Статья опубликована в рамках: XI-XII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 июля 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Спасский И.Д. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОТЕРИОЛОГИИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XI-XII междунар. науч.-практ. конф. № 6-7(8). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 51-55.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОТЕРИОЛОГИИ

Спасский Игорь Дмитриевич

преподаватель кафедры общей экономической теории и экономической политики Одесского национального экономического университета,

Украина, г. Одесса

ONTOLOGICAL PROCESSES IN THE CONTEXT OF SOTERIOLOGY

 

Spassky Igor

Assistant of the Department of General Economic Theory and Economic Policy

 of the Odessa National Economic University,

Ukraine, Odessa

 

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является осмысление онтологических процессов в контексте сотериологии. Для этого используются методы онтологического познания действительности. Результатом является обоснование возможности преодоления онтологической недостаточности через духовную трансформацию. Вывод: духовная трансформация – важнейшее направление деятельности человека.

ABSTRACT

The background of the study is to understand the ontological processes in the context of soteriology. For this, methods of ontological cognition of reality are used. The result is the justification of the possibility of overcoming ontological insufficiency through spiritual transformation. Conclusion - spiritual transformation is the most important direction of human activity.

 

Ключевые слова: онтологические процессы; онтологическая недостаточность; сотериология; духовная трансформация.

Keywords: ontological processes; ontological insufficiency; Soteriology; spiritual transformation.

 

Осмысление многомерности бытийных пространств, в которых осознанно или неосознанно пребывает человек [1], [2] позволяет проследить сложнокомбинированные онтологические динамики и их результирующие [3] в жизни как отдельного человека, так и челове­ческого общества [4]. Однако сотериологический контекст предполагает не только познание и осмысление онтологической многомерности человека, но и его соучастие в духовном преображении множественных бытийных слоев [5], [6].

Осмысление бытия в сотериологическом контексте строится на ряде личных трансцендентных переживаний и осознаний, т. е. онто­логической основой является ряд личных трансцендентных бытийных опытов, соотнесенный с корпусом святоотеческой аскетической традиции. В трансцендентных бытийных касаниях Бог одновременно предстает как: 1) тончайшая, глубокая Любовь; 2) Предел Истины - Солнце Правды; 3) тончайшая духовная радость; 4) онтологическая глубина смыслов; 5) Господь Христос; 6. Отец Небесный; 7) Источник Чистого Бытия в его первозданной интенсивности. Онтологическая осознанность позволяет расширить имеющийся онтологический репер­туар человека, т. е. свободу его экзистенциализации через осознание различных слоев бытия личности. Затем становится возможным сотериологическое освоение различных бытийных слоев [7], [8], [9]. Под духовной трансформацией понимается синергийное действие в различных слоях бытия нетварных энергий Святого Духа и человеческих сил [10]. Онтологическая осознанность - возможность воспринимать и наблюдать те или иные бытийные пространства. С позиции сотериологии свойства бытийных пространств характери­зуются духовной восприимчивостью, которая выражает их способности к трансформации. Существуют инструменты, помогающие усилить духовную восприимчивость тех или иных бытийных пространств. Такие способы содержаться в аскетической традиции [11]. Они могут широко применяться в сотериологических целях в конкретной практике, создавая благоприятные условия для осуществления духовной трансформации на различных бытийных уровнях.

Выражение духовной трансформации в социальной среде связано с бытийными слоями, на которых осуществляется взаимодействие между людьми и группами в обществе. Духовная трансформация слоев бытия людей, на уровне которых осуществляется взаимодействие в обществе, соответственно изменяет и социальные динамики.

Духовные символы - феномены действительности, позволяющие в материи открыть действие Духа [12], [13], [14]. Онтологические возможности духовных символов могут быть основой создания сотерио­логических кластеров, примерами которых являлись средневековые монастыри и университеты [15]. Техническая реальность, довлеющая над человечеством уже несколько веков, можно осмыслить как пространство бытия технической культуры [16]. Данный бытийный слой детерми­нирован как особенностями бытия человека, так и социальными процессами. Взаимодействие человека со слоем бытия техники меняет онтологические характеристики обоих субъектов взаимодействия. Сменяют друг друга фазы увеличения и снижения онтологической чувствительности, расширения и сужения осознаваемых бытийных границ. А это в свою очередь, касаясь сотериологического контекста, влияет на возможности духовной трансформации различных бытийных слоев.

Феномен онтологической недостаточности и недоопределенности бытия [17], а также возможности ее коррекции через соприкосновение с трансценденций[18] выражает онтологическое осуществление сотериологических смыслов и целей. Давление онтологического страха небытия или танатофобии как-бы парадоксально рождает увеличение онтологической недостаточности. В отличии от биологических механизмов выживания, наоборот включающих резервные ресурсы и формы адаптации организма [19]. Влияние страха смерти на объем внимания [20], [21] выражает усиление онтологической недостаточности через танатофобию. Отсюда вытекает необходимость соответствующей коррекции в том числе и в сотериологическом контексте.

Желание, как движущая сила внешнего бытия человека [22], модулированное страхом смерти, онтологической недостаточностью основного инстинкта, порождает общество потребления, имеющее особые онтологические характеристики. В частности экономических отношений и господствующего экономизма [23]. Протекание бытия имеет свою циклическую периодичность (образ Хроноса) и особую ритмичность или пульсацию (образ вдоха и выдоха) [24]. Познание циклического ритмичного бытия предполагает расширение онтологи­ческой осознанности и позволяет более эффективно осуществлять раскрытие сотериологических целей действуя в едином онтологическом темпе как различных слоев бытия, так и их результирующих (на уровнях человека, групп, общества).

Осмысление бытийного пространства в форме онтологической сотериологической игры [25], [26], в евангельском контексте «Будьте как дети» и соответствующих способов действия порождают особые формы сознания, способные через соприкосновение с трансцендентным снизить онтологическую недостаточность и, соответственно, повысить онтологическую интенсивность в контексте сотериологии. В отношении человека сотериологический контекст состоит в открытии-инициации Божьего бытия и онтологического соединения с Ним максимально большим числом многомерных бытийных составов. Другими словами раскрытие евагельской динамики предельного бытийного соединения Бога и человека в бытийном раскрытии, соединении и углублении.

 

Список литературы:

  1. Хмелевская Э.В. Проблема многомерности человека: философский анализ // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: Збірник наукових праць / Гол. ред. В.Г. Воронкова. - Вип. 35. - Запоріжжя: Вид-во ЗДІА, 2008. - 243 с.
  2. Курбанов М.Г. К многомерности человека // Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч.I. C. 108-111.
  3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988. – 415 [1] с.
  4. Иваненко А.И. Динамика духовных сфер // Вестник Омского университета. - Омск, ОмГУ, 2011. №1 (59). - С.32-36.
  5. Преподобный Иустин (Попович) Христианство по учению преподобного Макария Египетского // Реж. доступа: http://www.hesychasm.ru/library/makari/iust_mak.htm.
  6. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 63, 1 // Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова: В 2 т. Т. 2. М., 1890.
  7. Серафим Саровский, преподобный. О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, I, II. Сергиев Посад, 1914.
  8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. 2-е, исправленное и переработанное. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. Ч. 1: Мистическое богословие.
  9. Попов И.В., профессор. Идея обожения в древневосточной Церкви // Попов И.В., профессор. Труды по патрологии: В 2 т. Сергиев Посад, 2004. Т. 1, ч. 1: Святые отцы II–IV вв.
  10. Панайотис Неллас Обожение Основы и перспективы православной антропологии. Москва · «Никея» · 2011.
  11. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. 722 с.
  12. Захарян Т.Б. Сакральный символ в языке религии. Дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2006. - 164 с.
  13. Асламазишвили Д.Н. Роль символа в духовных процессах культурных переходов. Дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2007. - 163 с.
  14. Воронина Н.Н. Экзистенциально-онтологическое осознание символа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки», 2008, №4(12). -С. 95-99.
  15. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Дж. Г. Ньюмен; пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2006. - 208 с.: ил. - (Universitas).
  16. Алиева О. Онтологія техніки як соціально-філософська проблема. журнал"Схід" №5 (77) вересень-жовтень. 2006.
  17. Захарова Е.В. Онтологическая недостаточность человека и теория сознания //Вестник ОГУ No7 (126)/июль`2011.
  18. Захарова Е.В. Онтологическая недостаточность: религиозное исцеление. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 2.
  19. Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 13‑23.
  20. Arndt J., Greenberg J., Solomon S., Pyszczynski T., Simon L. Suppression, accessibility of death-related thoughts, and cultural worldview defence: Exploring the psychodynamics of terror management // Journal of Personality and Social Psychology/ 1997. Vol. 73 (1). P. 5-18.
  21. Greenberg J., Pyszczynski T., Solomon S., Simon L., Breus M. Role of consciousness and accessibility of death-related thoughts in mortality salience effects // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol.67. P. 627-637.
  22. Красавин И.В. Желание как способ социального бытия // «Известия Уральского государственного университета». 2007. No 48. Серия 3. Общественные науки. Выпуск 2. С. 216-219.
  23. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма. // Сочинения. Москва «Раритет». – 1995.
  24. Думинская М.В. Онтологические аспекты экзистенциального свершения личности: монография. –Томск: STT, 2013. – 152 с.
  25. Хейзинга Й. Homo ludens.М., 1992.
  26. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово. “Алеф”. 1992.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий