Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2015 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Строительство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ САКРАЛЬНОГО ЯДРА ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Жовква Ольга Ивановна
канд. арх., доцент кафедры
Киевского национального университета строительства и архитектуры,
Украина, г. Киев
E- mail: glavarch@ukr.net
SYMBOLS OF ARCHITECTURAL FORM-BUILDING
OF SPIRITUAL TRAINING COMPLEX SACRAL NUCLEUS
Olga Zhovkva
PhD in architecture, docent of chair
Kiev National University of Building and Architecture,
Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье на основе обобщения научно-практического опыта проектирования и строительства духовных учебных заведений предложен перечень основных функциональных блоков духовных учебных комплексов, как нового типа духовных учебных заведений. Определяются особенности формирования архитектуры сакрального ядра духовных учебных комплексов, проанализирована его функционально-планировочная структура в контексте религиозных канонов.
Рассматривается вопрос символического значения архитектурных форм сакрального блока, как неотъемлемой части, христианских, мусульманских и иудейских духовных учебных комплексов.
ABSTRACT
The list of basic functional blocks of spiritual training complexes as new type of spiritual educational institutions is proposed in the article on the ground of generalization of scientific and practical experience of spiritual educational institutions’ design and construction. The special features of formation of sacral nucleus architecture of spiritual training complex are defined by the article and its functional and planning structure in the meaning of religious canons is analyzed.
The issue of symbolic meaning of sacral block architectural forms as integral part of Christian, Muslim and Judaic spiritual training complex is examined here.
Ключевые слова: символика; символизм формообразования; духовные учебные заведения; функционально-планировочная организация; объемно-пространственная композиция.
Keywords: symbols; form-building symbolism; spiritual educational institutions; functional and planning organization; three-dimensional compositions.
Введение . Формирование духовных учебных комплексов (городков) представляет одно из перспективных направлений развития сети духовных учебных заведений. При разработке концепции формирования духовных учебных комплексов целесообразно вспомнить опыт средневековых университетов. Города-университеты Оксфорд, Кембридж - примеры современных скооперированных учебных образований, куда входят несколько учебных заведений.
Поэтом параллельно с модернизацией, реконструкцией и расширением материальной базы функционирующих духовных учебных заведений, необходимо сделать попытку организации работы учебных городков – комплексов, которые будут формировать духовные учебные заведения разного уровня. Однако, для того, чтобы обеспечить оптимальные условия организации учебного процесса в данных комплексах, необходимо провести ряд исследований по обоснованию их функционального зонирования с учетом специфики учебного процесса, а также обоснованию набора функций и структуры зданий.
В духовных учебных комплексах определяются дифференцированные центры притяжения, функцией которых является учебный процесс, духовное развитие (молитва), проживание воспитанников, содержательный досуг (миссионерская, издательская деятельность, спорт, общение, творческая работа), медицинское и бытовое обслуживание, административная деятельность.
Неповторимость и своеобразие в архитектуру духовных учебных комплексов, безусловно, привносит сакральное ядро (блок), являющийся неотъемлемой частью комплекса любой конфессии. Формообразование при проектировании учебных, жилых, просветительских, спортивных блоков духовных учебных комплексов не подпадает под каноническую регламентацию, в то время как проектирование сакрального блока должно происходить с учетом конфессиональных особенностей и религиозных канонов.
Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет свойственный только ей профессиональный язык – язык архитектурных форм. Именно поэтому значение архитектурных форм храма легче осознать, рассматривая его через призму сакральной идеи. Храм считается символом космоса, и вся его архитектура собственной символичностью воплощает идею связи земного и небесного. Смысловая нагрузка храма нашла свое отображение в символичном значении его отдельных форм и деталей-символов, оформлении интерьеров и экстерьеров. Таким образом, изучение символики формообразования и смысловой нагрузки элементов храма представляет значительный научный интерес.
Анализ последних источников. Исследование базируется на трудах как зарубежных, так и отечественных (украинских) ученных разных отраслей знаний: научных трудах по религии П. Флоренского [18]; книгах по искусству и культуре И. Гете, В. Кандинского [7; 12]; научных работах, посвященных изучению архитектуры учебных и сакральных сооружений: П. Алешина, Н. Будур, Т. Булычевой, К. Возняк, И. Каракис, П. Солобая, Л. Ющук [1; 4; 5; 6; 13; 17; 20]; научных работах по истории, краеведению и истории архитектуры О. Бойко, Г. Длужневской, М. Зиминой, П. Паламарчука [3; 8; 9; 16]; пособиях по проектированию: «Православные храмы: в 3т. Пособие по проектированию и строительству»; «Культовые здания и сооружения различных конфессий. Пособие по проектированию» [16; 14].
Более глубоко понять сакрально-символическую сущность православного храма и сакрального искусства даёт возможность труд священника П.Флоренского «Избранные труды по искусству». В работе «Иконостас» Флоренский уделил немало внимания каноническому толкованию устройства православного Храма и его алтарной части. Согласно Флоренскому: «… алтарь означает человеческую душу, а сам Храм – тело» [18, с. 96].
В книге Н. Будур «Православный храм» изложена история возникновения храма и значении его архитектуры, рассмотрен вопрос внутреннего и внешнего устройства, символики, убранства храма, а также православных традиций и канонов в Православной Церкви [4, с. 10–48].
В диссертационной работе К. Возняк «Архитектура современной православной приходской церкви на примере Санкт-Петербурга» исследована архитектура новой православной приходской церкви, а также символика и функциональные особенности приходского храма; выявлены основные тенденции развития архитектуры церквей на основе российского и современного мирового опыта; разработана типология приходских церквей, предложена структура и возможные композиционные решения приходского храмового комплекса; возможные объемно-пространственные решения. Автором проведен очень актуальный на сегодняшний день поиск аспектов формообразования современного православного приходского храма [6, с. 18–23].
Российским Архитектурно-художественным центром «Арххрам» разработано пособие в трех томах по проектированию храма. В первом томе «Идея и образ» собраны материалы и статьи о христианском храмостроительстве, а также основные тенденции его развития. В данном сборнике рассмотрены вопросы храмостроительства с церковной и научной точки зрения. Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов. В третьем томе «Примеры архитектурно – строительных решений» приведены графические материалы российского храмостроительства ХІ–ХХ ст., а также современные проекты храмов и комплексов [16].
Нормативной литературой по проектированию культовых сооружений, в которой определенным образом высветлены вопросы проектирования духовных образовательных и вспомогательных помещений, можно назвать Пособие по проектированию «Культовые здания и сооружения различных конфессий», изданное в Украине [14, с. 61–64]. В пособии изложены основные градостроительные, планировочные, объемно-пространственные, строительные, канонические требования и практические рекомендации по вопросам проектирования культовых зданий и сооружений различных конфессий.
Вопрос символического значения цвета и его влияние на человека интересовал И. Гете. Поет сделал немалый вклад в различные науки, такие как ботаника, биология, анатомия, однако главным делом своей жизни он считал созданное им учение о цвете и его влияние на человека, которое он изложил в работе «К учению о цвете» [7, с. 60–98]. Данная работа интересна тем, что в сакральной архитектуре различных конфессий цвет, со своим символическим значением, занимает важное место.
Изучению архитектуры учебных заведений посвящены работы: П. Алешина «Архитектура школьных зданий», И. Каракис «Интерьеры школ и дошкольных учреждений». Большой интерес для данного исследования представляет научная работа Солобая П.А. «Типологические основы формирования архитектуры высших учебных комплексов». В ней определены методологические и научные принципы формирования функциональной структуры, архитектурной среды высших учебных заведений. Автором обобщен отечественный опыт проектирования и реконструкции высших учебных заведений Украины, а также России и ряда зарубежных стран [17, с. 134–147].
Данные работы демонстрируют степень недостаточной изученности вопроса формирования архитектуры духовных учебных комплексов, а также символического значения архитектурных форм сакральных объектов, как неотъемлемой составляющей данных учебных комплексов.
Методика. В ходе исследования использовались следующие методы: метод натурного обследования духовных учебных заведений Украины, близкого и далекого зарубежья; метод анкетного опроса; метод сравнительного анализа исторического и современного опыта проектирования, а также зарубежного и отечественного опыта проектирования духовных учебных заведений и храмовых комплексов; графоаналитический метод.
При помощи метода натурного обследования изучено современное состояние и опыт проектирования и строительства христианских, иудейских и мусульманских духовных учебных заведений на территории регионов Украины, а также на территории ближнего зарубежья (Россия, Беларусь, Узбекистан) и дальнего зарубежья (Польша, Италия, Турция).
Обзор современного состояния проектирования и эксплуатации духовных учебных заведений Украины дал возможность выявить как недостатки, так и позитивные качества архитектурных решений функционирующих духовных учебных заведений.
При помощи данного метода определена необходимость поиска современных архитектурных решений ДУК с учетом канонов и религиозных традиций.
Метод анкетного опроса заключался в проведении бесед и опроса среди руководства духовных учебных заведений. Сегодня необходимо дать ответ на вопросы: «Каким будет духовное образование в ближайшее время, в каком направлении необходимо модернизировать функционирующие заведения?», а также формировать функционально-планировочную структуру ДУК.
Духовенству также было предложено ответить на вопросы относительно желательного функционального состава духовных учебных комплексов, как современного вида духовного учебного заведения, их пространственной организации архитектурного образа. Результаты опроса легли в основу предложений относительно функционально-планировочного состава, а также дальнейших путей развития архитектуры духовных учебных комплексов с учетом канонов и требований Церкви.
При помощи метода сравнительного анализа проводилось изучение и сравнительный анализ архитектуры исторических и современных культовых сооружений, символического значения их форм.
Основной материал исследования. Обобщенная функциональная структура духовных учебных комплексов должна состоять из следующих основных групп помещений (зон): входной; группы учебных помещений и помещений прикладного труда (творческие мастерские); сакральной зоны; группы вспомогательных сакральных помещений; группы просветительских и досуговых помещений; административной, хозяйственной и жилищно-отельной группы помещений.
Данные группы, в свою очередь, необходимо объединять в следующие функциональные блоки: учебный, сакральный, досуговый, трапезный, административно-хозяйственный, жилищно-странноприимный, миссионерский, спортивный.
Сакральный блок духовных учебных комплексов состоит из группы сакральных помещений (здание культового сооружения) и группы вспомогательных сакральных помещений (крещальни, паламарки, ризницы). В общей композиции духовного учебного комплекса сакральный блок, как правило, должен быть отдельностоящим зданием, однако при наличии ограниченности земельных ресурсов он может быть пристройкой к объему учебных, трапезных или жилых блоков, или быть встроенным в объем блока, по принципу домовой церкви.
Сакральное ядро является неотъемлемой частью духовного учебного заведения любой конфессии. Формообразование при проектировании учебных, жилых, просветительских, спортивных блоков духовных учебных заведений не подвержено канонической регламентацией, в то время как проектирование сакрального ядра должно происходить с учетом конфессиональных закономерностей и устоявшихся канонов.
Неповторимость и своеобразие в архитектуру духовных учебных комплексов разных конфессий вносит именно сакральный блок. В его функционально-планировочной организации просматривается немало черт, общих для христианских, мусульманских и иудейских конфессий.
Образцом православного храмостроения считается Византийский крестовокупольный храм, имеющий форму куба, увенчанного полусферическим куполом. Православные храмы византийской традиции, как правило, крестово-купольные, в основу планировочной схемы заложен квадрат или равноконечный крест.
Купол в культовой архитектуре, не только православной, символизирует небо, сам храм, преимущественно кубичной формы – землю.
Так, сакральное ядро православного духовного учебного комплекса (зал, неф) формируют следующие три части: алтарь, место для молитвы (непосредственно храм) и притвор. Алтарь в православии является священным местом; средняя часть считается местом пребывания верующих; притвор – это сфера земного бытия.
Алтарь отгораживается от молитвенного зала иконостасом, возле которого находится солея, с которой провозглашается Евангелие. С двух сторон солеи устраиваются клирасы – места, где находятся чтецы и певчие церковного хора [14, с. 52].
Храм считается символом космоса, а вся его архитектура своей символичностью воплощает религиозную идею связи земного и небесного.
Смысловая нагрузка храма нашла свое отражение в символичном значении отдельных его форм и деталей, в его конструкциях, традиционных строительных материалах, в решении интерьерных росписей.
Средняя часть храма по византийским канонам презентует все земное пространство. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, как правило, в виде купола-полусферы, подобно тому, как над четырьмя сторонами света возвышается небо. Именно поэтому купол над средней частью храма считается моделью неба над землей. Наилучшим образом это можно прочувствовать пребывая в центральной части византийского собора Айя София в Стамбуле. Данный величественный купол, шириной 31 метр, поддерживается четырьмя колоннами, а множественные окна у основы, пропуская сет, создают удивительную иллюзию бескрайнего неба над головой.
Маковка храма, как про это уже не раз писалось исследователями, – знак пламени, огня и, следовательно, огненных небесных Сил. Полусферический купол же символизирует не пламя, а равномерный свет.
Существенную роль в символическом значении завершения храма имеет количество глав. Одна глава символизирует единство Бога; две – соответствуют двум ипостасям Богочеловека; три – символ святой Троицы; четыре – означают Четырех Евангелистов; пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов; семь – символизируют семь таинств Церкви и семь Вселенских Соборов; девять – являются символом Пресвятой Богородицы; тринадцать глав знаменуют Иисуса Христа и двенадцать Апостолов [16, с. 21].
Не меньшее значение имеет символическая нагрузка форм входного портала и паперти со ступенями, ведущими к храму. Ступени символизируют духовный путь к Храму; паперть – символ очищения, которое получает человек, пройдя в храм через портал.
Католический храм, как сакральное ядро католического духовного учебного комплекса, в целом имеет же устройство, что и православное культовое сооружение. Организация его внутреннего пространства подчиняется продольной оси и базируется на образе старозаветного храма-скинии, который также делился на три части. Выделяется центральная часть храма (неф); алтарная часть или пресвитерий – место, где хранятся святые Дары; и непосредственно притвор (нартекс). Алтарь католического храма также всегда ориентируется на восток.
Церковные символы, как правило, сгруппированы в двух главных частях католического храма – пресвитерии и нефе. Третий пространственный объем – нартекс в западной христианской традиции возникает как знак светской власти. Нартекс, который соответствует старозаветному двору, размещается в передней части храма. В нем находится главный вход в храм и вспомогательные помещения.
Неф составляет основу продольной части католического культового сооружения. Пространство нефа делится на правое и левое крыло, где в молитвенном пространстве находятся лавки для прихожан. От центрального входа к алтарю через весь неф оставляют проход.
Святому-святых в католическом храме соответствует пресвитерий, который находится в апсиде. Таким образом, по аналогии с православным храмом, в апсиде размещена алтарная часть католического храма. В апсиде находятся лавки для клира, а перед ними – главный алтарь и кафедра (аналой). На престоле находится дарохранительница, над ним – изображение святого, которому посвящен храм [20, с. 10, 11].
Культовые сооружения Западного обряда представляют собой базилики и в плане преимущественно имеют форму латинского креста, реже – греческого. Иногда встречаются католические храмы зального типа – псевдобазилики. В основу постройки планировочных и пространственных структур католических храмов также заложены религиозные значения про его отдельные части. Значение символов раскрывается в таинствах Церкви. Так, купол над средней частью храма в Церкви Западного обряда также считается моделью неба над землей (основным объемом храма).
Молитвенные здания протестантов свободны от пышного убранства, образов, символов, икон и скульптурных композиций. Для протестантов нет необходимости в таком декоре, поскольку в данной вере нет иконопочитания в том виде, в котором он присутствует в католических или православных храмах. Церковью может служить любое сооружение, взятое в аренду на равных со светскими учреждениями условиях, которое имеет зальную планировочную структуру. Протестантские молитвенные дома тоже, как правило, имеют тричастную структуру: входную зону (аналог нартекса, притвора), непосредственно молитвенный зал (неф) и сакральную зону (алтарь, пресвитерий) с местом для проповеди. Следует подчеркнуть, что современная Протестантская Церковь не придаёт особого значения символизму в формообразовании культовых сооружений.
Мечеть (сакральное ядро мусульманского духовного учебного комплекса) трактуется мусульманами, как образ райского сада на земле. Планировочная структура мечети также имеет тричастную структуру – это святилище, молитвенный зал и двор. Неотъемлемый элемент мечети – это минарет (на арабском минара – маяк), аналог православной звонницы и купол. В восточных городах минареты, как и шпили готических храмов в европейских городах, были и иногда остаются главным ориентирами в городской застройке. Мечеть, а именно ее святилище и михраб (ниша в стене) всегда ориентируется на Мекку (восточное направление).
Необходимость в собрании в одном месте достаточно большого количества верующих на общую молитву в пятницу обусловила простую кубическую форму дворовой пятничной мечети, перекрытой центральным полусферическим куполом. Мусульманская традиция свидетельствует о том, что архитектурную композицию дворовой мечети (арабский стиль) основал сам пророк Мухаммед. Поэтому мечеть не просто сакральное сооружение для молитвы, она, конечно же, метафизична. В целом, сегодня различают такие типы мечетей: дворовой, многоколонный, центрально-купольный, многозальный (многокупольный), однозальный. Первые мечети, построенные в крупных завоеванных городах, имели покрытие, опирающееся на колонны. При строительстве мечетей арабскими зодчими часто использовалась базиликальная традиция крестово-купольных сооружений, в связи с чем, мечети имеют форму куба с куполом [19, с. 71–77].
Строительство первых мечетей базировалось на византийских архитектурных традициях. Константинопольская Айя София создала некий шаблон для турецких мечетей и стала образцом для подражания.
Некоторые мечети имели характерный для византийских церквей крестообразный план (например, мечеть султана Хасана в Каире).
Купол Айя Софии в свое время действительно становится организовывающей силой не только для византийцев, но и для турок-османов. Без византийских куполов, конечно же, не существовало бы куполов османских. Истоки центрально-купольной системы османов берут свое начало от купола Айя Софии. Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве покрытия над молитвенным залом преимущественно купола, однако встречаются и мечети со скатным покрытием (например, Ханская мечеть в Бахчисарае). Таким образом, как видим, купол способен перейти конфессионные и временные границы. Сегодня он также исполняет организующую градостроительную функцию, являясь отличительной чертой культовых сооружений различных конфессий, отсюда можно сделать вывод, что купол – это один из самых главных элементов культовых сооружений.
Каждая мечеть обращена стеной Киблы в сторону священной Каабы, которая имеет форму куба. Кубическую форму имеет сердцевина Храма, поскольку куб – это идеальное место для молитвы.
Современные мечети различных стран мира базируются на архитектурном объеме – куб. Например, конкурсный проект мечети Расима Бадрана, состоящей из кубов – модулей, одинаковой величины [19, с. 65–67].
Квадрат и круг, безусловно, являются самыми распространенными геометрическими формами в культовой архитектуре ведущих религий.
По аналогии с православием, прямоугольная основа мечети символизирует землю, а сферический купол – небо.
В основу внутреннего устройства иудейских культовых сооружений также заложена конструкция храма – скинии (огражденное прямоугольное пространство, в середине которого расположен жертвенник для жертвоприношения животных, святилище в котором находится Святая Святых с Ковчегом Завета и скрижалями с десятью заповедями). Именно поэтому синагога, как правило, имеет прямоугольную кубическую форму. В той части, где в христианском храме находится Святилище, в синагоге устанавливают шкаф – Арон – Кадеш для хранения свитков. Синагоги на земельных участках размещают так, что стена с Арон-Кадешем всегда направлена в сторону Иерусалима (для еврейских синагог это означает ориентацию на восток, как и для христианских храмов).
Таблица 1.
Символика архитектурного формообразования храмов христианских, мусульманских и иудейских конфессий
|
|
|
Собор, Санкт-Петербург |
Церковь, Киев |
Синагога, Познань |
|
|
|
Молитвенный дом, Ялта |
Модель Храма |
Собор, Ватикан |
|
|
|
Дом Бога, Хьюстон |
Мечеть, Евпатория |
Мечеть, Стамбул |
Украинские синагоги традиционно имели центрический план, размером, приблизительно, 16×20 м, а в Австро-Венгрии, например, широко распространенным был тип ротондальной синагоги круглой в плане, что символизирует вечность. В ХІХ ст. в объемно-пространственной композиции синагоги появляется купол, символизируя единство земного храма (квадратный молитвенный зал) с небесной сферой (подкупольное пространство). Купол возводится над главным архитектурным объемом синагоги, воплощая, аналогично Христианской и мусульманской доктрине, идею земного храма [3, с. 8, 10, 13].
Вход в синагогу, как правило, украшается декоративной лепкой. Его необходимо организовывать через двое дверей, в связи с чем в еврейских культовых сооружениях предусматривается вестибюль, как правило, вдоль всего молитвенного зала (аналог православного притвора, католического нартекса и мусульманского двора перед мечетью), проходя который человек оставляет мысли и хлопоты материального мира, настраивается на молитву.
Рядом с вестибюлем может находиться школа для детей (в некоторых случаях ешива), комнаты раввина и членов правления, жилье для работников и т. д.
Планировочная композиция синагоги подчинена доминантной оси: вход – Быма – Арон-кодеш.
В планировочной структуре населенного пункта синагога, как правило, размещается на наивысшем месте, данное свойство характерно и для культовых сооружений указанных выше конфессий. Именно поэтому сакральное ядро в архитектурно-пространственной композиции духовного учебного комплекса должно занимать доминантную роль.
Заключение. Таким образом, рассмотренные выше сакральные сооружения (блоки) христианских, мусульманских и иудейских конфессий, как неотъемлемая часть духовных учебных комплексов, вне сомнения имеют свои особенности, но в то же время и много общих черт.
Архитектурный мотив купола, который «ребрами» опирается на прямоугольную основу, с которой он соединяется разными способами, широко распространен в культовой архитектуре различных конфессий.
Таким образом, можно констатировать наличие определенного сходства объемно-пространственной и функционально-планировочной структуры, а также символики храмов указанных конфессий. Православные, католические, протестантские, мусульманские и иудейские храмы формируют следующие три части: сакральная зона (алтарь, пресвитерий, Арон-Кадеш, Мыхраб), непосредственно место для молитвы (основной кубический объем сооружения), притвор (нартекс, вестибюль). Данные элементы часто имеют общее символическое значение у ведущих религий мира.
Список литературы:
1. Алешин П.Ф., Маринченко А.И., Колесников В.В. Архитектура школьных зданий. – К.: Изд-во Академии Арх. УССР, 1952. – 99 с.
2. Бейзер Михаэль Наше наследство: Синагоги СНГ в прошлом и настоящем / Бейзер Михаэль. – М.: Мосты культуры ; Jerusalem : Gesharim, 2002. – 175 с.
3. Бойко О.Г. Архитектура каменных синагог Правобережной Украины XVI–XX ст.: Автор. дис. канд. арх. – Львов, 2010. – 20 с.
4. Будур Н. Православный храм. – М.: РОССА, 2009. – 271 с.
5. Булычева Т.В. Архитектура православных духовных центров на территории Украины: Автореф. дис. канд. арх. – Киев,1994. – 16 с.
6. Возняк Е.Р. Архитектура современной православной приходской церкви: на примере Санкт-Петербурга: Автореф. дис. канд. арх. – СПб., 1996. – 28 с.
7. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб.Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1996, с. 281–349.
8. Длужневская Г.В. Мусульманский мир Российской империи: Альбом. – СПб.: изд-во Лики России, 2010. – 304 с.
9. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 368 с.
10. Иванова О.Ю. Монастыри России. – Смоленск: Русич, 2010. – 352 с.
11. Иконников А.В. Основы архитектурной композиции. – М.: Искусство, 1971. – 224 с.
12. Кандинский В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб.Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1996, с. 181–220.
13. Каракис И.И. Интерьеры школ и дошкольных учреждений. – К.: Будівельник, 1974. – 96 с.
14. Культовые здания и сооружения различных конфессий: Пособие по проектированию /Под ред. В.В. Куцевича. – К.: „КиевЗНИИЭП”, 2002. – 117 с.
15. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: В 4 т. – М.: , 2004.
16. Православные храмы: В 3 т. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). – М., 2003. – Т. 2: Православные храмы и комплексы. – 222 с.
17. Солобай П.А. Типологеские основы формувания архитектуры высших учебных комплексов: Автореф. дис. д-ра арх. – Киев, 2012. – 36 с.
18. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М.: Мысль, 1996. –с. 224.
19. Шукуров Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки. – М.: Прогресс – Традиция, 2014. – 232 с.
20. Ющук Л.А. Архитектура зданий Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем Востоке: 1792–1917 гг.: Автореф. дис. канд. арх. – Новосибирск, 2000. – 25 с.
дипломов