Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ростовская О.М. ХРАМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 54-58.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХРАМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Ростовская Ольга Михайловна

ассистент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Витебский государственный технологический университет

Беларусь, г. Витебск

TEMPLE AS SOCIOCULTURAL PHENOMENON AND PLACE OF HISTORICAL MEMORY

 

Olga Rastouskaya

аssistant of department of socially-humanitarian disciplines Vitebsk state technological university,

Belarus, Vitebsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлена интерпретация храма в качестве социо­культурного феномена. Автором выявлены присущие храму функции, среди которых акцентирована мемориализация – существенная характе­ристика, отражающая социальное значение храма как места исторической памяти.

ABSTRACT

In tal phenomenon. An author is educe the functions of temple. Among them memorialization is accented. It is substantial description reflecting the social value of temple as places of historical memory.

 

Ключевые слова: храм; историческая память; место памяти.

Keywords: temple; historical memory; place of memory.

 

Храмы являются «символическими маркерами» культурного ландшафта. На протяжении столетий они сохраняют свою функциональ­ную значимость для индивидов и социальных групп. Как и некрополи, храмы представляют собой соборные места – места единения не только живых, но также живых и умерших, реализуя мемориальную функцию. Они определяют, формируют и сохраняют конфессиональную личную, социальную, городскую, национальную историческую память.

Понимание храма как социокультурного феномена позволяет интерпретировать его как особое, многофункциональное, сакрализо­ванное мнемическое место и объект мемориализации, фрагментарно проявленной в месторасположении храма, его названии, внешнем и внутреннем архитектурно-скульптурном и художественном облике, через историческое бытие конкретного храма как коллективной индивидуальности, в слиянии социальной памяти общины и личной памяти верующих, в богослужении и таинствах, в индивидуальной и коллективной молитве.

И сам храм, и его местонахождение являются мемориальным местом. Например, история культовой архитектуры Витебска показывает, что храмы возводились:

  • на кладбищах (несохранившаяся Троицкая церковь и храм святого великомученика Георгия (Юрия), восстановленный костел Святой Варвары, церковь Воскресения Христова на кладбище в «Мазурино»);
  • в честь библейских событий (храмы Рождества Христова и Воскресения Христова);
  • в честь Богородицы (Благовещенская церковь, кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Успенская церковь);
  • в память об основателях и/или христианских святых (воссоз­данные Свято-Троицкий Марков мужской монастырь и храм Святой великомученицы Екатерины (действовал с 1843 года, закрыт, восстановлен в 2003 году) [1, с. 18].

Особое мемориальное значение имеют храмы, в которых находятся мощи святых и фамильные склепы. Например, в Витебске в ныне отсутствующем костеле Святого Иосифа находились фамильные захоронения княжеской семьи Огинских [2, с. 45].

Мемориальными являются места, где храмы ранее располагались, но исчезли из визуального пространства в силу разных исторических обстоятельств. В Витебске таких примеров множество: Ильинская церковь, Троицкая церковь мужского Маркова монастыря, Свято-Троицкая «Черная» церковь, Спасская церковь, Симеоновская (Богоявленская) церковь, Введенская церковь и т. д.

Сакрально-символическое пространство храма – его внешний и внутренний облик – это мемориальное пространство, предназначенное для увековечения памяти и ее перманентного воспроизведения, отражающее единство трансцендентного и имманентного. Будучи заполненным предметами религиозного содержания (фрески, витражи и картины религиозного содержания, иконы, скульптура, свечи и др.) оно призвано максимально содействовать проявлению и укреплению религиозной веры человека. Храм – место осуществления культовой деятельности, место общественного богослужения, которое есть практика осуществления памяти о Боге – главное действие, для которого храмы как общественные места существуют. Храм – место богослужения как воспоминания, проявляемого через литургическую символику, воспоминания вневременного, отражающего идею абсо­лютной памяти. Храм – место сосредоточия и стяжения (т. е. слияния, скопления) имен и образов, место реализации идеи соборности и осуществления коллективной памяти. При этом нужно отметить, что социальное значение храма более широкое. Это отражают много­численные функции, выявленные в ходе исследования храма как социокультурного феномена:

  • религиозно-культовая (храм является местом осуществления религиозных обрядов),
  • мемориальная (храм – место увековечения памяти о лицах, событиях, явлениях, почитаемых в определенной религиозной традиции),
  • мнемическая (весь облик храма способствует восприятию и воспроизведению определенной религиозной традиции, оплотом и объективацией которой он является; посредством культовых действий и объектов храм воссоздает социокультурную религиозную память и приобщает к ней личность верующего, создавая основу для религиозной, культурно-исторической преемственности и реализации идеи соборности),
  • охранительная, т. е. функция сохранения культурных и рели­гиозных ценностей (при храмах на протяжении веков имелись хранилища книг и предметов культа, архивы; сохранялась традиция религиозно-культовой деятельности),
  • просветительская (при храмах издавна создавались школы, библиотеки, осуществлялась перепись книг, переводческая деятель­ность),
  • морально-этическая (храм как форма объективации религии является местом наиболее концентрированного, организованного, системного и сакрализованного выражения религиозного учения, утверждающего моральный закон),
  • идеологическая (проповедническая деятельность есть выражение и распространение какого-либо учения, знания, верования),
  • объединяющая (храм – пространство единения материи и духа и единства верующих, выражения идеи соборности, так как храм есть не что иное, как объективированное понятие церкви),
  • идентификационная (верующих объединяет связь с приходом, которая формирует конфессиональную, национальную, государственную идентичность),
  • благотворительная (при храмах издавна создавались бога­дельни, приюты, больницы),
  • защитная (с давних времен храмы служили убежищем в период бедствий),
  • политико-легитимирующая (на протяжении столетий своего существования в истории человеческой цивилизации храмы как пространство бытия определенной организованной, упорядоченной идеи мировосприятия осуществляли принцип легитимации в отношении духовной и светской власти – и в Древнем Египте, и в Римской империи, и в Византийской империи, и в странах мусульманского мира, и в ряде дальневосточных государств),
  • функция отражения государственной политики в отношении той или иной религии или религиозного течения (храм, являясь культурной формой, объективирующей определенное религиозное направление, в зависимости от занимаемой им позиции в конкретном обществе и специфики взаимодействия с государственной властью отражает государственную политику по отношению к религиозной организации и идеологии, которую представляет в социальном контексте),
  • эстетическая (храм вписывается в ландшафт, организуя пространство вокруг себя; храм сакрализует место и посредством архитектурных форм декорирует и эстетизирует его).

Общий анализ показывает, что, имея широкий функциональный диапазон, храм есть социокультурный феномен, который может интер­претироваться в качестве формы религиозной объективации и мемо­риализации, места коллективной исторической памяти и идентичности.

 

Список литературы:

  1. Витебская епархия. Монастыри, храмы и приходы: справочник / сост. А. Матвеев. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. – 156 с.
  2. Хмяльніцкая Л. Род фундатараў і мецэнатаў // Віцебскі сшытак. – 1995. – № 1. – С. 42–46.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий