Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2019 г.)
Наука: Философия
Секция: Онтология и теория познания
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АБСОЛЮТ И ЧЕЛОВЕК В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
THE ABSOLUTE AND THE HUMAN IN A RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL CONCEPT OF F.M. DOSTOEVSKY
Tatyana Izvekova
сandidate of Science (Philology), assistant professor, Head of Linguistics and Intercultural Communication department of Novosibirsk State Medical University
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена философскому осмыслению теоретико-методологических проблем философского понятия Абсолютного в культурном контексте творчества Ф.М. Достоевского. Рассматривается метафизическое единство Абсолюта и человека.
ABSTRACT
The article is devoted to the philosophical understanding of the theoretical and methodological problems of the philosophical notion of the Absolute in the cultural context of the work of F.M. Dostoevsky. The metaphysical unity of the Absolute and a Human is studied.
Ключевые слова: абсолют, человек, вера, знание, метафизика, свобода, смерть, воскресение.
Keywords: absolute; human; faith; knowledge; metaphysics; freedom; death; resurrection.
Изучение философской ценности художественных произведений Ф.М. Достоевского обращает к вопросу об абсолютном начале историко-философского исследования. Оно присутствует в произведениях, но неявно и косвенно - как принципиально недостижимая цель окончательно постигнуть сущность того или иного предмета познания, как его идеал. Иначе говоря, с относительными началами историко-философское исследование связано постоянно и непосредственно, с абсолютным - началом – лишь опосредованно и идеально-недостижимо. Абсолют – всегда недоступен, в этом заключается его важнейшая сущность; это атрибутивное свойство Абсолюта.
Когда речь идет о философии Достоевского, перед читателем и исследователем предстает множество бинарных оппозиций. В том числе мы предлагаем соотношение Абсолют – человек. Данный вопрос трансформируется у большинства русских писателей XIX века как вера и неверие в душе человека.
Проблема взаимосвязи веры и знания широко исследуется современными философами; особенно важными, на наш взгляд, являются работы В.С. Степина, В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана, И.Т. Касавина, И.И. Евлампиева, В.С. Швырева, и др. В качестве общепринятых трактовок понятий веры и знания приняты следующие. Под верой в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» понимается свойство человеческой ментальности, проявляющееся в готовности принять (признать) что-либо в качестве истинного, минуя суждения и доказательства; а под понятием «знание» - «…творческое, динамическое измерение сознания, … как объективная идеальная форма всякой деятельности и общения, …как смысл, вносимый в специфическую реальность (в производственную практику, социальную регуляцию, ритуальный культ, языковый текст). Знание позволяет различать эти реальности и контексты опыта друг от друга как возможные сферы реализации человеческих способностей» [7, с. 247]. Заметим, и знание, и вера в современных интерпретациях никак не выходят за рамки того, что присущее только человеку; воззрения Ф.М. Достоевского на эти начала, как было уже отмечено, отличаются от современных тем, что совершенно невозможно без атрибутивной взаимосвязи с Абсолютом.
Ф.М. Достоевский соединил философию и религию, философию и теологию, знание и веру, человека и Абсолют, и этот подход позволил ему получить ни на что не похожее понимание человека и мира – тот «…едва тронутый с поверхности рудник мыслей, образов, догадок, чаяний, которыми долго-долго еще придется жить…» [5, c. 130], по В.В. Розанову.
Историческое время творчества Ф.М. Достоевского как мыслителя приходится на начало и середину второй половины XIX века – на особую эпоху, связанную с мучительным поиском ответов на важнейшие мировоззренческие, метафизические, онтологические, антропологические вопросы, «среди которых главные - мечта о потерянном рае, ощущение власти греха и трагичности грехопадения человека, поиски спасения и новых путей богообщения, уверенность в живительной силе страдания и покаяния, эсхатологические и апокалиптические ожидания» [6, c.3], по словам Е.А. Трофимова И на все эти острые и вечные проблемы у Достоевского есть свои поразительные по глубине и новизне взгляды, понятия, образы, методы и др. Заметим, что Н.А. Бердяев во многих своих работах решительно утверждал, что Ф.М. Достоевский - «величайший русский метафизик» [2]. Для лучшего понимания целей и результатов нашего исследования, следует кратко пояснить суть метафизики. По определению В.В. Миронова, она является особым типом «размышления, направленным на рациональное самооправдание возможности и претензий философии выдвигать собственное понимание мира путем рационально-рефлекторного размышления» [4, c.7].
Одна из таких проблем, по современным представлениям большинства историков философии, относящаяся к центральной во всем творчестве Ф.М. Достоевского, – это положение о метафизическом единстве человека и Абсолюта. По словам И.И. Евлампиева, изображая «человеческую личность в качестве Абсолюта, Ф.М. Достоевский имеет в виду не эмпирическую личность во всем ее многообразии, а личность человека в ее метафизическом измерении, как некую творческую, динамическую бездну бытия, как некую космическую загадку» [3, c. 121-122]. В контексте вышесказанного становится более понятной известная мысль М.М. Бахтина о Ф.М. Достоевском, который, говоря о главной цели его творчества, считал ею поиск «человека в человеке». Такую цель можно трактовать как поиск человека ,возможно, эмпирического и несовершенного, - самого себя, но варианте? максимального развития духовности. В этом случае героя Ф.М. Достоевского мы понимаем особым образом, а именно, человека как Абсолюта. Более того, Ф.М. Достоевский говорит о существовании Абсолюта только в образе развивающегося человека, о существовании именно имманентного, а не трансцендентного Абсолюта. Достоевский здесь вынужден использовать различные, часто не только противоположные, но и противоречащие друг другу понятия и принципы.
Н.А. Бердяев [1] подчеркивает, что такие понятия, как Бог, свобода, любовь, добро, зло, сатана у Достоевского - это не что иное, как ограниченные и несовершенные определения, предназначенные для условного описания той метафизической бездны, которая скрывается за каждым эмпирическим человеком и укореняется в глубинах его личности. А гибель и возрождение человека в произведениях Достоевского зависят не только и не столько от веры, сколько от факторов более «земных», хотя и иррациональных - от свободы человека, его способности любить и испытывать веления совести, от ощущения взаимосвязи людей в добре и зле.
Итак, рассматривая проблему единства человека и Абсолюта в творчестве Ф.М. Достоевского, нельзя не обратить внимание на ее метафизическое измерение. Впервые мысль о бинарности человеческой сущности у него появилась еще в записной книжке 1860-1862 гг., где он зафиксировал несколько следующих важных тезисовпереходности земного существования человека; о том, что все развитие человека направлено к Абсолюту и что в этом движении человеку предстоит сделать мучительный выбор «быть - с Богом, не быть - с сатаной»; о том, что «самая существенная, религиозно означенная оппозиция - воскрешение и грехопадение, связанная с двумя неравноценными возможностями: быть - с Богом, не быть - с сатаной», по словам Е.А. Трофимова [6, c. 3]. Тему человека и его духовного развития и сам Ф.М. Достоевский считал для себя основополагающей и важной; хорошо известны его слова: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (письмо брату Михаилу от 16 августа 1839 г.) [2, c. 63].
В философии Достоевского анализ сути проблемы Абсолюта есть связь ее с человеком (личностью). «В метафизике Достоевского, - пишет И.И. Евлампиев, - главное определение, которое можно дать Абсолюту, - это определение его как Личности. Однако это определение еще не исчерпывает его многообразной и противоречивой сущности. Помимо этого у Достоевского можно обнаружить и другие понятия, играющие не менее существенную роль; к ним относятся Бог, свобода, жизнь, любовь, зло, сатана. Все творчество Достоевского, вся изощренность его иррационально-художественной диалектики направлены на уяснение абсолютности личности и на уточнение смысла тезиса «личность есть Абсолют» с помощью указанных ключевых понятий его метафизики. Именно здесь можно попытаться найти разгадку «тайны Достоевского» [3, c. 158]. Одна из таких его тайн – отказ от иерархичности. Принцип иерархии европейской философии в построении различных метафизических систем был абсолютно господствующим долгое время. Именно этот аспект философия Ф.М. Достоевского впервые принципиально отвергает.
В традиционной христианской метафизике на следующем по отношению к Абсолюту (Богу) смысловом уровне располагались такие понятия, как свобода, жизнь и любовь - главные определения божественного бытия; следом за ними находился уровень смыслового определения человека и затем – зла и эмпирического мира. Достоевский отказывается от следования иерархии в своем творчестве. Вместо этого он вводит принцип равноправия, взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга всех ключевых метафизических элементов и ключевых метафизических определений бытия.
И.И. Евлампиев предлагает следующую идею: «подлинное начало мира, подлинный Абсолют «в себе», по Достоевскому, есть бездна и загадка; для нас открыты, доступны нашему относительному знанию только некоторые основные его «характеристики» («измерения», «атрибуты»), которые мы выражаем с помощью наших метафизических понятий» [3, с. 160].
Очевидно, что в рамках метафизики Ф.М. Достоевского именно из принципа равноправия «измерений» Абсолюта как раз и следует справедливость положения о том, что «личность есть Абсолют». «Если личность действительно абсолютна, то и гарант ее абсолютности - это тоже личность, причем конкретная эмпирическая личность, которая в своей реальной эмпирической жизни раз и навсегда проявила свою абсолютность и тем самым навеки стала идеалом для всех людей. Эта личность - Иисус Христос» [3, c. 166], - подчеркивает И.И. Евлампиев.
Известно, что личность Христа для Ф.М. Достоевского - самое главное; все герои его основных произведений каждый раз проходят обязательную проверку на искренность и глубину их веры и, конечно же, через их же отношение к личности Иисуса. Но что означает вера в Христа для Ф.М. Достоевского? Эта вера в Христа оказывается практически тождественной вере в бессмертие человека.
Особо отметим, что Ф.М. Достоевский своей верой в бессмертие вовсе не утверждает факт посмертного человеческого бытия; к этой цели и человек, и человечество в целом должны стремиться не в загробном мире, как трактует это христианство, а в самой своей несовершенной земной жизни, которая должна преодолеть смерть и стать по-настоящему бессмертной и совершенной. Определение Иисуса Христа как идеала, наглядно показывает, что могущественная сила, которая способна вести мир к преображению, воскресению и единству, заключена непосредственно в самом человеке и должна быть явлена человеком в своем личном и историческом развитии.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. – М.: Эксмо, 2016.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах., Т. 28, Ч.1. – Л.: Наука, 1985.
- Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках: русская философия в поисках Абсолюта. – Спб.: 2000.
- Миронов В.В. Предметное самоопределение метафизики // Метафизика. 2011. №1.
- Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен /Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1995.
- Трофимов Е.А. Творчество Ф.М. Достоевского 1860-х годов (онтопоэтический аспект): Автореферат канд. диссертации Иваново, 1995.
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
дипломов
Оставить комментарий