Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 03 августа 2020 г.)

Наука: Политология

Секция: История и теория политики

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Титов Р.В. «СВЕРХ-УСИЛИЕ» ВОЛИ – РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(26). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 22-33.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«СВЕРХ-УСИЛИЕ» ВОЛИ – РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Титов Роман Владимирович

канд. экон. наук, Директор ООО «Дельта Капитал»,

РФ, г. Волгоград

DEVELOPMENT OF MORALS IN THE PERIOD OF TRANSFORMATION OF SOCIETY (HISTORICAL ANALOGY)

 

Roman Titov

candidate of economic Sciences, General di-rector of "Ar BEM Rus",

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

Русский национальный характер тесно связан с явлением «сила воли».  Это понятие сегодня часто встречается в художественной, религиозной, философской и научной литературе.  Несмотря на это данное явление требует анализа и более точного определения. Наиболее ранним и авторитетным источником для понятия «воля» является Библия, где оно становиться одной из фундаментальных этических идей. Здесь мы находим множество призывов к необходимости приложения «Сверх-усилий» (воли) в качестве морального идеала, а также примеры опасности противоположного явления – «Порок воли» (отсутствие воли, «Безволие»). Шкала «Сверх-усилие – Порок воли» прекрасно соответствует нашему времени. Сегодня мир меняется в результате массового внедрения цифровых технологий, которые могут иметь «теневую сторону». Одна из неявных опасностей связана со снижением волевого потенциала – «Пороком воли». Идея «Сверх-усилие» воли может стать одной из формулировок национальной идеи.

 

Ключевые слова: Россия, национальная идея, сила воли, волевой потенциал, Сверх-усилие, моральное регулирование, Библейский канон, безволие, цивилизация.

Keywords: Russia, national idea, will power, volitional potential, «Super-effort», moral regulation, Biblical Canon, lack of will, civilization.

 

1. Сила воли – характерная черта русской культуры

Сегодня понятия «воля» и «сила воли» являются распространенными. Многие исследователи считают это явление характерным для русской культуры и менталитета[1]. В большом числе произведений подчеркивается сила духа русских людей, которую они проявляли как во время великих испытаний (войны, революции, стихийные бедствия, голод), так и в обычной жизни (монашеский подвиг, трудовые достижения). 

Предрасположенность русских людей к проявлению волевых качеств можно объяснить, не прибегая к мистическим причинам. Как известно, «закалка» воли происходит в результате преодоления трудностей, препятствий и лишений. Это в равной степени справедливо как для индивидуума, так и для социальной группы. На долю нашего народа выпало великое множество трудностей и испытаний. Исключение не составляет и новое время: распад Советского Союза, перестройка, рыночные реформы и пр. были препятствиями, которые потребовали приложения сил. Исторические испытания не единственные «сложности», свойственные для нашей страны. Для России характерны также суровый климат, отсутствие пресыщенности и протяженность страны. С другой стороны, положительное влияние на развитие силы воли сыграли исторические примеры и практики по воспитанию волевых качеств. К ним мы отнесем, образцы мужества и героизма, а также традиции православного христианства.

Очень важно сформулировать понятие «воля», «сила воли». Это необходимо для выбора обоснованной стратегии поведения в меняющемся мире. Отсутствие компромиссной и точной формулировки в определении этого явления мешает в выработке стратегии России в современных условиях.

2. Широкая трактовка понятия «воля»

Несмотря на то, что это понятие широко используется сегодня как в популярной, так и в научной литературе оно остается не достаточно ясным.  Остановимся на трех наиболее распространенных значениях понятия «воля», которые встречаются сегодня:

  • воля как желание (хотение);
  • воля с точки зрения свободы (включая предопределенность – внешняя сила по отношению к человеку, воля как свобода поступков),
  • воля – твердость характера (самоконтроль, мужество, «делание добра» и «исполнение дела»[2], самопожертвование и др.)

Рассмотрим эти значения более подробно:

  1. Воля как желание.

В рассматриваемый исторический период («осевое время») понятие воли не было сформулировано другими авторами. Мы видим, что у Аристотеля [1, 188-189] и Платона понятие «воля» [9, 110] трактуется как желание, влечение, «хотение».

  1. Воля с точки зрения свободы

Понимание воли в плоскости «воля – свобода» включает в себя множество аспектов: воля как внешняя сила по отношению к человеку (Божественная воля), как предопределенность, произвольность и выбор человека, стремление к свободе и пр. В таком ключе рассуждали многие исследователи как в религиозном контексте, так и вне его. К их числу можно отнести ранних зарубежных исследователей – Б. Спиноза, Дж. Локк, А.  Шопенгауэр, Э. Гартман, И. Кант и др., а также более поздних – Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Б. П. Вышеславцев. В этом ряду отдельно отметим М. Лютера, который в своем трактате «О рабстве воли» одним из первых использовал понятие «сила воли», хотя в другом контексте.

  1. Воля как проявление твердости характера – «Сверх-усилие».

Такое понимание волевых качеств получило большое развитие в дальнейшем в работах философов и ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Можно отметить работы первой половины XX века: Ф. Ч. Хэддок «Сила воли» (F. C. Haddock «Power of Will» Лонодон, Pelton Publishing Company 1907), Б. Н. Чичерин «Философия права» (М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900).

У современных авторов наиболее полно эта тема раскрыта в таких работах: Дж. Дж. Теллис и П. Н. Голдер «Воля и видение» (Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005), Карп Т. «Стальная воля. Как закалить свой характер» (М.: Альпина Паблишер, 2017), Баумайстер Р. «Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль» (М.: Эксмо, 2019), И. Якутенко «Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами» (М.: Альпина нон-фикшн, 2018), К. Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019) и др.  Этой теме посвящено множество монографий и исследований российских психологов, в том числе таких ученых: В. А. Иванников, Л. С. Выгодский, Д. Н. Узнадзе, П. А Рудик, П. В. Симонов, Л.С. Рубинштейн и многих др. Фундаментальным исследованием по этому вопросу нужно назвать книгу Е. П. Ильина «Психология воли», который систематизировал множество точек зрения по данному вопросу. Значительное развитие тема «силы воли» получила в православной литературе (см. например, труды Феофана Затворника и др.).

Одним из фундаментальных источников практических рекомендаций по формированию волевых качеств стала религиозная литература, прежде всего – христианские каноны. Первым по значимости источником здесь выступает Библия. В ней понятия «сила воли», «твердый характер», «самоконтроль» еще не были сформулированы, хотя мы находим ряд ярких, многократно повторяющихся примеров поступков, требующих выдающихся моральных усилий. В целях данной статьи можно предложить термин «Сверх-усилие», который объединил бы в одном понятии многие примеры проявления «силы воли», «силы духа», твердости характера, «подвига» и других моральных поступков в Библии.

3. «Сверх-усилие» – как всеобъемлющая моральная категория

Можно предположить, что необходимость прилагать «Сверх-усилие» является главной идеей и высшим моральным идеалом Нового завета. Эта идея составляет главное отличие Евангелия от Ветхого завета. Подтверждение этого может быть получено при сравнении формулировок моральных требований двух частей Библейского канона.

Всем известно выражение: «Око за око, зуб за зуб» (идея адекватности наказания, возмездия за нанесение ущерба). Это правило многие исследователи называют одним из главных тезисов Ветхого завета. В Новом завете многие идеи подвергнуты пересмотру и развитию. Идея о необходимости несоразмерно меньшего ответного действия в ответ на причинение ущерба повторяется неоднократно: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» [Мф 5:39], «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» [Рим 12:21]. Если в Ветхом завете говорится «…люби ближнего твоего, как самого себя…»  [Лев 19:18], то в Новом Завете эта максима расширяется: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас …» [Мф 5:44].

Подобные наблюдения можно сделать и на примере других моральных принципов, содержащихся в Библейском каноне. В частности, в ветхозаветной традиции «разумность» является одной из идеальных моделей поведения: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя …»  [Притч 2:10]. В противоположность этому Новый завет обращает внимание на недостаточность только лишь «разумности» (то есть – знания, понимания, информации), а требует необходимости результата и действия («делание добра», «исполнение дела»), даже несмотря на страдания. «… Но если, делая добро и страдая, терпите…» [1Пет 2:20]. Так же, как и в случае с идеей адекватности наказания («око за око») идея «добро-деятельности»[3] требует «Сверх-усилий» воли. Постичь грамоту, стать мудрым (не быть «глупцом») не просто, но значительно сложнее отказаться от «многознайства»[4] активно прилагать усилия, делая добрые дела без лишних «разумных» рассуждений. Это требует напряжения воли.

Следующее правило, для которого характерно требование «Сверх-усилий» воли связано с ложью и обманом. Уже в Ветхом завете такие поступки порицаются, делается вывод о взаимосвязи лжи с другими пороками: «Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель» [Сир 20:25]. Преодолеть привычку обманывать действительно очень важно и не просто. Но в Новом Завете планка поднимается еще выше – важно не лгать самому себе: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. … кто вникнет в закон совершенный, …, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» [Иак 1:22-25]. «Никто не обольщай самого себя» [1 Кор 3:18-20].

В результате в Новом Завете мы находим новые правила и новые формулировки, не представленных в Ветхом Завете. Они требуют волевых качеств и мужества, а иногда и самопожертвования. К ним могут быть отнесены:

  • самоконтроль, преодоление соблазнов – «… из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» [Мк 7:20-23];
  • особое требование к управляющим (имеющих в подчинении или зависимости) – «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…» [1Пет 5:2-3];
  • практика «преодоления гордыни» и отказ от самолюбия – «… Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» [Мф 23:12];
  • запрет на соблазнение подчиненных и зависимых «… невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» [Лк 17:1,2];
  • требование однозначного выбора высоких моральных жизненных принципов, отказ от двуличности: «Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы» [1И 1:5];
  • самопожертвование и подвиг ради блага других людей. Подвиг Христа является сутью сюжета Евангелия: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» [Ин 10:11], «… Я отдаю жизнь Мою …Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» [Ин 10:17,18]. Этот перечень можно продолжить.

Таким образом, ключом к пониманию сферы морального регулирования является проявление «Сверх-усилий» – волевых качеств людей (волевой потенциал). Нет ничего удивительного и случайного, что при внимательном изучении Библии мы находим формулировку общей категории «Сверх-усилия»: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил [курсив мой, ТР], но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» [1Кор 10:13]. Можно встретить и другое понятие, которое является более общим по отношению к разным примерам «Сверх-усилия» – «подвиг» («Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас» [Кол 2:1]).

Различие принципов Ветхого завета и Евангелия, усиление требований  представленны в сводной таблице.

Таблица.

Различие принципов Ветхого завета и Евангелия, усиление требований

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

«Обычное усилие» / «Добро»

НОВЫЙ ЗАВЕТ

«Сверх-усилие» / «Подвиг»

«Око за око» – удержаться больше ущерба при возмездии

«Ударили по левой – подставь правую»

«Возлюби ближнего»

«Возлюби врага своего»

Выбор человек между «путем истины» и «не прямыми путями» (ложь)

Требование однозначной моральной позиции (на стороне «добра»): «Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы»

Идеал – «разумность», в т.ч. быть «мудрым правителем»

Отказ от «многознайства» в пользу конкретных добрых дел («исполнение дела», «добродетель»)

Отказ от лжи, поскольку «ложь порождает ложь»

Отказ от лжи самому себе, самообольщения, гордыни

Отказ от пороков

Самоконтроль, запрет на совращение подчиненных и зависимых «малых сих»

Порицание «нечестных советников» или судей

Требование к «пастырям» «отдать жизнь за благо людей», «подавать добрый пример», «не соблазнять малых сих»

Указание на парадокс «Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову» (Сир 20:11)

Отказ от гордыни и надменности: «Унизься, да возвысишься»

Мужество, самопожертвование и подвиг на войне

Самоотречение, самопожертвование ради блага других, подвиг в мирной жизни

 

Таким образом необходимость волевого усилия – «Сверх-усилия» можно назвать одним из ключевых понятий Новозаветной части Библейского канона. Определение «воли» и обобщение подобных примеров в отдельную категорию важно само по себе для определения явление и раскрытия его сути. Не менее значимо также это и для того, чтобы определить противоположные явления – «Расслабление воли» («Порок воли»). В Библии это явление употребляется в значении «Пороки».  

Исследование волевого потенциала в канонических источниках, трудах ученых и практические наблюдения позволяют сделать некоторые обобщения относительно существа явления «сила воли»:

  • Воля – привычка. Характер и волевой потенциал формируют жизненные сложности и соблазны («вода, огонь и медные трубы»). Преодоление трудных условий жизни развивает волевые качества, создают «заряд» [6, 126]. Так, смысл утренней зарядки заключается в том, чтобы повысить свою готовность к трудностям нового дня. Поскольку воля – это установка, она может как формироваться (закрепляться), так и ослабевать без поддержки: «…когда нравственное поведение станет… нормой, привычкой оно само будет облегчать совершение волевых поступков». [5, 193]
  • Противоположностью «Сверх-усилия» является «Порок воли» («Безволие» [11, 16]), которое является причиной масштабных негативных последствий. Опасность в том, что разовое ослабление воли является причиной возникновения череды неблагоприятных последствий (первая рюмка водки – пьянство). Это справедливо для конкретного человека, социальной группы, нации и для общества в целом. Важно отметить, что условием для развития «Порока воли» является слабое подкрепление установки – недостаток трудностей, испытаний, лишений.  Резкое облегчение условий жизни народных масс, без воспитания моральных качеств и формирования волевой установки, может отрицательно сказаться на моральном климате общества и приводит к «плохим временам».  Это являлось причиной распада империй – когда с одной стороны возрастал уровень жизни, а с другой стороны, завершалась внешняя борьба.
  • Волевой потенциал – эмпирический и универсальный показатель. Удобство «Сверх-усилия» как показателя заключается в том, что он универсален для оценки как на уровне конкретного человека, так и на уровне социальной группы, этноса (государства). При этом такой показатель имеет большую объективную основу, чем оценочные понятия в морали. Это дает «точку опоры» для аргументированного обсуждения многих вопросов в сфере морального регулирования.

Нужно отметить, что для русских людей идеи развития воли, волевых качеств («Сверх-усилие») и опасности слабоволия («Порок воли», «Безволие») являются частью культуры и широко распространены на бытовом уровне.

4. Опасность цифровой глобализации для волевого потенциала России

В последнее время мы наблюдаем глубинные и глобальные изменения в жизни общества связанную с массовым внедрением цифровых технологий. Исследователи приводят негативные последствия этого: проникновение в частную жизнь государства [10, 89], цифровые провокации и кибервойны [10, 121], цифровую зависимость (в том числе и на физиологическом уровне) от электронных устройств [7, 21] и пр. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (António Guterres) назвал «тёмную сторону цифрового мира» одним из четырёх главных угроз человечеству. При этом главные опасности остаются незамеченными. Речь идет о резком улучшении жизни во многих странах и снижении «трудностей». Это условия для ослабление волевого потенциала и развития «Порока воли».  Уменьшение «трудностей» проявляется в следующих формах:

  1. увеличивается доступность материальных благ (снижается цена «удовольствий», появляется безусловный доход) и свободное время;
  2. становится проще повысить самооценку (сегодня можно гордиться новым статусом в игре, лайками и количеством «артефактов» не имея реальных достижений и авторитета среди близких людей;
  3. продолжает снижаться доля работников, занятых в материальном производстве, которые сталкиваются с физическим трудом (имеют привычку напрягать усилия) и пр. 

Эти негативные обстоятельства вызваны естественным причинами. Также существуют искусственно созданные негативные факторы, которые связаны с конкуренцией союзов и коалиций стран на международной арене. Одна из «блоковых» стратегий направлена на подрыв моральных авторитетов, очернение лидеров, пропаганду отказа от традиционных ценностей. Некоторые модели будущего основаны на замене системы традиционных национальных государств неким «сетевым взаимодействием»: «Это сеть, сотканная многонациональными корпорациями, неправительственными организациями, … научными сообществами и получившая еще большее развитие благодаря системе Internet…». Целевым объектом влияния для продвижения новых моделей цивилизационного устройства являются молодые люди, а способом воздействия – «культура и Internet» [3, 38].

5. Россия как модель цивилизации будущего

Понятие «Сверх-усилие» раскрывает уникальный подход России и ее исторических предшественников к фундаменту существования цивилизации –нравственность и принципы морального регулирования. Многими известными учеными, философами и государственными деятелями давалась высокая оценка силы воли (духа), твердости характера и моральности русских людей. Это может быть определено как высокий волевой потенциал и способность прилагать «Сверх-усилия». В этом же термине мы можем объединить и черты, которые относятся также и к государствам в целом: «самоотверженное бескорыстие», мужество, альтруизм и самопожертвование. Подобная модель поведения при построении межнациональных (международных) отношений с партнерами предполагает равноправие и правдивый обмен информацией. Лидер в этих отношениях добровольно принимает на себя большую ответственность, затраты и готов прикладывать большие усилия ради общего блага. Это подтверждает его готовность и способность прилагать «Сверх-усилие» воли. 

В мире существует другая «уникальная» модель, где страны не способны на «Сверх-усилие» – бессилие и «Безволие».  Здесь «превосходство» и «глобальная мощь» государства-лидера ориентированы на «социальный гедонизм» [3, 251] и «жизнелюбивое качество жизни» граждан [3, 38], стремление такого их личного успеха, который «создает богатство», а конечной «сильной комбинацией» такой системы является «смесь идеализма и эгоизма» [3, 39]. Основа отношений на международном уровне в такой модели видится не в равноправии, а моноцентризме, при котором «… глобальное превосходство, … подкрепляется сложной системой союзов и коалиций, которая буквально опутывает весь мир» [3, 40].  Достоевский более 150 лет назад так формулировал подобную стратегию: «Политика текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства [курсив мой, ТР.], горькое положение» [4, 230]. По определению З. Бжезинского цивилизация, которая основана на культуре, «на первое место ставящей потребление», тяготеющей «к массовым развлечениям в которых господствуют гедонистические мотивы и темы ухода от социальных проблем» [3, 251] ощущает себя «пессимистичной», «тревожной», «уставшей и выдохнувшейся» [3, 251]. Это свидетельствует скорее о нежелании напрягать волю и больше подходит под концепцию «Порок воли» («Безволие»).

За последние более чем 20 лет (прошедших с времени написания «Великая шахматная доска») оптимизма в этой оценке не прибавилось. Схожие тенденции, фиксирующие парадоксальный пессимизм стран Запада несмотря на высокий уровень жизни отражены в Докладе «Беззападность» (Международная конференция по безопасности) [12, 15]. 

Для того чтобы Россия могла успешно противостоять в конкурентном мире и показать преимущества своей модели, она должна решить несколько важнейших задач:

  1. Выбрать новую теоретическую основу для формулировки национальной идеи России.
  2. Сохранить свой высокий уровень волевого потенциала (готовность прилагать «Сверх-усилие»). В этих целях нужно повысить эффективность методов противодействия вызовам, связанных с всеми возможными проявлениями «Порока воли» («Безволия»), как естественного характера, так и в результате действия «конкурентов». С развитием информационных технологий инструменты и методы влияния существенно диверсифицируются и поддаются все меньшему контролю как со стороны государства, так и со стороны граждан (например, в отношении детей).
  3. Найти методы управления волевым потенциалом граждан и нации в целом. В настоящее время политические деятели в вопросах глобального морального регулирования применяют термины, которые недостаточно конкретны. В частности, в качестве формулировки стратегии России используются оценочные понятия: «самоотверженное бескорыстие» [4, 175] или «патриотизм». Также для характеристики недопустимых, аморальных действий в отношении нашей страны применяются понятия «хамство», «бандитизм». Данные термины носят оценочный характер, не позволяют оценить масштаб явлений и аргументированно оценивать те или иные стратегии.

Ключевую роль в данном процессе должны сыграть философия и наука. Стихийная практика ненормативного морального регулирования должна быть дополнена системным теоретическим анализом. Здесь нужен новый научный подход с опорой на практику и эмпирическую базу, которых позволит делать надежные прогнозы.  В этих целях оценка по шкале волевого потенциала удобна, поскольку позволяете перейти от оценочных (субъективных) категорий к понятиям, которые опираются на объективные, сопоставимые, измеримые параметры. К ним мы можем отнести показатель способности (готовности) к приложению «Сверх-усилий» или их отсутствие – «Порок воли», «Безволие» (по аналогии с запасом энергии – потенциал).

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Этика; пер. Н.В. Брагинский, Т.А. Миллер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 494 с.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Российское Библейское общество, 2002. – 1376 c.
  3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 2005. – 256 с.
  4. Достоевский Ф.М. Политическое завещание: Сб. Статей за 1861-1881гг / Федор Достоевский; сост.. предисл. С.М. Сергеев. – М.: Алгоритм, Эксмо. 2006. – 480 с.
  5. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. – 288с. (с 193).
  6. Карп Т. Стальная воля. Как закалить свой характер. М.: Альпина: психология и философия 2017. – 220 с.
  7. Курпатов А. Чертоги разума. – СПб.: ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2019. – 416 с.
  8. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М.: Политиздат, 1991. – 368  с.
  9. Смирнова О.Ю. Основные философско-исторические этапы в изучении воли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 1. С. 108-120. 
  10. Шмидт Э. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. / Эрик Шмидт, Джаред Коэн; пер. с англ. Сергея Филина. М.: Манн, Иванов, Фарбер, 2013. – 368 с.
  11. Якутенко И. Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами / Ирина Якутенко. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 456 с.
  12. Доклад «Беззападность». [Электронный ресурс], – https://securityconference.org/en/publications/munich-security-report-2020/ (Дата обращения: 20.05.2020).

[1] Например, Н.О. Лосский использует выражение «могучая сила воли» [8, 299]

[2] «делание добра» – употребляется в смысле «делание», «исполнитель дела», «блажен … в действии», вместо «разумности» и «многознайства».

[3] Нужно отделять от греческих «добродетелей», которые представляют разные положительные стороны людей.

[4] Опасность «многознайства» в том, что оно может приводить к самолюбованию и гордыне

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.