Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2020 г.)
Наука: Философия
Секция: Онтология и теория познания
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА В ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
THE IDEA OF A CONCEPT IN PHILOSOPHY AND LITERATURE
Alyona Kozhevnikova
student, Omsk State Pedagogical University,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрывается понятие философии и какую роль в ней играют концепты. Идея раскрытия концептов через философию и наоборот. Концепты носят не просто понятийный характер, они создаются и либо задерживаются на длительное время, либо быстро исчезают. Концепт, как куб, где каждый творец увидит свою сторону и создаст свою идею.
Приведя пример концептов философов, я перешла к трагедиям Уильяма Шекспира, через которые показала, какую роль концепты играют в его произведениях. А именно, как герои раскрывают многогранную сущность одного концепта и как множество концептов вытекают из одного.
ABSTRACT
This article reveals the concept of philosophy and what role concepts play in it. The idea of disclosing concepts through philosophy and vice versa. Concepts are not just conceptual they are created and either linger for a long time or quickly disappear. The concept is like a cube, where each creator will see his side and create his own idea.
After giving an example of philosophers' concepts, I turned to the tragedies of William Shakespeare, through which I showed what role concepts play in his works. Namely, how heroes reveal the multifaceted essence of one concept and how many concepts follow from one.
Ключевые слова: философия; концепт; Уильям Шекспир.
Keywords: philosophy; concept; William Shakespeare.
Концепты в философии и литературе
Что такое философия? Особый способ познания мира, который вырабатывает свою систему понятий, выражающей отношение к бытию. Понятия можно назвать концептами, определением, которое возникло в философии в XX веке. И из этого вытекает другое определение этой формы знания. «Философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты». [3, с. 10]
Главной проблемой философии с древности было то, как люди мыслят. Мудрецы с античных времен были теми, кто помогал людям узнавать и объяснять концепты.
Философ как никто другой разбирается в концептах. Он знает, какие будут существовать долгое время, а какие не способны продержаться даже довольно короткий срок. Ведь он создает их и работает с ними. Друг – концепт, становится предпосылкой к мысли. Мыслители находятся в зависимости от концептов, которые и формируют философию, как способ творчества, в целом.
Концепты становятся искусством только тогда, когда рядом есть человек, способный его раскрыть в полной мере. Ницше видел так: «Философы должны не просто принимать данные им концепты, чтобы чистить их и наводить на них лоск, следует прежде всего самим их производить, творить и убеждать людей ими пользоваться». [3, с. 24]
Например, Платон считал, что человек, находясь в мире идей созерцает, а затем падает в мир вещей, забывая все знания. В данном случае концептом является идея. Получается, что сначала он должен создать самостоятельно эти концепты, а затем всю жизнь вспоминать их уже в мире вещей. Вся жизнь человека – это познание концептов, так называемое высшее нравственное предназначение каждого.
По Канту концепт идей говорит о мутных понятиях. То есть концепт можно раскрыть только тогда, когда известно, что оно адекватно предмету. Объективность не существует, все наши ощущения и представления носят лишь субъективный характер. Примером такой оценки можно представить понятие справедливости, которое входит в концепт категорического императива Канта. Благодаря справедливости жизнь людей становятся ценными. Справедливость должна быть в основе любого государства.
Из этого можно сделать вывод, чем же все – таки является философия. Философия – это всегда творчество и ее задача – найти ту точку, где соприкасается умение творить и концепты.
Она не рефлексия, не исследование, не созерцание. Она не находит места для единой точки зрения. Философия помогает познать самого себя, научиться мыслить. Из этого и формируются концепты, которые помогают в дальнейшем учиться и постигать истину. Но концепты также носят свои названия и отношение к каким – либо категориям, их огромное количество. Например, субстанция Аристотеля, монада Лейбница, априори Канта и многие другие категории, такие, как судьба, вола и отношение к ним разных авторов.
Концепты создавались самостоятельно, а философы, художники и поэты интерпретировали по – своему. В зависимости от времени, в которое они жили и, конечно, взглядов, которых придерживались.
Примером концепта служит судьба, которая всегда играла огромную роль у человечества. Поэтому существует большое количество её трактовок. Если в античное время уделялось внимание космической жизни, богам и в их руках была судьба человека, то в эпоху Средневековья и Возрождения судьба переходит к Богу и вере, а в Новое время появляется понятие «свободная воля» и термин «судьба» употребляется все реже.
Данная проблема волновала человечество во все времена, именно поэтому судьба является концептуальной основной многих великих произведений культуры. Так как основным жанром театра как вида искусства, начиная с времен Древней Греции, является трагедия, то авторы произведений использовали разные понятия, с помощью которых хотели показать зависимость или независимость человека от духовного мира, то есть раскрыть концепт судьбы и воли.
В искусстве, а конкретнее в литературе вместе с культурой менялись и определения о концепте нравственности, все это мы можем увидеть в трагедиях Шекспира. Если в древнем мире трагедия героя носила характер вмешательства высших сил в жизнь, то концепцией трагедии в Новое время является не внешний мир, а внутренний, те чувства, которые испытывает герой.
Уильям Шекспир является одним из самых значимых авторов, который показал множество персонажей в своих пьесах, раскрывая через них концепт судьбы. Они разнообразны по своей судьбе и решению одного из основных вопросов, над которым они мучительно размышляют – что за сущность управляет жизнью человека и как она соотносится с его волей? Шекспир через героев показывает соотношение судьбы как высшей силы и судьбы как индивидуального проявление. Поэтому, происходят столкновения, где герои находят свой путь и смысл.
Возникает концепт христианского провиденциализма, выражающий идею судьбы, который Шекспир разделяет. Провиденциализм отклоняет роль случайности, которая является одним из факторов судьбы, то есть все события происходит либо по воле собственной, либо допущению высших сил. Таким образом, все события могут быть представлены с точки зрения, причины, и цели.
Например, смерть Ромео и Джульетты толкуется другими героями пьесы как наказание, которое должны понести все участники трагических событий. «Традиционная христианская концепция судьбы и воли включает в себя целую совокупность других взаимосвязанных представлений, актуализируемых в творчестве Шекспира, в том числе представление о происхождении зла. С точки зрения христианства, именно свобода человеческой воли делает возможным проникновение зла в мир, сотворенный благим и всемогущим Богом». [2, с. 31]
Судьба каждого человека в христианском универсуме не является индивидуальной, она вписана в историю всего мира и на нее влияют события из библейского прошлого.
Поэтому образы из библии неоднократно встречаются в пьесах.
Так, Банко в «Макбет» восклицает:
«В Великой руке Божией стою я, и оттуда
Против неприкрытого притворства
Я сражаюсь из предательской злобы». [4, с. 94]
Образ показывает читателю то, что Бог является руководителем человека и направляет его на свой путь, при этом он его оберегает от зла. Бог – это не просто смотритель, это всевидящая личность, которая принимает участие в судьбе каждого человека и мира в целом
Из концепции трагического героя Аристотеля вытекает идея о Шекспирском «Гамлете» человеке «Возрождения», в чем характере проводятся параллели с классическим Эдипом. Гамлет ищет правду, как разделить иллюзию с реальностью. Ведь вокруг происходят различные ситуации, которые он не может контролировать. Монологи Гамлета часто отражают внутренние вопросы: кто я? Что есть человек?
Не зря в пьесе поставлен концептуальный вопрос «быть или не быть?». Самый главный диалог Гамлета затрагивает человеческое достоинство, в нем говорится, что, если главное достояние и задача человека в свою лучшую минуту спать и есть, то он является не более, чем животным. То есть Шекспир ставит такую проблему перед читателем – твоя судьба зависит исключительно от главного героя, от его взглядов на мир, ты можешь существовать, как животное, а можешь быть полезным. В чем заключается концепт судьбы? Может, в том, чтобы найти себя? Ведь позиция Гамлета заключается в том, что жизнь – это поиск подходящего для тебя пути, истины существования.
Шекспир постоянно сталкивает героев своих пьес. Герои разные, их взгляды противоречат друг другу. И именно это позволяет зрителям понять и задуматься о силах, которые руководят героями, и отношение героев к данным концептам.
Мы видим, как с разных сторон можно посмотреть, казалось, на одну идею – концепт судьбы в творческо – художественном аспекте. Он не просто берет истории людей, а решает проблему судьбы и воли, тем самым раскрывая судьбу, в которую входят понятия воли, рока, необходимости и другие.
Шекспир через один из концептов, показывает не только множество других, но и через самих героев раскрывает то, как развиваются концепты и как на одну только философскую идею можно посмотреть с разных сторон.
На примере Уильяма Шекспира можно сделать вывод, что философия – это творческое раскрытие концептов, которые в свою очередь имеют множество сторон, объяснений и обоснований.
Список литературы:
- Аверинцев, С. С. Философский энциклопедический словарь. Фатализм / С. С. Аверинцев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
- Аверинцев, С. С. Судьба //Философская энциклопедия / С. С. Аверинцев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – 820 с.
- Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез. – М.: Алетейя, 1998. – 286 с.
- Шекспир, У. Макбет / У. Шекспир. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 94 с.
- Шекспир, У. Ромео и Джульетта / У. Шекспир. – М.: Азбука, 2010. – 120 с.
дипломов
Оставить комментарий