Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2020 г.)

Наука: История

Секция: Археология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лачкова М.К., Рахимжанова С.Ж. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТА ОГНЯ И МЕТАЛЛУРГИИ В ДРЕВНЕМ КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ТУРГАЙСКОГО УТЮЖКА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 10(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТА ОГНЯ И МЕТАЛЛУРГИИ В ДРЕВНЕМ КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ТУРГАЙСКОГО УТЮЖКА

Лачкова Марина Константиновна

мл. науч. сотр., Национальный музей Республики Казахстан,

Республика Казахстан, г. Нур-Султан

Рахимжанова Сауле Жангельдыевна

науч. сотр., Национальный музей Республики Казахстан,

Республика Казахстан, г. Нур-Султан

THE MUTUAL INFLUENCE OF THE CULT OF FIRE AND METALLURGY IN ANCIENT KAZAKHSTAN ON THE EXAMPLE OF TURGAI GROOVED STONE

 

Marina Lachkova

junior researcher fellow, National Museum of the Republic of Kazakhstan,

Kazakhstan, Nur-Sultan

Saule Rakhimzhanova

researcher, National Museum of the Republic of Kazakhstan,

Kazakhstan, Nur-Sultan

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается связь и взаимное влияние культа огня и производства меди и бронзы на территории Казахстана в эпоху бронзы. Описывается тургайский утюжок как пример артефакта, несущего в себе ритуальную и производственную функции.

ABSTRACT

The article discusses the relate and mutual influence of the cult of fire and the production of copper and bronze in Kazakhstan in the Bronze Age. The Turgai iron is described as an example of an artifact that carries a ritual and production function.

 

Ключевые слова: археология, культ огня, металлургия, эпоха бронзы.

Keywords: archeology, cult of fire, metallurgy, the Bronze Age.

 

Работа подготовлена по научному проекту BR05236868 «Изучение, сохранение и популяризация культурного наследия Сарыарки».

 

С древних времен человек стремился понять природу вещей. Но параллельно с познанием окружающего мира человек был вынужден предпринимать попытки выжить в мире дикой природы. Для того чтобы выжить человек был вынужден менять мир под себя, и как следствие этих попыток возникла постоянная необходимость получения новых навыков и изобретения различных способов выживания. Как следствие все те новые технологии, которые осваивал человек, отражались и вплетались в его систему религиозных мировоззрений.

Ярким примером подобного взаимодействия можно считать освоение человеком огня.

Вплетаясь в духовные практики, огонь становится неотъемлемым элементом самых разнообразных культовых действий. Л.Г.Морган, деливший историю человечества на несколько ступеней, начало использования огня относит ко второй ступени - Средней ступени дикости. Но надо отметить, что в этот период человек только начинает использовать огонь в бытовых целях, и это еще не отражается в полной мере в религиозной жизни первых людей [1, c. 9]. По мере того, как человеческое общество развивалось – огонь занимал все более высокое, божественное положение среди прочих атрибутов человеческой цивилизации. И подобное обожествление мы можем видеть во всех человеческих культурах [2, c. 74-75].

После того, как человек приручил огонь, он не стал останавливаться на достигнутом. Огонь начинает проникать во все сферы человеческой жизни, эволюционируя и порождая новые способы его использования. В целом рассматривая человеческое общество в ретроспективе, мы можем выделить три основные сферы применения огня: бытовой, экономический (технологический), культовый (ритуальный).

Со временем применение огня входило в другие аспекты жизнедеятельности человека, зачастую являясь причиной появления новых функциональных возможностей. После того как человек осваивает все доступные ему бытовые функции, он неизбежно открывает для себя применение огня в области технологий металлургии и гончарного дела.

Как правило, люди почитавшие огонь придавали ему определенные человеческие черты. Природа огня не могла быть понятна человеку древности до конца, и в попытках понять огонь лучше, человек разумный пытался наделить огонь человеческой личностью, придать ему антропоморфные черты. Но в сознании человека разумного стихия огня, даже в очеловеченном виде, должна была бы быть безусловно выше нежели он сам.

В связи с обожествлением стихии огня, люди постоянно сталкивавшиеся с огнем в производственной сфере со временем начали занимать особое положение.  Такие профессии как гончар, металлург, кузнец были неразрывно связаны с огнем, несли в себе некий сакральный элемент, что отразилось в мифах и легендах народов по всему миру. Бог-кузнец встречается в мифологии большинства народов, знакомых с металлургическим производством: древние греки, римляне, египтяне и т.д.[3,c. 38].

Для эпохи бронзы металлургия была одной из самых распространенных технологий, что не позволяет не упомянуть о бронзолитейных печах и прочих элементах производства, связанными с использованием огня, и являвшихся одними из основополагающих сфер древней экономики. Предметы которые использовались в ремеслах и ритуалах, связанных с использованием огня могли украшаться символикой, связанной с духами и божествами огня.

С конца XIX в. исследователи обращают свое внимание на внимание находки небольших каменных, а впоследствии и глиняных предметов с поперечным желобком определенного диаметра. Эти артефакты распространились почти вдоль всей южной кромки пояса степей и полупустынь северной половины Евразии к концу VI тыс. до н. э. [4,с. 16]. В современной археологической науке стран СНГ за данными находками закрепилось название "утюжки". 

Долгое время в науке не было единого мнения по поводу предназначения данных предметов. Интерпретации предназначения утюжков были различны. Например, российский исследователь В.А.  Городцов считал, что эти предметы служили для отливки и выковки мелких предметов домашнего быта. [5, с. 167-168]. Для современных исследований характерны два направления поисков - утилитарное и ритуальное. Часть исследователей допускает возможность их двоякого использования - и в качестве утилитарных, и в качестве ритуальных предметов, предполагая, что эти функции могли в ряде случаев совпадать[6, с. 59-60 ].

Среди утюжков встречались некоторые экземпляры которые явно совмещали в себе обе функции - технологическую и ритуальную. Всего среди утюжков найденных в разное время было 5 экземпляров, на нижней плоскости которых присутствовали литейные формы  [7, с. 145]. Один из таких экземпляров - Тургайский утюжок.

Этот утюжок был найден случайно в начале 1970-х гг. на берегу реки Улы-Жыланшык, в Северном Казахстане. Утюжок датируемый  концом энеолита - началом бронзового века, классифицировался как литейная форма. Утюжок изготовлен из камня,  размеры 18*9,6*8,8 см. Поверхность утюжка была полностью зашлифована, в плане его форма - овал, в поперечном сечении имеет форму полуэллипса. На узком торце утюжка вырезано рельефное изображение человеческого лица небольшого размера 3,3*2,3 см. Изображение лица передано достаточно четко. Форма лица - уверенный овал, заостренный подбородок, расширенный к нижней части нос, прямой выпуклый рот, с губами разделенными прямой линией, высокие изогнутые брови. Имеются углубленные явно выраженные глазные впадины, хотя глаза и не были показаны на изображении. На нижней плоскости утюжка расположены вырезанная в камне форма для отлички плоского тесла [7, с. 145-146]. На внутренней поверхности литейной формы присутствуют следы длительного термического воздействия, что говорит о том, что этот предмет явно использовался по своему технологическому предназначению.

Других подобных артефактов, в которых сочетались бы столь явные  признаки использования предмета в производственных целях, связанных  с литьем металла, и в то же время, со скульптурными изображениями, расположенными непосредственно на предмете нет. Тот факт что человеческое лицо вырезано очень четко, со всеми анатомическими  подробностями,  свидетельствует о том, что оно появилось на литейной форме не случайно, было вырезано осознанно, и, вероятно,  несло в себе некий ритуальный элемент.

Плавка руды в крупных, производственных масштабах - это явление, характерное для эпохи бронзы. В это время на территории Евразии происходит становление «устойчивой» металлургии, для которой характерно усовершенствование процесса выплавки металлических изделий  и разработка рудников с медными и полиметаллическими рудами [8, с.119]. Безусловно, без освоения человеком огня производство медных и бронзовых изделий не смогло бы достигнуть глобальных масштабов. Несмотря на то, что медные изделия, встречались в небольших количествах, начиная с энеолита и изготовлялись они способом «холодной ковки», медные орудия распространились повсеместно именно благодаря использованию огня. Тот факт, что в древних обществах огонь  был священен, а огненные духи в представлении людей имели привычную антропоморфную форму, говорит о том, что профессии, связанные с огнем являлись сакральными.

 

Список литературы:

  1. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Ленинград, 1935.
  2. Маслова О.П. Огненные ритуалы населения срубной культуры по материалам памятников Западного Орен­буржья. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный науч­ный журнал. - 2013. - № 3 (7). - С. 73­-77.
  3. Металлургия и время: энциклопедия. В 4 томах. Том 1. Основы профессии. Древний мир и раннее средневековье./ Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев.- Москва, 2011. - 216 с.
  4. Усачева И.В. «Утюжки» в культурах Евразии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2005. Вып. 6. С. 12-23
  5. Городцов В.А. Культура бронзовой эпохи в Средней России //Отчет Императорскаго Российскаго Историческаго Музея Имени Императора Александра III за 1914 год. — Москва: Синодальная Типография, 1915. — С. 121–228., табл.
  6. Усачева И.В. «Утюжки»: реконструкция функции.//Археология, этнография и антропология Евразии. - 2013.- №4 (56). - с. 58-64.
  7. Логвин В.Н., Ченченкова О.Н. Утюжок с личиной из Южного Тургая.// Российская археология. - 2006. - №1. - С. 143-147.
  8. Сунчугашев Я. И. Горное дело и выплавка металлов в Древней Туве. Москва: Наука, 1969. - 140 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.