Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2019 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
PECULIARITIES OF VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY IN MODERN SOCIETY
Liudmila Romashova
kand. soc., associate Professor of sociology Moscow University for the Humanities,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются сущность ценностных ориентаций, современные тенденции культурных ценностей. Отмечается необходимость пересмотра смыслообразующих ценностей в системе социокультурных преобразований.
ABSTRACT
The article deals with the essence of value orientations, modern trends of cultural values. The necessity of revision of meaning-forming values in the system of socio-cultural transformations.
Ключевые слова: культура; ценность; ценностные ориентации, мотивирующий фон.
Keywords: culture; value; value orientations, motivating background.
В условиях современных рыночных отношений социокультурная динамика в России характеризуется переменами в образе жизни общества, что влечет и изменение ценностных ориентаций и идейных исканий. Многие перестают опираться на предшествующий опыт и переосмысливают собственное отношение к миру, формируя свою систему ценностей. В периоды экономических трансформаций может происходить преобразование всей личностной системы ценностей, а не только отдельных их видов или групп. Чем более динамичными и радикальными по содержанию являются социально-экономические преобразования в обществе, тем сильнее изменяются ценностные ориентации личности, тем более противоречивым и менее прогнозируемым становится процесс их формирования [2, с. 31]. Изучение сущности, динамики ценностных ориентаций имеет значение с позиции сохранения традиций, обеспечения целостности социальных систем посредством воспроизводства нормативных форм поведения, перспектив развития как для общества, так и для самой личности.
Ценности — это выработанные самой историей ориентиры и приоритеты внутреннего обустройства общества, они обеспечивают его устойчивость и единство, преемственность, связь времен и возможность движения в будущее. [3, с. 204]
Ценность выражает субъектно-объектные отношения, складывающиеся в процессе практической деятельности, и являются результатом оценки объективных явлений, процессов, ситуаций, происходящих в обществе, общественных установок, предпочтений с точки зрения их соответствия интересам и потребностям личности. Ценность определяется отношением субъекта к объективным обстоятельствам жизни. Впоследствии, ценностные системы личности выступают основой поведенческой детерминанты. Приверженность к тем или иным ценностям определяет отношение к труду, политике, культуре и т.д. Ценности выступают в качестве моральных норм, принципов, правил, культурных образцов и являются существенными компонентами, регулирующими поведенческую характеристику субъекта и формы его взаимоотношений, выработку стратегических целей и мировоззренческих ориентиров. Представление о ценностных системах общества и способах их воздействия позволяет оптимально управлять, исключая принуждение, и прогнозировать социальное поведение.
Ценности вырабатывают мотивационный фон активности личности. Система мотивов направляет, мобилизует, и организует жизнь, активность, поведение. Мотивирующий фон личности – это система побуждений функционирующих в среде объективных и персонифицированных ценностей. При этом персонифицированная сила рассматривается внутри социальной среды, как обуславливающая объективной, так и субъективной стороной. Субъективная сторона предполагает сугубо индивидуализированные обстоятельства, в которых оказывается личность перед выбором своего жизненного пути. Персонифицированная ценность определяется отношением личности к системе материальных и духовных благ.
В ценностной ориентации синтезировано воздействие организованно идеологического воспитания, социально-экономической ситуацией и культурной средой. Практическое требование общества и личное стремление опосредствуется предпочитаемым отношением и выработкой собственного отношения к тем или иным ценностям. Номенклатура ценностей меняется не только от потребностей общества, но и от внутренних возможностей самореализации личности. При этом наблюдается непрерывная связь с совокупностью осознанных и неосознанных побуждений (интересов, потребностей, мотивов и т.д.), детерминирующих поведение личности в обществе. Значительное влияние оказывает также компонент самосознания личности: особенности восприятия им окружающего мира. Это восприятие, преломляясь через определенную идеологию, создает образ окружающего мира. Ценностные ориентации отражают не только реальное восприятие социальных процессов и явлений, но их логические связи.
Современное рыночное состояние общества в рамках культурных ценностей характеризуется следующими тенденциями:
* деидеологическим содержанием новых культурных ценностей;
* множественностью взглядов в значимости тех или иных культурных ценностей;
* отсутствием разделения всеми членами общества социальных норм;
* приоритетностью потребительской ориентации над созидательной;
* изменениями трансляции и интерпретации информации о культурных ценностях символизирующих ее основные идеалы, традиции, менталитет и т.д.;
* аккультурацией западных образцов поведения;
* насаждением стереотипов развлекательно - рекреативной направленностью;
* широкой доступности электронной коммуникации массива оцифрованной информации о культурных ценностях, и в связи с этим возможностью регулярного просмотра любой информации.
Данные тенденции оказывают непосредственно влияние на формирование ценностных ориентаций, что сказывается в дальнейшем на степени адаптации субъекта и его стратегическом будущем поведении.
Помимо этого, в процессе формирования социальных ценностных ориентаций личность стакивается с взаимоисключающими, противоречивыми, конфликтующими особенностями. К примеру, противоречия между общечеловеческими нормами и ценностями современного рыночного общества, между практикой и существующей системой обучения; свободой действий и ответственностью, желанием и возможностями и т.д.
В современном мире в борьбе за настоящее и будущее противопоставляется материальное и духовное. Это связано с пораженным кризисом в культуре, политике, образовании, науке и т.д. что, несомненно, влияет на систему ценностей и появление различных комплексов у субъектов. Наиболее распространенные среди них это гипертрофированная индивидуализация сознания, падение нравственности, социальная апатия, конфликт с собой, пассивность, низкая социальная адаптивность, эмигрантское настроение. Особенно это проявляется среди молодежи.
Молодежь, переживая состояние поиска своего места в обществе и реже опираясь на опыт предшествующих поколений, сталкивается с противоречиями, вырабатывая при этом свою систему ценностей. На фоне сомнения о перспективах, ценностные ориентации у молодежи порой отражается двойственная перестройка своей системы ценностей. Эта противоречивость выражена в частности в доминировании прагматичных ценностей (польза, выгода, обеспеченность), с одной стороны а, с другой стороны не исключаются общекультурные ценности (приобретения знаний, социальная направленность, самоотречение, нравственность). Интегрирующих характер такой системы ценностей порой носит взаимоисключающий характер (практичность и бескорыстие, предприимчивость и доброта, чистая совесть и успех любой ценой и т.д.).
Поскольку ценностные ориентации формируются под воздействием определенной культуры общества. Нормы, ценности определяются обществом и могут усилить влияние и стать источником формирования ценностных ориентаций личности, принадлежащей к той или иной социокультурной группе. А глубина и сила воздействия зависит от опыта, уровня восприятия, эмоционального состояния, эстетического вкуса, психологической готовности, информационного содержания. На точность восприятия личностью норм и ценностей общества влияют образованность, личная восприимчивость, содержание информации, обстановка и т.д. Проходя через внутренний мир человека, интериоризуясь в собственное я, в структуру личности (интересы, устремления, потребности) ценности приобретают личностное свойство.
Ценностные ориентации характеризуются непосредственным включением социальных компонентов личности и определением осознанностью, выбором приоритетов для дальнейшей жизнедеятельности. То есть включается идейное содержание, отражающее значимость системы материальных и духовных ценностей. А во взаимодействии с собственным мировоззрением образуется фундамент целостного мотивирующего фона личности с учетом конкретной ситуации и психологических особенностей личности.
Нравственное содержание ценностной ориентации личности определяется ее идейными принципами. Требования общества и личные стремления опосредствуется предпочитаемыми отношениями и позициями личности. Общественные нормы формируют ценностные ориентации и во многом определяют индивидуальные предпочтения. Именно в личностном избирательном отношении складывается специфическая система ценностей. А в дальнейшем, в процессе социализации реализуются практические жизненные устремления. Социализация личности происходит в рыночных условиях, что, несомненно, отражается и на ценностных ориентациях. Духовная жизнь строится по законам материального мира. Предприимчивость направлена на получения прибыли любым путем. Свобода действий в борьбе за конкурентоспособность. В такой ситуации общество должно с позиции социальной справедливости устанавливать определенные правила игры в рыночных отношениях.
Соответственно погружаясь в мир социокультурных преобразований необходимо пересмотреть:
во-первых, систему смыслообразующих ценностей в осознании социальной значимости своих действий, понимания закономерностей всего сущего, развития творческого потенциала;
во-вторых, культуру разумного мышления, в способности видеть явления и разбираться в причинно следственных связях, через проявление научного мировоззрения к критическому восприятию действительности, поиске приоритетов и социальных ориентиров созидательного отношения к миру;
в-третьих, интегративность ценностных норм обеспечивающих позитивно – прогрессивное развитие личности, раскрывающие индивидуальные жизненные перспективы и способствующие гармонизации в различных сферах жизнедеятельности.
В современных рыночных условиях хозяйствования, в период рыночных перемен особо необходимо обратить внимание на формирование ценностей с учетом сложившихся традиций. Потеря традиционных ценностей приводит к тому, что жизнь человека становится хаотичной, быстротечной и с неопределенным будущим. Современная личность находится в постоянном становлении, бесконечном и некачественном росте, при этом содержит в себе большое количество нереализованной свободы [1, с. 254].
Изучение ценностей и ценностных ориентаций имеет первостепенное значение любого общества. Они предполагают выработку потребностей, интересов, поведения соответствующих как общественным требованиям, так и внутренним убеждениям индивида. Так же формируют сознание в практическом должном отношении поступать в соответствии с нравственными идеалами, включая ответственность не только за реализованные поступки, но и за неиспользованные возможности для общественных дел. Ценностные ориентации определяют не только устремления личности, но и выступают регулятором жизнедеятельности, конструктором своего будущего.
Список литературы:
- Гугуева Д. А., Фетисова О.В Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе // Вестник НГУЭУ. — 2016. — № 2. — С. 251-255.
- Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся обществе // Психологический журнал. — 2012. —Том 33. — № 1. — С. 30-39.
- Ситаров В.А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. — 2017. — № 2. — С. 202-210.
дипломов
Оставить комментарий