Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII-XLIX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2021 г.)

Наука: История

Секция: История науки и техники

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попова В.В. СОЗДАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО БОЕВЫХ РАКЕТ В РОССИИ В 1860-1880-Е ГГ. // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XLVII-XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 8-10(37). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 5-12.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

СОЗДАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО БОЕВЫХ РАКЕТ В РОССИИ В 1860-1880-Е ГГ.

Попова Виктория Владимировна

канд. ист. наук, преподаватель 107 кафедры, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского,

РФ, г. Санкт-Петербург

CREATION AND PRODUCTION OF MILITARE ROCKETS IN RUSSIA IN 1860-1880 S

 

Victoria Popova

Candidate of Historical Sciences, Lecturer of the 107th Department, Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам, связанным с созданием и производством боевых ракет в России в 1860-1880-е гг. Основное внимание в работе автор акцентирует на проекте ракетного заведения, разработанного военным инженером генерал-лейтенантом К.И. Константиновым. Этот проект имел большое значение не только для отечественного ракетостроения, но и для мирового машиностроения. В статье раскрываются проблемы модернизации производства Николаевского ракетного заведения, которое осуществляло выпуск ракетной техники различного назначения.

ABSTRACT

The article is devoted to issues related to the creation and production of military rockets in Russia in the 1860-1880s. The author focuses on the project of the rocket establishment developed by the military engineer Lieutenant General K.Iv. Konstantinov. This project was of great importance not only for the domestic rocket industry, but also for the world mechanical engineering. The article reveals the problems of modernization of the production of the Nikolaev rocket factory, which produced rocket technology for various purposes.

 

Ключевые слова: боевая ракета, К.И. Константинов, В.В. Нечаев, Николаевский ракетный завод, ракетостроение, Петербургское ракетное заведение.

Keywords: combat missile, K.Iv. Konstantinov, V.V. Nechaev, Nikolaev rocket factory, rocket engineering, Petersburg rocket factory.

 

Боевые ракеты – вид артиллерии, предназначена для ведения залпового огня с целью уничтожения живой силы, огневых и оборонительных средств противника. Ракета способна обеспечить большую дальность стрельбы, высокую точность попадания в цель, скорострельность и мобильность. Несомненное достоинство этого вида оружия заключается в возможности нанесения внезапных и массированных ударов, постоянная готовность к действию.

На сегодняшний день ракетная артиллерия является одним из основных видов вооружения современных армий. Чтобы уяснить каким образом боевая ракета достигла современного уровня, необходимо проследить историю ее становления.

Путь ее развития нельзя назвать эволюционным и постепенным. На протяжении всего времени существования, ракетная техника переживала как периоды подъема, так и периоды спада.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась началом становления современной зенитной ракетной артиллерии как отечественной, так и мировой. Этот период тесно связан с деятельностью талантливого ученого и изобретателя генерал-лейтенанта К.И. Константинова.  

В 50-е гг. XIX в. К.И. Константинов руководил единственным в Российской империи заведением по производству боевых ракет и ракетной техники в Петербурге, открытым в 1826 г.

За время существования Петербургского ракетного заведения, конструкции ракет совершенствовались, в то время как техническая база производства устаревала и ветшала.

В середине XIX в. стало очевидно, что предприятие не справляется с постоянно возрастающей потребностью армии в ракетной технике. Из-за отсталости производства Петербургское ракетное заведение регулярно срывало сроки поставок и отправляло в войска меньшее количество оружия.

Также для дальнейшего развития ракетной техники требовался обширный полигон, на котором можно было бы проводить испытания каждой партии ракет большую часть года в приемлемых условиях. Однако Петербургское заведение этих условий не имело. В зимний период испытания ракетной артиллерии проводить было невозможно и все работы прекращались.

В 1851 г. К.И. Константинов разработал первый проект нового ракетного завода, который предполагал перенос производства на юг империи в более сухой и теплый климат. Кроме того, он считал, что «несравненно выгоднее устроить ракетное заведение с приводом в движении механизмов водой; причем сами здания возвести без всякой роскоши, лишь бы они соответствовали цели своего назначения и были построены прочно» [3. Д. 1114. Л. 3-4об.]. Первоначально было решено строить завод на левом берегу Днепра, в пригороде Киева [3. Д. 1114. Л. 1]. Проект поддержал генерал-фельдцейхмейстер Великий Князь Михаил Павлович. Однако из-за подготовки к войне с Турцией строительство отложили.

В 1856 г. К.И. Константинов представил новый проект ракетного заведения [10. Д. 1988. Л. 12об.].  Но перед тем как приступить к его реализации, он считал необходимым ознакомиться с усовершенствованиями в области технологий изготовления ракет, сделанными к этому времени иностранными державами. С этой целью К.И. Константинов в 1857 г. был командирован в Европу. За два года пребывания за границей он собрал обширный материал о фабрикации ракетной техники во Франции и Пруссии. С учетом иностранного опыта был скорректирован проект нового ракетного заведения, а также заключен контракт с французским механическим заводом Фаркона изготовление и поставку необходимого оборудования [9. Д. 1114. Л. 95-130].

Одновременно все это время продолжались поиски наиболее подходящего места для строительства. Выбор пал на город Николаев, окрестности которого, по мнению Артиллерийского управления, наиболее подходили для устройства ракетного завода и постройки полигона для опытных стрельб. Однако окончательное решение о строительстве нового предприятия было принято только в ноябре 1862 г.

При решении вопроса о строительстве ракетного завода на юге долгое время продолжала оставаться неясной судьба Петербургского заведения. На него возлагалась задача обеспечения ракетами армии и флота до завершения строительства предприятия в Николаеве, однако относительно того, как поступить с ним после завершения строительства, мнения расходились.

Некоторые, в том числе К.И. Константинов, считали, что Петербургское ракетное заведение должно функционировать одновременно с заводом в Николаеве с тем, чтобы можно было непосредственно в Петербурге производить ракеты, необходимые для опытов. Другие высказывали мнение, что нет необходимости иметь два центра по выпуску ракет и считали целесообразным ликвидировать Петербургское заведение.

Однако из-за появления нарезного оружия и бездымного пороха, интерес к реактивной артиллерии значительно снизился.  Начиная с 1860-х гг. ракеты снимаются с вооружения в большинстве европейских стран. Отказываются от этого вида вооружения и во многих военных округах России. Еще до окончания строительства завода на юге, в 1864 г. Петербургское ракетное заведение было расформировано, а машины и оборудование были направлены в Николаев [2. Д. 459. Л. 1-121]. 

Единственный центр по производству ракет был ликвидирован. Строительство нового ракетного завода затягивалось, Первоначально предполагали, что оно должно быть закончено к осени 1867 г., однако сроки завершения строительства неоднократно продлевались. Это привело к тому, что в 1864 производство боевых ракет в России было фактически прекращено. Несмотря на это, из Петербурга продолжали отправлять партии боевых ракет из заготовленных впрок 1 000 снарядов по запросам в Оренбург и Кронштадт [8. С. 147]. 

Производство было возобновлено начале 1870-х гг. с вводом в действие Николаевского ракетного завода.

Главным отличием и достоинством нового завода стало внедрение «телединамической передачи движения» [1. Д. 1344, Л. 563об.]. Для качественного приготовления сухого ракетного состава К.И. Константинов планировал снабдить в производство необходимым оборудованием – печами для обжига угля и мешальными бочками с механическим приводом. Для помощи в создании современного завода были приглашены некоторых известных зарубежные и отечественные специалисты. Например, с производством ракетного состава К.И. Константинову помогал поручик прусской армии Рейхардт, бывший главный пороховым мастером Шпандаусского порохового завода, «ознакомленный с углеобжиганием и вообще со всей технической и химической частью приготовления порохового состава» [7. С. 829].

Все недостатки ручной набивки «мокрого» ракетного состава, практиковавшегося в Петербургском ракетном заведении, на новом заводе должны были исключены механической набивкой «сухого» состава.

Набивка – ответственный технологический процесс, в значительной степени определявший боевые качества ракет. К.И. Константинов разработал гидравлический пресс для набивки ракетных гильз. Этот пресс по своей мощности (400 т) превосходил европейские аналоги.

Гидравлический пресс был снабжен автоматически действующими устройствами: таймером, автоматическим выключателем, ступенчатым регулятором, автоматической блокировкой. Одной из оригинальных технических идей К.И. Константинова явилось предложение заменить ряд механических устройств электрической связью и электрифицировать механическое реле времени. Таким образом он сформулировал принцип действия современного электрического таймера и устройств обратной связи в регуляторах.

Гидравлический пресс позволил набивать ракеты с большим однообразием и при большем давлении, а также ускорять сам процесс изготовления ракет путем автоматизации набивки.

Предполагалось, что ракеты, выпущенные Николаевским ракетным заводом, будут на порядок эффективнее благодаря более совершенной технологии их изготовления. Производство было оснащено необходимыми станками и приспособлениями для резки листов, строгания краев, пробивки отверстий под заклепки, свертывания гильз, изготовления заклепок, сверления отверстий истечения газов, рассверливания и нарезки центрального отверстия и других операций [6. Д. 16. Л. 42]. Кроме того, предусматривались почти все усовершенствования, предложенные К.И. Константиновым еще в 1850-1860-е гг.: в частности, паровой молот для штамповки поддонов и ряд других машин и механизмов, которые должны были приводиться в действие при помощи двигателя [11. С. 103].

Достаточно высокий уровень механизации предприятия должен был дать возможность значительно расширить объем производства. К.И. Константинов предполагал, что Николаевский завод будет выпускать ежегодно 6 000 ракет и указывал, что выпуск может быть доведен до 18 000 ракет в год [5. Д. 123. Л. 52об.].

Однако на практике руководители предприятия столкнулись со значительными трудностями. Долгое время отсутствовал паровой двигатель, в силу чего приходилось по-прежнему приводить в движение машины и механизмы вручную. Кроме того, выяснилось, что гидравлические прессы для набивки ракет, изготовленные еще в 1861 г., малопроизводительны, страдают рядом недостатков и в целом не удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям [5. Д. 246. Л. 2-7]. Поэтому в первые годы приходилось изготавливать ракеты примерно так же, как и в Петербургском ракетном заведении.

В июле 1871 г. Николаевский ракетный завод выпустил первые 90 снарядов, предназначавшихся для опытов. В августе того же года их количество возросло до 190 (в том числе 90 опытных и 100, предназначенных для отправки в военные округа), а в сентябре – уже до 580 (в том числе 500 ракет, предназначавшиеся для отправки в военные округа) [5. Д. 123. Л. 3-8]

В связи с возобновлением производства перед руководителями Николаевского завода встал вопрос, каким должно быть ракетное оружие в ближайшем будущем. Согласно рекомендациям К.И. Константинова, следовало продолжить производить 2-дюймовые снаряды прежней конструкции, с внесением некоторых дополнений:

«1. Глухой несгораемый состав из глины заменился составом из серы.

2. Вместо стрельчатых снарядов и желобованных хвостов вводились цилиндро-полушарные гранаты и коническо-цилиндрические хвосты.

3. Сырой состав, приготовленный из пороховой мякоти, ослабленной углем, заменялся сухим составом, приготовленным непосредственно из составных частей смеси» [5. Д. 123. Л. 113].

Однако к этому времени встал вопрос о целесообразности существования Николаевского ракетного завода. Здесь сыграло большую роль общее снижение интереса к боевым ракетам. В 1875 г. Военный Совет, констатировав, что боевые ракеты требуются в очень ограниченном количестве, к тому же только для азиатских военных округов, и подчеркнув, что потребность в них при непрерывно растущем уровне артиллерийскому управлению рассмотреть вопрос, целесообразно ли вообще существование специального ракетного заведения и не стоит ли использовать его для производства некоторых видов артиллерийского вооружения [4. Д. 1346. Л. 2].

Перепрофилировать Николаевский завод, спроектированный специально для выпуска ракет, было весьма затруднительно. А предложения продать завод, сдать в аренду или превратить в мастерские были отвергнуты. Однако руководство завода само предложило выход из создавшегося положения.

Вопрос о производстве в Николаевском заведении спасательных и осветительных ракет встал почти сразу же после ввода его в действие. В 1873 г. Николаевский завод по просьбе Морского ведомства приступил к опытам с ракетами для метания спасательного линя [4. Д. 1346. Л. 11об.], а в 1874 г. Главное артиллерийское управление высказалось за проведение опытов с ракетами для освещения местности в крепостной и осадной войне [4. Д. 1346. Л. 12].

К 1876 г. опыты были успешно завершены в Николаевский завод приступил к изготовлению спасательных и осветительных ракет для нужд армии и флота. В это же время по инициативе начальника Николаевского ракетного завода генерал-майора В.В. Нечаева начались опыты с фугасными ракетами, снаряженными такими сильно действующим взрывчатым веществом как пироксилин. Позднее В.В. Нечаев указывал, что «в Ракетном заводе более 20 лет существовала мысль применить бросание сильно взрывчатых веществ ракетами, но по несовершенству этих веществ не представлялось удобным сделать это применение» [4. Д. 1348. Л. 15]. Но по мере постепенного совершенствования взрывчатых веществ предположение это становилось все более реальным. В 1876 г. убедившись на основании опытов, производственных минными офицерами Морского ведомства, в сильно действии пироксилина. Нечаев предложил изготовить пироксилиновые ракеты, которые, по его мнению, с успехом могли применяться при обстреле не только построек, артиллерийских батарей, воинских подразделений, но и броненосцев противника.

С 1877 г. Николаевский ракетных завод стал выпускать трехдюймовые пироксилиновые ракеты трех типов: с весом боевого заряда 15 фунтов (дальность полета при возвышении 45 достигала 730 м); с весом боевого заряда 10 фунтов (дальность полета при возвышении 45 достигала 1 100 м); с весом боевого заряда 8 фунтов (дальность полета при возвышении 45 достигала 1280 м) [4. Д. 1348. Л. 16].

Изготовленные ракеты направлялись в действующую армию, где они, правда в незначительном количестве и скорее в виде опыта, применялись против неприятеля. Всего в 1877 г. в действующую армию было направлено 386 пироксилиновых ракет [4. Д. 1348. Л. 17], часть которых была употреблена во время боевых действий под Плевной, Рущуком и Сулином, однако без особого успеха.

Первый опыт применения пироксилиновых ракет был все же в целом расценен как положительный, и в 1878 г. Николаевскому заводу был выдан новый наряд, на этот раз на 800 пироксилиновых ракет [4. Д. 1348. Л. 9].

Всего за период 1877-1879 гг. было изготовлено 22 930 ракет [4. Д. 1350. Л. 6-7об.].

После того как ракетное заведение приступило к выпуску осветительных ракет, потребность которых была крайне велика, все разговоры о нецелесообразности специального ракетного завода отпали и вопрос о его существовании был решен положительно. Николаевский завод просуществовал до 1910 г., после чего производство ракет было передано на Шохтенский пороховой завод.

 

Список литературы:

  1. Артиллерийский департамент Военного министерства. Комиссия для построения нового оружейного завода в Туле, 1835-1843 // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 503. Оп. 8.
  2. Артиллерийский департамент Военного министерства. Пороховое и парковое отделение, 3-й стол. 1828-1862 гг. // Архив военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Архив ВИМАИВиВС). Ф. 3. Оп. 24/3.
  3. Артиллерийский департамент Военного министерства. Пороховое отделение, 1809-1863 // РГВИА. Ф. 503. Оп. 4.
  4. Главное артиллерийское управление // РГВИА. Ф. 504. Оп. 8.
  5. Главное артиллерийское управление. 5-е отделение, 1-й стол. 1857-1917 // Архив ВИМАИВиВС. Ф. 6. Оп. 6/1.
  6. Главное артиллерийское управление. 7-е отделение, без указания стола. 1847-1917 гг. // Архив ВИМАИВиВС. Ф. 6. Оп. 8/5.
  7. Константинов К.И. Боевые ракеты в России в 1867 г.// Артиллерийский журнал. – 1867. – № 5.
  8. Мазинг Г.Ю., Качур П.И. Константин Иванович Константинов: 1818-1871. – М.: Наука, 1995. – 175 с.
  9. Рапорт К.И. Константинова от 17 декабря 1858 г. // РГВИА. Ф. 503. Оп. 4. Д. 1114. Лл.95-130.
  10. Рапорт К.И. Константинова от 9 ноября 1856 г. // Российский государственный архив Военно-Морского флота. Ф. 165. Д. 1988. Л. 12об.
  11. Сокольский В.Н. Ракеты на твердом топливе в России. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. – 287 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий