Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Калашник В.В. К ВОПРОСУ О ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-КОНЦЕ XX ВЕКА: К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 5(7). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 11-19.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-КОНЦЕ XX ВЕКА: К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ

Калашник Вячеслав Валерьевич

аспирант кафедры современной отечественной истории и историографии, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

РФ, г. Омск

TO THE QUESTION ABOUT THE PREACHING WORK OF THE ORTHODOX CLERGY IN THE SECOND HALF OF XIX-END OF XX CENTURY: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

 

Vyacheslav Kalashnik

post-graduate student of the Department of modern Russian history and historiography, Omsk state University. F. M. Dostoevsky,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье с учётом проблемно-хронологического метода рас­сматривается общий историографический обзор проповеднической деятельности православного духовенства во второй половине XIX – конце XX века в контексте современных научных исследований отечественных историков. В заключении автор приходит к выводу, что изучение проповеднической и публицистической деятельности православного духовенства в послевоенный период позволит более детально осветить сферу церковной гомилетики и журналистики первых послевоенных лет и тем самым пополнить недостающий арсенал современных публикаций, посвящённых данной проблеме.

ABSTRACT

Taking into account the problem-chronological method, the article considers the General historiographical review of the preaching activity of Orthodox clergy in the second half of the XIX – the end of the XX century in the context of modern scientific researches of domestic historians. In conclusion, the author concludes that the study of the preaching and publicistic activity of the Orthodox clergy in the post-war period will allow to highlight in more detail the sphere of Church homiletics and journalism of the first post-war years and thereby replenish the missing Arsenal of modern publications devoted to this problem.

 

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, проповед­ническая деятельность, гомилетика, духовенство, религия, пропаганда, историография.

Keywords: Russian Orthodox Church, preaching activity, homiletics, clergy, religion, propaganda, historiography.

 

Следует отметить, что проповедничество как исследовательское поле в современной российской историографии занимает одно из важных направлений в отечественной исторической науке. Научные исследования, опубликованные за последние 7 лет, следует разделить на несколько групп, или направлений. Первая группа исследований представлена работами российских историков, посвящёнными изучению проповеднической деятельности православного духовенства во второй половине XIX – начале XX века. Это прежде всего статьи А.И. Кошелевой [6, c. 38-39; 7, c. 71-74] и Е.С. Фасхутдиновой [16, c. 50-54]. В работах А.И. Кошелевой анализируется проповедническая деятельность право­славного причта в епархиях Среднего Поволжья, выявлены количествен­ные и качественные особенности «информационно-просветительской работы» священнослужителей, определены формы проповедей. Начало активной проповеднической деятельности автор соотносит с царство­ванием императора Александра II, период правления которого назван как время «возрождения» проповедничества в России [6, c. 38]. Кроме того, большое значение А.И. Кошелева придаёт церковной периодике, которая стала главной силой на пути продвижения христианских идей в российское общество. Высоко оценивается сам факт появления «Епархиальных ведомостей» – основного печатного органа РПЦ того времени, который способствовал расширению возможностей православ­ной церкви в ведении проповеднической деятельности по изживанию языческих предрассудков из сознания верующих [6, c. 38].

В статьях А.И. Кошелевой раскрываются основные способы пастырского учительства, которые являлись важными составными элементами проповеднической деятельности. Например, «катехизические поучения», которые разъясняли вопросы веры, а также различные «слова» или «речи» в воскресные и праздничные дни, основным содержанием которых было назидание правил веры и нравственности, «беседы» или «статьи», которые были посвящены истории право­славия, Символу Веры и т. п. [6, c. 38]. Ещё одним важным способом коммуникации духовенства с верующими, по мнению А.И. Кошелевой, были так называемые «собеседования», которые позволяли «священ­никам узнавать духовные нужды паствы» [7, c. 73]. Источниковой базой статей А.И. Кошелевой стали фонды Государственного архива Пензенской области (фонд Пензенской духовной консистории № 182), Российской национальной библиотеки (фонд рукописей № 26), а также Российского государственного исторического архива (фонд канцелярии Синода РПЦ, отчёты о состоянии епархий – № 796, опись № 442).

Главным предметом исследования Е.С. Фасхутдиновой является анализ проповеднических трудов вологодских священников, напечатан­ных в «Вологодских епархиальных ведомостях». Автором предпринята попытка анализа их количественных и качественных показателей, выявления преобладающих форм проповедей и их тематики. Период второй половины XIX – начала XX века оценён автором как время «наивысшего расцвета проповедничества православного приходского духовенства» [16, c. 50]. Основной источниковой базой статьи Е.С. Фасхутдиновой является церковная периодика – журнал «Вологодские епархиальные ведомости» за период 1866-1876 гг., 1892 г., 1896 г. В заключении автор приходит к выводу, что проповеди вологодских архиереев второй половины XIX – начала XX века являются особо ценными источниками, которые дают важные сведения относительно общественно-церковного служения православ­ного духовенства рассматриваемого периода [16, c. 53].

К первой группе исследований следует также отнести монографию Л.К. Гостиевой, в которой исследуется жизнь и проповедническая деятельность двадцати наиболее активных деятелей и проповедников РПЦ, с которыми автор связывает процесс становления православия в Осетии во второй половине XIX – начале XX века [2], а также статью О.П. Цысь, в которой предпринята попытка раскрыть образ Палестины на примере проповеднической деятельности Томского отдела Импера­торского Православного Палестинского общества (далее – ИППО) [17, c. 113-117]. Источником формирования данного образа для автора служили методические рекомендации, опубликованные в изданиях Императорского общества, а также «тематические предпочтения для слушателей». На основе источников, таких как «Беседы о Святой земле», «Палестинские листки», «Троицкие листки», «Путевые записки русского пастыря о священном Востоке А. Анисимова» и др. автор приходит к выводу, что «образ Палестины в трактовке сотрудников Томского отдела ИППО хотя и претерпевал определённую эволюцию, но в целом включал несколько стабильных элементов. В-первых, перед слушателями представала исконно православная земля…. Во-вторых, Палестина рассматривалась как «духовная родина» христианина…. В‑третьих, «бескорыстная» деятельность русских в Святой земле проти­вопоставлялась алчным устремлениям западных стран. В-четвёртых, представление о Палестине трансформировалось в соответствии с общей ситуацией в мире. В частности, существенную роль в изменении образа Палестины сыграло начало Первой мировой войны, когда впервые был поставлен вопрос о её политическом будущем, в устроении которого Россия выражала желание принять активное участие» [17, c. 114, 117].

Вторая группа исследований охватывает период от начала XX века вплоть до Первой мировой войны включительно. В рамках данного периода следует назвать работы С.С. Рягузова, А.С. Байрамукова, О.С. Павловой. В статье кандидата исторических наук, преподавателя истории и обществознания Каргапольского педагогического колледжа С.С. Рягузова анализируются особенности проповеднической деятель­ности северного духовенства в начале XX века. Основное внимание С.С. Рягузов уделяет тематике и видам проповедей, которые, по мнению автора, в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.) начинают приобретать явное социально-политическое значение, не сумев достичь своей главной цели – «стабилизировать политическую ситуацию в стране» [15].

А.С. Байрамуковым проанализирован проповеднический аспект в деятельности православного духовенства в годы Русско-японской войны (1904-1905 гг.) [1, c. 232-234]. В статье при анализе проблем проповеднической деятельности среди солдат автор приходит к выводу, что «проповедническая деятельность оставалась делом личных усилий полкового и госпитального священника», которой многие священники в силу своей низкой подготовки пренебрегали [1, c. 233-234]. Проповедническая деятельность духовенства в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) проанализирована О.С. Павловой [12, c. 157-159]. По мнению автора, данная деятельность сводилась к «объяснению значения переживаемых событий, возрождению патриотических чувств в народе» [12, c. 159].

Третья группа публикаций представлена работами, посвящёнными проповеднической деятельности православного духовенства во время социально-политического кризиса в России в 1917-1920 гг. Здесь прежде всего следует упомянуть работы старшего преподавателя кафедры истории и теории религии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Д.В. Олихова. Д.В. Олиховым выявлены главные задачи церковной антибольшевистской борьбы в Сибири в годы Гражданской войны. Проанализирована деятельность осведомительных отделов при православных благочиниях, проповедническая деятельность духовенства, которая сводилась к «ведению агитации и сбору сведений о партизанах» [10]. Кроме этого, Д.В. Олиховым проведено иссле­дование такой малоизученной темы, как организации проповеднических отрядов в Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. Определены основные направления деятельности Временного церковного управления Сибири по развитию духовного просвещения в армии, подъёму религиозно-нравственного духа воинов. Следует также отметить, что организация проповеднических отрядов автором трактуется «как форма миссионерской работы» [9].

О.С. Павловой на основе материалов воспоминаний епископа Уфимского и Мензеленского Андрея (Ухтомский) рассматривается его проповедническая деятельность среди солдат и офицеров в 1917 г., что позволило автору сделать вывод о противоречивости общественно-политических процессов, происходивших в стране [11, с. 10-11].

Четвёртая группа публикаций представлена работами иерея, председателя историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно- и церковнослужителях Курской епархии В. Русина, Е.С. Забавниковой и В.В. Калашника. В. Русиным дан под­робный анализ проповеднической деятельности епископа Белгородского (впоследствии архиепископа Курского и Обоянского) Онуфрия (Гагалюка), рассмотрена и изучена тематика проповедей, а также различные религиозно-философские толкования епископа Онуфрия относительно Церкви, смысла жизни, религии. Дана оценка богословским сочинениям Онуфрия, имеющим, по мысли автора, «апологетическую направленность», сформирован образ священно­служителя как поборника «обновленческой схизмы» [14, c. 65-71].

В статье Е.С. Забавниковой рассматривается проповедническое наследие доктора медицинских наук, профессора, архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (Войно-Ясенецкого) в качестве «дискурсивного публицистического текста». Автор на примере опубли­кованных проповедей архиепископа Луки на страницах Журнала Московской Патриархии за июнь 1945 г. пытается показать, как и каким образом гомилетический текст связан с церковной журналистикой. Кроме того, Е.С. Забавникова предлагает рассматривать проповедни­ческий текст в целом как жанр церковной журналистики [3, c. 74-78].

В статье даётся авторская оценка диссертационным исследованиям, посвящённым проповедническому творчеству В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.В. Поповой «Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого» и Н.Д. Мостицкой «Христоцентричная модель творческого развития личности: на примере творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого». По мнению автора, в данных исследованиях, фактически единственных на сегодняшний день, «основное внимание акцентировано на этической составляющей и культурологическом анализе творчества знаменитого врача-архиепископа, рассматриваются основные произведения его жизни – «Очерки гнойной хирургии» и философско-богословские труды «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Автором предпринята попытка рассмотреть особенности публицистического стиля архиепископа Луки в церковной периодике с учётом влияния внутриполитической ситуации в стране [3, c. 74].

Анализ проповеднической и публицистической деятельности православного духовенства в годы Великой Отечественной войны выполнен В.В. Калашником. Особое внимание В.В. Калашник уделяет проповедям как средству духовного воздействия на сознание верующих. Основной целью, стоявшей перед автором, являлось определение характера и типологии проповедей и публицистических материалов священнослужителей РПЦ. Статья подробно раскрывает суть проповедей как одной из форм патриотической деятельности Церкви в годы войны [4, c. 67-74].

Пятая группа публикаций, завершающих данный историографи­ческий обзор, представлена работами историков, основное внимание которых уделено источникам и методам контроля над проповеднической деятельностью православного духовенства со стороны уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (далее СД РПЦ/религий). Это прежде всего статьи А.В. Киналь, О.Б. Молодова и К.Ю. Поповой. Исследование проповеднической деятельности православного духо­венства Пензенской области в 1940-1980-е годы проведено в статье А.В. Киналь. В своей работе автор основное внимание акцентирует на содержании проповедей, религиозных и светских сюжетах, отра­жённых в них. Анализируется деятельность конкретных священников Пензенской области, которая, по мнению автора, была направлена «на систематизацию проповеднической активности местных священ­ников. Кроме того, автором рассмотрены основные мероприятия пензенского уполномоченного СД РПЦ/религий Н.И. Лысманкина за контролем над проповедями православного клира. Однако данный аспект исследован очень поверхностно [5].

Более предметный анализ форм и методов контроля над проповедями духовенства представлен в статьях О.Б. Молодова и К.Ю. Поповой. Авторы на основе региональных архивных материалов (Вологодской области и Южного Урала) излагают историю организации по контролю над проповеднической деятельностью духовенства Русской Православной Церкви в 1960-1980 гг. Для статьи К.Ю. Поповой характерно дословное цитирование проповедей священнослужителей, нашедших своё отражение в отчётах уполномоченных Совета по делам религии [13, c. 263-273]. Статья О.Б. Молодова выполнена в рамках того же предметного поля, что и у К.Ю. Поповой, но отличается иным авторским подходом к пониманию православной проповеди духо­венства во второй половине – конце XX в. В 1960-1980 гг. О.Б. Молодов, основываясь на архивных документах и мемуаристике, рассматривает проповедь как инструмент религиозной пропаганды, который с учётом внутриполитической советской действительности, по мнению автора, требовал «особого внимания атеистической общественности» [8].

Таким образом, исходя из проведённого историографического обзора, следует сделать вывод о том, что проповедническая деятельность православного духовенства во второй половине XIX – конце XX века представляет собой новое, практически не изученное направление в современной отечественной исторической науке, начало которого следует относить к 2010-м годам. За период 2010-2017 гг. историками проанализированы особенности проповеднической деятельности северного духовенства в начале XX века, деятельность осведомительных отделов при православных благочиниях в Сибири в годы Гражданской войны; дан подробный анализ проповеднической деятельности отдель­ных священнослужителей; рассмотрена и изучена тематика проповедей; определён характер и типология проповедей и публицистических материалов священнослужителей РПЦ в годы Великой Отечественной войны; выявлены источники и методы контроля над проповеднической деятельностью православного духовенства со стороны уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви в 1960-1980 гг.

Однако практически не изученной остаётся проповедническая и публицистическая деятельность православного духовенства в первое послевоенное время (1946-1953 гг.), в частности проповедническая и публицистическая деятельность митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова), митрополита Коломенского и Крутицкого Николая и др. Изучение проповеднической и публи­цисти­ческой деятельности православного духовенства в послевоенный период позволит более детально осветить сферу церковной гомилетики и журна­листики первых послевоенных лет и тем самым пополнить недостающий арсенал современных публикаций, посвящённых данной проблеме.

 

Список литературы:

  1. Байрамуков А.С., Гагуева Ф.Р. Проповедническая деятельность военного духовенства в русско-японской войне / World Science: Problems and Innovations. Сб. статей победителей XI Международной научно-практической конференции (Пенза, 25 июня 2017 г.). – Пенза, 2017. – С. 232-234.
  2. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: Очерки о православном духовенстве второй половины XIX – начала XX в. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 557 с.
  3. Забавникова Е.С. Проповеднический текст в православной журналистике (на примере публикаций архиепископа Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в «Журнале Московской Патриархии» 1940-х гг.): В 3-х ч. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 4 (34). – Ч. III. – С. 74-78.
  4. Калашник В.В. Проповедническая и публицистическая деятельность православного духовенства Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3 (77). – Ч. 2. – С. 67-74.
  5. Киналь А.В., Мику Н.В. Проповедническая деятельность православного духовенства Пензенской области (1940-1980 гг.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46272 (Дата обращения: 27.03.2018).
  6. Кошелева А.И. Проповедническая деятельность приходского духовенства в епархиях Среднего Поволжья в пореформенный период (На примере Пензенской и Самарской епархий) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 2 (6). – С. 38-39.
  7. Кошелева А.И. Проповедничество приходского духовенства Пензенской и Самарской епархий в пореформенный период // Вестник СамГУ. – 2011. – № 4 (85). – С. 71-74.
  8. Молодов О.Б. Источники о контроле за проповедями православного духовенства Вологодской епархии в 1960-1980-е гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vestarchive.ru/2012-4/2535-istochniki-o-kontrole-za-propovediami-pravoslavnogo-dyhovenstva-vologodskoi-eparhii-v-19601980-e-.pdf (Дата обращения: 30.03.2018).
  9. Олихов Д.В. Организация проповеднических отрядов к Сибирской армии адмирала А.В. Колчака временным высшим церковным управлением Сибири [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vivliophica.com/articles/history/119795/1 (Дата обращения: 2.04.2018).
  10. Олихов Д.В. Проповедническо-осведомительная деятельность сибирского православного духовенства в период Гражданской войны [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rummuseum.info/node/5794 (Дата обращения: 2.04.2018).
  11. Павлова О.С., Салахова ЭТ. Проповедническая деятельность епископа Уфимского и Мензелинского Андрея среди солдат и офицеров в 1917 году // Международный научно-практический журнал «Интеграция наук». – 2016. – № 4 (4). – С. 10-11.
  12. Павлова О.С. Социальная и проповедническая деятельность Уфимского епархиального духовенства в годы Первой мировой войны: В 3-х ч. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 11 (61). – Ч. II. – С. 157-159.
  13. Попова К.Ю. Организация контроля за проповеднической деятельностью православного духовенства со стороны уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР в 1960-1980-е гг. (на материалах Южного Урала) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – 2014. – Вып. 2 (2). – С. 263-273.
  14. Русин В. Иерей. Эпистолярное наследие священномученика Онуфрия (Гагалюка). Из фондов Харьковского церковно-исторического музея / Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского (сб. науч. трудов). – Курск, 2017. – С. 65-71.
  15. Рягузов С.С. Особенности проповеднической деятельности северного духовенства в начале XX века [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/conf/marginalii-2010/adds.htm (Дата обращения: 2.04.2018).
  16. Фасхутдинова Е.С. Проповеди вологодских архиереев второй половины XIX – начала XX века // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 3. – Т. 2. – С. 50-54.
  17. Цысь О.П., Цысь В.П. Образ Палестины в проповеднической деятельности Томского отдела Императорского Православного Палестинского общества / Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 20-летию высшего исторического образования в ХМАО-Югре (г. Нижневартовск, 24-25 октября 2013 г.) / Отв. ред. Я.Г. Солодкин. – Нижневартовск, 2013. – С. 113-117.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.