Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII-XXXIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июня 2020 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маметьев И.В. ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXII-XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(24). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 13-17.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА

Маметьев Илья Валерьевич

магистрант исторического факультета, Астраханский государственный университет,

РФ, г. Астрахань

APPROACH TO RESEARCH OF THE WESTERN EUROPEAN MEDIEVAL MENTALITY

 

Ilya Mametyev

master of History, Astrakhan State University,

Russia, Astrakhan

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается подход к изучению западноевропейской средневековой ментальности А.Я Гуревичем. Он изучал ментальность как целостное явление, включающее различные противоречивые пласты сознания образованной и безграмотной части населения. А. Гуревич исследовал литературные жанры, написанные духовенством для наставления народа. Анализ этих жанров помог выявить картину мира illitterati, а также проследить трансформацию христианской религии под влиянием народного сознания.

ABSTRACT

The article considers the approach to the study of Western European medieval mentality by A. Ya Gurevich. He studied mentality as a holistic phenomenon, including various contradictory layers of consciousness of the educated and illiterate part of the population. A. Gurevich investigated the literary genres written by the clergy to instruct the people. An analysis of these genres helped to reveal the illitterati picture of the world, as well as to trace the transformation of the Christian religion under the influence of popular consciousness.

 

Ключевые слова: менталитет, средневековые жанры литературы, христианская религия, безграмотное население, духовенство.

Keywords: mentality, medieval genres of literature, Christian religion, illiterate population, clergy.

 

На сегодняшний день изучением истории повседневности и ментальности разных времен и народов занимается немалое количество исследователей во всем мире. В нашей статье мы рассмотрим пример изучения средневековой западноевропейской ментальности отечественным историком А.Я. Гуревичем. При анализе его работ необходимо учитывать,  что понятие ментальность имеет ряд синонимов, наиболее распространенными среди которых являются «картина мира» и «мироощущение».

Несмотря на то, что А. Гуревич рассматривал ментальность как особое целостное явление данной эпохи, все же средневековая картина мира включала различные пласты сознания, которые, в свою очередь, являлись многослойными и противоречивыми.

Соответственно, немалый интерес представляет  подход А. Гуревича к изучению отдельных пластов западноевропейского средневекового менталитета. Особая сложность сопряжена с выявлением картины мира наибольшей части средневекового населения, не владеющей грамотой (illitterati) и не оставившей никаких письменных источников, изучение которых могло бы составить представление о «коренных проявлениях мироощущения рядового человека» [4, с. 310].

Отечественный исследователь приходит к идее, что картина мира безграмотного населения средневековой Европы может быть отражена в письменных источниках, составленных специально для данной социальной категории духовенством в целях проведения эффективной проповеди. Для привлечения прихожан духовенство вынуждено было говорить языком народа, в противном случае, привлечь паству было бы очень затруднительно. Не стоит забывать, что все службы велись в средневековых храмах на латыни, которой простой народ не владел.

Письменными источниками, на которые могли опираться священники при общении со своими прихожанами, являлись пинитенциалии, позволяющие понять разные виды прегрешений, искупить и предотвратить их; агиографии, в которых сказочно описывалась жизнь святых людей; видения (visions) потустороннего мира; примеры (exempla), демонстрирующие правильное поведение, опиравшееся на христианскую мораль.

Безусловно, эта литература утратила «эстетическую ценность для позднейших времен» [1, с. 159.], но для современных историков, изучающих западноевропейскую средневековую ментальность, она представляет немалый интерес. Особенность данных литературных жанров заключается в переплетениях их сюжетов со сказкой и легендой, и христианских верований.

Особое внимание А.Я. Гуревич отводит анализу «примеров» (example), так как именно в них, по мнению ученого, наиболее точно и ярко отражена народная картина мира. Как считает А. Гуревич, духовенство, «опираясь на привычные представления народа» [3, с. 271],  распространяло богословские истины.

Духовенство, учитывая особенность народного сознания, заключающегося в конкретно-чувственном восприятии мира и фольклорно-магическом понимании действительности, пыталось внедрить некоторые положения христианской религии в народный менталитет.

Сознание illitterati было восприимчиво только к такой интерпретации христианства, которое было привычно для магического мироощущения. Например, духовенство использовало веру простого народа в богов, превращая последних либо в святых, либо в нечистую силу. Все церковные поучения народ мог слушать только при условии разбавления их увлекательными анекдотами.  «Примеры» отличались простотой, «подчас граничившей с примитивностью, но в этом жанре словесности именно в силу таких его качеств следовало бы искать отражения мира верований и представлений широких слоев населения» [4, с. 523].

Апостолы и святые в «примерах» представлены в качестве амбивалентных персонажей: они могли забить до смерти любого человека, вызвавшего их гнев, а также проявлять милосердие. Особым милосердием отличалась Дева Мария, а Христос, например, «сойдя с алтаря, нанес удар в челюсть монаху, который уснул на ночной молитве, так что на третий день тот скончался» [4, с. 533].

Сверхъестественные силы в example обладают эмоциями и действиями, мало отличающими их от простых людей. Земной и горний мир переплетаются, дистанция между сакральным и верующими преодолевается.

В результате сознание illitterati сплавляло в себе традиционные народные магические представления с  элементами христианства. При этом христианская религия усваивалась в искаженном и поверхностном виде. Так, колдун и святой в этом сплаве сознания становились едиными понятиями, а в амулетах и святых реликвиях народ не видел отличий. Духовенству пришлось вводить магию в церковную практику и ритуал, «и грань, отделявшая христианскую магию от того, что осуждалось как maleficia, была слишком неопределенна и подчас ускользала от прихожан» [2, с. 170]. 

Мышление illitterati, по убеждению А. Гуревича, не способно было оперировать отвлеченными понятиями, «в нем общее и абстрактное воспринимаются исключительно в конкретно образном воплощении» [3, с. 34]. Поэтому церковные проповеди должны были опираться на конкретные живые сравнения и образы, обязательно включающие в себя элементы чудесного.

Такие трансформации христианства, осуществляемые для привлечения паствы, повлияло на сознание определенных слоев духовенства, «недалеко ушедшего от простонародья по своему интеллектуальному развитию, и по образованности» [3, с. 35].

Анализируя литературу, подготовленную духовенством для illitterati, А.Гуревич выявил не только особенность менталитета многочисленной страты, но и показал изменение христианского мировоззрения  под влиянием коллективного сознания, в котором чувства доминируют над разумом. Этот факт объясняет равнодушие народа к идеям христианства, и интерес ко всему чудесному способному легко возбудить их в эмоциональном аспекте. Соответственно, в основе веры  illitterati лежали приметы, а не «божья воля».

Но все, же трансформированное христианство постепенно меняло картину мира народа, прививая чувство восхищения перед подвигом святых, воспитывая навыки самоанализа и способность постепенно, пусть не в полной мере, принимать и понимать идеи Нового завета.

Таким образом, А.Я Гуревич нашел подход к выявлению народного пласта сознания в западноевропейском менталитете. Он показал не только специфику этого сознания, посредством изучения литературных жанров, написанных духовенством для наставления народа, но также трансформацию христианской религии под влиянием сознания illitterati, элементы которой дошли до наших дней.

 

Список литературы:

  1. Гуревич А.Я.  Вопросы культуры в изучении исторической поэтики / Историческая поэтика. -  М., Наука 1986. -  С. 153–167.
  2. Гуревич А.Я. Из истории народной культуры и Ереси. «Лжепророки» и церковь во  Франкском государстве // Средние Века. Отв. ред. Данилов А.И. Сборник Вып. 38. -  М.: Наука. 1975. - С. 160-178.
  3. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры /Избранные труды. - СПб.:  Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.  - 542 с.
  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства / Избранные труды. -  СПб.:  Искусство, 2000. -  633 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.