Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII-XLIX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2021 г.)

Наука: Философия

Секция: История философии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рахнулла Е.В. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ САДРАДДИНА КОНЕВИ (НА ОСНОВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ РУКОПИСЕЙ) // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XLVII-XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 8-10(37). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 43-49.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ САДРАДДИНА КОНЕВИ (НА ОСНОВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ РУКОПИСЕЙ)

Рахнулла Егана Вагифовна

ст. научн. сотр., Институт рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА, Отдел «Исследования арабоязычных рукописей»,

Республика Азербайджан, г. Баку

SADRADDIN KONAVI’S RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL VIEW (ON THE BASIS OF THE AZERBAIJANI MANUSCRIPTS)

 

Yegana Rahnulla

senior​ researcher, Institute of Manuscripts named after Muhamad Fizuli of ANAS, Department of Study of Arabic manuscripts,

Republic of Azerbaijan, Baku

AZERAIJAN

АННОТАЦИЯ

Садреддин Коневи, один из известных суфийских ученых исламского мира, имевший большие заслуги в формировании и развитии исламского сознания в Средние века, играет исключительную роль в правильном восприятии мышления Мухиддина Ибни Араби. Глубокое изучение и обучение различных сфер науки исламской религии в течение всей жизни Садреддина Коневи способствовали написанию им множества научных произведений в этой области. В его рукописный сборник комментариев и рисале, хранившийся в Азербайджане, наряду с комментариями из известных произведений «Шерху ахадису небавийе» («Толкование хадисов Пророка») и «Шерху асмауллах аль-хусна» («Толкование красивых имен Аллаха») включены и два рисале на разные темы суфийского тариката. Это письменное научное наследие Садреддина Коневи продолжает сохранять свою значимость и особенность как исходный источник в изучении науки тасаввуфа.

ABSTRACT

Sadraddin Konavi, one of the famous Sufi scholars of the Islamic world plays an important role in correctly perceiving the thought of Muhiyaddin Ibni Arabi, who accomplished great things in the formation and development of the Islamic way of thinking in the Middle Ages. In his lifetime Sadraddin Konavi used to deeply study and teach the different fields of science and consequently, he wrote many scientific works. His collection of manuscripts consisted of interpretations and tracts that preserved in Azerbaijan also include two tracts dealt with the different themes of Sufi sect, besides the famous works “Sharhu ahadisu nabaviyyah” (Interpretation of the Prophet Mahammad’s sayings) and “Sharhu asmaullah al-husna” (Interpretation of the beautiful names of Allah). Sadraddin Konavi’s mentioned written scientific heritage is still an important and specific source in researching the sufism.

 

Ключевые слова: ислам, Коран, Садреддин Коневи, тасаввуф (суфизм), рукопись, хадис, Асма аль-хусна (прекрасные имена Аллаха).

Keywords: Islam, Quran, Sadraddin Konavi, tasavvuf (sufism), manuscript, hadith, Asmaul-husna (beautiful names of Allah).

 

Садреддин Коневи, один из известнейших суфийских ученых в исламском мире, сыграл исключительную роль в правильном осознании мышления Мухиддина ибн Араби, внесшего большой вклад в формирование и развитие исламского мировоззрения в Средние века. В различных источниках содержится разная информация о дате рождения ученого, родившегося в Малатье в семье Мадждаддина Исхака, суфийского ученого и дворцового советника Сельджукского государства Анатолии: 605 г. по хиджру / 1208 г. по хр. лет. [12], 606 г. по хиджру / 1209 г. по хр. лет. [5, p. 420], 607 г. по хиджру / 1210 г. по хр. лет. [9] и так далее. Садреддин Коневи изучил религиозные науки у выдающихся ученых своего времени, таких как Шейх Аухададдин Кирмани и Мухиддин ибн Араби, и познал сокровенные тайны суфизма. Отец Коневи умер, когда тот был еще ребенком, а мать вышла замуж за Мухиддина ибн Араби, близкого друга отца и учителя [15, с. 431]. После этого инцидента дружба между Коневи и ибн Араби еще больше укрепилась и продолжалась до самой смерти ибн Араби. В детстве и юности Коневи путешествовал с ибн Араби по многим странам, а после его смерти Садреддин приехал в Конью и прожил там до конца своей жизни. Во время этих путешествий он познакомился с выдающимися учеными своего времени, у которых познал различные научные области ислама и обучил последователей в этих областях, таких как Алламеи-Ширази, Муайидаддин Джунди, Шамсаддин Ики, Фахраддин Арати, Саидаддин Фаргани [8, с. 8]. В источниках упоминается переписка Садреддина Коневи с известным исламоведом Насреддином Туси, его дружба с Мевланой Джалаледдином Руми и даже завещание Мевланы Садреддину Коневи совершить его заупокойную молитву [10; 11, с. 249; 15, с. 431]. Мавзолей этого суфийского ученого, умершего в Конье в 673 г. по хиджру / 1274 г. по хр. лет., и мечеть, названная в его честь, также находятся в этом городе.

Коневи, видный последователь идеи единства бытия ибн Араби, мастерски передал ее будущим поколениям в своих высоконаучных трудах в области суфизма, которые он получил от ибн Араби. Он является автором произведений известных в этой области «Мифтах аль-гейб аль-джам ва аль-вуджуд» («Суфийская метафизика»), «ан-Нусус фи тахкики ат-таури-ль-махсус» («Единство тел и основы») или «Нусус»; хорошо известные в различных сферах исламской религии; «Нафахат аль-илахийя», «аль-Фукук фи мустанда хикама аль-фусус», «Табсирату-ль-мубтади ва тазкирату-ль-мунтахи», «Харикат ат-тасаввуф», «ар-Рисала ал-хидайа фи ат-тасаввуф», «Шарху арбаина хадис» («Толкование сорока хадисов»), «Шарху асмауллах аль-хусна» («Комментарий прекрасных имен Аллаха»), «Иджаз аль-баян фи тафсири умми аль-Коран», «Тафсир аль-бесмеле» и другие. В целом Садреддин Коневи является автором более 55 работ, сохранившихся до наших дней [7, с. 2606–2610].

Часть письменного научного наследия Садреддина Мухаммада ибн Исхака ибн Мухаммада ибн Юсифа Коневи хранится в Институте рукописей имени Мухаммада Физули НАНА. Сборник рукописей из четырех произведений Коневи включает комментарии к его знаменитым трудам, как «Шарху ахадису набавийе» («Комментарии к хадисам Пророка») и «Шарх асма Аллах аль-хусна» («Комментарий к прекрасным именам Аллаха»). Другие второй и третий трактаты – это «Рисале аль-курба ли аль-Шейх аль-Акбар» и «Рисале аль-музадада ли аш-Шейх аль-Акбар», менее известные работы ученого, которые не встречаются даже в каталогах и многих энциклопедических книгах.

Непрерывное и основательное изучение Садреддином Коневи различных сфер ислама, а также науки хадисов и их преподавание привели к написанию множества работ в этой области. Первый труд его рукописного собрания, состоящий из комментариев и трактатов и хранящийся в Азербайджане, «Шарху ахадису набавийа» («Комментарий к хадисам Пророка»), был написан в 656 г. по хиджру/1258 г. по хр. лет. по просьбе его учеников и друзей. Этот труд, состоящий из толкования 29 хадисов Пророка Мухаммеда, отмечается в источниках, как и «Шарху арбаина хадис» или «Шарху ахадиси арбаин» («Комментарий к Сорока хадисам»), «Шарху Хадис» [5, с. 425; 7; с. 2606; 11, с. 251; 16, с. 1038]. Кроме того, в некоторых каталогах он называется «Шарх тиса ве ишрина хадиса» («Комментарий к двадцати девяти хадисам»), по количеству истолкованных хадисов [14, с. 292].

В своих комментариях 29 хадисов автор цитирует 72 аята из Корана и 80 хадисов, а в 10 местах он упоминает своего учителя и наставника Мухиддина ибн Араби. Хадисы охватывают темы: Тахарат, Такбир, Рух, Товба, значение восхода Солнца с востока, утренние сны, помазание после молитвы, тайна расстояния между небом и землей, высокие чины Пророков, омовение, молитвы, тайны терпения и милосердия, состав человека: природа, душа и дух, значение и тайна правой и левой сторон человека, тайна запрета ростовщичества, влияние молитв в осуществлении Исми-Азама, Казы и судьбы, тайна запрета прелюбодеяния, секрет видения Пророка Мухаммеда во сне, тайны сур «Кафирун» и «Ихлас», значение Саны и истина зикра, тайны времени и шести созвездий, тайны сотворения пророка Адама и так далее. Эти хадисы передавались Умму Хабибом, Анас ибн Маликом, Джабир ибн Абдуллой, Талха ибн Убайдуллой, Абу Саид аль-Худри и другими рассказчиками. При толковании хадисов Садреддин Коневи использовал книги Абу Давуд Мухаммада ибн Сулеймана ибн Исхака аль-Азди ас-Сиджистани, Абу-Хусейна Муслима ибн Хаджаджа ан-Нисабури, Абу Исы Мухаммада ибн Исы ат-Тирмизи и других исламских ученых [4, с. 1–89].

Садреддин Коневи, раскрывая не только внешний смысл этих 29 хадисов, а также их внутренний смысл, добавил свои мнения гнозиса. Здесь, следуя по пути своего учителя ибн Араби, он проложил новую тропинку и интерпретировал хадисы с тончайшими прозрениями суфийской мысли. Тот факт, что все хадисы, кроме трех, включенные в этот сборник хадисов, составленный Коневи, имеют место в популярных и авторитетных книгах, свидетельствует о высоком уровне знаний ученого в этой области.

Во втором произведении из рукописного сборника – «Шарх асма Аллах аль-хусна» («Комментарии прекрасных имен Аллаха») – говорится о прекрасных именах Бога. Название этого произведения также упоминается в каталоге рукописей и энциклопедиях под разными названиями: «Шарх аль-асма аль-хусна»; «Шарх аль-асма аль-хусна аль-мусамма бихакаик аль-асма»; «Хагаик аль-асма фи шарх асмауллах аль-хусна» и так далее. [5, с. 424; 7, с. 2608; 16, с. 1034; 14, с. 292; 13].

«Асмаул-хусна» – это религиозный термин, обозначающий 99 самых красивых имен Аллаха, взятых из различных аятов и хадисов Священного Корана. В известном в исламском мире хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллаху присущи девяносто девять имен, и тот, кто перечислит эти имена, попадет в Рай» [6, с. 191]. Известные исламские ученые написали ценные работы по толкованию, анализу и месту этих имен в молитвах. Произведение Садреддина Коневи «Шарху асмауллах аль-хусна», написанное на эту тему, также отличается оригинальностью. Прежде чем начать анализировать имена, Коневи написал, что при написании этой работы он основывался на хадисе пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Воистину, у Аллаха девяносто девять имен, и тот, кто их запомнит, войдет в Рай» [3, с. 93a]. Здесь объясняются прекрасные имена Аллаха, начиная с имени Хува. В отличие от других произведений, имена Хува и Аллах добавлены к списку прекрасных имен Аллаха, кроме того, хотя число имен, включенных в Асмаул-хусна, составляет девяносто девять, многие имена: ар-Рахман ар-Рахим, аль-Мукаддим аль-Муаххир, аз-Захир аль-Батин и другие – отмечались парами.

Список «Асмаул-хусна», широко распространенный в исламском мире и используемый большинством ученых, принадлежит известному исламскому ученому Абу Исе Мухаммаду ибн Исе ат-Тирмизи (ум. 279 г. по хиджру / 892 г. по хр. лет.). Садреддин Коневи также сослался на составленный им список «Асмаул-хусна» и прокомментировал имена в суфизме. Однако есть небольшие различия, связанные с именами: после имени аль-Мугни в «Шарху асмауллах аль-хусна» Садреддина Коневи не упоминается аль-Мути, а после аль-Бадии не упоминается аль-Даим, имя же аль-Баги из списка ибн Тирмизи не встречается в этом произведении.

Согласно суфийской мысли Садреддина Коневи, отмеченной в произведении «Шарх асма Аллах аль-хусна», развитие человеческой нравственности и достижение истины возможно через изучение «Асмаул-хусны». По этой причине раскрытие, толкование и изучение прекрасных имен Аллаха в суфизме является одной из важнейших областей.

Как уже упоминалось, произведения «Рисала аль-гурба ли аш-Шейх аль-Акбар» и «Рисала аль-музадада ли аш-Шейх аль-Акбар» Садреддина Коневи, включенные в его сборник рукописей, не встречаются в восточных каталогах рукописей и энциклопедических книгах. Хотя «Рисала аль-Курба ли аш-Шейх аль-Акбар», произведение о присяге суфизму, в оглавлении сборника рукописей упоминается подобным названием, в начале рисале до бисмеле (Бисмиллахи-Рахманир-Рахим) название произведения отмечается как «Рисала лисеиди аль-арифбираббихи аш-Шейх Садраддин аль-Конави фи мубаиа ехли тарика аш-суфийа» [1, с. 168б–173а].

Название последней работы, включенной в собрание рукописей, в оглавлении записано как «Рисала аль-музадада ли аш-Шейх аль-Акбар», а до бисмеле (Бисмиллахир-Рахманир-Рахим) название трактата отмечено как «Аль-Музадада фи илми аз-захир ве аль-батин субхана аз-захир аль-батин ли аш-Шейх Мухиддин аль-Акбар» [2, с. 173б–186a]. Название данного произведения о суфизме упоминается в каталогах как «Мукалат фи баян зикр аз-захир вал-батин». Как видно из названия, этот трактат был написан в противовес работе «аль-Мухавира фи аз-захир вал-батин» Мухаммада ибн Али ибн Мухаммада аль-Хатими ат-Тай аль-Араби, известного в качестве Мухиддина аль-Акбара, наставника Садреддина Коневи.

В дополнение к вышеупомянутым толкованиям и трактатам ценные работы Садреддина Коневи по гнозису послужили причиной особой его роли в истории суфизма. Актуальные в Средние века учения и идеи Садреддина Коневи, заимствованные у его учителя Мухиддина ибн Араби, имеют большое значение для развития современной научной мысли.

 

Список литературы:

  1. Коневи С. Рисале аль-курба ли аль-Шейх аль-Акбар. Рукопись, А-409. – Институт рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА. – С. 168б–173а.
  2. Коневи С. Рисале аль-музадада ли аш-Шейх аль-Акбар. Рукопись, А-409. – Институт рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА. – С. 173б–186а.
  3. Коневи С. Шарх асма Аллах аль-хусна. Рукопись, А-409. – Институт рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА. – С. 90б–167а.
  4. Коневи С. Шарху ахадису набавийе. Рукопись, А-409. – Институт рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА. – С. 1б–89а.
  5. Demirli E. Sadreddin Konevi. Türkiye Diyanet Vakfı. İslam Ansiklopedisi. – İstanbul, 2008. – S. 37.
  6. Ez-Zebidi Z.A. Mütercimi ve şerhi Kamil Miras. Sahih-i Buhari muntasari Tecrid-i Sarih tercemesi ve şerhi. – Ankara, 1980. – S. 8.
  7. Karabulut A.R., Karabulut A.T. Dünya kütüphanelerinde mevcut islam kültür tarihi ile ilgili eserler ansiklopedisi. – Kayseri, 2001. – S. 4, 2413–3049.
  8. Qasprinski İ. Türküstan üləması. Bakı, 2001. – 55 s.
  9. Sadreddin Konevi / Mart 11, 2021 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://tr.wikipedia.org/wiki/Sadreddin_Konevî.
  10. Şahin B. Şeyh Sadreddin Konevi ve Mevlana dotluğu [Elektron resurs] / Aralık 07, 2015 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://konyaarastirmalari.blogspot.com/2015/12/seyh-sadreddin-konevi-ve-hz-mevlana.html.
  11. Türkiye Gazetesi. İslam alimleri ansiklopedisi. – İstanbul. – S. 9, 383.
  12. URL: www.mebkam.com/makale.
  13. URL: www.shaziliaassemia.com.
  14. رمضان ششن، جواد ايزكى، جميل اقپكاو. فهرس مخطوطات مكتبة كوپريلى،جلد٢ استنبول:١٩٠١
  15. علامه محمد على مدرس تبريزى، ريحانةالادب. تهران- چپخانه حيدرى، ١٣۶۹، ۴٨٠ ص.

الفنون. جلد٢، استمبول: ١٣٦٢

  1. مصطفى بن عبدالله الشهير بحاجى خليفة و بكتاب چلبى. كشف الظنون عن اسامى الكتب و
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.