Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Путилин И.А. ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКИ РУСИФИКАЦИИ АЛЕКСАНДРОМ III // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. № 10(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 35-39.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКИ РУСИФИКАЦИИ АЛЕКСАНДРОМ III

Путилин Игорь Александрович

студент ААИ ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Опыт национальной политики царской администрации вызывает исследовательский интерес у историков, социологов, политологов на протяжении уже более века. Заинтересованность к этому вопросу вызвана тем, что, реализуя национальную политику, Россия как государство, продолжительное время была крепким государством и развивалась стабильно. Исследования учёных в области политики национализации ведутся в двух направлениях: правительственная адми­нистративная практика и правительственная национальная политика в отношении к народам, населявшим окраины Российского империи.

Русификация как процесс представляет собой меры, осущест­вляемые официальными властями в отношении жителей какого-либо региона с целью обрусения в языковом и культурно-религиозном плане. Расцвет политики русификации пришёлся на ХIХ век, которая прово­дилась с той или иной степенью успеха и продолжительностью.

Историки неоднозначно относятся к политике русификации, проводимой Александром III, называя её воинствующей. Некоторые авторы считают, что именно Александр III является родоначальником лозунга «Россия для русских» и порой обвиняют императора даже в национализме. Другие авторы считают, что политика предпоследнего императора была направлена на защиту и сбережение русских национальных традиций.

Дуальность мнений историков наталкивает на необходимость поиска ответа на вопрос: чем же на самом деле является политика руси­фикации в годы правления Александра III, каковы её предпосылки? Указанные факторы, а также значимость предшествующего опыта для построения стабильной российской государственности, обусловили обращение к теме.

Воспитанный в православных обычаях Александр III был чело­веком религиозным. Его учителями и воспитателями были историк С.М. Соловьев и филолог Ф.И. Буслаев - люди, глубоко любившие Россию. В корнях императора, по словам историков, протекало лишь 1/64 русской крови, но, при этом он был исключительно русским человеком [1, с. 96].

Американский историк Р.С. Уортман говоря о националистической ориентации Александра III, подчёркивает, что, ещё будучи в качестве наследника престола будущий император: «…был склонен усматривать источник русских проблем в немцах, где бы они ни служили – в России или в Германии» [12, с. 452]. Говоря о русских и немцах в противопоставлении, Александр III был убеждён, что «русскость», прежде всего, это внутренний патриотизм, служение своей Родине, это понятие больше, чем национальное происхождение или сам язык.

Говоря о личностных качествах Александра III, которые могли привести к формированию и организации национальной политики с уклоном в русификацию, надо заметить, что император глубоко чтил русские национальные традиции, хорошо знал и любил русскую историю, и все делопроизводство при нём велось на русском языке.

В день, когда короновали Александра III, новый император России высказал свое намерение отойти от активной деятельности в области международных отношений, и направить особое внимание на внутреннюю политику, которая подразумевала объединение народов, проживающих на территории империи. Российская империя при Александре III включала в себя 120 миллионов многонационального населения, которое, в свою очередь, включало в себя более 200 народ­ностей и этнических групп. Проведению национальной политики несом­ненно мешала такая большая разница в уровнях развития народов. Стоит заметить, что при вступлении во власть, император провозгласил лозунг «Россия для русских и православных».

Не смотря на разность консервативных взглядов Александра III с либеральными взглядами своего отца, намерение о единстве госу­дарства, было общим. В своём завещании Александр II наставлял: «…могущество нашего отечества... основано на единстве государства, а потому все, что может клониться к потрясению его единства, к отдель­ному развитию различных народностей, для него пагубно и не должно быть допускаемо» [9, с. 151].

Б.В. Ананьич, признавая «русификаторский» характер нацио­нальной политики Александра III, так понимал её суть: «…обеспечить приоритеты русскому (православному) элементу, добиться того, чтобы русские и русское стало в империи первым и главным» [3, с. 102].

Император определил курс внутренней политики как национально-государственный, целью которого является защита православного народа с его культурой, ценностями и религиозными интересами, составляющих на тот период около 80 % населения.

Итак, можно судить о том, что в проведении национальной политики Александра III с направлением в русификацию, несомненно, огромную роль сыграли его качества как личности, патриотические характеристики и православное воспитание. Эти факторы стали основной идеей при формировании национально-государственной политики императора.

Вместе с тем, исследователи вопроса русификации, как отечествен­ные, так и зарубежные подчеркивают, что предпосылками русификации были объективное доминирование - численное, культурное, языковое русских. По сути русификация являла собой «очищение» общества от разрушительных идей, исходящих от других наций с другими куль­турными традициями, имея целью при этом сохранить «русских дух». Потому в своем государстве не может быть поданных с другими политическими и общественными соображениями.

Сам термин «русификация» при Александре III приобрел новые грани, стал носить больше политический характер. Проводимая модернизация общества и государства под лозунгом русификации являлась принципом национальной политики, и означала не развитие особенных условий для представителей русских, а систематизацию и унификацию управления. Таким образом, мы наблюдаем, как в российской империи в процессе русификации соединились в одно – национальный и религиозный принципы, при этом, становясь полити­ческой идеей.

Итак, из вышеописанного очевидно, что одной из приоритетных задач национальной и религиозной политики Александра III является намерение сохранить единство государства. Основным путем осущест­вления такой политики становится русификация окраинных народностей и ассимиляция их в российское общество. Для этого Александром III были запланированы и проведены ряд мероприятий, касавшихся окраин империи - от Финляндии до Сред­ней Азии, а также народы в Поволжье.

Мы уже упоминали о том, что основой для идентификации русского являлось не только этническая принадлежность народа, а и религиозный фактор православия. За 11 лет правления Александра III в этой связи было построено порядка 5000 церквей, наиболее известные из которых - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве [7, с. 210]. Было окончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия.

Под особым влиянием К.П. Победоносцева, мнение которого император чтил и уважал, Русская православная церковь стала занимать исключительное положение. В религиозной политике те религии, которые могли нести опасность православию, подвергались гонению. Последователи христианских не православных течений, например, старообрядцы и католики также подвергались преследованию. Предста­вителям восточной религиозности стали запрещать строить буддистские храмы, при этом тех, кто переходил под гнетом или сознательно в православие, всячески поощрялись.

Существенно религиозная и национальная политика коснулась евреев. Обозначенная еще в XVIII веке для них «черта оседлости», включающая Литву, Польшу, Правобережную Украину, Белоруссию, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области, ужесточилась в 1882 году «Временными правилами».

Не обошёл процесс русификации Польского Царства и Финляндии. Для польского и финского народа, ориентированного на западные ценности и цивилизацию, попытка вовлечения в «русский мир» приравнивалась к смерти их местного национализма, чем, немудрено, были вызваны сопротивления в конце XIX века. Политика русификации затронула и Украину, на территории которой проживал православный родственный народ, говорящий на языке славянской группы. Что касается Прибалтики, то тут правительство кинуло силы на борьбу с «германи­зацией».

Политика русификации на Кавказе, в Крыму, Средней Азии и Поволжье пришлась во время интеграции капитализма. Вкупе это вызвало огромное сопротивление местного населения, у которого ломался весь традиционный уклад жизни.

Исходя из выше описанного, можно сделать вывод, что политика русификации окраин Александра III, была направлена, в первую очередь, на единение окраин с империей во всех областях, начиная от вероиспо­ведания и языка, и оканчивая интеграцией в политическое пространство. Такое насильственное вовлечение в идею «русского мира» вызвало огромное недовольство со стороны населения стран Прибалтики, Польши, Финляндии, что в дальнейшем лишь усилило эти движения.

Скорее всего, исходя из деятельности Александра III, монарх был убеждён, что, отождествляя национальный и религиозный принципы можно объединить и создать крепкую империю. Таким образом, содержанием внутренней политики Александра III является скорее не оппозиционное направление по отношению к политике его пред­шественника, а корректировка курса, начатого отцом императора. При этом основными ценностями являются сохранения самодержавия и национальных традиций.

 

Список литературы:

  1. Барыкина И., Чернуха В.Г. (сост.) Александр III. Pro et contra. Антология. – СПб.: РХГА, 2013. 941 с.
  2. Власть и реформы: от самодержавной к Советской России / отв. ред. Б.В. Ананьич. СПб., 1996. 232 с.
  3. Дамешек Л.М. Окраины Российской империи: институты и бюрократия XIX – начала XX веков: учеб. пособие / Л.М. Дамешек, И.Л. Дамешек. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. 223 с.
  4. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) // Вопросы истории. 1996. № 11–12. С. 46–51.
  5. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 4-е издание. М.: Изд-во Проспект, 2014. 504 с.
  6. Киор В.Б. Государственная национальная политика в имперской России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. - № 10 - С. – 204-217.
  7. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 189 с.
  8. Рагимова П.Ф. Политика российского правительства в национальных окраинах в XIX-XX вв. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 145-152.
  9. Сырых В.М. История государства и права России. В 2-х т. Т.2. Учебник. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М., 2014. 400 с.
  10. Толмачев Е.П. – Александр III и его время. М., Изд-во Терра-Книжный клуб, 2007. 447 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.