Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI-XVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 февраля 2019 г.)

Наука: Политология

Секция: История социально-политических учений России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Черенкова Е.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XVI-XVII междунар. науч.-практ. конф. № 1-2(12). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 45-49.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

Черенкова Екатерина Андреевна

студент магистратуры, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО «МПГУ» г. Москва),

РФ, г. Красногорск

АННОТАЦИЯ

Элита является одним из условий функционирования всех сфер общественной жизни, не только политической. Во всех периодах истории элите присвоены те или иные качества, делающие ее особенной. В XX веке в России не только изменилась форма правления, но была неоднократная смена лиц, стоявших во главе государства. Как след­ствие, каждый руководитель стремился создать некий правящий класс, на который он бы смог опереться во время своей деятельности. Важно отметить, что в советский период истории нашей страны наличие полити­ческих элит вообще отрицалось. Однако, из-за того, что у советской элиты отличительно чертой от других стран была закрытость, проблема правя­щих элит СССР изучена не до конца, в связи с недостатком инфор­мации.

ABSTRACT

The elite are one of the conditions for the functioning of all spheres of public life, not only political. In all periods of history, the elite assigned certain qualities that make it special. In the XX century in Russia not only changed the form of government, but there was a repeated change of persons who stood at the head of the state. As a result, each leader sought to create a ruling class, which he would be able to rely on during his activities. It is important to note that in the Soviet period of our country's history the presence of political elites was generally denied. However, due to the fact that the Soviet elite distinctive feature of other countries was closed, the problem of the ruling elites of the USSR is not fully understood, due to lack of information.

 

Ключевые слова: элита; СССР; правительство; класс; полити­ческая партия.

Keywords: elite; USSR; government; a class; a political party.

 

Номенклатура в СССР появилась во время правления И.В. Сталина. Она имела вид перечня руководящих должностей, которые согласо­вывались внутри партии. Значительную ее часть занимали чиновники, но, стоит отметить, что элита была сильно не похожа на государственную бюрократию.

Ученые, изучавшие элиту в советское время, использовали этот термин исключительно в структурно-функциональном контексте. Так как элита советского союза не являлась исключительно меритократической.

Как источник власти номенклатура СССР была исследована и за рубежом, югославским ученым Милованом Джиласом. Он продолжил разрабатывать теорию Вебера и сделал вывод, что при свержении старых элит и государственного строя, общество не станет бесклассовым, а возникнет «новый эксплуатационный класс» [2, p. 197]. Он считает, что государству было необходимо создание нового класса, оно обуслов­лено исторически сложившимися особенностями развития страны.

По мнению зарубежных ученых у номенклатуры Советского союза были значительные отличия от других, например, закрытость от общества, управление которым и осуществляла элита.

Многие положения теории М. Джиласа нашли свое продолжение в работах советского историка Михаила Сергеевича Восленского. Именно он дал полное определение понятия «номенклатура» и, также как Джилас, пытался доказать наличие классов в советском обществе, обращая внимание на наличие некого паразитирующего класса, деля все общество на номенклатуру (класс эксплуататоров) и класс угнетенных.

Формировалась номенклатура СССР только через органы партии, однако, на самом деле, на должности выдвигались кандидаты от членов партии занимающие пост выше относительно других, а на собрания кандидатуру просто утверждали. Получается, что многие, кто стоял у власти пытались предоставить ведущие должности своим родственникам или же близким друзьям.

Стоит отметить, подъем по карьерной лестнице в СССР мог происходить только поэтапно ступень за ступенью, при нем мог произойти переход из внешней оболочки в сердцевину конуса, и наоборот, но только на более высокий номенклатурный уровень. Советская номенклатура в целом контролировала все каналы вертикаль­ной мобильности, но внутри конуса номенклатуры между различными номенклатурными группировками и кланами постоянно велась ожесто­ченная борьба за продвижение вверх по иерархическим ступеням и соответственно за контроль каналов вертикальной мобильности [7, с. 8-9].

Номенклатура представляла собой конкурентную социальную среду. В этой среде борьба за доминирующее положение происходила между кланами и их группировками, которые формировались на основе персональных родственных, образовательных и производственных связей, принципов землячества, национальной и социальной близости, но ключевым всегда оставался принцип личной преданности данному клану и его лидерам. Однако такая преданность не являлась абсолютно постоянной, так как умение вовремя предать и примкнуть с целью карьерного роста к той группировке, которая в текущей ситуации завое­вывает доминирующее положение, «хождение по трупам» служило основным механизмом вертикальной мобильности в номенклатурной среде. М. Джилас писал, «способность «идти по трупам» – одна из определяющих черт образа жизни, коренная предпосылка служебного роста» [2, p. 241]. В советской номенклатуре процесс конкуренции кланов и группировок, так же как и вертикальной мобильности их членов, носил иерархически упорядоченный и системно регулируемый характер, так как этот процесс жестко регулировала и контролировала вертикально централизованная структура ее внутреннего стержня – КПСС. М. Восленский полагает, что основной и единственной целью советской номенклатуры являлась власть как таковая, что советский номенкла­турщик «…фанатик власти. Это не значит, что ему чуждо все остальное. По природе он отнюдь не аскет. … Но не в этом радость его жизни. Его радость, его единственная страсть – в том, чтобы сидеть у стола с правительственной «вертушкой», визировать проекты решений, которые через пару дней станут законами; неторопливо решать чужие судьбы» [3, с. 116-117]. Однако этот тезис М. Восленского представляется не совсем верным, так как не только власть как таковая являлась целью для большинства советской номенклатуры. Советская номенклатура не только в период брежневского «развитого социализма», но и на всех стадиях своего развития стремилась посредством обладания властью достичь личного материального обогащения и социального превос­ходства, была откровенно цинична, меркантильна и именно поэтому в существенной степени коррумпирована.

Так как номенклатура СССР отличалась закрытостью, лишь немногим ученым удалось исследовать ее на основе архивных доку­ментов. Например, профессор Роджер Блэкуэлл изучал рост по карьерной лестнице секретарей областных комитетов, опираясь только на факты из их биографии [1, с. 24-40].

Ученые, которые в своих исследованиях развивали заключения Джиласа и Восленского разделились на два лагеря. Одни считали, что в Советском союзе развивается новой «паразитический» слой, который был представлен номенклатурой [6. с. 10], вторые же отдавали власть в руки бюрократов, под руководством производственно-хозяйственного аппарата, относя партию и чиновников на второй план в управлении государством [5, с. 56-65].

Некоторые исследователи в своих работах проследили процесс гене­зиса и эволюции элиты, начиная Киевской Русь и заканчивая настоящим временем. Примером можно считать работу О.В. Гаман-Голутвиной «Политические элиты России. Вехи исторической эволюции». В нем автор приходит к выводу о том, что все изменения в социальном и политическом слоях государства происходят всегда с инициативы правящей верхушки – элиты [4, с. 58].

Особое внимание исследователи уделяли процессу распределения должностей и порядку подчинения номенклатуры. Б.М. Пугачев писал, что власть, образованная при Сталине, имела вид пирамиды, на вершине которой располагались члены высшего класса, а под ними представители из суб-элит, которые имели очень ограниченные полномочия. Однако, после отхода Сталина от власти, произошло изменение в структуре номенклатуры: на замену высшего класса к управлению государством пришла массовая и контрастная хозяйственно-партийная элита [10, с. 103-104].

В историческом ключе о жизни внутри партии большевиков рассказывает Г.Л. Олех. Он описывает процесс становления и эволюции партии большевиков и чиновников партии, раскрывая их материальное положение, уровень квалификации и их численный состав [8, с. 99].

Возникновение и развитие номенклатуры СССР в 1920-1930-х годах изучены в работе В.П. Пашина и Ю.П. Свиридова. Авторы изучают процесс выбора и назначения на должности членов партии, рассматривая методы, способы и приемы, уделяя внимание последствиям «ленинского призыва». Исследовав систему льгот и привилегий партийных членов, они делают вывод, что процесс образования элит начался в СССР сразу же после революции, за счет того, что высший слой номенклатуры присвоил себе право власть [9, с. 7].

Главной чертой отечественной, а в частности советской, номенкла­туры является неравномерность ее исследования, в связи с закрытостью самой элиты СССР от общества.

Итак, как источник власти элита СССР была исследована подробно за рубежом, югославским ученым М. Джиласом. Он продолжил разра­батывать теорию Вебера и сделал вывод, что при свержении старых элит и государственного строя, общество не станет бесклассовым, а возникнет «новый эксплуатационный класс». М.С. Восленский дал полное определение понятия «номенклатура» и, также как Джилас, пытался доказать наличие классов в советском обществе, обращая внимание на наличие некого паразитирующего класса, деля все общество на правящую верхушку (класс эксплуататоров) и класс угнетенных. Так как элита СССР отличалась закрытостью, лишь немногим ученым удалось исследовать ее на основе архивных документов. Некоторые исследователи в своих работах проследили процесс генезиса и эволюции элиты, начиная Киевской Русь и заканчивая настоящим временем.

 

Список литературы:

  1. Blackwell R. Career development in the Soviet obkom elite: a conservative trend // Soviet studies. – 1972. – № 1.
  2.  Djilas M. The New Class. – L., 1957.
  3. Восленский М.С. Номенклатура. – М., 2015.
  4. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. – М., 2006.
  5. Кочерга Б.Н. Советская бюрократия: путь к власти (исторический очерк) // Вестн. высш. шк. – 1990. – № 12.
  6. Макаренко В.П. Слой или класс? // Родина. – 1989. – № 10.
  7. Нискевич Ю.А. Регенерация номенклатуры как правящего социального слоя. – М., 2015.
  8. Олех Г.Л. Партийная машина РКП (б) в начале 1920-х гг.: устройство и функционирование. – Новосибирск, 1995.
  9. Пашин В.П., Свиреденко Ю.П. Кадры коммунистической номенклатуры: методы подбора и воспроизводства. – М., 1998.
  10. Пугачев Б.М. Развитие советских и постсоветских элит // Россия и современный мир. – 1995. – № 2.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий