Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июля 2020 г.)

Наука: Политология

Секция: Мировая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аполосов Д.И. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(25). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 33-40.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Аполосов Денис Иванович

адъюнкт, факультет военно-политологической работы, Военный университет Министерства обороны,

РФ, г. Москва

FOREIGN EXPERIANCE IN OVERCOMING THE NATIONAL AND CIVILIZATIONAL IDENTITY CRISIS AND POSSIBILITY OF ADOPTING IT IN RUSSIA

 

Denis Apolosov

PG student, Faculty of military ana political activity, Military University of the Ministry of Defense,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается зарубежный опыт преодоления кризиса общенациональной и цивилизационной идентичности. В целях совершенствования отечественных практик конструирования идентичностей акцентируется внимание на примерах как стран, носителей западной культурной традиции, а именно Великобритания и США, так и восточной – Китая.

ABSTRACT

The article reviews foreign experience in overcoming crisis of national and civilizational identities. For the improvement of domestic practices in development of identities, the author´s attention is focused on the examples of different countries, carriers of the western cultural tradition, namely Great Britain and the USA, and east – China.

 

Ключевые слова: общенациональная идентичность, цивилизационная идентичность, британский дух, американская мечта, культурный национализм.

Keywords: national identity, civilizational identity, the spirit of Britain, the American dream, cultural nationalism.

 

Определению содержания идентичности посвящено множество научно-исследовательских работ как в зарубежной, так и в отечественной науке. В целом это явление представляет собой инструмент выявления и описания смысловых характеристик индивидуальных и коллективных действий в контексте самоопределения субъектов данных действий к тем или иным группам, сообществам, ценностно-нормативным регуляциям [1, с. 62]. Таким образом, если рассматривать идентичность в контексте политических отношений, то следует отметить, что она играет заметную роль в формировании политического поведения субъектов политического процесса. Кроме того, идентичность может выполнять функцию устойчивого образа, который служит основой геополитических и внешнеполитических ориентиров государства [2, с. 100]. В данном случае речь идёт о национальной или общенациональной идентичности, объединяющей политическую, государственную, гражданскую, этническую, культурных, языковую и другие виды идентичностей. В то же время, анализируя динамику социально-политического развития российского государства с момента образования Киевской Руси по настоящее время, корректно утверждать о существовании в России особой, цивилизационной идентичности. Это объясняется тем, что Российское государство – это «цивилизация-империя». Данный тип государства характеризуется формированием масштабной социально-политической общности, функционирующей в пределах значительного территориального ареала и создающей на основе интеграции разнородных традиций единую наднациональную синтетическую культуру [3, с. 140].

Российская Федерация, как государство суверенное и независимое, создавалась в сложный исторический период, характеризующийся резкой сменой политической и социально-экономической систем, что стало причиной кризиса всех сфер жизнедеятельности общества. В настоящее время, действуя в условиях жёсткой международной конкуренции Россия стремится восстановить свои исторически сложившиеся лидирующие позиции на мировой арене и стать одним из ключевых субъектов нового многополярного мира. На государственном уровне достигнуто чёткое понимание того, что дальнейшее развитие Российской Федерации невозможно без формирования объединяющей идентичности как надёжной опоры в достижении целей, которые заявлены политическим руководством страны [4]. В то же время формирование гражданского общества и его институтов проходит далеко не безболезненно и связано как с внутренними, так и внешними противоречиями и негативными тенденциями. Таким образом, для современной российской действительности продолжает оставаться актуальным вопрос изучения иностранного опыта в аспекте противодействия деструктивной трансформации цивилизационной, общенациональной, гражданской и других видов идентичностей.

В современных условиях развитие многих социально-политических систем проходит в рамках глобализации, которая оказывает разрушительное воздействие на некоторые стороны жизни современного общества, в том числе посредством распространения элементов массовых стандартизированных культур [5, с. 65], одним из последствий которого является развитие кризиса идентичностей. Российское общество, столкнувшееся с деструктивным влиянием глобализации, находится в поиске эффективных методик выхода из сложившегося кризиса и восстановления традиционных для российского общества ценностей в массовом политическом сознании. В целях формирования отечественного подхода следует обратить внимание как на особенности исторического развития Российского государства, так и на опыт преодоления кризиса общенациональных идентичностей в странах западной культурной традиции, таких как Великобритания, США и Франция, и цивилизационной идентичности в восточных странах, например, Китае.

Соединённым Королевстве, например, разработка политики формирования единой общенациональной идентичности на государственном уровне не ведётся. Такой подход обусловлен, во-первых, наличием глубоких и неразрешимых этнических противоречий между четырьмя ключевыми нациями (англичанами, шотландцами, уэльсцами и ирландцами), которые усугубились в период глобализации культурного пространства Великобритании, а во-вторых, их расселенностью по всему миру. В то же время, несмотря на доминирующую роль Англии в «Британском Содружестве Наций», понятие «британский» или «британец», сохранившееся со времён существования Британской империи, продолжает использоваться титульными нациями Содружества в контексте обозначения своего превосходства и исключительности [6, с. 477].

Политическая элита Великобритании для укрепления восприятия единства британской культуры в сознании мировой общественности и граждан Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии активно распространяет в информационном пространстве идею о существовании особого «Духа Британии» (от англ. «the Spirit of Britain») или «Британского образа жизни» (от англ. «the British way of life») [8, с. 63]. Основное внимание при этом уделяется вопросам консолидации британского общества вокруг традиционных для него политических и социальных институтов, таких как монархия, парламентская демократия, армия, образование.

В то же время, одним из составных элементов «Духа Британии» является толерантность. Для утверждения её ценности и важности органы власти Соединённого королевства широко используют средства массовой информации и коммуникации, так как это помогает усилить чувство конвергентности среди граждан, создать то, что сами британцы называют «британскостью» (от англ. «the Britishness») [8, с. 28]. Продвижение идей толерантности осуществляется также и политическими лидерами, что способствует снижению напряжённости между представителями разных культур, религий, этносов и сообществ. Так, например, в 2014 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в своей статье по случаю 799-й годовщины подписания Великой хартии вольности уделяет особое внимание «толерантности», как одной из основных ценностей британской нации [9].

Для российского общества британский опыт представляется ценным в вопросе объединения и сохранения компромисса между представителями различных религиозный, культурный, этнический и социальных общностей, то есть создания толерантного общества. В отечественных условиях, например, снижению социальной напряжённости может способствовать усилие внимания со стороны субъектов политического процесса исключительному значению таких элементов групповых и цивилизационных идентичностей, как терпимость и уважение.

В американском обществе самоидентификация граждан и процесс формирования в рамках социально-политической системы общенациональных ценностей реализуется в рамках идеи об «Американской мечте» (от англ. «the American dream») [7, с. 63], которая характеризуется игнорированием исторических, культурных и религиозных принадлежностей американских граждан и ориентированностью преимущественно на способностях отдельного индивида достичь финансового и социального благополучия.

Наряду со средствами массовой информации, политическими партиями и общественными движениями, одним из основных субъектов, способствующих проникновению и закреплению «мечты» в сознании американского общества является Президент Соединённых Штатов Америки. Так, Рональд Рейган, 40-й президент США, в посланиях к Конгрессу США, интервью, а также инаугурационной речи 1985 года акцентировал внимание на том, что «американская мечта» это «свобода» выбора, которой достоин каждый гражданин США. В его выступлениях прослеживались попытки создания в политическом сознании концепции, связывающей «свободу» гражданина с достижением «богатства», «власти», «религиозной свободы», «справедливости» [10][11].

В свою очередь, 42-й президент США Билл Клинтон стремился указать на ключевой по его мнению способ достижения «успеха», «славы» и «богатства», утверждая о важности «трудолюбия» [12]. Джордж Буш, 43-й президент США, исключал политические и морально-этические ценности из содержания «американской мечты», отдавая предпочтение материальным [13]. В 2003 году он поддержал принятие «Акта о помощи в погашении задолженности Американской мечты» [14], который предполагал оказание помощи более 40 тыс. американских семей в реализации их «Американской мечты» – покупки собственного дома.

Барак Обама, следующий после Дж. Буша президент США, во время предвыборной кампании стремился вновь сделать «американскую мечту» атрибутом духовной жизни американских граждан. В ходе одного из обращений он акцентировал внимание на том, что не только тяжёлый труд ведёт к реализации своей мечты, но и объединение всех американских граждан, которое позволит и будущему поколению реализовывать свои мечты [15, с. 113]. Действующий президент США Дональд Трамп, выступая в 2020 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, использовал термин «американская мечта» с целью охарактеризовать могущество американской экономической системы, способной обеспечить достойную жизнь граждан США [16].

Обращает на себя внимание тот факт, что потерю духовной составляющей «американской мечты» следует считать скорее неудачным опытом, однако российским субъектам формирования государственной культурной политики целесообразно обратить внимание на роль первого лица государства в процессе репрезентации политических и духовных ценностей в информационном пространстве. Кроме того, основу, «русской мечты», например, могут составить принципы «свободы», «справедливости», «профессионализма» и «трудолюбия».

В отличие от России и европейских стран, Китаю, столкнувшемуся с кризисом национальной идентичности в середине XX века, уже удалось разрешить эту проблему с помощью основанной на социалистической системе ценностей политики культурного национализма [17]. Развитие национальной идентичности Китая осуществлялось одновременно на двух уровнях: высший – уровень идентичности китайской нации как единого целого («Чжунхуа»); базовый или основной – предполагает существование 56 китайских этнических групп, каждая из которых обладает уникальной и неповторимой идентичностью [18, с. 18]. На высшем уровне национальная идентичность Китая формируется в результате симбиоза разных исторических и культурных эпох. Во-первых, это период имперского величия, которое является центральным элементом исторической памяти. Во-вторых, философия Конфуция, определяющая гармоничное развитие. И в-третьих, геополитическое положение Китая, обширные территории которого способствуют формированию в массовом сознании чувства коллективности.

Основной уровень идентичности формируется за счёт стимулирования развития малых народов Китая, в том числе посредством экономического развития территорий. Примером может служить создание этнической деревни народности мяо на китайском острове Хайнань, где коренному населению предоставили возможность торговать предметами местного быта. Тем самым, представители народности получили возможность самостоятельно повышать уровень своего благосостояния [19, с. 40]. Необходимо отметить, что с начала XXI в Китае произошла корректировка вектора развития высшего уровня национальной идентичности. Приоритетной задачей в современных условиях является ускорение темпов социально-экономического развития как страны в целом, так и национальных меньшинств. Что касается России, то опыт Китая по экономическому стимулированию малых и больших народностей может быть использован для повышения эффективности в вопросе устойчивого развития этнических групп в условиях формирования российской цивилизационной идентичности.

Рассмотренные примеры формирования общенациональных и цивилизационной идентичностей демонстрируют, что в качестве основного ориентира формирования идентичностей выступают ценности: политические, духовные и др. Однако, если на начальном этапе идентичность рождается как результат принятия индивидом, социальной общностью или обществом в целом определённой системы ценностей, то впоследствии, рассматриваемые компоненты представляют собой систему «сообщающихся сосуд», то есть влияют на процесс корректировки и формирования друг друга. Таким образом, при определении основ цивилизационной идентичности Российского государства необходимо обратить внимание на состояние культурного и исторического сознания общностей, входящих в состав российского общества (историческое прошлое, историческая память, мифология, религиозные доктрины, общезначимые модели-образы, преобладающие экономические модели, коллективные мнения, семейные образцы, отношение к чужим ценностям и др.) [20, с. 199-201]. Не следует также забывать и весомую роль объектов материальной культуры, таких как орудия труда, средства производства, предметы потребления, быт, жилище, средства сообщения, которые в равной степени определяют идентичности, в том числе на этапе формирования.

 

Список литературы:

  1. Сибиданов Б.Б. Категория дискурса как объект исследований в гуманитарных науках // Вестник БГУ. – 2014. – № 10–11. – С. 59-64.
  2. Соловей В.Д. О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №6. – С. 98-109.
  3. Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход: монография // под ред. А.П. Кочеткова, А.В. Опалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – С. 125-171.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»
  5. Прокаева О.Н. Влияние процессов глобализации на проблему национальной идентичности // Инновационная наука. – 2016. – № 5-3(17). – С. 65-66.
  6. Игнатьева О.А. Особенности формирования национальной идентичности на примере Великобритании, ФРГ и России // Международный научный журнал «Молодой учёный». – 2017. – № 12(146). – С. 477-478.
  7. Левенкова Е.Р. Контрастивный анализ национально-специфических концептов в институциональном политическом дискурсе Великобритании и США // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 32(213). – С. 62-70.
  8. Brown G., D'Ancona M. Being British: the search for the values that bind the nation// Mainstream publishing. – 2009. – 288 p.
  9. British values: article by David Cameron [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/news/british-values-article-by-david-cameron (дата обращения 28.05.2020).
  10. Reagan R. Address Before a Joint Session of the Congress on the State of the Union [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reaganlibrary.gov/research/speeches/12185a (дата обращения 28.05.2020)
  11. Reagan R. Inaugural Address [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reaganlibrary.gov/research/speeches/12185a (дата обращения 28.05.2020)
  12. William J. Clinton. The President's Radio Address [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.presidency.ucsb.edu/node/217419 (дата обращения 28.05.2020).
  13. George W. Bush Remarks to the Economic Club of Chicago in Chicago, Illinois [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/remarks-the-economic-club-chicago-chicago-illinois-0 (дата обращения 28.05.2020).
  14. American Dream Downpayment Act. Law No: 108-186: approved dec. 16, 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.congress.gov/congressional-report/108th-congress/house-report/164/1 (дата обращения 28.05.2020).
  15. Pearson C. A Profile of Hope: A Review of the 2008 Presidential Election & Compilation of Speeches // Soapbox Productions. – 2009. – 157 p.
  16. Donald J. Trump Remarks at the World Economic Forum in Davos, Switzerland [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/remarks-the-world-economic-forum-davos-switzerland (дата обращения 28.05.2020).
  17. Под «культурным национализмом» следует понимать особую политику государства в области защиты и развития культурного, исторического и языкового наследия этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.
  18. Шугаев А.В. Понятие «идентичность» в китайском гуманитарном знании // Вестник ЧитГУ. – 2011. – № 2(69). – С. 16-20.
  19. Меркушина Я.С. Культурная идентичность современного китайского общества // Дискуссия. – 2013. – №7(37). – С. 38-41.
  20. Русакова О.Ф. Основные разновидности современных теорий политического дискурса: опыт классификаций // Аналитика культурологии. – 2008. – № 11. – С. 190-205.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.