Статья опубликована в рамках: XLIV-XLV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 июня 2021 г.)
Наука: Философия
Секция: История философии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕНОМЕН ВОЛИ К ВЛАСТИ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ
THE PHENOMENON OF THE WILL TO POWER IN THE PHILOSOPHY OF F. NITZSCHE
Imbiya Zhuravleva
Candidate of Science, Associate Professor of the Department of History of Philosophy and Culture, Voronezh State University,
Russia, Voronezh
«Воля к власти» – последнее произведение Ф. Ницше, произведение в котором, по словам М. Хайдеггера, мысль Ницше достигает своего небывалого расцвета и ясности. «Будучи именованием основной особенности всего сущего, выражение «воля к власти» дает ответ на вопрос, что есть сущее. Издавна этот вопрос есть весь вопрос философии». [2, с. 10] И действительно, если в ранних произведениях Ницше выражает свои мысли поэтически и афористично, то в «Воле к власти» преобладает ясный стиль, стиль отчетливых формул и рецептов по преобразованию будущего и пониманию прошлого.
Ницше исходит из мысли, что первично существовал лишь поток становления – пропасть забвения, мрака, хаоса, где жил человек-зверь в зыбком круговращении вещей вокруг него. Этот человек соперничал с другими существами животного мира за выживание и господство. Согласно Ницше, в этой борьбе со страшной и хищной природой человек обретает язык, сознание, логику, мораль, религию. Именно эти феномены человеческого бытия, которые смог создать человек, стали теми средствами, которые и помогли человеку завоевать господство над живыми существами земли. Но человек был так слаб, а природа так жестока, что для того, чтобы усилить звучание голоса этих «средств» в борьбе с необходимостью природы, средства были воздвигнуты над человеком как некая автономная реальность. Более того, автономная реальность (или «мир идей»), на определенном этапе развития объявляется человечеством более истинной реальностью, чем безумный и хаотичный мир становления, который изначально был родиной человека. Наличие второго мира, безусловно, было необходимым моментом для выживания человека как определенного вида, однако, по мысли Ницше, на данной ступени развития культуры, наличие второго мира как основополагающего, бросает тень на мир реальности.
В феномене воли к власти, Ницше выделяет два атрибута, т.е. необходимых, существенных свойства: воля к власти всегда стремится к сохранению достигнутой ступени и к возрастанию, т.е. преодолению наличного уровня достигнутого. Воля к власти не может осуществляться как без первого, так и без второго. Через человека, как и через любое живое существо воля к власти себя утверждает. История человечества похожа на лестницу, которую человек строит, постоянно выходя за пределы любой достигнутой ступени, исполняя требования первичного закона бытия. Свойство сохранять связано с объективацией и остановкой, сохранение помогает человеку экономить силы в борьбе с миром природы. Согласно Ницше, необходимость иметь возможность «остановить мгновение» создала второй мир; именно за сохранение и накопление сил и отвечает мораль, религия, классическая философия.
По Ницше, любые религиозные или метафизические картины мира суть отражение человеческой потребности в смысле. Сам по себе мир неупорядочен, хаотичен, и потому человек, страшась всего бессмысленного, не может обходиться без непрерывной «фальсификации» мира. Человеческое мышление аполлоническое, а реальность – дионисийская. Под угрозой хаоса оно продуцирует смыслы, которые приписывает миру, при этом предавая забвению сам факт этого приписывания.
Таким образом, Ницше объясняет необходимость существования морали и религии для общества, поскольку именно они всегда позволяли сохранять как можно большее количество людей, не позволяя им погибать от бессилия или в борьбе с более сильными. Христианство, например, сообщило непреходящую ценность каждой человеческой личности вне зависимости от способности к творческому преображения бытия. Мораль и религия создают: «иллюзорный «перевес» уважения в пользу тех, кто плохо или посредственно преуспел в жизни – ради сохранения слабых».[1, с. 395]
Итак, мораль и идеалы – зона остывшего, мертвого бытия, однако следование моральным нормам, по мысли Ницше, награждает человека. Там где действует мораль нет никакого риска – мораль ориентирована на минимальные затраты творчества и энергии и на максимальный результат. Вступая в сферу морали, человек закрывает для себя путь к творчеству, ведь в области морали обитают сущности, которые не терпят конкуренции и противоречия. Возникает закономерный вопрос: как же возможен выход из лабиринта старых окаменелых ценностей, существует ли область, которая бы помогала человеку выйти из царства обломков борьбы человека и природы? Ницше отвечает: да – это область искусства. Если религия и мораль – это некогда живые, но теперь застывшие формы, то именно в искусстве находит свое отражение воля к власти со своим главным свойством – быть беспрерывным потоком становления. Согласно Ницше, в искусстве нам приоткрывается завеса перед миром становления с его невиданными красками и опасностями. В области искусства отсутствует антитеза истинного и мнимого миров: есть только один мир – земной и этот мир ужасен, лишен смысла, противоречив, полон соблазнов, изменчив, но одновременно, мир вызывающий упоение и наслаждение. Здесь, в отличие от застывшего мира морали, нет никаких гарантий на успех, первооткрыватели и творцы «из-за высоких притязаний и целей добровольно обрекают себя на более опасное существование (выражаясь на языке экономики: возрастание производственных расходов вместе с возрастанием вероятности неудачи)». [1, с. 161]
Согласно Ницше, в современной ему культуре господствуют нетворческие ценности, в основе которых недоверие к миру становления. Вся сила человечества направлена на поддержание тех идеалов, которые помогали человеку в борьбе с природой еще на первых ступенях развития. Человечество должно осознать, что старые идеалы уже не могут служить возвышению, что они вовсе не абсолютны. «Наличный мир, который строился всем земным и живым, в итоге чего он сейчас так и выглядит (прочным и медленно движимым), мы хотим строить дальше – а не отметать критически прочь как мир ложный». [1, с. 547] Для такого строительства Ницше и разрабатывает руководство. Во-первых, философы должны стать великими воспитателями, их творческие силы должны быть направлены на созидание культуры, способствующей раскрытию сил человека в их наивысшей полноте. Именно философ, человек разжегший фонарь среди дня, впервые смог вместить в себя весть о смерти Бога, он же должен помочь пережить человечеству смерть Бога. Философ должен показать, что существует лишь наш мир – мир становления, потусторонний мир служил лишь средством сохранения достигнутых ступеней власти. Философ должен помочь возвратить человеку все те сокровища, которыми, по словам Ницше, человек одаривал все мироздание, всегда обделяя самого себя. Пренебрежение к жизни посюсторонней, воспитанное христианской религией, должно быть преодолено. Должно осознать свою силу и ответственность, так как любой человек в каждый миг своего существования носит в себе работу всех предшествующих поколений по строительству мира. «Постигнув, насколько «индивидуум» есть заблуждение,– ибо на деле всякое отдельное существо есть именно весь процесс по прямой линии (не просто унаследованный, а именно он сам…), – только тогда можно понять, сколь неимоверно большое значение имеет отдельное существо». [1, с. 425] Принцип жизнеутверждения и благословения каждого мгновения Ницше доводит до последнего предела в концепции вечного возвращения того же самого. Каждое мгновение к любому человеку будет возвращаться вечно. В новом мире человек всегда должен будет поступать совершенно, ведь неизвестно проживает ли он жизнь впервые или повторяет ее в вечном круге в тысячный раз.
Список литературы:
- Ницше. Ф. Воля к власти : опыт переоценки всех ценностей : незаверш. трактат Ф. Ницше : в реконструкции Э. Ферстер-Ницше, П. Гаста / Ф. Ницше. – М. : Культур. революция, 2005 .– 878 с.
- Хайдеггер М. Ницше / М. Хайдеггер.– СПб : Владимир Даль, 2006. – Т. 1. – 602 с.
дипломов
Оставить комментарий