Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII-XXXIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июня 2020 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хакимниязов Ж., Мамедов А. ТРАДИЦИИ ПОКЛОНЕНИЯ ОГНЮ ДРЕВНИХ НАРОДОВ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXII-XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(24). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 25-29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРАДИЦИИ ПОКЛОНЕНИЯ ОГНЮ ДРЕВНИХ НАРОДОВ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ

Хакимниязов Жолмурза

канд. ист. наук, доц., Заведующий кафедрой Археологии, Каракалпакского государственного университета имени Бердаха,

Республика Узбекистан, г. Нукус

Мамедов Абдулла

студент Исторического факультета, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха,

Республика Узбекистан, гНукус

TRADITIONS OF FIRE WORSHIP OF ANCIENT PEOPLES OF SOUTH ARAL SEA

 

Jolmurza Khakimniyazov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Archeology Karakalpak State University of Berdakh,

Uzbekistan, Nukus

Abdullah Mammadov

student of the Faculty of History of KSU Karakalpak State University of Berdakh,

Uzbekistan, Nukus

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются неотъемлемая и весьма существенная часть культуры - традиции поклонения огню древних народов Южного Приаралья. Значительное внимание уделяется верованиям и культам, освещающий их общественную жизнь. Помимо всего прочего в работе рассмотрены весьма важные, но все же отдельные стороны мифологии и религии древних народов.

ABSTRACT

The article considers an integral and very essential part of culture - the tradition of worshiping the fire of the ancient peoples of the Southern Aral Sea. Considerable attention is paid to beliefs and cults, illuminating their social life. Among other things, the work considers very important, but still separate aspects of the mythology and religion of ancient peoples.

 

Ключевые слова:"археологические источники", "Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция", "атар", "Калалы-гыр".

Keywords: "archaeological sources", "Khorezm archaeological and ethnographic expedition", "atar", "Kalaly-gyr".

 

Археологические источники играют важную роль в изучении истории общественной жизни наших древних предков, живших на Южном Приаралье. Сведения о первых религиозных верованиях древних народов нашей страны содержится в археологических источниках, которые содержат много важной исторической информации о религиозных верованиях, которые являются важной частью повседневной жизни наших предков.

Работы известного археолога С.П. Толстова неоценима в изучении древней истории и археологии Южного Приаралья. С.П. Толстов как руководитель Хорезмской археолого-этнографической экспедиции с 1937 г. проводил археологические исследования в нашей стране. В результате многолетних исследований под руководством археолога С.П.Толстова был собран богатый археологический материал, освещающий общественную жизнь древних народов Южного Приаралья.

Древние предки жившие в те времена считали огонь магической силой очищения от всех грехов. Люди верили, что огонь - это божественная сила, и верили в это каждый день. В результате того, что огонь сначала сгорел в священных очагах, а затем с улучшением веры в огонь, стало традицией создавать небольшие сооружения различных видов.

Первыми археологическими памятниками, рассказывающими о формировании традиций огнепоклоничества в жизни народов Южного Приаралья, стали первые памятники эпохи неолита, вокруг античного памятника Джанбаскалы обнаруженные в 1938 году участниками Хорезмской археолого-этнографической экспедиции А.Я.Абрамовичем и Н.Н. Вактурской. Эти неолитические памятники, названная С.П. Толстовым Кельтеминарская культура, стала одним из новых открытий в истории народов Центральной Азии. Здесь был найден памятник как назвалДжанбас-4, а место древнего жилища осталось. Примечательно, что в центральной части этого жилища находится огненной очаги, которая, по мнению археолога С.П. Толстова, является центром общественной жизни [4: 61, 5: 69]. Расположенная в центральной части жилища, очаг служила центром веры в жилище, а также отдельным частным жилищем, где проводились общественные церемонии. Вокруг центрального очага есть маленькие очаги. В кельтеминарском жилище обитала целая родовая община примерно в 100-120 человек, включая детей[4: 62, 5: 69]. Из этих археологических источников мы видим, что поклонение с исконных времен в общественной жизни наших предков играло важную роль в поклонении природным силам, основной священному огню.

В древние времена наши предки верили в огонь и поклонялись ему, и огонь считался священным в зороастрийской религии. Зороастрийская религия также включала традиции до эту религию, которая была формой поклонения огню, и зороастрийцы называли огонь «атар» [1: 11].

В середине I тысячелетия до нашей эры были сформированы первые города в Южном Приаралье, развивалась городская культура и расширялись их функции. Из-за широко распространенной в этот период зороастрийской религии, в древних городах Южного Приаралья стало традицией создавать специальную «дом огня» – атешгах, в которой хранится огня. Археологические раскопки в Кюзелы-гыре, одном из первых древних городов на Южном Приаралье, предоставили важную сведение при изучении истории этого периода. Этот памятник в древнем Хорезме, точнее, окруженный защитными стенами, носит религиозный характер [7: 153]. Во время раскопок в 1953 году было найдено уникальное здание и его основания трех башен к северу от центрального здания. По мнению С.П. Толстова, это своеобразное сооружение может быть атешгах или цокольной части башне-образных погребальных сооружений, занимавших, как известно, видное место древней зороастрийской архитектуре [6: 101-102]. По мнению археолога Ю.А. Рапопорта, это своеобразное сооружение имели погребальное назначение [3:46]. Расположенное в центральной части города, здание, вероятно, связано с основными представлениями населения того времени - зороастрийскими традициями и религиозными церемониями. В центральной части древних городов Древнего Хорезма преобладали общины, то есть культовые сооружения.

Калалы-гыр 2, расположенный на левом берегу реки Амударьи, является одним из древних памятников Древнего Хорезма. Примечательно, что археологические раскопки прошлого века выявили целый комплекс религиозных объектов, связанных с культом. Археологи утверждают, что Калалы-гыр 2 был одним из крупнейших культурных и религиозных центров оазиса во IV-IIвеках до нашей эры [2]. В религиозные церемонии, связанные с огнём, проводились в специальной площади под открытым небом, около огня. Возможно, памятник стал культурным центром, учитывая социальные потребности населения в то время.

Джанбаскалана ходится в периферийной зоне древнего Хорезма и имеет важное оборонительное значение. Памятник Джанбаскала имеет прямоугольную форму, в конце центральной улицы, разделяющей форт, остатки атешгаха были обнаружены и исследованы археологом С.П. Толстовым [4: 95-98].

Архитектурные орнаменты не должны были привлекать внимание верующих, и внимание священников или верующих должно быть направлено на поклонение. Как отметил С.П.Толстова, в одной из комнаты часто собирались представители племен (в основном мужчины) для обсуждения важных социальных вопросов [4: 315].

Городище Топраккала является одним из крупнейших древних памятников на Южном Приаралье. Топраккала, один из уникальных городов Хорезма, восходит к началу нашего эра. Вся северо-западная часть древнего памятника была занята большим дворцом, резиденцией правителя. Археологические исследования показали, что очень белая зола появился на поверхности в центральной комнате здания в юго-восточном углу здания дворца. По мнению С.П. Толстова, этот признак (например, белая зола, результат полного сгорания топлива, такого как алтарь в храме Джанбаскала и неугасимый очаг в жилище Джанбас-4), является доказательством того, что здание выполняет функции атешгах в городе [4: 123, 5: 171. -174]. В целом, согласно зороастрийской вере, огонь считался одним из самых священных элементов на земле, и в атешгахе, построенных для поклонения ему, проводились обычаи и различные религиозные церемонии.

В заключение важно расширить нашу историю, включая историю религиозных верований и обычай наших древних предков. Можно оценить его роль в общественной жизни в древние времена, используя письменные источники, а также археологические источники, изучая традиции священного поклонения огню и представления наших предков об этом. Изучая этот вопрос о том, что наши предки были частью пути социального развития, мы узнаем много нового о духовном мире наших предков.

 

Список литературы:

  1. Бойс М. Зорастрийцы. Верования и обычаи.Перевод с английского и примечания И.М.Стеблин-Каменского. М., «Наука», 1987
  2. Калалы-гыр 2. Культовый центр в Древнем Хорезме в IV-II вв. до.н.э. Ответственный редактор Б.И. Вайнберг. М., 2004
  3. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. Труды ХАЭЭ.т.VI. М., «Наука», 1971
  4. Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., Издание МГУ. 1948
  5. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л., 1948
  6. Толстов С.П. По древным дельтам Окса и Яксарта. Издательство Восточной литературы. М., 1962
  7. Эшов Б.Ж. Қадимги Ўрта Осиё шаҳарлари тарихи. Т., 2006
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.