Статья опубликована в рамках: XIX-XX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2019 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мамонов М.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ БЫТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОГНИТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XIX-XX междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(14). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 72-80.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АКТУАЛИЗАЦИЯ БЫТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОГНИТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Мамонов Михаил Анатольевич

учитель гуманитарного и вероучительного цикла православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского,

РФ, г. Воронеж

ACTUALIZING EXISTENCE THROUGH HUMAN COGNITIVE SYSTEMS

 

Mikhail Mamonov

teacher of humanitarian and doctrinal cycle. Orthodox gymnasium,

Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

Эпистемологическая и когнитивная проблематика на сегодняшний день многовекторна и многоаспектна как на методологическом уровне, так и в философско-теоретическом осмыслении. Разум и познание – ведущие движущие силы человеческого существования, актуализирую­щие бытие как таковое, в психическом состоянии индивидуального мировоззрения. Изучение познавательных способностей и возможностей человека и соотношение их с контекстом энергоинформационной модели бытия способствует постижению феноменологии разума и познава­тельной активности субъекта познания как комплексного явления системы окружающей реальности, а также как синергии сущности бытия пространства-времени, человека и исторического процесса.

ABSTRACT

Epistemological and cognitive issues today are multi-vector and multidimensional, both at the methodological level and in philosophical and theoretical understanding. Mind and knowledge are the leading driving forces of human existence, actualizing existence as such, in the mental state of an individual worldview. The study of human cognitive abilities and capabilities and their correlation with the context of the energy-informational model of human existence contributes to comprehending the phenomenology of mind and the cognitive activity of the subject of knowledge as a complex state of the surrounding reality system, as well as a synergy of the essential entities of existence-space-time, man and historical process.

 

Ключевые слова: когнитивная наука, когнитивные способности, бытие и познание, познавательный процесс, окружающая действитель­ность.

Keywords: cognitive science, cognitive abilities, existence and cognition, cognitive process, surrounding reality.

 

Способность человека мыслить, задаваться вопросами, размышлять о себе и над окружающей действительностью (cogito), с одной стороны, и возможность реализовывать собственные мысли и иные познаватель­ные способности (vim cognoscitivam), с другой, породили все те духовные и материальные ценности, вещи и предметы, которые составляют культуру человечества. Многообразие этнокультурных традиций, форм организации человеческой жизнедеятельности, а также духовных воз­зрений – прямое тому свидетельство. Емкое выражение древнегреческого философа Протагора (V в. до н. э.) «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих» [6, с. 348] в контексте рассматриваемой проблематики достаточно содержательно выражает суть и значение процесса познания.

Немаловажно обратить внимание на атеистическую тенденцию, распространенную в когнитивной науке. Встречаются попытки синони­мизации когнитивной науки и атеистического материализма как научной парадигмы. На наш взгляд, это не совсем корректно, так как сами термины и категории когнитивистики нейтральны и их наполнение зависит от мировоззрения исследователя. Оттого прослеживающаяся атеизация ряда дисциплин, изучающих бытие и познавательные процессы человека, – не более чем частная точка зрения конкретных ученых.

Научное знание не догматизировано, оно свободно от консер­вации и открыто для осмысления явлений окружающей реальности. Исследовать высшие когнитивные функции человека, применяя теоретико-энергоинформационные модели с использованием информационно-компьютерных технологий, автоматически не значит, что такой ученый доказал примат (primus) бездуховной материи для окружающей реальности и отсутствие духовного бытия как такового. Учитывая вышесказанное, оставим за собой право a priori не фундамента­лизировать атеизм в методологию. 

Остановимся на терминологии, понятиях и определениях, которые будем применять в данном вопросе. Те из них, которые, на наш взгляд, достаточно полно выражают смысл явлений познания бытия, мы оставим без изменений, ссылаясь на источник, откуда они взяты. Остальная часть понятий детализирована с акцентом на определенные когнитивные категории и аспекты процесса познания.

  • Когнитивный – «от лат. cognitio – знание, познание» [12].
  • Когнитивная система бытия – комплекс существующих и прояв­ляющихся в неживом бытии и живых существах энергоинформационных алгоритмов, разумно-познавательных явлений, процессов, признаков, свойств и их функций.
  • Когнитивная система человека – комплекс познавательных явлений, процессов, признаков, свойств и их функций, направленных на постижение окружающей действительности и формирующих психику человека.
  • Когнитивная структура бытия – совокупность энергоинформа­ционных или мыслительных алгоритмов и явлений, составляющих «субъект-объектную» парадигму познания реальности.
  • Когнитивная структура человека – совокупность индивиду­альных познавательных способностей, обусловленных как генетически, так и факторами окружающей действительности.
  • Познавательные способности – результат энергоинформацион­ной активности бытия и мозга. Это средства, передающие информацию (слух, осязание, вкус, обоняние, зрение, коммуникативный потенциал) из окружающего мира в мозг, и средства, сохраняющие, обрабатывающие и преобразующие (восприятие, ощущение, сознание, мышление, вообра­жение, память, воля, внимание) эту информацию в электрохимические сигналы, формирующие знания, умения, навыки, представления и мировоззрение.
  • Когнитивная функция бытия – познаваемость и наличие познавательных способностей как таковых.
  • Когнитивная функция человека – постижение бытия и себя посредством познавательных способностей.
  • Когнитивные признаки бытия – наличие алгоритмов, законов и логики, по которым существует бытие, а также наличие когнитивных существ, в частности человека.
  • Когнитивные признаки человека – знания, умения, навыки человека, обусловливающие его мировоззрение и психику.
  • Когнитивные свойства бытия – бытие как объект познания.
  • Когнитивные свойства человека – получать, обрабатывать и хранить информацию о себе и бытии.
  • Когнитивный диссонанс – «существование отношения несоот­ветствия между когнициями (знание, представление, мнение) в пределах социальной общности» [18].

Учитывая то, что мыслительная деятельность осуществляется в данной реальности (физической, химической, биологической, когни­тивной, духовной), мышление неразрывно связано с континуумом самого бытия, непосредственно к которому принадлежит познающий человек. «Доказано, что когнитивная активность является врожденной: она заложена в генетическом коде человека» [16, с. 8], – подчеркивает доктор психологических наук В.В. Любимов.

Сколько существует человечество как самая сложноустроенная когнитивная система, столько оно непрестанно накапливает и творчески перерабатывает полученные знания, преобразуя информацию об окру­жающей действительности в феномен духовно-материальной культуры.

Постигая бытие, человек пытается осмыслить собственное сущест­вование и его назначение, актуализируя через познание (cognitio) собственно само бытие как таковое. «Мир становится очевидным благодаря весьма специфическим действиям, происходящим в весьма специфических местах этого самого мира, а именно, определенным событиям, происходящим в мозге» [23], – резюмирует австрийский физик-теоретик Эрвин Шредингер. Для бескогнитивных объектов, что есть в бытии, наличие самого бытия не выражаемо в идеях и их онтологическом осмыслении.

Само то, что человек – развитое когнитивное существо, но при этом крайне уязвимое (физически смертное и заблуждающееся в процессе познания), тем самым психически и физиологически содержащее в своей природе искажение (deformatio), априори затрудняет объективное осмысление бытия и себя как явления бытия.

Познание сопряжено с психокогнитивной феноменологией субъек­тивности, с мировоззрением субъекта познания, так как это его аксиологическая суть: через образ другого объекта бытия, человека или культуры идентифицировать личную сущность. Познавательный процесс затрагивает основы психики субъекта познания. Различные аспекты реальности, мировоззрения иных людей и культур мы обязательно проецируем на собственные установки, мотивы, идеалы и ценности.

В процессе познания когнитивная система субъекта познания постигает бескогнитивные сегменты бытия, когнитивные системы иных субъектов познания или свою собственную когнитивную систему. Знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, является информа­ционным фильтром субъекта познания. Для наглядности сопоставьте идеалистические (субъективные, объективные) [1, с. 5-15, 215-217, 277-278; 5; 8, с. 219-336, 495-538; 10, с. 901-987; 14, с. 29-44; 17, с. 71-129] и материалистические (механистические, метафизические, диалекти­ческие, элиминативные и другие) [3, с. 154-186; 7, с. 91-118; 9, с. 11-72; 11, с. 67-108; 19; 20, с. 84-89, 93-96; 22] направления и течения как внутри самих этих философских подходов, так и между собой, относительно эпистемологической проблематики. Станет очевидно и понятно, насколько индивидуально каузальны размышления о бытии человеком как психическим существом.

Память, восприятие, ощущение, речь, воля, мышление, вообра­жение, сознание, деятельность мозга в целом и другие когнитивные процессы и явления (cognitiva phaenomena) универсальны для всех людей и уникальны у каждого по-своему. Тысячи философских, психологи­ческих, этических, религиозных взглядов и концепций – показатель многообразия сегментов мировоззрения, а также непостигнутой глубины когнитивных процессов «субъекта-объекта» познания.

Все мы воспринимаем реальность сквозь призму самоощущений, самоидентификацию и самоактуализацию, однако каждый сообразно состоянию собственной системы когнитивных процессов, опреде­ляющих психику, которая, по сути, есть отражение окружающей действительности, наложенное на саму когнитивную систему и ею сформированное. В современной нейропсихологии специалисты сходятся во мнении, что «психическое развитие (и в детстве, и в зрелом возрасте, и в старости) является динамическим, иерархически организованным, системным энергоинформационным процессом. В организме человека он обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, кожа и т. д.) и, очевидно, гомо- или биоэнерге­тическими каналами и меридианами. Центральным «административным узлом» этих многогранных контактов является мозг» [21, с. 29].

Любая область познания – естественнонаучная, техническая, духовная, философско-антропологическая – неразрывно связана с индивидуальными ценностными установками. Оттого знание объективно до стадии субъективной интерпретации на метафизическом уровне, где ключевые категории – дух и материя – толкуются зачастую каждым на свой умозрительный лад. Кстати говоря, атеистический материализм – это когнитивный парадокс мировоззрения, а не естественнонаучная или гуманитарная константа. Для идентификации окружающей действительности лишь с одной материей (вечной и самодостаточной) нет безусловных объективных оснований, так как у нас отсутствуют теоретические и эмпирические данные относительно сущности причины «вечной материи», а также нет понимания структуры и содержания «материи» как первичной субстанции бытия в ее вечных, потенциально-самодостаточных формах.

Кто доказал, что Духовная сущность не могла быть источником и причиной формирования временной материи из ничего? Да и не только эмпирические данные, а сам понятийно-категориальный аппарат относи­тельно отношения «материя-дух» абстрактен и не определен. На протя­жении тысячелетий велся поиск ответа на вопрос «Что же есть бытие и каково его содержание: материальное, духовное, синкретичное?»; продолжается он с непреходящим энтузиазмом и поныне. Далеко ли мы продвинулись в размышлениях со времен Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), полагающего, что материя «есть субстанциально данная потенция» [15, с. 772]?

Надо сказать, это удобное размытое определение, открытое для любого наполнения содержания причинно-следственной последователь­ности (ум-материя; идея-материя; материя-разум; Бог-материя; ничто-материя; нечто-материя и т. д.), что и демонстрируют в исторической ретроспективе философии материализма и идеализма. Представители атеистического материализма так далеко зашли в лабиринты вообра­жения, что всерьез применяют к характеристике изначальной материи такие термины, как «ничего», «что-то», «чего-то» [13, с. 209].

Образ наших представлений является проявлением когнитивной парадигмы бытия. Для живого психического существа основопола­гающее значение имеет время физиологической жизни, поддающееся эмпирическому осознанию. Жизнедеятельность человека и общества нацелена на жизнь и ее постижение. Индивидуальная психика и общественное сознание наполнены множеством ложных представлений, установок, стереотипов, которые кардинально влияют на образ воспри­нимаемой и формирующей мировоззрение действительности. Оттого, всецело ориентируясь на жизнь, постижение объективной истины, человечество, тем не менее, мыслит и совершает действия, противо­положные сути жизни и истинному знанию (мифологизация, насилие, войны, угнетение, агрессия, ложные страхи, зависть, тщеславие, вредные для здоровья привычки и др.). Вот как аргументировал собственную жестокость маориец, принимавший участие в истреблении соседнего племени мориори в Полинезии (1835 год): «Мы захватили эту землю… по нашему обычаю, и мы пленили всех, от нас не ушел ни один. Кое‑кто бежал – этих мы убивали, да и не только их. Но и что с того? Ведь так велит обычай» [4, с. 84].

Проблематику воли, эмоций, самоконтроля относительно духовно-нравственных ценностей и морали хорошо иллюстрирует тезис моле­кулярного биолога Ирины Якутенко о том, что «гены обусловливают очень многое в нашем характере и задают верхнюю планку возмож­ностей. Но условия среды сильно, порой определяюще влияют на то, как именно проявит себя наследственность» [24, с. 249]. Деградация духовно-нравственных ценностей во все времена и в любом этносе приводит к индивидуальному и коллективному психозу, который проникает во все сферы жизнедеятельности. Тесная взаимосвязь социальных ценностей, норм, идеалов и индивидуальных морально-нравственных качеств с физическими, химическими, биологическими процессами внутри когнитивной системы человека – очевидный факт. Вариативность «добра-зла», «жизни-смерти» в окружающей реальности интегрирована в систему всего живого в бытии, в частности, где есть психика и когнитивная активность.

Всемирная история сплошь пропитана психическими отклоне­ниями. Человечеству крайне тяжело дается социальный мир, сотруд­ничество, взаимопомощь. По настоящее время в международных отношениях, этнических и социальных группах, принцип «свой-чужой» устойчив и с трудом изживается из массового сознания народов. Тем самым отрицательно воздействуя на мировоззрение, непосредственно препятствуя общим для всех социально-экономическим и политическим принципам социальной коммуникации.

Для человека когнитивная структура есть фундаментальная дан­ность бытия, основа существования и выражение собственно самого бытия в действительность. Без когнитивной активности субъекта познания бытие было бы непостижимо и сокрыто «в себе». Если мозг – центр когнитивной феноменологии материального бытия, то где тогда сокрыта подобная система в бескогнитивной материи, которая, несомненно, также существует по строго заданному энергоинформа­ционному алгоритму во всех своих формах. Так, в филогенезе «мутации создают «запас изменчивости» в популяции, они служат материалом для отбора. Что же касается самого отбора, то он – полная противо­положность слепому случаю. Это строго закономерный процесс, придающий эволюции направленность и в конечном счете создающий сложные адаптации, похожие на результат «разумного проектиро­вания» [2], – считают ученые-эволюционисты. Получается, нам не избежать осмысления и постижения Высшей когнитивной сущности надбытия в целях достижения восприятия единой логики в системе познания как явления мыслимой духовно-материальной реальности. Осмысление познавательной активности субъекта познания и постановка равнозначных историко-философских акцентов для парадигмы любого этнического мировоззрения или социальных групп – перспектива будущего существования человечества как явления когнитивной системы бытия пространства-времени.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Метафизика. – М.: Эксмо, 2018. – 480 с.
  2. Борисов Н.М. Доказательства эволюции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.evolbiol.ru / document / 1198 (Дата обращения: 14.12. 2018).
  3. Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 496 с.
  4. Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь: история человеческих сообществ. – М.: АСТ, 2016. – 720 с.
  5. Декарт Р. Размышления о первой философии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // filosof.historic.ru / books / item / f00 / s00 / z0000539 / st000.shtml (Дата обращения: 29. 11. 2018).
  6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 570 с.
  7. Дойч Д. Структура реальности: Наука параллельных вселенных. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 430 с.
  8. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 912 с.
  9. Иглмен Д. Мозг: Ваша личная история. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. – 224 с.
  10. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Критика чистого разума. – М.: Эксмо, 2007. – 1120 с.
  11. Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. – СПб.: Алетейя, 2007. – 736 с.
  12. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // rus-yaz.niv.ru / doc / foreign-words-komlev / fc / slovar-202-1.htm#zag-1057 (Дата обращения: 28. 12. 2018).
  13. Краусс Л. Вселенная из ничего. – М.: АСТ, 2016. – 238 с.
  14. Липтон Б. Биология убеждений: Умные клетки. Как мышление влияет на гены, клетки и ДНК. – М.: София, 2016. – 224 с.
  15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. – Кн. 1. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – 832 с.
  16. Любимов В.В. Психология восприятия. – М.: Эксмо, 2007. – 472 с.
  17. Пушкин В.Г Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с.
  18. Радкевич Н.В. Когнитивный диссонанс // Новейший философский словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: // www.e-reading.by / chapter.php / 149350 / 584 / Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html (Дата обращения: 28. 12. 2018).
  19. Рамсей У. Элиминативный материализм [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // philosophy.ru / eliminative_materialism / (Дата обращения: 28. 11. 2018).
  20. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. – Т. II. – М.: АСТ, 2017. – 512 с.
  21. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
  22. Шептулин А.П. Сознание, его происхождение и сущность // Диалектический материализм [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.userdocs.ru / filosofiya / 2746 / index.html?page=18 (Дата обращения: 28. 11. 2018).
  23. Шредингер Э. Разум и материя [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // modernlib.net / books / shredinger_ervin / materiya_i_razum / read / (Дата обращения: 28. 11. 2018).
  24. Якутенко И. Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 456 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий