реализации такого строения в магнитных и магнито-туннельных переходах [1]. Первые попытки реализовать ПМ на основе двойных соединений, таких как Fe3O4, CrO2, оказались малоуспешными. Тройные сплавы, к которым относятся сплавы Гейслера, находятся сейчас под пристальным вниманием исследователей из-за их перспективности как ПМ для различных применений в спинтронике. Основная идея таких иссле­дований – увеличить спиновую поляризацию и реализовать электронную структуру ПМ, что должно привести к значительному увеличению магниторезистивных эффектов, используемых в прикладных задачах. Однако, до настоящего времени не проведены исследования магнитных переходов (МП) на основе сплавов Гейслера для использования их в качестве источника электромагнитных волн в терагерцевом (ТГц) и дальнем инфракрасном (ДИК) диапазонах. Недавно [2], было показано, что спиновая инжекция в МП вызывает спиновую неравновесность электронов проводимости, что приводит к излучательным электронным переходам между спиновыми подзонами, усиленных sd-обменным взаимодействием. В связи с этим возникает вопрос - насколько, а это должны быть большие эффекты, сплавы Гейслера при использовании их в магнитных переходах могут увеличить интенсивность излучения при протекании через них тока. Поскольку ранее подобные исследования не проводились, то предпо­лагается, что полученные положительные результаты могут представлять значительный научный и практический интерес. В данной работе приводятся описание используемых подходов к такой задаче и начальные результаты по росту и характеризации пленок на основе сплава Гейслера Fe2CoAl.

Пленки сплава Гейслера состава Fe2CoAl были выращены методом импульсного лазерного испарения в сверхвысоком вакууме как на R-плоскости сапфира, так и на R-плоскости сапфира с подслоем эпитаксиально выращенного при 450 oC вольфрама с ориентацией (001) и толщиной 10 нм. В данном случае реализовался подход, исполь­зованный ранее для роста эпитаксиальных пленок железа высокого качества [3], где подслой W (Mo) задает “правильную” ориентацию эпитаксиального роста пленок, поскольку указанный в работе [4] параметр решетки используемого сплава Гейслера ао = 0.5732 нм практи­чески в точности равен удвоенному значению параметра решетки для Fe а = 0.2866 нм. Такие значения параметров решеток должны обеспечить также и подобие эпитаксиального роста пленок в рассматриваемых случаях.

Выращенные при различных температурах подложки пленки Fe2CoAl были исследованы методами атомно-силовой микроскопии (АСМ). На рисунках 1 и 2 показаны типичные АСМ изображения поверхности пленок, выращенных при различных температурах. По результатам АСМ измерений была определено среднеквадратичная шероховатость поверхности выращенных пленок, которая показана на рисунке 3 как функция температуры роста пленок.

 

Рисунок 1. Топография пленок сплава Гейслера на R-плоскости сапфира, выращенных при температурах 20 (а), 270 (b) и 550 oC (c)

 

Рисунок 2. Топография пленок сплава Гейслера, выращенных при температурах 20 (а), 270 (b) и 620 oC (c) на R-плоскости сапфира с подслоем вольфрама (10 нм), выращенного при температуре 450 oC

 

Рисунок 3. Шероховатость пленок сплава Гейслера в зависимости от температуры роста. Черные кружки – выращенные на поверхности R-сапфира, белые - выращенные на поверхности R-сапфира с подслоем вольфрама (10 нм), полученного при 450 оС

 

Как видно из рисунка, среднеквадратичная шероховатость пленок Fe2CoAl на поверхности R-сапфира возрастает с 0.3-0.4 нм при комнатной температуре до величин более, чем 10 нм при 550 оС. Шероховатость пленок, выращенных на подслое W, имеет хорошо выраженный минимум (0.2 нм) при температуре около 270 оС.

Для характеризации магнитных свойств выращенных пленок были получены зависимости магнитосопротивления для магнитного поля, лежащего в плоскости пленки и направленного параллельно или перпендикулярно токовой дорожке из Fe2CoAl. Из этих данных были построены зависимости абсолютной величины изменения сопротивле­ния ∆R, а из положения максимумов (минимумов) магнитосопротив­ления и их формы - определены поля перемагничивания (удвоенной величины - 2Hc) и ширины пиков магнитосопротивления пленок на их полувысоте ∆Hc как функция температуры подложки при росте пленок. Значения полей перемагничивания, ширина на полувысоте пика магнитосопротивления, а также его абсолютная величина для пленок сплава Гейслера в параллельном и перпендикулярном полях мало различаются. Величина 2Hc с температурой роста пленок увеличивается с 65 до 165 Э. Также можно отметить, что с температурой умень­шается ∆R, и имеется тенденция к уменьшению ∆Hc с 80 до 30 Э. Такие разнонаправленные зависимости должны давать оптимальные условия эпитаксиального роста при неких промежуточных значениях температуры роста, что и наблюдается на зависимости параметра шероховатости поверхности при 270 оС (рисунок 3). Из рисунка 4 видно, что величина полей перемагничивания для пленок сплава Гейслера, выращенных на чистой поверхности R-сапфира, в парал­лельном и перпендикулярном полях мало различаются. С увеличением температуры роста пленок величина 2Hc возрастает на порядок с 25 до почти 250 Э. При этом ∆Hc для пленок, выращенных при температурах ниже 200 оС в параллельном и перпендикулярном полях мало различаются (рисунок 5).

 

Рисунок 4. Зависимость удвоенной величины коэрцитивной силы в перпендикулярном поле от температуры роста для пленок Fe2CoAl, выращенных на R-плоскости сапфира с подслоем W (черные кружки) и без подслоя (белые кружки)

 

Рисунок 5. Ширина на полувысоте пика магнитосопротивления от температуры роста для пленок Fe2CoAl, выращенных на R-плоскости сапфира с подслоем W (черные кружки) и без подслоя в перпендикулярном (белые кружки) и параллельном (белые квадраты) поле

 

При больших температурах, выше 250 оC, разница между значе­ниями значительно увеличивается с ростом температуры, что может свидетельствовать о неравнозначности магнитных свойств вдоль различных осей растущих пленок Fe2CoAl. При этом величина ∆R остается практически постоянной величиной.

Для исследований магнитного строения микроструктур, изготовленных из полученных пленок методом субтрактивной микроструктуризации в виде различных по форме фигур - круг, квадрат, прямоугольники, кресты, применялся метод магнитно-силовой микроскопии (МСМ). МСМ измерения проводились по двухпроходной методике (lift mode). В первом проходе линейного сканирования измерялась топография микроструктуры, а во втором проходе магнитная игла поднималась на высоту приблизительно 50 нм от поверхности образца и измерялся магнитный отклик. Магнитный кантилевер колебался на своей резонансной частоте, и во втором проходе измерялся уход фазы его колебаний, пропорциональный второй производной магнитного поля по координате z (перпендикулярной поверхности образца). Использовался кремниевый кантилевер (Tipsnano, Москва, Зеленоград, Россия) с резонансной частотой 180 кГц, покрытой слоем железа толщиной 50 нм. Магнитный наконечник был намагничен вдоль своей оси.

 

Рисунок. 6. МСМ изображения микроструктур из Fe2CoAl, изготовленных из пленок, выращенных на R-плоскости сапфира с подслоем вольфрама в форме квадрата 8×8 мкм (а) и круга диаметром 8 мкм (б)

 

В результате исследований выяснилось, что пленки, выращенные с подслоем вольфрама, обладают слабой одноосной магнитной анизо­тропией с осью легкого намагничивания, лежащей в плоскости пленки направленной под углом, близким к 45° к базовому срезу подложки. На рисунке 6 показаны МСМ изображения микроструктур из Fe2CoAl, изготовленных из пленок, выращенных на R-плоскости сапфира с подслоем вольфрама в форме квадрата 8×8 мкм и круга диаметром 8 мкм. В круглой структуре (рисунок 6 (б)) можно увидеть центральный эллипсообразный домен, направленный под углом, близким к 45o к стороне АСМ скана.

 

Рисунок 7. Результат симуляции МСМ изображения по рассчитанному магнитному строению микроструктур из Fe2CoAl в форме квадрата (а) и круга (б). Размер изображения 8×8 мкм Стрелками показано направление намагниченности

 

Для более надежной интерпретации магнитного строения микро­структур из сплавов Гейслера были проведены микромагнитные расчеты. Расчеты проводились с использованием программы OOMMF [5]. Для проведения микромагнитного расчета микроструктур из Fe2CoAl согласно работам [7, 8] были определены его параметры. Этот сплав представляет собой ферромагнетик с намагниченностью насыщения Ms = 1043×103 A/м и константой обменного взаимодействия A = 8×10-12 Дж/м, что почти в три раза меньше, чем у железа. Данные по анизотропии этого сплава не были найдены, к тому же анизотропия пленки зависит от выбранной подложки и эпитаксии. Поэтому было взято примерное значение константы анизотропии, чтобы было согласие с МСМ измерениями. Магнитная анизотропия предполагалась одноосной. Рассчитывались микроструктуры в форме квадрата и круга. Ось легкого намагничивания задавалась в плоскости пленки в направлении под углом 45о к стороне квадрата. Сторона квадрата и диаметр круга задавались равными 8 мкм, толщина микроструктур была равна 80 нм. Размеры ячейки счета задавалась 20×20×20 нм. Это достаточно большие размеры, но они все же не превышают обменную длину для этого материала lex= (A/K)1/2 ≈ 45 нм. Расчет с использования уравнения Ландау - Лифшица с большим коэффициентом затухания a=0,5 быстро сходится к устойчивой структуре (рисунок 7). На этом рисунке изобра­жены результаты симуляции МСМ изображения по рассчитанному магнитному строению микроструктур из Fe2CoAl в форме квадрата (а) и круга (б).

 

Рисунок 8. МСМ изображения микроструктур из Fe2CoAl, изготовленных из пленок, выращенных на R-плоскости сапфира без подслоя в форме квадрата 8×8 мкм (а) и круга диаметром 8 мкм (б)

 

Из этих данных видно, что рассчитанный МСМ контраст близок к экспериментальному, хотя экспериментальный более сложный. По всей видимости, это связано с магнитной неоднородностью микро­структур. В результате, микромагнитные расчеты подтвердили, что пленки сплава Гейслера обладают осью легкого намагничивания, направленной под углом, близким к 45° к базовому срезу подложки. МСМ изображения микроструктур из Fe2CoAl, изготовленных из пленок, выращенных на R-плоскости сапфира без подслоя, показаны на рисунке 8. Из этого рисунка видно, что магнитное строение нерегулярно. Возможно, это связано с худшей эпитаксией пленок без использования подслоя вольфрама. Однако такая нерегулярность не исключает существование оси легкого намагничивания, перпен­дикулярной плоскости пленки. Возможно, что имеет место текстурный рост пленок с намагниченностью, направленной перпендикулярно подложке в отдельном домене.

Моделирование свойств сплавов Гейслера основывается на использовании теории функционала плотности с возможностью симу­лирования структуры, электронного и магнитного строения. Подход позволяет применять в расчетах дизайн структур, близких к используемым в эксперименте. Приближение сверхрешетки наиболее эффективно работает для моделирования эпитаксиальных слоев сплавов Гейслера, образование запрещенной зоны рассматривается на основе гибридизации d-d орбиталей, а расчет магнитных моментов – на основе ферро- и антиферромагнитного взаимодействия [8]. В резуль­тате проведен расчет из первых принципов для поверхностей (001) сплавов Гейслера Co2FeAl и Fe2CoAl. Обменно-корреляционные потенциалы учитывались в обобщенно-градиентном приближении Perdew-Burke и Ernzerhof с учетом кулоновского взаимодействия (PBE-GGA+U приближение). Рассчитанные магнитные свойства находятся в хорошем согласии с правилом Слэтера-Полинга и показали половинно-металлическое поведение спиновой поляризации на (001) поверхностях.

Таким образом, были экспериментально исследованы условия эпитаксиального роста пленок сплава Гейслера Fe2CoAl методом импульсного лазерного осаждения в сверхвысоком вакууме. Найдена оптимальная температура роста, 270 оC. При температурах, меньших этого значения, поля перемагничивания практически не зависят от направления в плоскости пленки, а при более высоких температурах, такая зависимость появляется, что может свидетельствовать о неравно­значности магнитных свойств вдоль различных кристаллографических осей. МСМ измерения показали, что пленки, полученные при оптимальной температуре с подслоем W (001) имеют одноосную анизотропию в плоскости, что обусловлено влиянием эпитаксиального подслоя вольфрама. Микромагнитные расчеты с подбором малой константы анизотропии подтвердили результаты МСМ измерений микроструктур из Fe2CoAl с подслоем W. Расчеты из первых принципов показали половинно-металлическое поведение спиновой поляризации (001) поверхности. На основе полученных результатов можно заключить, что пленки изученного сплава Гейслера при использовании их в магнитных переходах могут увеличить интенсивность излучения при протекании через них тока.

 

Список литературы:

  1. M. Oogane, S. Mizukami, Phil. Trans. R. Soc. A (2011) 369, 3037–3053.
  2. Yu.V. Gulyaev, P.E. Zilberman, G.M. Mikhailov,S.G. Chigarev, JETP Letters (2014), 98, 742–752.
  3. G.M. Mikhailov, L.A. Fomin, V.Yu. Vinnichenko, I.V. Malikov, A.V. Chernikh, , Solid State Phenomena (2011), 168-169, 300-302.
  4. Vishal Jain, Jagdish Nehra, Sudheesh V.D., N. Lakshmi and K. Venugopalan, Proceeding of International Conference on Recent Trends in Applied Physics and Material Science AIP Conf. Proc. 1536, 935-936 (2013); doi: 10.1063/1.4810537.
  5. http://math.nist.gov/oommf.
  6. Шредер Е.И., Коуров Н.И., Дякина В.П., Марченкова Е.Б., Емельянова С.М., Перевозчикова Ю.А., Подгорных С.М., Марченков В.В., Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (2015) 12, 449-452.
  7. Y.-I. Matsushita, G. Madjarova, J.K. Dewhurst, S. Shallcross, C. Felser, S. Sharma, and E.K. U. Gross, J. Phys. D: Appl. Phys. (2017) 50, 095002 (8pp).
  8. D.P. Rai, J. Maibam, B.I. Sharma, A. Shankar, RK Thapa, S.H., Journal of Alloys and Compounds (2014) 589, 553-557.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.