Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2019 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бирюков И.В. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(16). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 43-46.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Бирюков Иван Валентинович

студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета,

 РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье описываются различные причины и факторы, влияющие на появление этнополитических конфликтов. Кроме этого рассматриваются типы таких конфликтов, а также способы их решения.

 

Ключевые слова: этнос, конфликт, Югославия,методы урегулирования.

 

Существуют несколько подходов к причинам возникновения этнических/этнополитических конфликтов. Среди них выделяются примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. Стоит сказать о том, что и само толкование понятия «этничность» зависит от той парадигмы, которой придерживается автор. Первый подход состоит в том, что он объясняет возникновение конфликта некими исконными противоречиями между этносами, а сами они имеют некую изначальную основу. Этому может способствовать специфическая историческая память, многовековые этнические стереотипы. Подавляться такие противоречия могут лишь сильным государством. Как только оно ослабевает, вероятность того, что конфликт вновь вспыхнет, достаточно высока.

Инструменталистский подход в качестве главной причины возникновения противоречий между этносами выделяет межгрупповую борьбу за экономические и природные ресурсы. Вероятность конфликта повышается в случаях неравного доступа этнических групп к власти, социальному статусу, богатству. Третий подход, конструктивистский, заключается в том, что возникновению конфликта способствуют действия элит, которые мобилизуют этничность людей и используют её для выполнения собственных целей.

Рассмотрев подходы, объясняющие причины возникновения этнических/этнополитических конфликтов можно прийти к выводу о многофакторности предпосылок, ведущих к обострению противоречий. Экономические, культурные, исторические и другие детерминанты могут стать решающими в нарастании конфликтогенности отношений между народами. Таким образом, «этнополитический конфликт – это не только конфликт интересов, политико-правовое или вооружённое противостояние, но и конфликт различных историософий, исторических нарративов и культурных символов и т.д., который всегда предшествует открытому противостоянию» [1, с. 40]. Непосредственно предшествует возникновению этнополитического конфликта феномен этнополитической мобилизации. Он заключается в использовании принадлежности к этносу, как мотивационной политической силы, основы политического размежевания и инструмента выполнения политических целей. Часто это происходит в условиях кризиса общества, распада государственности.

Перейдём к рассмотрению типов этнических/этнополитических конфликтов. Обычно выделяют 3 типа классификации:

1) Классификация по сферам общественной жизни.

По такому критерию можно выделить экономические, политические, культурные и другие конфликты. Во-многих случаях, конфликты касаются сразу нескольких сторон жизни, что не позволяет однозначно отнести их к одной сфере.

2) Классификация по предметам или объектам.

Данный способ классификации часто используется в случаях, когда конфликты имеют выраженную «межсферную» специфику.

3) Классификация по субъектам-носителям.

При такой классификации выделяют конфликты между однопорядковыми и разнопорядковыми субъектами. К первому случаю относится, например, сербско-хорватский конфликт в Боснии и Герцеговине, где ни одна из этих этнических групп не была «титульной». Это конфликт «группы против группы». Что касается второго случая, то тут в качестве примеров можно привести такие конфликты, как: боснийско-хорватский и боснийско-сербский в Боснии и Герцеговине, сербско-хорватский в Хорватии, сербско-албанский в Сербии, македонско-албанский в Македонии. Этот тип классификации можно определить, как «группа против государства» [4, с. 194]. Часто этнополитические конфликты также имеют конфессиональную составляющую.

Предлагается множество решений по преодолению этнополитического конфликта или предотвращению его перехода в кризисную и возможно в вооружённую фазы. Например, в последнем случае могут быть применены формы превентивной деятельности – лёгкое и глубокое предупреждение.

Деятельность по лёгкому предупреждению направлена на предотвращение перехода этнополитического конфликта в кризисную, вооружённую стадию, предполагает вмешательство правительства государства или представителей международного сообщества. Глубокое предупреждение конфликта подразумевает трансформацию структурных условий, лежащих в его основе. В идеальном варианте представляет собой широкомасштабную деятельность, осуществляемую государственной властью с опорой на гражданское общество.

В теории политического конфликта сложилось мнение, что формами урегулирования этнополитических конфликтов являются создание государственных или национально-культурных автономий для национальных меньшинств, а также федерализация государства. Проблема заключается в том, что такие способы решения конфликтов наиболее приемлемы для консолидированных демократий. Федерализм имеет как позитивные, так и негативные черты. Он может способствовать местной активности населения, а также повышать качество управления в данном субъекте. Но в тоже время присутствует опасность попыток сецессии различных регионов. При возникновении асимметричности в правах и обязанностях субъектов федерации возможно усиление этнического конфликта [2, с. 115].

Возможное решение этнополитических проблем предполагает консоциальная модель А. Лейпхарта. Она предполагает большую коалицию различных культурных и этнических групп, основанную на принципе пропорциональности при распределении властных должностей, автономии. У каждой общности есть своеобразное «право вето», с помощью которого она может блокировать государственные решения, нарушающие её интересы [3, с. 68].

Во-многих случаях этнополитические конфликты приобретают характер вооружённого противостояния. При таком варианте развития событий урегулирование конфликтов усложняется. Их разрешение требует незамедлительного прямого вмешательства государства, которое должно способствовать мирному разрешению конфликта, достижению сторонами консенсуса [4, с. 204]. При невозможности урегулирования конфликта на дипломатическом уровне государство может влиять военными методами на противоборствующие стороны. Ситуация крайне усложняется, если государственные институты стоят на стороне одного из этносов, обычно являющегося «титульной нацией». В таких случаях могут применятся негативные методы разрешения этнического или этнополитического конфликта, которые могут привести к вытеснению одной или нескольких этнических групп с территорий их проживания.

Этнополитические конфликты, происходившие на территории одного государства, зачастую могут оказывать дестабилизирующее давление и на соседние государства. При затяжном характере и неразрешимости конфликта в процессе его урегулирования может принимать участие «третья сторона». Среди методов воздействия «третьей стороны» различают оказание помощи в нахождении мирного решения и использование переговорного подхода, в том числе путём прямого посредничества и наблюдения за ходом переговоров. Так же применяются принуждение, оказание давления путём санкций.

Таким образом, были рассмотрены причины возникновения этнополитических конфликтов.

 

Список литературы:

  1. Ачкасов В.А. Этнополитический конфликт как конфликт идентичностей // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. №1. С. 37-43.
  2. Большаков А.Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических странах: основные тенденции развития и возможности урегулирования (региональный аспект) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. №7. С.109-123.
  3. Рыбаков А.В. Межэтнические отношения: понятие, механизмы формирования и диагностика состояния // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. №2. С. 46-50.
  4. Лейпхарт А. Со-общественная демократия // Полис. Политические исследования. 1992. №3. С. 86-99.
  5. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. - М.: Издательство Московского университета, 2011. 376 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий