Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июля 2020 г.)
Наука: История
Секция: Археология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ГИПОТЕЗА О СЕМАНТИКЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЛЬВА В ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
HYPOTHESIS CONCERNING THE SEMANTICS OF LION IMAGES IN PALEOLITHIC ART
АННОТАЦИЯ
Обоснована гипотеза о семантике изображений льва во французских пещерах и гротах, группирующихся в трех районах, тяготеющих к «горному рельефу». Показано, что фигура льва является природным маркером, отражающим направленность, протяженность с семантическим содержанием, отражающим водораздельный хребет, расположенный между двумя соседними долинами рек.
ABSTRACT
A hypothesis concerning the lion image semantics in French caves and grottos in regions gravitating towards “mountain relief” has been substantiated. It was shown that a lion figure is a natural marker reflecting the direction, extent with the semantic content reflecting the dividing mountain range between two neighboring river valleys.
Ключевые слова: лев, изображение, палеолитическое искусство, семантическое содержание, водораздельный хребет, река.
Keywords: lion, image, paleolithic art, semantic content, dividing mountain range, river.
Во французских пещерах и гротах среди зооморфных изображений палеолитического искусства встречаются такие, которые французские исследователи зачастую именуют кошачьими, реально отображающими абрисы львов. По данным Fritz C.et al [9] на территории Франции найдено 202 изображения львов, в том числе 150 – на скальных стенах в пещерах (parietal) и 52 – на мобильных артефактах (mobilier). В бестиарии французского палеолитического искусства львы составляют всего 3 % [9]. Весьма оригинально распределение изображений львов по месту нахождения. В пещере Chauvet находится 75 изображений львов (и еще 5 сомнительных), что составляет более 60 % от общего числа изображений львов во всех французских пещерах и гротах [6]. Об изображениях львов во французской печати опубликован ряд статей [5, 8, 10] и книг [7, 11], в которых детально описаны большинство изображений львов. Ряд исследователей (Clottes J. et Azema M.; Tosello et Fritz C.; Gely B. et Azema M.; et al) поддерживают соображение о том, что львы палеолитического искусства отражают охоту львов на других животных (лошадей, бизонов, мамонтов). Думается, что такое мнение неубедительно. Поэтому пока отсутствует ответ на вопрос о семантическом значении изображения льва в палеолитическом искусстве.
Цель настоящей статьи – обосновать гипотезу о семантике изображения льва на базе метода, разработанного мною [1-4], поясняющего комплекс изображений и знаков палеолитического искусства как графическую коммуникационную систему путеуказателей, маркеров при передвижении древнего человека в пространстве на большие расстояния.
На территории Франции почти в двух десятках пещер и гротов находятся рисунки или гравюры изображений львов (на рисунке 1 представлены некоторые из них). В ряде мест найдены мобильные артефакты, на которых имеются абрисы львов (на рисунке 2 приведена часть таких изображений). Французские исследователи отмечают некоторые характерные натуралистические особенности изображений львов:
- лев-самец в подавляющем большинстве случаев не имеет гривы;
- абрис головы льва близок ко квадратной форме;
- в ряде случаев лев имеет длинный хвост, заканчивающийся волчком;
- полные фигуры льва имеют вытянутую ровную спину и др.
Рисунок 1. Parietal изображения льва во французских пещерах
1 – Roc-aux-Sorciers (R.Frenken, 2015), 2 – Trois-Freres (florentrivere.blogspot.com), 3 – Lascaux (Leroi-Gourhan et Allain, 1979)
Рисунок 2. Mobilier изображения льва во французских пещерах
1 – Isturitz (T.Powell), 2 – Vache (Don Hitchcock, 2014), 3 – Marche (Pericard et Lwoff, 1940)
Ранее мне удалось показать, что некоторые зооморфные изображения палеолитического искусства имели природную путеуказательныю семантику, например, лошадь – «север», бизон – «юг», козел с длинными сильно загнутыми рогами – «запад», козел с маленькими рожками или без них – «восток», мамонт – «перевал», носорог – «островерхая гора» и т. п. [1,4]. Поэтому можно предположить, что с большой долей вероятности изображения льва также имеют семантику, связанную с понятием какого-то маркера географической направленности.
Проведенный мною анализ расположения пещер, в которых имеются изображения львов, показал, что такие пещеры преимущественно группируются в трех районах. Одна группа находится в предгорьях на французской (северной) стороне Pyrenees, в верхней части бассейна реки Garonne. Другая размещается на юго-восточных склонах Central Massif, в бассейне реки Ardeche, правого притока реки Rhone. А третья расположена у основания западных склонов Central Massif, в средней части долины реки Vezere, в районе Les Eyzies, «столицы Prehistoire». Во всех этих районах найдены как parietal, так и mobilier изображения львов. Известны и другие отдельные пещеры с изображениями львов, расположенные в других местах (например, Arcy-sur-Cure, Marchе, Roc-aux-Sorcier и др.). Такое расположение пещер и гротов с артефактами с изображениями львов, тяготеющее к «горному рельефу», позволяет сделать предположение о том, что семантику изображения льва следует искать в «горной» сфере.
В ряде случаев parietal изображение льва нанесено на общей скальной панели или накладывается, пересекается, переплетается с фигурами других животных. Примеры таких ассоциативных изображений представлены на рисунке 3. В пещере Font-de-Gaume непосредственно на фигуре льва изображена голова лошади, а рядом находится еще несколько лошадей. В пещере Pech-Merle рядом с изображением льва расположены три лошади. В пещере Combarelles по соседству с фигурой льва размещены изображения бизона, носорога и голова оленя. В пещере Aldene на одной панели находятся лев, медведь и мамонт. Выше уже было упомянуто, что большое количество изображений львов имеется в пещере Chauvet. Среди них также имеются ассоциированные группы изображений (см. рисунок 4). Так в алькове львов последние изображены совместно с лошадями. В зале Fond рядом с группой львов расположены мамонты, бизоны и носорог. На каменной подвеске на фигуре льва изображены бизон и вульва. Еще на одном кулоне находятся абрисы двух львов и голова лошади. Анализ групповых изображений льва с фигурами других животных позволяет считать, что семантические содержания фигур других животных являются дополнительными к семантике изображения льва, которую можно назвать семантическим критерием и обозначить знаком Х. Тогда совместное изображение льва и лошади будет иметь совместную семантику Х+север. А совместное нахождение на скальной стене в пещере льва и бизона будет иметь семантическое содержание Х+юг. Совместное расположение льва и мамонта будет составлять в семантическом плане значение Х+перевал. При совмещении фигур льва и носорога их совместное семантическое значение – Х+ высокая гора. Во всех приведенных примерах семантическое значение Х имеет оттенок направленности либо по сторонам света (север, юг), либо по отношению к какому-то географическому объекту (перевал, гора). Таким образом, по аналогии с семантикой других животных, понятие Х характеризует форму некоторого географического маркера, путеуказателя, отражающего направленность, протяженность его. Все зооморфные изображения палеолитического искусства с течением времени были заменены знаками, отражающими ту или иную характерную часть абриса животного [3]. Поэтому логично принять, что изображение льва также имело отличительную черту своего контура. Анализ изображений львов показал, что такой характерной линией полных фигур льва является относительно удлиненный и ровный силуэт спины, на что указывали и некоторые французские исследователи (например [9]). Скорее всего таким удлиненным и ровным географическим маркером является водораздельный хребет (гряда холмов, цепочка гор), расположенный между долинами соседних рек.
Рисунок 3. Parietal групповые изображения льва и других животных во французских пещерах
1 – Font-de-Gaume (Osborn, 1915), 2 – Combarelles (Don Hitchcock, 2008), 3 – Pech-Merle (H.Wendel)
Рисунок 4. Parietal групповые изображения льва и других животных в пещере Chauvet
1 – Clottes, 2001, 2 – uk.phidon.com, 3 - uk.phidon.com, 4 – www.ancient-wisdom.co
На основании выше изложенного можно естественно и логично сформулировать семантическое содержание изображения льва: Х – водораздельный хребет между двумя долинами соседних рек, протяженный, относительно ровный, без больших перепадов высоты. В плане надежности ориентирования передвижение по водораздельному хребту, гребню было наиболее безопасным по сравнению с перемещением по реке, на которой было необходимо учитывать притоки реки, чтобы не отклониться в сторону от основного направления течения реки. Именно поэтому древний человек стал использовать изображение льва, как путеуказатель перемещения по водораздельному хребту. Тогда совместное изображение льва и лошади рекомендовало двигаться на север по водораздельному гребню. Совместное изображение льва и бизона предлагало двигаться на юг по водоразделу. Совместное изображение льва и носорога советовало перемещаться по водоразделу до высокой горы. Совместное изображение льва и мамонта информировало о передвижении по водоразделу до перевала, значительного понижения водораздельного гребня. В итоге изображение льва служило путеуказателем при перемещении на большие расстояния.
Вывод
На основании вышеизложенного предложена и обоснована гипотеза о семантическом содержании изображения льва в палеолитическом искусстве в виде маркера, отражающего водораздельный хребет, относительно ровный по высоте, между долинами соседних рек.
Список литературы:
- Карелин В.Г. Зооморфная символика в изобразительной системе ориентации в пространстве палеолитического человека в Западной Европе // Инновации в науке, 2015, №7(44), с.86-92.
- Карелин В.Г. Палеолитические знаки rockform в пещерах Западной Европы // Инновации в науке, 2018, №12(88), с.27-36.
- Карелин В.Г. Закат фигуративного зооморфного палеолитического искусства // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты, 2019, №3(13), с.5-12.
- Карелин В.Г. Палеолитические зооморфные изображения, символизирующие направления ориентирования по сторонам света // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты, 2019, №9-10, с.4-12.
- Clottes J., Packer G. Les felins // In: Clottes J. (dir). La grotte Chauvet. Lʹart des origines, Paris, 2001, p.177-180.
- Clottes J., Azema M. Les images felins de la grotte Chauvet // In: La grotte Chauvet a Vallon-Pont-dʹArc: un bilan des recherches pluridisciplinaires Actes de la séance de la societe prehistorique francaise, 11 et 12 octobre 2003, Lyon // Bulletin de la societe prehistorique francaise, 2005, 102-1, p.173-182.
- Clottes J., Azema M. Les felins de la grotte Chauvet, Paris, 2005, 125p.
- Cremades M., Laville H. Le felin grave de Laugerie-Basse: a propos du mouvement dans lʹart paleolithique // Paleo, 1995, 7, p.259-265.
- Fritz C. et al. Оurs et Lion: reflecxion sur la place des carnivоres dans lʹart paleolithique // Predateurs dans tous leurs etats. Evolution, Biodiversite, Interaction, Mythes, Symboles. XXXI rencontres internationalеs dʹarcheologie et dʹhistoire dʹAntibes sous la direction de J.-P.Brugal, A.Gardeisen, A.Zucker, Editions APDCA, Antibes, 2011, p.299-318.
- Nougier L.-R., Robert R. Les felins dans lʹart Quaternaire, la «Frise des Lions», gravure sur os de la grotte de la Vache, a Alliat, et les grand Felins dans lʹart franco-hispanique // Bulletin de la societe prehistoire Ariege, 1965, XX, p.17-84.
- Rousseau M. Les grands felins dans lʹart de notre prehistoire, Paris, 1967, 216 p.
дипломов
Оставить комментарий