Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2021 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мартынова Н.Д., Котляр П.С. ПРОЕКЦИЯ В ПОЗНАНИИ НА ПРИМЕРЕ ОНТОЛОГИИ ВРЕМЕНИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(36). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 32-39.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОЕКЦИЯ В ПОЗНАНИИ НА ПРИМЕРЕ ОНТОЛОГИИ ВРЕМЕНИ

Мартынова Надежда Дмитриевна

магистрант 1 курса института социально-философских наук и массовых коммуникаций в Казанском Федеральном Университете, отделение философии и религиоведения,

РФ, г. Казань

Котляр Полина Сергеевна

канд. филос. наук, ст. преподаватель института социально-философских наук и массовых коммуникаций в Казанском Федеральном Университете (кафедра общей философии),

РФ, г. Казань

АННОТАЦИЯ

Статья публикуется как иллюстрация философского подхода подозрительности к базовым философским интуициям на примере онтологии времени. В работе используется психоаналитическая концепция проекции для описания психической потребности во времени. Формулируется предположение, что время является онтологизированной социокультурной идеей и психическим феноменом, и не имеет прямого отношения к физической реальности. Статья приглашает к дальнейшему обсуждению вопроса онтологии времени и психических проекций в онтологии.

 

Ключевые слова: время, абсолютное время, теория относительности, онтология, философия физики, базовые интуиции, проекция.

 

Время кажется незыблемой физической и философской категорией. В современной физике время понимается как одно из измерений реальности на ряду с пространством [4]. Однако на сегодняшний день в науке накопилось достаточное количество альтернативных теорий касательно природы времени. В физике, хоть и условно маргинальна, но уже обсуждаема идея иллюзорности времени. Эту идею развивает, например, современный итальянский физик Карло Ровелли в своей книге «Срок времени» [9]. О присутствии идей иллюзорности времени в науке физике также говорят лауреат нобелевской премии Пригожин И., и его соавтор Стенгерс И., в книге «Время, хаос, квант ….» [8, c.256]. В данной статье я бы хотела присоединиться к обсуждению, поддержать идею иллюзорности времени с точки зрения философии и психоанализа.

В данной работе последовательно раскрывается шесть тезисов:

1. Если мы поймем психологическую базу своих убеждений, мы сможем лучше понимать и познавать реальность, всегда делая поправку на предустановки в виде человеческих базовых интуиций. 

2. Представление о том, что время реально, является естественным и необходимым для психики. «Онтологичность» времени – базовая психическая интуиция. 

3. Поэтому в культуре, а затем в философии и в науке время воспринималось, и до сих пор воспринимается, как онтологически реальное.

4. Пример с «онтологичностью времени» - это пример «проективного знания»: если в нашем психическом мире что-то реально, значит, это является частью физической реальности. Проективное познание – это вынесение внутреннего психического опыта в описание внешнего реального мира; в данном случае – «онтологизация» внутреннего опыта.

5. Современная физика не обладает достаточными доказательствами для постулирования существования времени. Время – это свойство материи, движение.

6. Необходимо либо избавиться от концепта онтологического «времени» как от «излишней сущности», либо подумать над новым определением времени.

1. Реальность искажена механизмами человеческой психики.

Современный тренд в философии - подозрительность по отношению к базовым философским интуициям и психологическим установкам «диванных философов» («кабинетных философов», «armchair philosophers»). В статье «Интуиции» Стэндфортской философской Энциклопедии, (редакция 2017 г.) приводится идея о необходимость оценки и проверки психологических установок, вокруг которых строится философия отдельных мыслителей [12]. В этой статье приводится позиция Ш. Николса, который (Sh.Nichols) считает, что «выяснив психологические источники своих философских убеждений, сами философы смогут оценить, насколько оправданы эти убеждения» [12].

На мой взгляд, есть смысл применить «психологическую подозрительность» к философской интуиции в отношении времени. Для этого важно понять, как мы воспринимаем время.

2. Время – это базовая потребность психики, возможно, − психическая иллюзия.  

Психика во многом существует в контексте времени. Идентичность человека во многом строится на базе опыта и воспоминаний [13]. Таким образом, для человека прошлое является значимой частью существования, восприятия себя. Для «Я» прошлое реально, так как формирует настоящее. Так же работает и будущее. Способность планировать и принимать решения, учитывая дальнейшие последствия, – это основа психики человека. Немецкий психоаналитик З.Фрейд формулирует это свойство как «принцип реальности» [11]. Для существования «принципа реальности» необходимо представление об определенной форме «существования» будущего.

Этим рассуждением я попыталась продемонстрировать, что у человека есть «потребность» в существовании прошлого и будущего. Для человеческой психики прошлое и будущее кажутся онтологически реальными.

Усложняет ситуацию также тот факт, что мы связали нашу базовую потребность во времени и наше ощущение с действительно происходящими в природе/в реальности циклами вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. С развитием культуры, время стало инструментом измерения реальности; усложнилось и растянулось на год (на годы) жизненное планирование (когда посев, когда сбор урожая и тд). В этой ситуации время еще больше слилось с восприятием реальности, в психической реальности человека оно стало более «онтологизированным».

3. В течении долгой истории философии представление о существовании времени («абсолютного времени») было аксиоматичным.

Не удивительно, что философия и наука до А. Эйнштейна воспринимали Время как онтологическую реальность на ряду с пространством. Описание истории философии (онтологии) времени мы можем найти в докторской диссертации Пилипенко Е. А. «Постнеклассическая онтология времени» [7].

3.1 Античность.

Уже в мифологии античности время воспринималось и онтологически, и психологически: «с одной стороны, оно мыслится космическим, вселенским сакральным началом, первооснованием мира. С другой стороны, оно «человекомерно», антропно, конкретно, связано с человеческой деятельностью и определяется через человеческое восприятие» [7, c.34]. Анализируя работы Аристотеля, Платона и Плотина, Пилипенко Е. пишет: «в античной философии отчетливо прослеживается горизонт осмысления времени как космической сущности, как объективного начала» [7, c.35].

3.2. Христианство.

«У Августина время... является результатом Творения и... соотносится с Вечностью...» [7, c.42]., также в нем есть и субъективные, психологические элементы. «По Фоме Аквинскому, существует, как минимум, две разные формы времени… время, определяющее длительность любого тварного бытия, разделяющееся на последовательность моментов... или длительность», также «время, определяющее существование нематериальных субстанций» или «бесконечная длительность, но не Вечность» [7, c.43].

3.3. Новое Время.

В рационализме XVII века время как категория относительная имеет объективную, не зависящую от субъекта основу — длительность (duratio) [3]. По Р. Декарту, длительность совпадает с существованием вещи и есть атрибут субстанции, время же дано только в нашем мышлении и «есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим». Похожая идея повторяется и в философии Локка, Гоббса, Спинозы.

Отдельно здесь стоит фигура Беркли, который критикует идею длительности, «принадлежащей вещам» (критикует идею длительности как модуса вещи) [1]. Но вместе с «время – иллюзия мышления», Беркли приходит и к идее «пространство – иллюзия мышления». Реален у Беркли только Бог и люди. Сам интеллектуальный ход Беркли об «откидывании» времени вместе с «откидыванием» пространства показывает, насколько сильно в философии Нового Времени пространство и время были связаны и онтологичны.

Лучше всего позицию «онтологичного времени» сформулировал Ньютон, который суммировал это фразой: «абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью… Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени изменяться не может» [6, c. 31].

4. Восприятие времени как пример проективности человеческого познания.

Это соответствие между тем, как работает психика человека на наиболее базовых примитивных уровнях и тем, что мы думаем о реальном физическом мире – для меня выглядит как проекция. Концепция проекций сознания упоминалась еще Зигмундом Фрейдом, но цельное описание и проработку идея получила в работе его дочери, Анны Фрейд [10]. В ее работе и в современном психоанализе проекция – восприятие индивидуальных внутренних психических переживаний и образов как принадлежащих реальному, внешнему миру. Таким образом, в рамках данной статьи я предполагаю, что философия и физика времени – это пример проективного познания, то есть познания, сильно искаженного таким механизмом психики как проекция. Проективное знание/познание работает по схеме: если в нашем психическом мире что-то реально, значит, это является частью физической реальности. Проективное познание – это вынесение внутреннего психического опыта в описание внешнего реального мира, онтологизация внутреннего опыта. 

На мой взгляд, вычеркивая из онтологии то, что является нормой/базой для психики человека, мы можем лучше понимать объективную реальность.

5. На мой взгляд, современная физика не нуждается в идее времени.

Теория относительности времени говорит о том, что абсолютного времени не существует. Время в теории относительности - относительно. Рядом с тяжелыми объектами скорость движения материи ниже, а рядом с маленькими объектами – выше. Если я час гуляю вокруг черной дыры, то для жителей земли я гуляю там несколько лет [5].

Об этом феномене «замедления времени» рядом с большими объектами говорят: «время течет медленнее» или «время течет быстрее» в зависимости от мощности гравитации. Но о чем вообще идет речь? Ведь ничто не «течет». У нас есть только материя, которая двигается быстрее или медленнее в зависимости от того, рядом с материей какого веса она располагается. «Время» как идея, как модель оказывается излишней в описании Вселенной. Время должно восприниматься как человеческий способ измерения реальности, а не как онтологическая данность «пространство-время».

6. Времени не существует.

На мой взгляд, не только абсолютного времени не существует, вообще никакого времени в реальности не существует. Время – это человеческая идея. Используя модель времени, а также часы, минуты, секунды - мы измеряем изменение местоположения объекта в пространстве, то есть по сути измеряем пространство в его изменении. Например, пытаясь узнать, за сколько часов машина проедет из пункта А в пункт Б мы пытаемся узнать, как происходит изменение положения машины в пространстве. Пытаясь узнать, как быстро закипит чайник, мы пытаемся отследить изменение состояния воды.

Онтологическое время (существование времени) - это иллюзия психики, иллюзия, привнесенная в язык, а затем в философию и в науку.

Время существует только в рамках сравнения скоростей движения материи. То есть если мы под временем пониманием движение материи или свойство, то есть ли смысл воспринимать время как отдельную часть вселенной/свойство вселенной? Мы можем использовать слова «скорость движения» материи вместо «времени» и это будет более точно. Так мы не будем плодить лишние «сущности», которые путают нас в восприятии реальности.

Однако разумным возражением здесь будет:

−  «скорость – это пройденное расстояние (/пространство), деленное на время». 

На это можно ответить, что и скорости не существует в реальности. Так как скорость определяется временем, скорость – это человеческое измерение.

− Но разве одни объекты не движутся в космосе быстрее других?

Да, они движутся с разной скоростью, однако сама идея «времени» или «скорости» не помогает нам понять, почему так происходит. Время или скорость – это способ зафиксировать и дифференцировать реальность, однако у нас нет доказательства реальности времени. Более того, идея «времени» дает нам ложное понимание, почему одни объекты движутся быстрее других. «Потому что гравитация искажает время». Как если бы время не просто было, но существовало бы как пространство. Что также наталкивает меня на мысль об иллюзорности времени, раз мы вынуждены описывать время как аналогию знакомого пространства. Но если мы уберем «время» из формулы, нас больше не будет удовлетворять ответ на вопрос, почему одни объекты во вселенной движутся быстрее других или почему рядом с крупными объектами другие объекты движутся медленнее.

Из-за того, что мы верим в реальность времени, появляются физические и философские теории, которые всерьез спорят о «путешествиях во времени», о «существовании» прошлого и будущего, о том, «пойдет ли время вспять», когда вселенная начнет сжиматься. То есть, опять же, предполагают реальность, онтологичность времени. Но если мы рассмотрим время как скорость движения материи, а скорость движения материи как способ измерения реальности – то сама постановка вопроса о путешествии во времени кажется абсурдной.

7. Актуальность научных и философских поисков в вопросе онтологии времени.

На мой взгляд, спустя много времени после Канта мы так и не можем отделить эпистемологию от онтологии. Наше познание во многом проективно. Поэтому

1. необходимо исследовать особенности проективного познания (как механизмы нашей психики определяют наши онтологические представления) и 

2. попытаться ответить на вопрос, «что такое время», какие есть доказательства его существования, может ли время быть отброшено как излишняя сущность по принципу Оккама. 

 

Список литературы:

  1. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. 1710. Сочинения. М.: Наука, 1978. 247 с.
  2. Воронина А. В. «Проблема психического здоровья и благополучия человека»/ Сибирский психологический журнал/ №21/ 2005 г.  http://journals.tsu.ru/uploads/import/1184/files/28%20(142-147).pdf
  3. Гайденко П. П., Смирнов А.В., Лысенко В.Г. Время / Ответ­ст­вен­ный редактор: А. В. Агеев. / Послед­няя редакция: 22.03.2021. – Гуманитарный портал. М.: – Центр гуманитарных технологий.  – Электронный ресурс: https://gtmarket.ru/concepts/6947 
  4. Липкин А. И. Место 4-мерного пространства-времени в теории относительности Эйнштейна. Методологический анализ / Московский физико-технический институт государственный университет / Электронный ресурс [сайт]: — URL: https://mipt.ru/education/chair/philosophy/publications/works/lipkin/philsci/4dim.php 
  5. Мюллер, Ричард. Сейчас. Физика времени /Пер. с англ. Михаила Попова, Натальи Лисовой; науч. ред. А. Гизатулин. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с. Электронный ресурс: https://nplus1.ru/blog/2017/07/26/muller-now
  6. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Пер. с лат. А.И. Крылова. М., 1989. 688 c.
  7. Пилипенко Е.А Постнеклассическая онтология времени/ диссертация на соискание ученой степени доктора наук/ Саратов, 2016. — 310 c.
  8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.: Прогресс, 1994 – 266 с.
  9. Ровелли, К. Срок времени. – Перевод с английского Дмитрия Баюка. –М.: АСТ, Corpus, 2020. – 224 с.
  10. Фрейд А. "Психология Я и защитные механизмы" – пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993 – 144 с. 
  11. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. — Москва : Прогресс, 1992. — Текст: электронный // Библиотека Гумер [сайт]. — URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/po_stor.php (дата обращения: 04.05.2021).
  12. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Статья о философских интуициях. Сайт Стэндфордской Энциклопедии. URL: https://plato.stanford.edu/entries/intuition/ (Date of request: 20.05.21)
  13. Stanley B. Klein, Shaun Nichols, Memory and the Sense of Personal Identity, Mind / Volume 121 / Issue 483 – pp. 677–702.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.