Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2018 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ашляпкина А.А. ИНТЕЛЛЕКТ НОРИЛЬЛАГА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 4-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИНТЕЛЛЕКТ НОРИЛЬЛАГА

Ашляпкина Александра Алексеевна

магистрант, «Ленинградский Государственный Университет  им. А.С. Пушкина»,

РФ, г. Санкт- Петербург

INTELLIGENCE OF NORILLAG

 

Alexandra Ashlyapkina

master, «Leningrad State University. A.S. Pushkin»,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена описанию пребывания осужденных по статье 58, отбывавших срок наказания в Норильском ГУЛАГе в 1935-1941 гг. Среди них были талантливые люди, внесшие вклад в строительство Норильского комбината и города Норильска. Основным источником информации были архивные документы, раскрывающие некоторые аспекты повседневной жизни в Норильлаге.

ABSTRACT

The article is devoted to the description of the stay of convicts under article 58, who served their sentences in the Norilsk GULAG in 1935-1941. Among them were talented people who contributed to the construction of the Norilsk Combine and the city of Norilsk. The main source of information was archival documents revealing some aspects of daily life in Norillag.

 

Ключевые слова: Норильскстрой, Норильский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) НКВД (Норильлаг), ГУЛАГ, актированные дни, заключенные (з/к), вольнонаемные (в/н), ВОХР.

Keywords: Norilskstroy, Norilsk Correctional Labor Camp (ITL) NKVD (Norillag), the Gulag, days of actirovka, prisoners (s /k), Wage-earners (w/e), VOHR.

 

Сегодня Норильск - градообразующее предприятие НГМК «Норильский никель», крупный центр цветной металлургии. Каким образом он стал таким? Какие люди были у истоков основания? Кто внес лепту в создание города? Кто, те люди, что не по своей воле оказались за полярным кругом? Можно ли сейчас сказать, что решения власти было правильным в строительстве Норильска? Какое коли­чество людей побывали в Норильском ГУЛАГе? Сколько остались лежать в сырой и мерзлой земле, так и не увидев свободы, родных и близких, родной земли. Сколько людей смогли покинуть Норильск? Неизвестно!

Вся инфраструктура города, комбинат, железная дорога, автодорога - все построено заключенными. Первые заключенные прибыли летом 1935 года. Живя в палатках, строили себе бараки. Мужское лаг­отделение № 1 было построено в ущелье Угольного ручья. В районе горы Шмидтихи второе женское лаготделение. Первым начальником лагеря был В.З. Матвеев. Заключенные при начальнике В.З. Матвееве могли свободно перемещаться по лагерной зоне. Из приказа от 11 января 1936 года читаем, что не хватало служащих ВОХР. Заключенные те, что внушали доверие, охраняли себя и своих товарищей по несчастью. Заключенный - стрелок ВОХР Такмаев Насир устроил пьянку во время дежурства на участке Амбарная с заключенным Ворошиловым. В этом же приказе написано, что заключенные работали заведующими кухней и дежурными по кухни, начальником ФПО и начальником электро­станций. Совершали командировки по долгу службы по Норильской промзоне. Ездили на озеро Пясино [4]. Из истории известно, что через озеро Пясино по воде можно добраться до восточных берегов п-ва Таймыр. Этим путем ездили коренные жители, исследователи.

До 1939 года в Норильском ИТЛ находилось примерно десять тысяч человек. В подавляющем большинстве отбывали срок по полити­ческим мотивам – контрреволюционеры, кулаки и их родственники. Многие умирали от истощения, цинги, туберкулеза, сердечных болезней. К началу 1940 года количество заключенных увеличилось до 20000 чело­век. Крупным лагерем Норильлаг стал при А.П. Завенягине. Наладился лагерный режим. Прибыло большое количество заключенных. Нужна была рабочая сила для строительства объектов комбината. В справке П. Еркалова за 1938 год читаем, что ЦК партии и правительство при­нимают меры по ускорению строительства Норильского комбината. В результате, полным ходом шло строительство. Если в 1935 г до Норильска из Дудинки можно было добраться на оленей и собачей упряжке, на лошадях, пешком, то в 1937 была построена узкоколейная дорога. Первый поезд совершил поездку из Норильска в Дудинку 18 мая 1937 года [2].

В 1939 году в Норильлаг привезли узников из Соловецкой тюрьмы. Об этапе в Норильлаг написал воспоминания И.С. Сибиряков (Поздеев), директор научно-исследовательского института мордовской культуры. В апреле 1939 более 5000 человек прошло медицинское обследование комиссией Норильским ИТЛ. Перед поездкой по Северному морскому пути, их собрали для политбеседы. С речью выступил начальник Дудинского порта и отделения ИТЛ А.А. Панюков. Панюков обратился с речью к заключенным, как к товарищам. Говорил о том, что они удостоены чести быть строителями Норильского комбината. Смогут реализовать свои таланты: "Партия и правительство считают эту стройку одной из важнейших строек индустриальных пятилеток в условиях Заполярья Крайнего Севера, за 69-70 параллелями" [1].

Так сложилось, что в строительстве Норильского комбината при­нимали участие представители из многих народностей Советского союза. Среди них были: академики и инженеры, врачи и писатели, музыканты и т. д.

Из рассказов венгерского писателя Йожефа Лендела, отбывавшего срок с 1939 г., (рассказы и повести о Норильском лагере входят в золотой фонд мировой литературы о ГУЛАГе) читаем, что когда они прибыли в сентябре на Норильск-2 (штрафной изолятор), то в холодном бараке были только голые нары, уголь и керосин. На следующий день привезли провизию (хлеб, соленую рыбу), одежду, кастрюли, одеяла. Так начались будни лагерной жизни, Норильск -2 стал для них лечебным пунктом, местом отдыха. Он отмечает, что лечили их высоквалифицированные врачи. Доктор Баев, когда-то был гордостью знаменитого университета, доктор Шаткин (фельдшер по образованию). Сам же Лендел, по его словам, работал в странной промышленной отрасли. Добывал листвен­ную и еловую хвою. На расчищенном льде молотил вилами ветви и собирал хвою в мешки. Ежедневно рубили листвяк сотнями. В черные метели сидели в бараках. За едой ходили вчетвером, держась за руки. В такие дни они делали из бросового материала игрушки, резали деревянные ложки. Мастерили суконные оправы для темных очков, так как фабричная оправа из проволоки примерзала к носу. Северное сияние видели редко. Данный факт можно объяснить тем, что темнеет рано, следовательно, работать заканчивали по световому дню. После работы из бараков не выходили. Северное сияние бывает в темные морозные ночи [12].

Л.Н. Гумилев будучи студентом четвертого курса исторического факультета Ленинградского университета был арестован в марте 1938 г. органами НКВД. Осудили на 10 лет Исправительно-трудовых лагерей. Гумилев стал добиваться пересмотра приговора. В итоге в 1939 г. Особым Совещанием при НКВД СССР был осужден на 5 лет и направлен в Норильский ИТЛ. В лагере он попал в барак, в котором жили в подавляющем большинстве казахи. Не теряя времени, несмотря на все трудности, стал изучать казахский язык, что в дальнейшем пригодилось ему в научной работе. Во время заключения в Норильске Гумилев одно время даже состоял сменным геологом на руднике 3/6. Пригодились знания, полученные во время работы в геологических организациях в Ленинграде [3].

Какими они были в неволе? Из мемуаров «Пир бессмертных» советского разведчика-нелегала, писателя Д.А. Быстролетова читаем, что немногие сохраняли человеческое достоинство. Люди теряли человеческое обличие. Постоянное чувство голода, холода. Каждый день, как последний в твоей жизни. Побить человека или совершить убийство, было для них несложным делом [9. Л. 161]. Остаться человеком в экстремальных условиях жизни трудно. Сохранить в себе высокие моральные ценности, когда самые первые естественные потребности не удовлетворены, архисложно. Быстролетов в своем труде пишет о том, что и заключенные, и ВОХР были «самоотверженными сынами Родины». Поколение воспитанное в духе коммунизма, но оказав­шиеся в разных социальных статусах и ролях. И если бы те, кто сейчас сидит на нарах, были бы в качестве охраны, то также принципиально преданно исполняли свои обязанности, со всею строгостью охраняли заключенных [9. Л. 170-171].

Физический труд, коим занимались основное население Советского союза, был непосилен для интеллигенции. Как говорится, ничего тяжелее ручки в руках не держали. Добывали уголь, строили железную дорогу, шахты, рудники, и другие объекты. Рядом бок о бок работали крестьяне, рабочие. Но у них было превосходство, они привыкшие к физическому труду с детства. Осужденные по 58 статье по возрасту были старше заключенных, отбывавших срок по другим статьям. Не были физически выносливыми. Молодые из политзаключенных также не относились к категории, привыкших к физическому труду, поэтому они с трудом выполняли нормы, или совсем не выполняли. Не выполнишь план, значит, сокращали продовольственный паек, лишаешься права переписки, и прочее. Выполнишь норму, то будешь обеспечен спецодеждой, медицинской помощью, в виде поощрения могли пользоваться ларьком, в котором покупали дефицитные продукты.

По свидетельству одна и та же работа для одних была непо­сильной, а для другой категории населения была не столь трудной. Например, рубили лунки в мерзлоте. За смену каждый мог сломать три- четыре лома, выполняя нормы. «Исак, человек средних лет, толстенький завмаг из Одессы, Адольф, молодой немец из Поволжья… Оба после работы спешили в клуб, где выступали в самодеятельных концертах (Исак пел под гитару, Адольф – жонглировал)» [9. Л. 172]. Немаловажный факт, влиявший на состояние людей - перемена климата. Действовала на общее здоровье людей, на сердце и давление. Плюс ко всему - стресс по поводу ареста и высылки встоль удаленные места. В зависимости от внутреннего состояния человека, его физичес­кого здоровья, они по- разному привыкали к условиям жизни в лагере.

Задача Норильлага - обеспечить бесплатной рабочей силой для разведывания месторождений, строительства комбината, добычи и производства цветных металлов, Крупные месторождения никелевых труд имели огромное значение для тяжелой и военной промышлен­ности страны. Время было предвоенное, Советскому Союзу надо было догонять европейские страны в промышленных отраслях. Норильский комбинат был предусмотрен, как один из трех крупных производителей в СССР [10].

Был ли досуг в Норильлаге? По свидетельству Быстролетова Д.А., был. Среди заключенных были музыканты, поэты, которые скрашивали своими талантами серые будни, пели, читали стихи, рассказывали истории. «Реб Шлема – раввин, бессменный участник самодеятельности. В Норильске работал столяром, сделал себе скрипку. Играл Аве Марию, еврейские религиозные мелодии» [9. Л. 189]. Вова-Шимпанзе расска­зывал о приключениях «Шерлокхолмского, прокуроре Джоне, о мировом бандите Роланде ... принцессе Луизе» [9. Л. 191].

Из приказа от 5 января 1940 г. читаем, что был создан клуб для вольнонаемных. В постройке клуба заключенные проявили ударные темпы труда. В свою очередь начальство их премировало по 50, 25 руб­лей [5]. Несмотря на удаленность региона, Норильском ИТЛ отмечал праздничные даты страны. Среди первых узников Норильлага был автор пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи…» С.Ф. Кайдан-Дешкин. В истории Норильска он известен как органи­затор крепостного оркестра, автор песен о Норильске. Был заведующим по музыкальной части в Заполярном театре. (К слову, вместе с ним отбывали заключение и два его брата) [11].

Быстролетов в своей книге написал, как отмечали день рождения Сталина. «Норильске, в клубе я читал, что в начале года нашему великому вождю народов исполнилось шестьдесят лет и вся страна торжественно отметила этот юбилей: …газета напечатала бесконечный список поздравлений. Но в список не попало одно поздравление – мое, и я хочу прочитать его сейчас, товарищи».

«Товарищ Сталин! Вы большой ученый,…

А я простой советский заключенный…

За что сижу – по совести не знаю,…

Сижу я в этом диком крае,

Где конвоиры строги и грубы:…

Мы рубим лес и сталинские щепки

Как раньше во все стороны летят.

Вчера мы хоронили двух марксистов.

Мы их не накрывали кумачом,-

Один, по мнению суда, был уклонистом,

Второй, как оказалось, не причем [9. Л. 196-197].

Итак, исходя из данных источников, можно сделать вывод. Условия жизни и труда были нелёгкими. Квалифицированных специалистов не хватало. Работу, связанную с расчётами, замерами, исследованиями, электричеством, связью, с медицинским обслуживанием выполняли вольнонаемные, но их было немного. Большинство из них были бывшими заключёнными, которым не разрешалось покидать Заполярный круг. Существовал специальный порядок отбора в Норильлаг, т. к. нужны были здоровые люди на работы. Комбинат только строился, почти в 2000 км находится от ж/д. Доехать можно было только в летнюю навигацию по воде. При этом надо было ещё доставить грузы для работ, продукты. Дорогая и сложная транспортная система, поэтому не было смысла везти нетрудоспособных людей. В связи с этим человеческий ресурс ценился, из приказов читаем, что начальники немало прилагали усилия, для создания комфортных условий работы и жизни. По приказу 509 во всех почтовых отделениях разрешили конвойным заключенным из числа высококвалифицированных специа­листов, занятых на ответственных работах комбината, пользоваться технической литературой, организовали библиотеки [8].

Существовал щадящий подход к использованию рабочей силы. В метели, в морозы люди не выходили на работы. Действовала система поощрения и наказания. Условия стахановского труда были применены в виде спецпайков, выплате денежных и товарных премий, льгот, зачётов рабочих дней. Например, по приказу от 31 октября 1940 года 10 заклю­ченных предали суду за отказ от работ, за нарушение дисциплины, бандитские действия. 11 человек за нарушения трудовой дисциплины и членовредительства заключили на 6 месяцев штрафной лагерный пункт Каларгон [7]. Еще один пример, по приказу заключенному инженеру Потапову за добросовестный труд в должности прораба, была объявлена благодарность и денежная премия в размере 50 рублей [6].

В результате работоспособность заключённых была на интенсивном уровне. Постройки, комплексы и сейчас находятся в эксплуатации в Норильске. В этом есть доля труда многих талантливых людей, которые не по своей воле оказались за Полярным кругом. Каждый внес лепту в экономическое развитие Норильского района.

 

Список литературы:

  1. «Как я был репрессирован в Мордовии». Мемуары И.С. Сибиряка (Поздеева). [Электронный ресурс]. - URL: http://zubova-poliana.narod.ru (Дата обращения 16.06.2018).
  2. Липатова К.Ю. Обзор фондов «К 60-летию Норильска» [Электронный ресурс]. - URL: http://красноярскиеархивы.рф/gosudarstvennyi-arkh/nauchno-spravochnyi-apparat/obzory-fondov (Дата обращения 16.06.2018).
  3. Решетов А.М. (Санкт-Петербург) Наказания без преступления: из биографии Л.Н. Гумилева 1930-1956 гг. стр 24, // Лев Николаевич Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии. (Материал конференции. Том 1) – «Европейский дом», Санкт-Петербург- 2002.
  4. Норильский городской архив «НГА». Фонд Р-11.Оп.1а.Д.724. Л.2а.
  5. Норильский городской архив «НГА». Фонд Р-11, Оп.1. Д. 2850 Л.2.
  6. Норильский городской архив «НГА». Фонд Р-11, Оп.1. Д. 2850 Л.210.
  7. Норильский городской архив «НГА». Фонд Р-11, Оп.1. Д. 2853 Л.119.
  8. Норильский городской архив «НГА». Фонд Р-11, Оп.1. Д. 2852 Л.140.
  9. «Российская национальная библиотека» Отдел Рукописи (РНБ ОР) Фонд 1334. Быстролетов Д.А. ед. хр. № 2. Л. 119-268. Быстролетов Д.А. «Пир бессмертных. Книга о трудном, жестоком и великолепном времени» Т 1. кн. 3 «Пучина». «Болезнь. Центральная лагерная больница», С. 119-268.
  10. Бородкин Л.И., Эртц С. Никель в Заполярье: труд заключенных Норильлага, глава VII. // ГУЛАГ: экономика принудительного труда. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008, С. 199.
  11. Вачаева В. «Автор пионерского шлягера писал песни о Норильске. // Норильск в истории/ Заполярный Вестник 23 июня 2006, С. 2.
  12. Йожеф Лендел. Норильск-2, С.144-149 // Норильский мемориал. Выпуск 7-8; сборник документов, воспоминаний, исследований / под ред. Слесаревой С.Г./ Составители Слесарева С.Г., Яхина Л.О./ Норильск: ООО «Агенство «Кактус», 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.