Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2020 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреева Л.С. ГУМАНИЗМ ПРАВА И ОНТОЛОГИЯ СВОБОДЫ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 4(23). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 19-23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

ГУМАНИЗМ ПРАВА И ОНТОЛОГИЯ СВОБОДЫ

Андреева Людмила Сергеевна

канд. филос. наук, доц. Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается онтологический аспект свободы в связи с выяснением гуманистической природы права. Правовой гуманизм признает наличие системы естественных, неотъемлемых прав и свобод человека, вытекающих из самой сущности человеческого бытия, которые существуют независимо от воли государства.

 

Ключевые слова: свобода, родовая сущность человека, гуманизм, гуманизм права.

 

Проблема свободы проходит через всю историю философии, начиная с античности. Свобода, будучи фундаментальной характеристикой родовой сущности человека, исследуется философией в самых различных аспектах, составляя предмет онтологии, антропологии, гносеологии. В данной статье будет рассмотрен онтологический аспект свободы в связи с выяснением гуманистической природы права. Ставшее общепринятым в современной философии права определение права, как меры свободы, часто на практике остается абстрактной декларацией, без выявления собственных онтологических оснований и связи права с родовой сущностью человека – свободной сознательной деятельностью.

Большой интерес для решения данной проблемы представляют философско-правовые концепции И.Канта, Ф.Гегеля, К.Маркса, Вл. Соловьева, в которых можно найти идеи, весьма продуктивные для современности.

Философскую постанову вопроса о свободе как атрибуте родовой сущности человека и ее взаимосвязи с правом осуществил И. Кант: «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду» [3. С. 291]. В этой формулировке заключается основная мысль Канта о суверенном автономном субъекте: гражданине и правовой личности.

Всю философию Гегеля пронизывает идея свободы, тесно связанная с бытием и действительностью людей. Дух – одна из стадий развития Абсолюта, в которой свобода приобретает форму реальности и Дух осознает себя. На данной стадии диалектически развиваясь, Дух, составляет триаду: Субъективный, Объективный и Абсолютный дух. В конце развития Субъективного духа рождается свобода, или свободный дух, активная деятельность которого проявляется в развертывании Объективного и Абсолютного духа. Причем Объективный дух рождает право, мораль и нравственность. Венцом развития Объективного духа является появление государства. Под истинным субъектом свободы понимается не отдельное лицо, а народ, свободный дух которого обладает разумом, правящим миром.

В развитии человеческой цивилизации и истории Гегель видит планомерный процесс увеличения свободы и разумности: начиная с восточных деспотий, где свободен лишь один – деспот и оканчивая германо-христианским миром, в котором все граждане обладают свободой. Свобода составляет существо воли, следовательно – свободное и есть воля. «… Свобода состоит в том, чтобы хотеть определенное, но в этой определенности быть у себя и вновь возвращаться во всеобщее» [2. С. 75]. Свобода и воля образуют единство субъективного и объективного, при этом истинность и свобода воли проявляется «когда, следовательно, свобода волит свободу» [2. С. 85].

Отношения права и свободы опосредуются в объективном духе через свободную волю, которая представляет свободу во всех перипетиях диалектики идеи права. «Право понимается как осуществление свободы. Это осуществление таково, что свобода не остается чисто внутренним и субъективным данным, а обретает существование в мире внешности» [7. С. 90]. Итак, свобода выступает в качестве первоосновы права, но при этом сама трактовка права, даваемая Гегелем не совпадает с позитивным правом. Знаток философско-правовой концепции Гегеля Людвиг Хейде отмечает, что «Право есть наличное бытие свободы, но неверно обратное, что любое наличное бытие есть воплощение свободы» [7. С. 72]. При этом он подчеркивает онтологический характер права и отмечает, что различные проявления наличного бытия могут быть результатом произвола либо объективизацией свободы. Реальное проявление свободы возможно в том обществе, где в приоритет ставится свобода человека, которая реализуется в праве. Необходимо отметить, что Разум, на фундаменте которого покоится государство, осуществляет себя как волю – через диалектику свободной воли.

Гуманистические аспекты права исследовал в своем творчестве Вл. Соловьев, который подчеркивал, необходимость и значимость естественных прав и свобод личности, взаимосвязь права и нравственности, положительную роль христианского государства, как правового и социального. В.С. Соловьев видел взаимосвязь права и свободы вытекающую из принципов справедливости и равенства в должном: «… право есть свобода, обусловленная равенством» [5. С. 98], а именно равенством в должном, т.е. применимом в конкретном жизненном случае для всех людей. Право теснейшим образом связано с нравственностью: «… право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла» [4. С. 450]. Требования нравственности безграничны, направлены на духовное самосовершенство человека, тогда как юридический закон только препятствует крайним проявлениям злой воли, допускает возможность принуждения и своим предметом имеет реально определенные внешние действия.

Исторический экскурс в философию права позволяет заключить, что абстрактной свободы не бывает, свобода всегда – конкретна, нет свободы ради самой себя. Вместе с тем свобода относительна для каждого человека и в каждую эпоху. Конкретное проявление меры свободы определяется уровнем развития экономики и культуры, степенью познания человечеством законов эволюции природы и общества, плюрализмом правовой системой и демократизмом политического режима.

Свобода отдельного индивида представляет собой лишь часть свободы общества в целом, в котором существует в данную эпоху личность. Свобода переплетается с ответственностью человека перед самим собой, коллективом, обществом и государством. Причем данная ответственность может быть морально-нравственной и юридической: требования первой являются зачастую более суровыми, требующими большой внутренней самоотдачи и работы, чем требования нормативно-правовых актов, которые всегда имеют четкую структуру и формально определены. Несомненно, и иное юридическая ответственность наступает только за виновно совершенное общественно опасное правонарушение, запрещенное под угрозой наказания и всегда носит, реальный характер, а часто бывает очень суровой – уголовно-правовая ответственность. Нарушение же принятых в обществе морально-нравственных императивов – дело совести, прежде всего, конкретного человека, которого никто в рамках закона не осудит и не подвергнет нести неблагоприятные для него санкции.

Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности, закрепленной законодательно, т.е. необходима внешняя свобода активной деятельности субъекта. Именно объективный мир, определяет волевую деятельность человека путем создания условий постоянного выбора, необходимости принятия решений и осознания наступления возможных последствий. Человек не волен в выборе объективных условий своей жизни и деятельности. Однако верно и иное – человек обладает известной степенью свободы в выборе способов и средств достижения поставленных целей. Ведь чаще всего сам человек выбирает остаться честным, благородным или предать, сказать правду или слукавить, пойти прямым и трудным жизненным путем либо легким, быстрым по «головам» окружающих.

Гуманизм трактует человека в качестве высшей ценности. Соответственно создание реальных демократических прав и свобод личности, а также возможности их реализации – одна из важнейших задач правового государства. Понимание права не должно сводится только к формальному – нормативному подходу, в основе которого право выражает волю господствующего класса и представляет собой систему общеобязательных, формально-определенных правовых норм исходящих от государства и поддерживаемых силой государственного принуждения. Правовой гуманизм признает наличие системы естественных, неотъемлемых прав и свобод человека, вытекающих из самой сущности человеческого бытия, которые существуют независимо от воли государства. Общество и государство не должны препятствовать развитию творческого, духовного потенциала человека и ограничивать его права и свободы. Прав известный ученый Г.Гивишвили подчеркивающий, что «… ключ к будущему человечества находится в руках гуманизма, который создает благоприятные условия для свободной внутривидовой культурной конкуренции и, соответственно, для прогресса культуры» [1. С. 332].  Гуманизм – это разумный выбор мыслящего человечества на пути преодоления экономических, экологических, социальных и политических проблем эволюционирующего человеческого рода. Адекватной альтернативы гуманизму нет, за ним стоит все человечество. 

В настоящее время пришло общемировое понимание того, что единственной реальной гарантией разумного, справедливого, мирного и достойного существования человечества является уважение прав и свобод каждого отдельного человека. Одной из гарантий этого является соблюдение Всеобщей декларации прав человека принятой ООН в 1948 году. А трагические ошибки 20-го столетия наглядно показали, что свобода – непреходящая ценность и фундаментальная характеристика родовой сущности человека, находящей свое минимальное отражение и закрепление в праве. Нельзя не согласится с мнением Франка С.Л. подчеркивающего, что свобода «онтологическая первооснова человеческой жизни. Всякий отказ от свободы есть духовное самоубийство, всякое покушение на свободу другого есть покушение на убийство в нем человека, на противоестественное истребление в нем «образа и подобия Божия» и превращение его в животное» [6. С. 240]. Становится понятным, что любое насилие или ограничение человеческой свободы «тормозит» общественное развитие, не дает человеку раскрыть свой внутренней творческий потенциал, приводит к накоплению социального напряжения в обществе и к деформациям в правовой системе.

 

Список литературы:

  1. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. М., 2001.
  2. Гегель. Философия права. М., 1990.
  3. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
  4. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинение в 2-х тт. М., 1988. Т.1.
  5. Соловьев В.С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
  6. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию. Париж, 1930.
  7. Хейде Л. Осуществление свободы. Введение в гегелевскую философию права: Пер. с нидерландского А.К. Игнатенко. М., 1995.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.