Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 25 декабря 2013 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Строительство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ПРИРОДА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРЫ // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(25). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

ПРИРОДА  КАК  ОСНОВА  АРХИТЕКТУРЫ

Фоменко  Наталья  Александровна

архитектор  в  ТОО  “USB-Group”,  магистрант  казахского  агротехнического  университета  им.  С.  Сейфуллина,  Республика  Казахстан  г.  Астана

E-mails_scotch@mail.ru

 

NATURE  AS  A  BASE  OF  ARCHITECTURE

Fomenko  Natalya  Alexandrovna

architect  in  “USB-Group”  LLP,  master  student  of  S.Seifullin  Kazakh  Agro  Technical  University,  Republic  of  Kazakhstan  Astana

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассмотрены  методы  взаимодействия  природных  образов  и  архитектуры.  Отображены  основные  идеи  формирования  природных  стилей  на  протяжении  многих  лет.  Обозначены  влияющие  факторы  на  формирование  архитектуры.  Рассмотрены  работы  влияния  методов  работы  природы  на  архитектуру.  Представлен  вариант  сохранения  природного  облика.

ABSTRACT

The  methods  of  nature  image  and  architecture  interaction  are  view  in  a  matter.  Basis  ideas  of  nature  style  formation  over  extended  time  are  image.  The  influence  factors  on  the  architecture  formation  are  denote.  Works  of  influence  nature  system  methods  on  architecture  are  view.  Variant  of  save  nature  image  is  present.

 

Ключевые  слова:  природа;  человек;  архитектурная  форма;  экология  проектирования;  гармония;  адаптивность  архитектуры;  ландшафт.

Keywords:  nature;  man;  architecture  form;  ecology  of  projecting;  harmony;  adaptability  of  architecture;  landscape.

 

Связь  человека  и  природы  неразрывна,  как  бы  человек  не  стремился  к  прогрессу  он  все  равно  возвращается  к  природным  истокам.  Природа  это  начало  из  которого  на  протяжении  веков  люди  черпают  вдохновение,  создавая  все  новые  архитектурные  стили.  Несомненно  в  них  отображаются  как  достижения  научно-технического  прогресса  так  и  духовные  убеждения.  Новые  взгляды,  новые  изобретения  позволяют  человеку  создавать  жизнь  вокруг  себя.  Особенности  природы  места,  климатические  условия,  культурно-исторические  особенности  народа  диктуют  формы  образования  архитектуры  рекреационных  зон.  Влияние  природного  облика  на  эстетическое  воспитание,  формирование  живых  ценностей.  Возможность  сохранить  сегодня  природу  для  будущих  поколений  является  одной  из  важнейших  задач.

Природа  —  проявление  мира  в  многообразии  форм.  Уникальный  организм  с  гармонично  развитой  системой  взаимодействия  всех  ее  элементов,  одним  из  которых  является  человек.  Общественное  существо,  обладающее  сознанием,  разумом;  субъект  общественно-исторической  деятельности  и  культуры.  Испокон  веков  строящий  культуру  на  общении  с  духовными  силами.  Окруженный  продуктами  научно-технического  прогресса  человек  не  перестает  черпать  вдохновение  у  природы  и  все  чаще  стремится  к  духовному  отдыху.  Что  не  всегда  может  позволить  архитектура  рекреационных  зон.  Основным  критерием  в  проектировании  является  экономический  фактор,  что  несомненно  важно  но  только  грамотное  сочетание  архитектуры  и  ландшафта  создают  благоприятную  рекреационную  среду.

  Изначально  термин  архитектура  означал  искусство  строить  здания,  в  наше  время  архитектура  является  отображением  возможности  человечества  и  достижения  в  области  технологий.  В  последнее  время  самыми  распространенными  материалами  являются  бетон  стекло  и  метал.  Разрабатываются  новые  конструкции  зданий.  Все  чаще  фасады  зданий  украшают  металлическими  конструктивными  элементами,  используются  грубые  формы  в  архитектуре  не  только  деловых  и  общественных  центров  города  но  и  в  архитектуре  рекреационных  зон.  Заполнение  природного  пространства  архитектурой  с  ярко  выраженными  конструктивными  элементами  ведет  к  разрушению  образа  природы  как  единого  организма.  Господствование  человека  становится  причиной  истребления  природных  памятников.  Архитектура  рекреационных  зон  должна  служить  не  столько  организацией  жилых  процессов,  сколько  быть  проводником  от  мира  человечества  к  миру  природы,  источникам  энергии  жизни.  Для  удовлетворения  потребности  психологического  и  энергетического  отдыха  важно  доминирование  природы.  Важно  быть  в  гостях  у  природы,  а  не  являться  ее  хозяином.  Занимая  доминирующую  позицию,  природа  приглашает,  знакомится,  общается,  делится  энергией,  чувством  жизни,  в  случае,  когда  доминирует  человек,  природа  замирает,  закрывается,  отворачивается  от  человека,  она  как  будто  перестает  дышать,  в  надежде  что  человек  ее  не  заметит  и  пройдет  мимо.  Она  ждет,  когда  наступит  тот  самый  момент,  когда  человек  покинет  ее  навсегда  чтобы  вздохнуть  спокойно.  В  то  время  когда  человек  может  поддерживать  величество  природы,  быть  частью  экосистемы.  Открыть  новое  дыхание  в  формировании  архитектурных  стилей  зон  отдыха. 

Формирование  архитектуры  скрытой  в  природной  среде,  сохраняет  первозданный  облик  природных  памятников.  В  процессе  формирования  очень  важно  учитывать  интересы  окружающей  среды,  для  получения  благоприятного  результата  взаимодействия  среды  и  человека.  Большую  роль  играет  месторасположение  рекреационной  зоны,  климат  и  экология  местности.  Следуя  принципам  экологии,  от  месторасположения  зависит  визуальное  решение  архитектурной  и  пространственной  среды.  Климат  влияет  на  выбор  использующихся  конструкций  и  материалов.  Немало  важен  культурно-исторический  фактор.  Наличие  природных  памятников  требует  проявления  большего  внимания  к  ним,  для  сохранения  их  облика.  Являясь  природным  сокровищем  своего  государства,  они  представляют  большую  ценность  в  своей  уникальности.  Учитывая  исторические  и  культурные  элементы  в  формировании  архитектурной  среды,  сохраняются  культурные  ценности  народа.  С  приходом  цивилизации  происходит  упадок  культуры  —  плата  за  прогресс,  но  оглянувшись  назад  в  любой  культуре  можно  заметить,  что  предки  находились  в  тесном  взаимодействии  с  природой,  что  формирование  не  только  архитектуры,  но  и  всего  образа  жизни  исходило  из  природных  процессов. 

Связь  человека  и  природы  можно  наблюдать  во  многих  проявлениях  человеческой  деятельности.  Стремление  человека  окружить  себя  живым  движет  созданием  садово-парковых  территорий,  приручению  животных  и  выращиванию  маленьких  садов  на  подоконниках.  Отображение  образов  природы  прослеживается  и  в  формировании  архитектурных  стилей  со  времен  ХХ  века.  Живые  линии  плавность  и  текучесть  форм  стали  основными  принципами  стиля  модерн,  изображение  цветочных  узоров  на  паркете  использование  растительных  форм  в  ковке.  Стиль,  где  декор  на  стене  плавно  перетекает  на  потолок,  явно  показывая  присутствие  жизни  внутри  каждого  элемента,  застывшего  только  на  миг.  Архитектура  экспрессионизма  отображает  природные  формы  в  своих  произведениях,  чаще  всего  вызывая  в  памяти  природные  ландшафты:  горы,  скалы,  пещеры,  сталактиты.  Появление  направления  органической  архитектуры  вызвано  желанием,  путем  объединения  архитектуры  и  ландшафта  —  формирования  гармоничного  пространства,  где  элементы  не  занимают  доминирующих  позиций,  а  наоборот  тесно  взаимодействуют,  дополняя  друг  друга.  Стиль,  где  архитектура,  сохраняя  конструктивность  образа,  является  продолжением  природной  среды,  подобно  эволюционной  форме  естественных  организмов.  Заимствование  форм  живой  природы  наблюдается  в  новом  стиле  био-тек.  Отличием  является  использование  современных  материалов,  сочетание  стекла  и  металлических  конструктивных  элементов.  Но  зачастую  архитектура  как  конструктивный  элемент  несет  функцию  организации  пространства  для  удовлетворения  человеческих  потребностей.  Совсем  другого  рода  функциональность  архитектуры  отображается  в  работах  Майкла  Полина  [2].  Применение  методов  работы  природы,  приводит  к  самым  неожиданным  результатам.  Позволяет  экономить  энергию,  ресурсы,  создавать  безотходное  производство.  Природой  изначально  задуман  круговорот  веществ  в  природе,  что  подразумевает  гармоничное  развитие  всех  ее  элементов,  но  не  всегда  человек  принимает  это  во  внимание.  Добывая  ресурс,  человек  просто  его  растрачивает,  извлекая  самую  малость  прибыли  и  избавляясь  от  остатка.  Так  же  происходит  и  с  природой,  зачастую  при  развитии  зон  отдыха,  бесследно  истребляется  большая  часть  природного  ресурса,  потому  как  главной  целью  является,  денежная  прибыль.  Оставшуюся  природу  убивает  загрязнение.  Человек  считая  себя  владельцем  земли  и  всего  произрастающего  на  ней,  не  смотря  на  то,  что  знает,  как  сильно  он  от  нее  зависит.  В  настоящее  время  известны  не  многие  проекты  «природной  архитектуры».  Еще  в  древние  времена  в  Индии  и  Японии  использовали  живые  мосты,  они  создавались  путем  переплетения  каучуковых  деревьев,  конструкция  укреплялась  за  счет  естественного  роста.  Известны  случаи  выращивания  домов,  используя  метод  арбоархитектуры.  Направления  зародившегося  из  направления  арбоскульптуры,  созданным  Акселем  Эрладсеном,  смыслом  которого  являлось  создание  различных  форм  из  растущих  деревьев.  Но  это  занимает  большое  количество  времени  .

Большое  распространение  в  скандинавских  странах  имеют  травяные  крыши.  Норвежскими  учеными  было  доказано,  что  такой  вид  кровли  обладает  отличной  тепло-  и  звукоизоляцией,  что  является  не  только  экологичным  но  и  экономично  выгодным.  В  германии  уже  стало  популярным  украшение  крыш  композициями  из  цветов,  что  дарит  не  только  гармонию  с  природой,  но  и  особую  индивидуальность  зданию.

Большую  часть  жизни  человек  проводит  в  бетонных  джунглях,  которые  создает  сам,  поэтому  рекреационная  архитектура  требует  особого  подхода  и  внимания.  Особую  роль  в  экологической  пропаганде  и  просвещении  необходимо  уделять  пропаганде  здорового  образа  жизни  в  гармонии  с  природой,  развитию  экологического  туризма  [1].

Идея  существования  человека  в  гармонии  с  природой  отображается  во  многих  религиозных  направлениях.  Язычество  подразумевает  полную  связь  человека  с  природой.  Все  живое  имеет  душу.  Боги  стоят  за  всеми  явлениями  природы.  Общение  с  природой  подразумевает,  получение  знания.  Обретение  мудрости  —  разумное  и  бережное  отношение  к  своей  живой  планете,  возвращая  себя  в  равновесие  с  природным  миром.  Буддизм  показывает  соотношение  процессов  мира  духовности,  с  процессами  взаимодействий  природы.  Взаимодействие  энергий  рассматривается  как  физическое  взаимодействие.  Природа  является  эталоном,  открытой  книгой  познания  которому  следует  учиться.  Даосизм,  как  и  буддизм,  предлагает  сосредоточиться  на  настоящем  моменте,  поскольку  в  жизни  нет  ничего  более  постоянного,  чем  перемены.  Мир  таков,  каков  он  есть,  и  если  существует  совершенство,  оно  вокруг  нас,  но  не  в  нашем  воображении.  Исходя  из  этой  посылки,  любая  попытка  изменить  мир  является  посягательством  на  его  совершенство,  обнаружить  которое  можно  лишь  в  состоянии  покоя.  Возврат  к  совершенству  —  это  движение  от  неестественного  к  естественному.

  Архитектура  является  одним  из  важных  элементов  жизни  человека,  и  с  давних  времен  несет  функцию  защиты.  Гармоничная  организация  пространства  и  внешнего  облика  является  важным  фактором  для  создания  экологически  благоприятной  рекреационной  среды.  Формирование  архитектуры  как  единого  организма  созданного  человеком  в  гармонии  с  природой.  Гармония  —  равновесие  противоположных  сил,  равное  сочетание  взаимодействия,  главный  принцип  природы.  Равноценность  сил  основа  гармоничного  бытия.  Позволение  проникновения  одного  в  другое  и  наоборот  четко  отображает  символ  инь-янь.  Поиск  архитектуры  в  природе  и  воплощение  природы  в  архитектуре,  является  наивысшей  степенью  гармоничного  взаимодействия.

 

Список  литературы:

1.Концепция  экологической  безопасности  Республики  Казахстан  на  2004—2015  годы,  Указ  Президента  Республики  Казахстан  от  3  декабря  2003  года  №  1241.  —  19  с.

2.Полин  М.  Используя  гений  природы  в  архитектуре.  2010.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.ted.com/talks/lang/ru/michael_pawlyn_using_nature_s_genius_in_architecture.html  (дата  обращения:  11.03.2013).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий