Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 13 января 2020 г.)

Наука: Политология

Секция: Мировая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Любимова О.В. КОНФЕССИОНАЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛИВАНА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(20). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 4-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОНФЕССИОНАЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛИВАНА

Любимова Ольга Валерьевна

магистрант кафедры «Философия и религиоведение», Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается организация государственной власти в Ливане на основе деления на религиозные общины. Описывается историческая религиозная ситуация в стране, конфликты порожденные узакониванием конфессиональной системы и пути отмены принципа конфессионализма во всех структурах государственного аппарата.

ABSTRACT

The article deals with the organization of state power in Lebanon on the basis of division into religious communities. The article describes the historical religious situation in the country, the conflicts generated by the legitimization of the confessional system and the ways of abolishing the principle of confessionalism in all structures of the state apparatus.

 

Ключевые слова: Ливан, конфессионализм, религия, христианство, ислам.

Keywords: Lebanon, confessionalism, religion, Christianity, Islam.

 

Конец ХХ- начало XIX вв. ознаменовался вступлением наиболее развитых стран мира в постиндустриальную эпоху, для которой характерно развитие информационных технологий, преобладание сферы услуг, высокая социальная мобильность. Казалось бы, что для религии в данном обществе осталась не более чем участь культурно-цивилизационного элемента в функционировании человеческого общества. Но как показывает история подобный расклад оказался характерен не для всех социумов и цивилизаций, тем более не для стран ближнего востока. Одним из таких государств, где религия играет огромную роль не только в культурной жизни, но и в политической является Ливан [2, c.59].

Одной из особенностей политико-государственного устройства Ливана является особая политическая система – конфессионализм, т.е. организация государственной власти в стране в соответствии с делением общества на религиозные общины [1, с.248].

Христианское население в стране представлено маронитами, армяно-григорианами, армяно-католиками, православными, мелкитами, яковитами, римо-католиками, греко-католиками, коптами и протестантами, которые сообща насчитывают примерно 39% населения страны. Большая часть населения страны (примерно 59,7%) представлена мусульманами, а именно суннитами, шиитами-двунадесятниками, алавитами, друзами, исмаилитами и др. Оставшаяся часть населения (1,3%) являются приверженцами других религиозных течений [7, c. 113]. Что касается этнического состава, то доминирующей народностью являются арабы, которые составляют примерно 90% всего населения государства.  Оставшиеся 10% - армяне, турки, курды, черкесы и др.

Ливан считается единственной арабской странной, где ислам не является государственной религией. Более того, в Ливане вообще не существует официальной государственной религии. Подобные принципы были сформулированы в период полуколониальной зависимости от Франции, получившей мандат на управление Ливаном в 1920 году. Однако в Конституции, принятой в 1926 году, также не содержится указаний на то, что Ливан является светским государством.

В Конституции Ливанской Республики содержится статья 9, где указывается на то, что в стране признается свобода совести, государство обязуется с уважением относится ко всем вероисповеданиям и религиям и охранять свободное исполнение всех культовых обрядов, совместимых с общественным порядком [7, c.114]. В связи с принятым законом влияние шариата и ислама на культурную и политическую жизнь страны практически было сведено к нулю.

В результате провозглашения Ливана независимым государством в 1943 году лидеры ведущих общин заключили «Национальный пакт», т.е. соглашение о принципах государственного устройства, одним из положений которого стало установление новой избирательной системы. Распределение высших должностей в Ливане стало осуществляться по следующему принципу: президентом страны и одновременно верховным главнокомандующим должен быть христианин-маронит, премьер-министр, совмещающий должность министра финансов – мусульманин-суннит, председатель парламента – мусульман-шиит. Марониты также получили такие посты как: директор Центрального банка, начальник службы госбезопасности, главы ключевых министерств [2, c.60].

Подобное разделение должностей произошло из-за того, что в начале ХХ века христиане составляли большую часть населения страны. Марониты являлись процветающей общиной ливанского общества и занимали высокие должности [5, c.36]. Доказательством этого может служить перепись населения, проведенная в 1932 году, согласно которой христиане составляли примерно 52% населения, 28,8% из которых представители маронитской общины, тогда как мусульмане сунниты составляли 22,4%, а шииты 19,6% [8].

Со временем количество христиан начало сокращаться, а мусульманские общины – расти в результате высокой рождаемости и большого притока палестинцев. К концу гражданской войны в Ливане численность мусульман в стране составляла приблизительно 64%.

Конфессионализм начал проникать во все сферы ливанского общества, оказывая на него негативное разобщающее действие. Такое религиозно-общинное положение стало одним из сложнейших внутриполитических факторов в Ливане, особенно учитывая тот факт, что многие общины обзавелись не только политическими организациями, но и вооруженным формированием. В определенные периоды религиозно-общинный компромисс служил гарантом мира и порядка, однако узаконивание конфессиональной системы со временем привело к усугублению политической, экономической и культурной обособленности общин [6, c.30].

Такое положение дел привело к гражданской войне в Ливане между христианами и мусульманами, начавшейся в 1975 году. За всю историю противоборства Ливан неоднократно подвергался агрессии Израиля и военной интервенции со стороны Сирии. Пятнадцатилетнее столкновение привело к радикализации исламского движения, что проявилось в создании в 1982 году ливанской «Хезболлы» - военизированной шиитской организации и политической партии, выступающей за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. На парламентских выборах 1992 года эта политическая партия активно влияла на законодательные процессы. Вторым итогом гражданской войны можно считать разочарование части мусульман в способностях светских партий в выработке эффективного плана по разрешению внутриполитического конфликта и их желание возвратится к «истинному исламу». Эта идея была поддержана шиитской общиной, которая сумела создать религиозно-политические организации, выступающие за отмену принципа конфессионализма в государственном устройстве [4, c.305].

Активная политика ливанских шиитов привела к принятию поправок к Конституции республики в 1990 году, касавшихся отмены принципа конфессионализма во всех структурах государственного аппарата и увеличения мест в парламенте, однако с сохранением равенства распределения представительства между христианами и мусульманами. Эти поправки стали частью «Таифских соглашений», положивших конец гражданской войне [7, c.118].

Согласно 22 статье в редакции от 21 сентября 1990 года выборы в Палаты депутатов должны проходить на общенациональной основе, а не на конфессиональной. После выборов должен быть сформирован Сенат, в котором должны быть представлены все религиозные общины.  Но оговаривается, что сфера полномочий ограничена вопросами, представляющими национальный интерес.

Статьи 24 и 95 Конституции Ливана ставят задачу перед Палатой депутатов отменить конфессионализм в политической сфере и равномерно распределять места в структуре правительства между религиозными общинами [3]. Таким образом, создавалось основание для формирования общенационального парламентаризма вместо конфессионализма.

В 2008 году был принят новый избирательный закон, согласно которому парламентские места должны делиться между одиннадцатью конфессиональными группами. Распределение отведенных мусульманской общине шестидесяти четырёх мест должно происходить следующим образом: 27 – сунниты, 27 – шиитов, 8 – друзы, 2- алавиты. Христианской общине также отводится 64 места, из которых 34 – марониты, 14 – представители греческой православной церкви, 8 – греко-католики, 5 – армяно-григориане, 1 – армяно-католик, 1- евангелической и 1- христианской меньшинствами [7, c.116].

Президент избирается Ассамблеей представителей  на шестилетний срок. Одно лицо может занимать президентский пост дважды.

Таким образом, можно прийти к выводу, что конфессиональные общины еще долгое время будут играть важную роль в политической сфере, сохраняя определенный статус и влияние. Даже в условиях успешного формирования гражданской идентичности, конфессиональная идентичность будет играть главенствующую роль в самосознания ливанцев. 

 

Список литературы:

  1. Большой юридический словарь. М.: Инфра М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003. 703 с.
  2. Иващенко А.С. Роль конфессионального фактора в общественно-политической жизни Ливана (1943-1990 гг)//Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. Вып. 3(163) С. 59-65
  3. Конституция Ливанской Республики 1990 год. Ст. 24//Информационный портал «Исламская мысль (Исламское право)»//URL: https://www.worldislamlaw.ru/?p=295 (дата обращения: 19.05.2018)
  4. Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: В 4 т. Т. 2: Азия / МГИМО (У) МИД России, ИНОП; гл. ред. А. В. Торкунов; науч. ред. А. Ю. Мельвиль; отв. ред. М. Г. Миронюк. М.: Аспект Пресс, 2012. 599 с.
  5. Рассадин П. А. Из истории маронитской общины Ливана: становление политического конфессионализма // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2008. №1. С. 35–48. С. 35-38
  6. Савичева Е.М. Ливанский кризис: гражданская война и ненадежный мир//Вестник РУДН. 2008. №2. С. 29-39.
  7. Хайруллин Т.Р. Конституция Ливана как гарант хрупкой стабильности политического режима// Ислам в современном мире. 2017.13(4). С. 113-122.
  8. Хисамов Р. Религиозные общины Ливана и их влияние на политическую жизнь страны// Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»// URL: https://islam-today.ru/politika/religioznye_obshhiny_livana_i_ix_vliyanie_na_politicheskuyu_zhizn_strany/ (дата обращения: 18.05.2019)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий