Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VI-VII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 февраля 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мацюк Д.А. КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. VI-VII междунар. науч.-практ. конф. № 1-2(4). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 51-55.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД КАК НОВЫЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Мацюк Дмитрий Анатольевич

канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры Ассамблеи народа Казахстана и социально-политических дисциплин Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова,

Казахстан, г. Актобе

THE PEOPLE OF KAZAKHSTAN AS A NEW SUBJECT OF MODERN CULTURE

 

Dmitry Matsyuk

candidate of Science, senior teacher of the department of Assembly of people of Kazakhstan and social-political disciplines of the Aktobe regional state university the name of К. Zhybanov,

Kazakhstan, Aktobe

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье исследуется феномен казахстанского народа как общности граждан Республики Казахстана, находящихся под его политико-правовой защитой. Рассматривается история формирования многонационального состава страны, а также его современные этно­культурные процессы.

 

Ключевые слова: народ; консолидация; культура межнацио­нального общения; ценность мира; независимость; гражданская идентичность.

Keywords:people; consolidation; culture of interethnic communication; the value of peace; independence; civil identity.

 

Многонациональный состав населения стал важным наследием советов усматривали в данной ситуации только опасность. Однако вопреки печальным прогнозам, Казахстан смог не только избежать подобных явлений, но и выстроить собственную модель межнациональных отношений.

Так, уже в первые годы независимости Президент Н.А. Назарбаев выступил с инициативой консолидации этнокультурных объединений республики в единую организацию под названием Ассамблея народов Казахстана. Это был важный задел, способствующий конструиро­ванию новой модели межнациональных отношений, в рамках которой, казахский народ выступал в роли консолидирующего фактора сплочения иных национальностей. Уже, 16 февраля 1995 г. Президент Н. Назарбаев встретился с руководителями национальных культурных центров. В ходе встречи глава страны обрисовал собравшимся всю серис­ленные межнациональные конфликты в Таджикистане, Узбекистане, Прибалтике). Далее Н.А. Назарбаев отмечал, что для сохранения и укрепления межнационального согласия в республике назрела необходимость создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и единения народов Казахстана – как консультативно-совещательный орган при президенте.

Важной функцией Ассамблеи народов Казахстана уже с первых лет своей деятельности стало объединение усилий граждан в рамках функц­ции межнациональных отношений на местах. Так, стали организовы­ваться и проводить свою просветительскую работу русский, украинский, белорусский, болгарский, чечено-ингушский, татаро-башкирский, еврейский, немецкий, армянский, азербайджанский, узбекский и другие этнокультурные центры во всех областях Казахстана. На сегодняшний день из 120 представленных в республике этнических групп 46 имеют свои этнокультурные центры [1]. В 2007 г. в рамках конституционной реформы Ассамблея получила право избрать девять депутатов Мажилиса парламента. Таким образом, был введен конституционный механизм представительства интересов этносов в парламенте страны. Более того, Ассамблея НАРОДОВ Казахстана была переименована в Ассамблею НАРОДА Казахстана.

Какие же политические и этнокультурные условия повлияли на процесс зарождения и развития КАЗАХСТАНСКОГО НАРОДА как нового субъекта современной культурной реальности? Попытаемся ответить на данный вопрос, приведя ряд доводов:

Во-первых, в 1991 г. Казахстан получил статус независимого государства. Данное обстоятельство уже в первые месяцы признали такие страны-лидеры мировой политики, как США, Великобритания, Китай, го развития наша республика сумела наладить эффективные полити­ческие, экономические и культурные связи практически со всеми странами ООН;

Во-вторых, Казахстан унаследовал от предыдущей советской эпл широту всех прав и свобод;

В-третьих, режим недопущения межнациональных конфликтов ­е общество осознанно реализует политику межнационального и меж­ко не зафиксировала в стране крупномасштабных межэтнических трений. К тому же шло увеличение количества смешанных браков, расширение сферы деятельности этнокультурных центров, государственное покровительство развитию национальных театров, школ, выпуск национальных периодических изданий и т. д. Все эти явления явились предпосылкой к рождению новой КАЗАХСТАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ;

В-четвертых, исходя из реальной практики общественных отно­шений, отечественные исследователи стали говорить о «казахстанской модели» построения этнополитики. Важным в ее рамках стало уделение внимания не только казахскому народу, но и другим народам республики, которые волей судьбы стали ее гражданами. Более того, на международной арене Казахстану необходимо было показать наличие в его внутренней жизни благоприятных условий развития национальных меньшинств, а это, в свою очередь, явилось важным критерием демократизации политической системы республики и приверженности казахстанских властей соблюдению прав человека;

В-пятых, вышеперечисленные условия и факторы неизбежно рождали появление новой гражданской общности граждан Казахстана под названием «КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД». Более того, понятие «казахстанский народ» стал синонимом гармонизации межэтнических отношений между собственно казахским народом и другими этносами, нал новой гражданской общностью, (т. е. общностью граждан Казахстана, находящихся под его общей юрисдикцией). Некоторые исследователи даже стали приводить определенные исторические параллели с такими феномене» и т. д.;

В-шестых, казахстанский народ, невзирая на критику ряда отечественных оппозиционеров, является современной культурной реальностью, олицетворением нового Казахстана с его цивилизованной формой межэтнических отношений. Казахский народ в теснейшей культурной связи с представителями иных (неказахских) этнокуль­турных центров республики составляет единый казахстанский народ. Как в этой связи подчеркивал Президент Н.А. Назарбаев: «Мы создали Казахстан, теперь задача создать казахстанцев» [2];

В-седьмых, классическим воплощением феномена казахстанского народа с его особой внутренней системой межгрупповых отношений, явилась деятельность такого уникального института гражданского общества, как АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА. Создание и деятельность Ассамблеи народа Казахстана является одним из важных критериев демократизации общественной жизни страны в рамках консолидации ее широких слоев населения. Зародившись как консультативно-совещательный орган при Президенте, Ассамблея за 22 года существования сумела трансформироваться из наблюдателя в активного участника политического процесса страны, представляя своих депутатов в Парламенте. Деятельность Ассамблеи способ­ствовала обогащению лексикона нашего общества такими новыми понятиями как «казахстанский народ», «казахстанская идентичность», «казахстанский патриотизм» и т. д. Поэтому позитивная роль Ассамблеи народа Казахстана на лицо. Недаром, бывший Генеральный секретарь Организации объединенных наций Кофи Аннан однажды назвал Ассамблею народа Казахстана моделью мира, «ООН в миниатюре» [3, с. 115].

Таким образом, КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД есть новая страница современной жизни республики. Насколько позитивным будет его развитие, покажет время. Однако весьма отрадно осознавать то, что в условиях политическому, экономическому и культурному вмешательству извне, Казахста которая находит признание со стороны всего мирового сообщества. Как известно, стабильность – это залог процветания. Поэтому, только двигаясь в подобном направлении, наше общество сумеет стать поистине конкурентоспособным, а девиз: «Многонациональность – не недостаток, а преимущество общества» [4, с. 25] станет визитной карточкой Казахстана на долгие годы.

 

Список литературы:

  1. Проект "Доктрины Национального единства Казахстана" // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?Month=11&Day=5&Year=2009 (Дата обращения: 05.11.2009).
  2. Выступление Н.А. Назарбаева на седьмой сессии Ассамблеи народов Казахстана. Декабрь 2000 г. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.akorda.kz/ (Дата обращения 15.12.2012).
  3. Мурадов А. Национальное единство и духовное согласие – наше главное достояние // Ассамблея народа Казахстана в истории страны. – Алматы: КАЗакпарат, 2015. – 264 с.
  4. Аманова А.С. Казахстанская модель межэтнического согласия – уникальный опыт межнациональных отношений // Евразийские исследования в гуманитарных науках: успехи, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции (28-29 ноября 2013 г.) / Под ред. М.Ю. Спириной, А.А. Торопыгиной. Часть I. - СПб., 2013. С. 20-26.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий