Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2019 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Монгуш А.М. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1961 ГОДЫ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(16). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 23-30.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1961 ГОДЫ

Монгуш Арана Михайловна

соискатель Хакасского государственного университета, Методист ГБУ Республики Тыва «Тувинский научный центр»

РФ, г. Кызыл

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE TUVA AUTONOMOUS AREA IN 1944-1961

 

Arana Mongush

аpplicant of Khakass state University,  Methodist State Budgetary Institution of the Republic of Tuva «Tuvinian scientific center»

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена развитию культурных преобразований в Тувинской автономной области. Автор прослеживает развитие сети культурно-просветительских учреждений, а также основные проблемы в культурно-просветительной работе. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

ABSTRACT

This article is devoted to the development of cultural transformations in the Tuva Autonomous Region. The author traces the development of a network of cultural and educational institutions, as well as the main problems in cultural and educational work. This problem is poorly understood and requires further research.

 

Ключевые слова: культурно-просветительная работа, культурные преобразования, кадры, культура, Тува.

Keywords: cultural and educational work, cultural transformations, personnel, culture, Tuva.

 

Культурные преобразования в Тувинской автономной области можно лучше понять, если сделать некоторый экскурс в историческое прошлое тувинского народа. В Туве не было письменности, школ, культурных и медицинских учреждений, зато насчитывалось 22 хурээ (монастыря) и более пяти тысяч лам и шаманов. Население Тувы занималось в основном животноводством, охотой и сбором съедобных корней, вело кочевой образ жизни [21, с. 84].

Важно иметь виду, что многие предпосылки культурных преобразований были сделаны при помощи Советского государства в годы Тувинской Народной Республики (ТНР). Так, во исполнение решений съезда 28 июня 1930 г. решением ЦК ТНРП и декретом правительства ТНР была введена тувинская письменность, разработанная Академией наук СССР. Создание и распространение тувинской письменности было выдающимся событием в духовной жизни тувинского народа, положившим начало становлению национальной школы, печати, литературного тувинского языка, профессиональным видам искусства.

Строительство районных и сельских культурно-просветительских учреждений, в том числе школ, медицинских пунктов началось еще с 1930 г., но подлинно широкое развитие культуры и искусства в Туве началось с 1944 г., когда Тува вошла в состав Советского Союза на правах автономной области. По всей Туве стали строиться новые школы, медицинские и культурно-просветительские учреждения [22, с. 103].

Большую просветительную работу среди аратских масс вели первые учреждения культуры. По данным историка Ю.Л. Аранчына к 1945 г. насчитывалось 5 клубов и домов культуры, их число возросло до 19 к 1950 г. [2, с. 287]. Однако по данным заместителя председателя Тувинского облисполкома Х.А. Анчимы к 1944 г. в Туве функционировало 26 клубов, 30 красных уголков, 47 библиотек, Кызылский Дом культуры, десятки красных юрт, 24 передвижных киноустановок [1, с. 59]. К сожалению, в архивных источниках данные за период начала 1940 г. нами не найдены.

Юрты, в которых сосредоточивалась жизнь большинства аратов до коллективизации и перехода на оседлость, не могли в полную меру включиться в культурную жизнь области. Культурно-просветительную работу, в том числе и по ликвидации неграмотности, проводили красные юрты, а также учителя и школьники. Красные юрты служили не только очагами ликвидации неграмотности, но и центрами проведения всей культурно-массовой работы. Избы – читальни и красные уголки, сельские и районные клубы пользовались большой популярностью среди тувинского населения [22, с. 104].

Но следует отметить, что в силу разбросанности населения по кочевьям эффективность работы клубных учреждений была недостаточной. В какой-то степени оторванность стационарных культурно-просветительных учреждений от основной массы населения компенсировалась организацией красных юрт, которые проделали определенную работу среди кочевников.

Дома культуры и клубы стали опорными базами партийных организаций в развертывании массово-политической и культурно-просветительной работы среди трудящихся области. Там организовывались лекции и доклады, читки и беседы, тематические вечера и устные журналы, конференции читателей и зрителей, вечера вопросов и ответов, выставки, вечера встреч с передовиками производства.

Необходимо отметить, что большую помощь в работе клубных учреждений, особенно в сельской местности, оказывала сельская интеллигенция – учителя, медицинские работники, специалисты сельского хозяйства. Среди первых культармейцев, овладевших грамотой и обучивших десятки и сотни аратов относятся Иргит Дангыжаа, Тюлюш Бегзи, Ондар Назын-оол, Оюн Шагдыр-Сюрюн, Хертек Кудерек, Степан Как-Кок, Танова Седип-оол, Монгуш Люндуп, Салчак Даржаа и многие другие [1, с. 57].

Для пропаганды среди трудящихся бессмертных идей марксизма-ленинизма, решений партии и правительства, достижений передовой советской науки, техники и медицины, современной культуры, распространения опыта лучших мастеров промышленного и сельскохозяйственного производства в 1947 г. было учреждено Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. В декабре 1948 г. было организовано тувинское отделение общества, в 1950 г. были созданы районные отделения и секции по различным отраслям знаний [19, с. 499].

На местах всей этой работой заведовали областные, краевые, районные отделы культурно-просветительной работы, при которых имелись областные лекционное бюро (ОЛБ) [23, с. 58]. Лекторами городских и районных лекторских групп за 1948 г. было прочитано 1798 лекций с охватом 66973 человек [3]. Нельзя не отметить, что в лекционной работе общества занимает социально-политическая тематика, а также лекции по пропаганде решений и постановлений партии и правительства по международному положению. Большое внимание было уделено пропаганде материалов ХХII съезда КПСС – только по линии общества проведено 1709 тематических вечеров [4]. Пропаганда материалов съезда лекторами увязывалась с конкретными задачами предприятий, колхозов и совхозов.

И тем не менее, несмотря на количество масштабных проводимых работ в области все же наблюдались недостатки лекционной работы. Об этом свидетельствует отчет инспектора по культурно-просветительной работе ТАО «…в лекционной работе, проводимой Тувинским областным лекционным бюро имеются серьезные недостатки…В районах области очень мало лекторских групп, утвержденных Райисполкомами, нет лекториев в крупных колхозах, совхозах и селах, отсутствует контроль за качеством читаемых лекций, тематика лекций крайне ограничена, естественно-научные и сельскохозяйственные вопросы не заняли еще должного места в лекционной работе, лектора особенно внештатные не получают необходимой помощи, очень мало лекций переводится на тувинский язык…» [5].

Лекции читались не повсеместно, лекциями охватывались главным образом население центральных районов. В отдаленных районах (Тере-Хольский, Монгун-Тайгинский, Овюрский) лекции почти не читались. Основной причиной неудовлетворительной работы лекционной пропаганды является нехватка квалифицированных специалистов и их текучесть в культурно-просветительных учреждениях.

Можно сказать, что лекционная работа немного улучшилась после принятия ЦК КПСС постановления 27 августа 1959 г. «О мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний». Кроме того, что постановление указывало на активизацию пропаганды решений ХХI съезда партии, но и на то, что лекция должна читаться на безвозмездной основе и каждый член Общества должен, считать своим долгом бескорыстно, нести знания в массы [20, с. 110].  

В культурной жизни области были проведены важнейшие мероприятия, в связи с подготовкой к 40-летию Великой октябрьской социалистической революции. Например, впервые в области был проведен областной смотр учреждений культуры, I фестиваль молодежи, участие молодежи в Новосибирской и Московском конкурсах, смотрах художественной самодеятельности, приезд киргизских артистов, которые дали 19 концертов, съемка документального кинофильма «Советская Тува» [6].

Следует отметить, что в I областном смотре учреждений культуры были награждены лучшие учреждения в различных званиях. Например: в звании «Лучший отдел культуры ТАО» I занял Барун-Хемчикский отдел культуры, в звании «Лучший дом культуры ТАО» отличились Балгазинский, Сарыг-Сепский, Туранский дома культуры, а также были отмечены лучшие сельские клубы, районные и сельские библиотеки, кинотеатры и киноустановки [7].

Кружковая работа была одной из ведущих в деятельности культурно-просветительных учреждений. Кружки несли и досуговую функцию и просветительскую. Они давали знания, так как особенно сельские жители страдали от недостатка информации. Так, в 1950 г. при культурно-просветительных учреждениях было создано 190 кружков, в которых участвовало свыше 2948 человек [8].

Областной смотр учреждений культуры и фестиваль молодежи значительно улучшили работу учреждений культуры и выявили творческих талантливой молодежи на селе. Об этом свидетельствует неуклонный рост художественной самодеятельности, в 1957 г. были созданы 346 различных кружков художественной самодеятельности с охватом 2424 участников, в том числе музыкальных – 53 (323 участников), танцевальных – 77 (560 участников), драматических 86 (600 участников), хоровых – 120 (участников 1660) [9]. А к 1961 г. число кружков художественной самодеятельности увеличилось на 386, в котором принимали участие 5310 человек [10].

Силами кружков художественной самодеятельности поставлено 1258 спектаклей и концертов, которые посмотрели 92,2 тысяч зрителей. Сельскими клубами и работниками домов культуры были организованы 409 выступлений агитбригад, тематических вечеров 390 (24200 человек). Не плохо была поставлена и лекционная пропаганда. За 1957 г. только клубными учреждениями проведено 3668 лекций и докладов с охватом 119500 слушателей [11].

В 1958 г. в области работают 121 клубных и 95 библиотечных учреждений, 128 киноустановок и кинопередвижек [12]. Сеть культурно-просветительных учреждений по сравнению с 1953 г. возросло почти на 50%: массовых библиотек возросло на 46, сельских клубов на 56, киноустановок на 60 учреждений.

Несмотря на улучшение работы ряда культурно-просветительных учреждений области (по сравнению с 40-годами) в отдельных районах все еще имелись серьезные недостатки в проведении политико-воспитательной и культурно-массовой работы, а также в укреплении материальной базы. Например, в 1957 г. из 67 колхозов области в 18 колхозах помещения были маленькие, из 120 клубных учреждений 49 не имели радиоприемников, 44 не были подключены к электросети, из 94 библиотек не имели электрического освещения – 28 [13].

Для учреждений культуры, не заготавливалось и топливо на весь зимний период, а подвозилось по мере надобности. Такая практика зачастую приводила к срыву работы клубов. К примеру, из справки областного отдела «Чаа-Хольский клуб, Сут-Хольский, Бай-Тайгинский дома культуры почти бездействуют из-за отсутствия дров, Дзун-Хемикский и Барун-Хемчикский дома культуры отопляются с большими перебоями [14]. Красные юрты никем не обеспечивались топливом и транспортом для передвижения на другие места, следствием чего они бывали на одном месте целыми месяцами и впоследствии терялась эффективность их работы. Красная юрта Кызылского сельского района в летний период 1947 г. в течение 6 месяцев находилась в колхозе «Советская Тува» [23, с. 57].

Немаловажным фактором является то, что многие культурно-просветительные учреждения не осваивали заложенные государством деньги на развитие учреждений. Например, в 1957 г. по 5 ст. было отпущено 705 тысяч рублей, освоено 677, 2 тысячи (96 %), по 12 ст. – 1172 тысяч, освоено -984,4 тысяч (84 %) и т.д. [15].

Необходимо отметить и существование действенного контроля, за отпущенными средствами. В справках, отчетах отмечались грубые нарушения в состоянии учета и отчетности некоторых районных отделов культуры.

Одним из острых проблем во всех культурно-просветительных учреждениях была нехватка квалифицированных специалистов. Например, к 1948 г. из работников культурно-просветительных учреждений, за исключением 7 библиотечных работников, не было ни одного работника со специальным образованием.

Таблица 1.

Общий образовательный уровень работников культурно-просветительных учреждений в 1948 г.

Категория работников

Высшее образование

Среднее образование

7 класс

Начальное

Всего

Инспекторы

1

1

6

4

 

Директора ДК

-

1

5

5

 

Зав. клубами

-

2

6

5

 

Зав. избами читальнями

-

1

11

10

 

Художественные руководители

-

1

3

5

 

Работники красных юрт

-

1

4

1

 

Всего

1

7

35

44

 

 

Из приведенной таблицы видно, что образовательный уровень работников культурно-просветительных учреждений крайне низкий. Из 87 работников, 44 работника имеют начальное образование. Кроме того, большинство этих работников имел стаж работы от 1 года до 2 лет [21, с. 85].

Наблюдалась большая текучесть работников, причинами которой являются низкая заработная плата, условие труда, отсутствие квалифицированных специалистов. В 1958 г. в системе управления культуры работало 1215 человек. [16]. Увеличение количества работников в первую очередь связано с увеличением сети учреждений культуры.

Широкое распространение в послевоенные годы получила новая форма работы с кадрами – областные и районные семинары работников культурно-просветительных учреждений. Например, в 1957 г. для повышения квалификации кадров в районах проводились двухдневные семинары с работниками культурно-просветительных учреждений в области центра, месячные курсы для работников сельских библиотек, 2 раза было проведено областное совещание работников учреждений культуры, курсовыми мероприятиями подготовлены 40 киномехаников [17].

Как отмечает О.Ю. Любимцева, областное управление культуры не всегда оперативно реагировало на запросы сельчан и недостаточно активно работало с кадрами по организации семинаров, учебы, обмена опытом, оказания помощи [20, с. 93]. Например, в 1957 г. заведующие отделов культуры Т. Дувендей, Соскар, Куулар несмотря на неоднократные указания не обеспечили своевременную явку обучающихся на курсы повышения квалификации, заведующих сельскими клубами [18].

Следует отметить, что кадровую проблему решали за счет направления абитуриентов из Тувы в другие регионы. Например, в 1957 г. по линии управления культуры в ВУЗах и училищах за пределами области обучались 66 человек, а также из других областей на работу по путевкам Министерства культуры в Туву прибыло 23 специалиста [17]. Однако проблема профессиональных кадров в культурно-просветительных учреждениях области оставалась и до конца 1960 годов.

И тем не менее, справедливо и по достоинству отмечался труд культурно-просветительных работников. В связи с 40-летием Великой октябрьской социалистической революции знаками «За отличную работу», Почетными грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, ОК КПСС и Облисполкома, а также ценными призами были награждены 113 работников учреждений культуры [17].

Таким образом, несмотря на некоторые недостатки в культурно-просветительной работе, тем не менее за этот период была проделана огромная работа по повышению культурно-технического уровня тружеников села, ликвидации безграмотности, идеологического воспитания, а прежде всего развитию сети учреждений культурно-просветительной работы в Тувинской автономной области. Буквально за несколько лет появилось множество школ, домов культуры, клубов и библиотек. Это был небывалый прорыв в культурном развитии Тувы.

 

Список литературы:

  1. Анчима Х.А. Культурное строительство в Советской Туве/ В братской семье народов. – Кызыл, 1970.
  2. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Изд-во Наука. Новосибирск, 1982 г.
  3. Государственный Архив Республики Тыва (ГА РТ). Ф. 281. Оп. 1. Д.2. Л.8.
  4. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 15.
  5. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 5. Л. 8.
  6. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 14.
  7. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 5.
  8. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 5. Л. 6.
  9. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 15.
  10. ГА РТ. – Ф. 281. Оп.1. Д. 62. Л. 2.
  11. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 15.
  12. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 16.
  13. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 24.
  14. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.
  15. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 24.
  16. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 13.
  17. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 25.
  18. ГА РТ. – Ф. 281. Оп. 1. Д. 41. Л. 26.
  19. История Тувы. /Отв. ред. Л.П. Потапов, С.К. Тока, Ю.Л. Аранчын. Часть 2. М.: 1964 с.499.
  20. Любимцева О.Ю. Хакассия в годы послевоенного двадцатилетия: проблемы культурного строительства. – Абакан: Изд-во ГОУ ДПО ХРИПКиПРО «РОСА», 2009.
  21. Оюн А.М. Проблемы подготовки кадров культурно-просветительных учреждений в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.)// Наука и образование: проблемы и перспективы развития. Часть 3. Тамбов, 2014 г. С. 84-88.
  22. Оюн А.М. Развитие сети культурно-просветительских учреждений в Туве в период 1944-1985 гг.// Перспективы развития науки и образования, Тамбов 2013/. С. 103-107.
  23. Оюн А.М. Деятельность учреждений культуры Тувинской автономной области в 1944-1950 гг.// Глобальный научный потенциал, СПб-2013 г. С. 56-59.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.