Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV-XLV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 июня 2021 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сергеев Д.Ю. ОХРАНА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В МЕСТАХ ЕГО ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX В. // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XLIV-XLV междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(35). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 34-40.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОХРАНА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В МЕСТАХ ЕГО ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX В.

Сергеев Дмитрий Юрьевич

сотрудник Академии Федеральной службы охраны,

РФ, г. Орел

PROTECTION OF EMPEROR NICHOLAS II IN THE PLACES OF HIS TEMPORARY STAY AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

 

Dmitry Sergeev

Officer of the Academy of the Federal Guard Service,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

В статье дана характеристика деятельности Дворцовой полиции, Охранной агентуры, подведомственной дворцовому коменданту, и других подразделений императорской охраны, принимавших участие в обеспечении безопасности Николая II в местах его временного пребывания в начале ХХ в.

ABSTRACT

This article describes the activities of the Palace Police and Security agency under the jurisdiction of the Palace commandant, and other units of the Imperial guard that took part in ensuring the security of Nicholas II in the places of his temporary stay in the early XX century.

 

Ключевые слова: Российская империя, институт государственной охраны, безопасность, Охранная агентура, Дворцовая полиция, Николай II, Спиридович А.И.

Keywords: Russian Empire; Institute of State Security; security; Security agency; Palace Police; Nicholas II; Spiridovich A. I.

 

1880-е гг. стали переломным моментом в истории развития института государственной охраны Российской империи. Вскоре после убийства императора Александра II в 1881 г. его преемник, Александр III, издал указ о создании Охраны Его Императорского Величества, что в свою очередь стало отправной точкой для создания первого в России специального ведомства, занимавшегося охраной высших должностных лиц государства. Сама императорская охрана приобрела качественно новый облик. В начале 1910-х гг. дворцовому коменданту, игравшему роль начальника царской охраны, подчинялись Дворцовая полиция, Охранная агентура, Собственный Е. И. Вел. Сводный пехотный полк, 1-й Железнодорожный батальон, Собственный Е. И. Вел. Конвой. Система обеспечения безопасности императора включала охрану резиденций и охрану во время поездок. И если первый вид охраны к этому времени уже прочно сформировался и укрепился, то второй только начинал создаваться.

В 1905 г. была создана Охранная агентура во главе с А. И. Спиридовичем, занимавшаяся охраной императора вне мест его постоянного пребывания. Но зачастую штатной численности данной структуры не хватало для охраны царя во время масштабных мероприятий. Как отмечал А. Н. Гребенкин, «необходимость достижения высокого уровня координации действий различных компонентов императорской охраны, необходимого, в первую очередь, во время поездок императора, требовала создания интегрированных структур, которые предназначались бы исключительно для охраны маршрутов движения царских кортежей» [3, c. 35]. В этих случаях создавали специальную временную структуру – Секретную охрану. Её основу составляли сотрудники Охранной агентуры, усиленные агентами столичной Охранной команды, Центрального филерского отряда, филерами местных органов политического сыска, а иногда и полицейскими в штатском [5, c. 149-150].

Начальником Отряда секретной охраны назначался один из офицеров Охранной агентуры, подведомственной дворцовому коменданту, который командировался во временное распоряжение соответствующего представителя местной администрации. Отряд секретной охраны подчинялся представителю высшей местной административной власти.

Так, например, во время путешествия Николая II в Москву в апреле 1913 г. для участия в мероприятиях в честь трёхсотлетия дома Романовых его охрану обеспечивал Отряд секретной охраны. План охранных мероприятий был разработан московским градоначальником генерал-майором А. А. Адриановым. Продолжительность пребывания императора в Москве составляла три дня, и охранные мероприятия каждого из этих дней определялись специальным документом. Согласно секретному приказу по московскому градоначальству и столичной полиции от 6 апреля 1913 г. № 78 в Москве на время пребывания императора вводились меры общего характера, которые предусматривали:

1) установление наблюдения за жителями ближайших домов, наличием у них прописки;

2) усиление полицейского наблюдения за «всеми проявлениями жизни населения», гостиницами, фабриками, заезжими домами, притонами, квартирами проституток;

3) проведение проверок своевременности прописки больных в больницах, частных клиниках, других лечебных заведениях;

4) установление полицейского наблюдения за строительными работами;

5) установление наблюдения за всеми автомобилями в округе и их шоферами и т. д. [2, л. 29-30]

Помимо общих мер охраны, были приняты меры в целях обеспечения безопасности высочайших проездов, которые включали:

1) регистрацию населения столицы, проживающих вблизи Николаевской железной дороги;

2) проверку населения околоточными надзирателями, прикомандированных к Регистрационному бюро;

3) предоставление представителями фирм и фабрик сведений на своих сотрудников;

4) ежедневное отправление городовых в Регистрационное бюро с целью приёма листовок на лиц, подлежащих удостоверению вне района проживания;

5) осмотр зданий, прилегающих к путям высочайшего следования, под представительством офицера отдельного корпуса жандармов;

6) подготовка сведений председателем комиссии о постах наружной полиции, которые потребуются для охраны внутри владений;

7) особый порядок посещения балконов и крыш домов, фабрик, фирм их жителями и рабочими на период проезда императора;

8) осмотр владений, прилегающий к полосе отчуждения железнодорожных дорог и т. д.;

9) осмотр технических сооружений, предполагавший:

а) создание трёх комиссий под председательством офицеров отдельного корпуса жандармов;

б) разработку комиссиями соображений о выставлении постов охраны в сооружениях, требующих особого внимания;

в) уведомление полицейских приставов о различных хозяйственных работах на путях высочайшего следования;

г) установление технического надзора над строившимися вблизи трасс проезда хозяйственными объектами и т. д.[2, л. 30-32]

Также стоить отметить, что охранные мероприятия того времени имели соответствующее документационное обеспечение. Так, например, согласно журналу визита императора в Москву были собраны сведения о числе зданий, имений, а также всех технических сооружений по путям проезда императора в город [2, л. 35]. Имелись планы всех маршрутов, мест посещений первого лица и технические планы с точным обозначением всех сооружений, были отремонтированы все мостовые, дома, тротуары и прочие сооружения по путям проездов [2, л. 35об.]. Заблаговременно до приезда Николая II полицейский наряд в составе от 5 до 15 офицеров, от 10 до 15 околоточных надзирателей и от 100 до 300 городовых командировался на усиление во Владимир и  Кострому и после отбытия первого лица, в тот же день, специальным поездом возвращался в Москву. Также в охранных мероприятиях участвовала добровольная дружина, состоящая из 90 отделов с 40-50 тысячами дружинников [2, л. 36об.]. Она создавалась на период приезда монарха в город и расформировывалась после его отъезда. Основной функцией дружинников являлась оцепление на трассах проезда императора и недопущение приближения к монарху посторонних лиц. Возглавлял дружину ротмистр с прикомандированным к нему помощником – офицером отдельного корпуса жандармов. Дружина руководствовалась особой инструкцией.

27 июля 1914 г., в связи с очередным приездом Николая II в Москву, был издан секретный приказ по московскому градоначальству и столичной полиции №165д, согласно которому меры, закрепленные в приказе от 6 апреля 1913 г. № 78, были дополнены положениями, направленными на противодействие иностранным агентам [2, л. 49]. Предполагалось установить особое наблюдение за всеми германскими и австрийскими подданными, за их квартирами, гостиницами и комнатами, где они проживают. Помимо этого, в связи с тем, что к моменту приезда императора добровольная дружина не была сформирована из-за отсутствия кадров, впереди публики на путях проезда и на месте выступлений первого лица выставлялись женщины и дети, мужчинам в первых рядах рекомендовалось устраивать цепи, а задним рядам не напирать на передние и стоять спокойно. В виду продолжительности пребывания Николая II в Москве, примерно около одной недели, и связанных с пребыванием экстренных поездок по городу старшим чинам полиции приказывалось ежедневно обходить свои районы и постоянно наблюдать за несением постовой службы городовыми, обращать тщательное внимание на наружный порядок, при проездах первого лица не суетиться, а спокойно выполнять необходимые распоряжения об остановках трамваев и легкового движения [2, л. 49об.]. Также предписывалось, что в случае остановки экипажа императора ближайший к нему чин полиции должен был подходить к первому лицу лишь при условии скопления толпы. Сам же экипаж в момент движения по вверенному району не должен был сопровождаться на извозчиках или автомобилях. В дополнение к вышесказанному, инженерам обязывалось своевременно позаботиться о выключении тока на трамвайных линиях и приостановки трамвайного движения в день приезда Николая II и в день его посещения Успенского собора, а также позаботиться в тот же день о выставлении постов для охраны подземных сооружений.

Отдельное внимание стоит обратить на агентурное сопровождение императорской охраны. Существовали так называемые особые наблюдательные агентские посты. Они выставлялись вблизи путей проезда высокопоставленного лица, в местах общего пользования, в районах перемещения императора и осуществляли скрытое наблюдение за прилегающей местностью с целью предупреждения и пресечения посягательств со стороны подозрительных личностей на охраняемое лицо. Сотрудники, входившие в состав Отряда Секретной охраны и осуществлявшие данную функцию, одевались в гражданскую одежду, причём ее стиль определялся характером среды, в которой они выполняли свои обязанности (если агент осуществлял наблюдение вблизи завода, то одевался он как рабочий; если в ресторане, то он надевал официально-деловой костюм и т.д.). До прибытия на вверенный ему участок агенту следовало ознакомиться со списками лиц, которые по сведениям полиции могли представлять угрозу Его Императорскому Величеству. Непосредственно в самом месте своего расположения агенты должны были тщательно, но при этом скрытно осуществлять наблюдение за подозрительными лицами и другими внештатными явлениями (ремонт на дорогах, обрушение старых домов и др.).  В случае обнаружения предполагаемых преступников или внештатных ситуаций, сотрудники должны были незамедлительно докладывать начальнику ближайшего участка. При невозможности осуществления передачи сообщения, агенты обязаны были самостоятельно предпринять меры по недопущению подхода злоумышленников к охраняемому лицу и их блокированию.

Отдельным и немаловажным элементом всей императорской охраны являлась постовая охрана. Одновременно с наблюдательными постами во время приезда Николая II выставлялись также тыловые и секретные посты. Тыловые посты выставлялись на участках местности, где было затруднено наблюдение с основных наблюдательных постов. Чаще всего они выставлялись за заборами, оврагами, пустырями, заброшенными зданиями, в садах и т.д. Также они должны были блокировать людей, желавших подойти к императору окольными путями, и направлять их в места санкционированного пропуска. На данные посты могли выставляться как низшие чины общей полиции, так и малоопытные члены Отряда секретной охраны. В состав низших чинов Отряда секретной охраны командировались или жандармские унтер-офицеры и чины общей полиции, или филеры из низших чинов запаса армии [4, с. 9].

На секретные посты выставлялись наиболее опытные члены Отряда секретной охраны. Эти посты располагались, как правило, в домах или отдельных помещениях вблизи непосредственного пребывания Высочайшей особы с целью пресечения преступных посягательств со стороны злоумышленников, оказавшихся в непосредственной близости с охраняемым лицом.

Полицейские посты, которые располагались в Кремле, чаще всего именовались в соответствии с местом службы: Сенатский (располагался на Сенатской площади Кремля); Царский (был расположен на Царской площади Кремля); Боровицкий (располагался возле Боровицкой и Тайницкой башен); Никольский (был расположен снаружи Никольских ворот). Немного позже были дополнительно введены посты: 1) с внутренней стороны Никольских ворот, 2) у Спасских ворот, 3) у Троицких ворот, 4) у Боровицких ворот (двойной) [6, с. 416].

Существенное влияние на развитие как всего российского общества, так и на развитие государственной охраны того периода оказала Первая мировая война. Была проведена массовая мобилизация. На фронт, помимо только что надевшего военную форму гражданского населения, была отправлена часть полицейских и жандармов, в связи с чем ощущалась острая нехватка кадров для участия в охранных мероприятиях. Также обострилась деятельность иностранных разведок, в связи с чем вводились дополнительные меры реагирования, касающихся в том числе деятельности органов государственной охраны, о которых уже упоминалось выше. Всё это в совокупности наложило определённый отпечаток на обеспечение деятельности охранных подразделений.

Если же говорить об обеспечении императорской охраны в целом, то появление Охранной агентуры и Отряда секретной охраны, несомненно, стало важным, хотя и запоздалым толчком к развитию института охраны в Российской империи. Однако существовавшая на тот момент полицейская охранная система с трудом взаимодействовала с новообразованными структурами, а чаще даже соперничала. Отправной точкой по налаживанию этого процесса должно было стать появление документов, которые бы разграничили деятельность этих ведомств. Инструкция чинам Отряда секретной охраны по охране Их Императорских Величеств во время Высочайших путешествий и пребываний вне мест постоянных резиденций являлась одним из таких документов. Однако начавшаяся Первая мировая война, а затем и революция полностью перечеркнули наметившуюся на тот момент положительную тенденцию развития института государственной охраны в России.

 

Список литературы:

  1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). – Ф. 97. – Оп. 3. – Д. 164.
  2. Государственный архив Российской Федерации. – Ф. 97. – Оп. 3. – Д. 165.
  3. Гребенкин, А. Н. Отряд секретной охраны, Отряд подвижной охраны и полиция как органы обеспечения безопасности Николая II и членов его семьи во время поездок / А. Н. Гребенкин // Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. – Краснодар, 2020. – С. 35-43.
  4. Инструкция чинам Отряда Секретной Охраны, по охране Их Императорских Величеств во время Высочайших путешествий и пребываний вне мест постоянных резиденций. – СПб.: Типография Штаба Отдельного Корпуса Жандармов, 1913. – 46 с.
  5. Казанцев, П. А. Обеспечение безопасности императора, членов императорской фамилии и высших должностных лиц Российской империи в 1881-1917 гг.: институциональный аспект : дис. … канд. ист. наук / Казанцев Павел Аркадьевич. – М., 2006. – 251 с.
  6. На страже главной цитадели России: к 100-летию Службы Коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации / [В. И. Жиляев, Д. А. Клочков, И. И. Кондратьев, О. Г. Леонов, Т. Д. Панова; сост. Д. А. Клочков]. – М.: Фонд «Русские витязи», 2018. – 920 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий