Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2018 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АРХЕТИПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВЕДУЩЕЙ: ОБРАЗ МАТЕРИ
Телевидение немыслимо без аудитории, подчиняющейся законам больших групп. Ещё во второй половине XIX века французский социолог Гюстав Лебон попытался теоретически обосновать наступление «эры масс». Он полагал, что в связи с эмоциональной неустойчивостью и низким интеллектуальным уровнем больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты [2].
По словам В.Г. Горчаковой, массовой аудитории присущи такие черты, как консервативность и наличие неоспоримого образа реальности, с которым соотносится вся получаемая информация [1]. По сути, такой образ является мифом, но массовое сознание всё равно верит в его действительность. Всемирно признанный исследователь мифологии М. Элиаде считает свойством человека постоянный возврат к вечным, мифологическим ценностям [5], и российское телевидение пользуется этим, формируя образы ведущих программ. Приоритеты бессознательного в СМИ бесспорны, ведь мифологемы хранятся в нашей памяти в течение тысячелетий. При смене основного канала коммуникации (от печати к телевидению) наглядная форма, то есть образность, стала одним из самых важных средств повышения эффективности влияния на аудиторию. Но культурные прототипы не изменились: герои мифов и сказаний перекочевали на телеэкраны, продолжая своё многовековое воздействие на массовое сознание.
Основатель аналитической психологии К. Юнг считал, что существуют типы образов, которые часто повторяются и имеют определённые значения ‒ архетипы. Они лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок, сюжетов художественных произведений. Он отмечал, что «…если мы не можем устранить архетипы…, то на каждой новой ступени, достигнутой цивилизацией в дифференциации сознания, мы сталкиваемся с задачей поиска новой интерпретации, приемлемой для данной ступени, с тем чтобы связать все еще существующую в нас жизнь прошлого с жизнью настоящего, которая угрожает ускользнуть от этого» [4].
Массовая аудитория бессознательно тяготеет к мифологическим образам, и создатели телевизионного контента с удовольствием используют эту модель. Получается, что для создания эффективного образа героев экрана используется архетипический имиджевый маркетинг, целью которого является продажа имиджа «звезды» вожделеющему этот образ массовому зрителю с массовым сознанием [3]. Из множества мифологических архетипических образов, имеющих место на российском телеэкране, нас заинтересовал архетип Матери.
Приведём основные характеристики мифологического архетипа Матери. Мать верит, что наделена неограниченными способностями к любви, и посвящает себя служению другим. Но при этом Мать считает, что все беспомощны и зависят от неё, и в её образе проявляются черты тирании, способные разрушать личность людей, попавших под её влияние [4, с. 93].
На российском телевидении имеется целый спектр героинь-матерей, использующих в своих образах разные оттенки данного архетипа. Рассмотрим двух из них, участвующих в программах на «Первом канале» ‒ Елену Малышеву в «Жить здорово!» и Надежду Бабкину в «Модном приговоре».
Более 20 лет Елена Малышева считается главным телевизионным доктором нашей страны. В материнском образе присутствуют черты, свойственные образу целителя ‒ доброта, сострадание, забота, служение другим людям и т. д. А главное ‒ мать, как и врачи, даёт жизнь. Поэтому в образе ведущей медицинской программы Елены Малышевой доминирует светлое начало архетипа Матери.
В первую очередь, врач ассоциируется у зрителя с белым халатом. Коллеги Малышевой по программе «Жить здорово!» одеваются по медицинскому «дресс-коду», а сама телеведущая ‒ нет. Она выбирает изящные наряды светлых тонов, что делает из неё не просто медицинского работника телеэфира, а, первым делом, женщину, то есть мать.
Главное средство Малышевой в достижении желаемого образа матери ‒ это коммуникация с гостями программы. По сути, это одна из её основных задач как телеведущей «Жить здорово!» ‒ она вызывает гостя, общается с ним по поводу проблем со здоровьем, а после передаёт человека в руки своих коллег-специалистов. Несмотря на пол, возраст, внешний вид и заявленные проблемы, каждого из гостей ведущая очень ласково принимает и вовлекает в обсуждение темы программы. Конечно, она может сделать и замечание человеку, но, опять-таки, в доброй форме.
Несмотря на настолько положительные черты в материнском образе Малышевой, она считается скандальной ведущей, в частности, из-за некоторых сексуальных тематик, довольно часто освещающихся в программе. Конечно, это делается не столько для сексуального воспитания телезрителей, сколько для высоких рейтингов ‒ «перлы» Малышевой на взрослые темы имеют популярность в Интернете. Но ведь секс ассоциируется и с архетипом Матери, которая грешна уже только по своей возможности деторождения. Нам кажется, что этот аспект также помогает Малышевой в создании образа матери.
В отличие от позитивного образа матери, негативное материнское начало в имидже как раз-таки будет содержать ещё большую порочность, бывалость и намёки на богатый жизненно-семейно-эротический опыт. При воссоздании такого архетипа в своём образе телеведущие делают акцент на животное начало человека и эмоции. Яркая представительница этого образа ‒ народная артистка России Надежда Бабкина, одна из ведущих программы «Модный приговор».
Рассмотрим аспекты образа Бабкиной. Как говорилось выше, негативный образ матери должен иметь намёки на богатый жизненный опыт. Надежда Бабкина не скрывает от общества свою личную жизнь. Первый муж ушёл от неё, не захотев быть просто мужем известной и успешной женщины. Долгое время артистка не заводила отношений, посвятив всю себя воспитанию сына и работе в своём ансамбле. И лишь спустя долгое время Бабкина вновь нашла любовь ‒ но её новый избранник на целых 30 лет моложе звезды. Поэтому можно смело предположить, что такие моменты своей биографии артистка использует для достижения образа матери.
Её внешний вид также разработан в рамках негативного архетипа Матери. Бабкина выглядит ярко, в одежде, цвете волос, макияже и даже маникюре использует «хищные» оттенки (чёрный и красный).
Как и у Малышевой в «Жить здорово!», главная задача Надежды Бабкиной ‒ коммуникация с гостями студии. Она берёт под свою опеку героиню программы и старается защитить от других ведущих и родственников, недовольных внешним видом героини. Делает она это яростно, с пылом, порой снижая свою лексику. И в чём бы ни обвиняли героиню, Бабкина находит оправдание ей, точно мать в отношении своего ребёнка. Можно сказать, что её аргументы в защиту героинь носят деспотичный характер.
Мифологические архетипы имеют множество сторон, а значит, могут иметь и множество исполнений на телеэкране. Это удобно для российских телеканалов, контент которых зачастую имеет тематическую схожесть, но разную целевую аудиторию. Таким образом, с помощью мифологии телевидение приобретает многогранность, а значит, становится более образным.
Список литературы:
- Горчакова В.Г. Имидж телеведущего как модель самоидентификации / В.Г. Горчакова (электронный ресурс) Режим доступа: [http://www.ipk.ru/index.php?id=1557] (Дата обращения: 11.12.2017).
- Лебон Г. // Психология народов и масс (электронный ресурс) Режим доступа: [https://www.litmir.me/br/?b=82379&p=2] (Дата обращения: 26.11.2017).
- Цуканов Е.А., Цуканова И.В. Мифологический архетип как основа имиджа телеведущего: чудесные метаморфозы образа в современных масс-медиа / Е.А. Цуканов, И.В. Цуканова. ‒ Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. – С. 227 – 232.
- Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. – К.–М.: Порт-Рояль – Совершенство, 1997. – 384 с.
- Элиаде М. // Википедия (электронный ресурс) Режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Элиаде,_Мирча] (Дата обращения: 04.12.2017).
дипломов
Оставить комментарий