Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 10 июля 2013 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Строительство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
О СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ В ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Черныш Надежда Дмитриевна
доцент БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород
Коренькова Галина Викторовна
доцент БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород
Митякина Наталья Анатольевна
канд. тех. наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород
E-mail:
ON THE PRESERVATION OF TRADITIONS IN CHURCH-BUILDING
Chernysh Nadezhda
associate of Professor of BGTU. Belgorod
Korenkova Galina
associate of Professor of BGTU. Belgorod
Mityakina Natalia
candidate of technical science. Associate of Professor of BGTU. Belgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается необходимость сохранения традиций при проектировании и строительстве православных храмов. В данной работе приведены виды форм основания храмов по православному канону, а также приводится зависимость формообразования здания церкви от решения основных помещений. Авторы приходят к заключению, что современное строительство зданий церквей осуществляется по канонам, отражающим церковные нормы в творчестве.
ABSTRACT
The article discusses the need to preserve traditions in the design and construction of Orthodox churches. In this paper we present the kinds of forms the base of the Orthodox churches to the canon, and shows the dependence of formation of the church building from the main premises solutions. The authors conclude that the modern construction of buildings is carried out by the canons of the churches, reflecting the norms of the Church in the works.
Ключевые слова: храм; канон; формообразование; строительство.
Keywords: church; canon; morphogenesis; building.
Культовая архитектура — явление самостоятельное. Строительство храмов, хотя и обходилось дорого обществу, но в свое время вызвало к жизни новые конструктивные решения, повлиявшие на ход развития архитектуры. Храмовая архитектура часто представляет собой лучшие достижения строительного искусства.
Назначения храма обязывает относиться к созданию храма с максимальной ответственностью. При этом следует рассматривать храмы не только как произведения архитектуры, но как сооружения, архитектура которых отвечает содержанию.
В истории Российского государства проблема строительства храмов вставала не раз [1]. В середине XIX в. огромное значение для закрепления «русско-византийского» типа храма имело издание атласов образцовых проектов церквей. По «образцовым проектам» был сооружен целый ряд храмов, имевших между собой много общего во внешнем облике, с применением стандартных элементов и приемов. Ориентация на русско-византийский стиль вошла в нормы Строительного устава 1841 г.: «При составлении проектов на построение, починку и распространение церквей должно быть соблюдаемо достоинство и приличие в архитектурном отношении, с сохранением предпочтительно древнего Византийского стиля».
В течение тысячелетий храмы выполняли не только религиозные, но и общественные функции (торжественные собрания, церемонии). В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрывались основные черты мировоззрения эпохи. Проектирование храма осуществляют в соответствии со строго прописанными каноническими требованиями храмостроительного искусства, которые основаны на традициях, а также на нормах и правилах для общественных зданий культового назначения.
Храмы различают по вместимости, основному строительному материалу и особенностям объемно-планировочного и композиционного решения. Храмы бывают одноэтажными, двухэтажными или с цокольным этажом.
Форма основания храма отличает его от всех прочих зданий и имеет глубокое символическое значение. По православному канону храм может быть:
·в форме «Корабля» (прямоугольник), символизирующего мысль, что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь — корабль, на котором можно безопасно переплыть бурное море, достигнуть мирной пристани — царствия небесного;
·крестообразной формы, символизирующей крест Христов, через который верующие получили спасение;
·в форме круга, символизируя вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности;
·в форме «звезды» (восьмиугольника), выражающей мысль, что Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению;
·возможны комбинации форм.
Формообразование церкви зависит от решения основных (главных) помещений — притвора, средней части и алтаря. Остальные помещения подчиняют общему решению здания. Объемно-пространственные схемы однопрестольного храма могут быть построены на основе: единого бесстолпного объема; сочетания объемов, соответствующих трехчастной структуре храма; крестово-купольной системы; зального типа храмов, заимствованного из западноевропейской архитектуры.
В храмах, построенных на основе единого бесстолпного объема, выражено стремление создать центричный объем, устремленный к верхней точке над средней частью храма.
Структура церкви, основанная на присоединении объемов, соответствующих трехчастной структуре храма более функциональна. Части храма: притвор, средняя часть, алтарь достаточно обособлены и выделены в объеме здания. Объемы, соответствующие трехчастной структуре, могут иметь различные очертания в плане. Средняя часть храма может иметь в плане вид прямоугольника, восьмиугольника, креста. Алтарь может быть прямоугольным, полукруглым или граненым. Притвор — узким и длинным с выделенным объемом высокой колокольней или широким и коротким, составляющим единое целое со средней частью, но меньше ее по высоте. Завершением храма может быть купол, шатер, скаты, любые вариации и число глав.
Крестово-купольные храмы наиболее традиционны. Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого возводится купол. На основе этой схемы можно создать компактные пирамидальные композиции, устремленные к центральному верхнему кресту.
Храмы, основанные на зальной схеме, заимствованной от западноевропейской архитектуры, имеют в плане прямоугольник или вытянутый крест, разделены двумя рядами колонн на три равновысоких нефа. Ближе к восточной стороне храма располагают центральную главу. Над входом в храм с западной стороны размещают колокольню, значительно превышающую высотой центральную главу.
Степень распространения каждой схемы различна. Выбор схемы решается под влиянием архитектурного стиля, присущего времени, сложившейся окружающей ситуации и личных пристрастий заказчика и архитектора.
В современных нормативных документах объемно-планировочный элемент определен как обособленная часть сооружения или здания с определенным конструктивным решением, функциональным назначением, формой и размерами. Для православных храмов это определение дополняет соответствие объемно-планировочному элементу способа его перекрытия или свода.
Здание храма обыкновенно завершает купол, вид которого напоминает о небе. Купол заканчивает глава, называемая также маковицей, на которой ставят крест. Часто на храме строят несколько глав. Одна глава служит знаком того, что глава Церкви есть един Иисус Христос; три главы ставят в честь трех ипостасей Святой Троицы; пять куполов указывают на Иисуса Христа с четырьмя евангелистами; семь — на семь Вселенских Соборов и семь священных Таинств; девять — на девять чинов ангельских; тринадцать — на Иисуса Христа с двенадцатью апостолами [2].
В храме каждый строительный или конструктивный элемент несет в себе второй смысл, связанный с богослужебным назначением объекта. Например, кирпичная кладка стен. Кирпичи в сознании священнослужителя или прихожанина храма символизируют людей, а сам храм — это образ Церкви. Следовательно, «тело» храма должно состоять из отдельных кирпичей, также как основу Церкви образует множество верующих людей. Массивность стен подчеркивает фундаментальность православной традиции.
Сейчас строить храм на бутовом фундаменте или на дубовых сваях, как это делали в древности, нельзя. Уместнее применять сборные или монолитные железобетонные фундаментные конструкции с последующей гидроизоляцией, выполняемой обмазочными составами.
В качестве кровельных материалов, особенно покрытия глав, традиционно используют металлические кровли: из медного листа с покрытием сусальным золотом на специальном натуральном лаке — мордане, которое «горит» при любой погоде. Современное покрытие нитрид титана имитирует золото при солнечном освещении, но в пасмурный день эффект пропадает.
В церковном строительстве не должно быть имитаций. Если нет средств на медь и позолоту, допустимо временно покрыть главы оцинкованной или даже черной сталью, которую можно покрасить или на черную сталь наносят смесь натуральной олифы и графита. Это обеспечивает сохранность глав в течение сотен лет.
Для наружной отделки и с целью повышения паропроницаемости штукатурного намета, наносимого на внутреннюю поверхность стены, следует применять известь, в которую добавляют наполнители-сорбенты, способные интенсивно поглощать влагу из воздуха, но не задерживать ее в стене. Внутренняя плоскость стены должна быть ровной настолько, чтобы добиться впечатления легкой воздушной пелены или полупрозрачной дымки, характерной для классической росписи, которая в храмах выполняется в технике фресковой живописи.
В качестве напольных покрытий в храмах целесообразно использовать доломит, который характеризует малая пористость, хорошая износостойкость, достаточно высокая теплоемкость.
Перечисленные материалы обладают балансом звукоотражающих и звукопоглощающих свойств и позволяют решать специфические задачи эксплуатации храма, в том числе — придание помещению необходимых акустических свойств.
При выборе места для строительства церкви руководствуются религиозными установками и традициями; функциональными удобствами территории для храма; эстетическими соображениями [3].
Ставить храм религиозные традиции предписывают на месте старого, разрушенного, поскольку такое место является освященным. Храмы ставят в местах знаменательных событий религиозной и общественной жизни.
К функциональным факторам выбора места для храма следует отнести: наличие удобных безопасных подходов к церкви; необходимость ориентации восток-запад; возможность размещения всего комплекса зданий, сопутствующих приходской церкви; возможность дальнейшего развития и т. д.
К эстетическим факторам относят связь с природным окружением и городской средой.
Церковное искусство канонично. Канон предостерегает автора от ошибок, а вовсе не предписывает ему как что делать от «а» до «я». Слово «канон» обозначает «правило», отражает церковные нормы в творчестве.
Современное строительство церквей — естественный процесс, отвечающий потребности верующих людей. В основном, можно видеть традиционные по внешнему облику сооружения, и это, наверное, правильно, поскольку само православное вероучение консервативно.
Список литературы:
- СПб.: СПбГАСУ, 2010. — 80 с.
- Малков И.Г., Ковалев Д.П., Малков И.И. Православные храмы: учеб.-метод. пособие. Гомель: Изд-во БелГУТ, 2009. — 36 с.
- Черныш Н.Д., Коренькова Г.В. Храмы: проектирование, реконструкция, восстановление: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. — 100 с.
дипломов
Оставить комментарий