Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алибекова Э.И., Омаров А.И. ИЗ ИСТОРИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕНЕРАЛА-ФЕЛЬДМАРШАЛА КНЯЗЯ А.И.БАРЯТИНСКОГО В ДАГЕСТАНЕ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(3). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 21-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗ ИСТОРИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕНЕРАЛА-ФЕЛЬДМАРШАЛА КНЯЗЯ А.И.БАРЯТИНСКОГО В ДАГЕСТАНЕ

Алибекова Эльвира Ильмаровна

магистрант Дагестанского государственного университета,

РФ, г.Махачкала

Омаров Абдулкадыр Исаевич

проф. Дагестанского государственного университета,

РФ, г.Махачкала

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка осветить некоторые аспекты деятельности известного российского военного и административного деятеля А.И. Барятинского.

Биографические данные позволяют значительно полнее воссоздать исторический портрет А.И. Барятинского. Анализ ранней деятельности российского наместника на Кавказе, изучение его военного опыта дает возможность лучше понять основные пункты плана покорения горских народов. Отдельного внимания заслуживает административное управление Северо-Восточным Кавказом в период наместничества А.И. Барятинского.

Немаловажной представляется характеристика личностных качеств российского государственного деятеля, сумевшего добиться мира на Кавказе.

 

Ключевые слова: война, администрация, покорение, интеграция, план, проект, Дагестан, Кавказ, царизм, политика, империя, имам Шамиль, горцы.

 

Среди плеяды известных российских военных и администраторов особое место занимает генерал-фельдмаршал князь А.И. Барятинский. Именно с его именем связано окончание Кавказской войны XIX века на территории Северо-Восточного Кавказа и первые администра­тивные меры по введению «военно-народной» системы управления среди горских народов. Князь Александр Иванович (2(14). 05.1815 (с. Ивановское) – 26.02(09.03).1879, Женева) принадлежал к старинному знатному роду, «был Рюриковичем в двадцатом колене» [1, с. 231]. Его отец князь Иван Иванович (1772-1825) являлся одним из состоя­тельнейших людей Российской Империи. Александр Иванович получил прекрасное домашнее образование. В возрасте 10 лет он потерял отца, и через 4 года его мать Мария Федоровна, тяжело переживавшая смерть мужа, отвезла его вместе со своим вторым сыном Владимиром в Москву. Он отказался поступать в Московский университет, решив стать военным человеком. В возрасте 16 лет юноша собрался поступать на военную службу. Его семья была против этого решения, но, одержав победу в борьбе с родными, он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с зачислением в Кавалергардский полк.

Поначалу Барятинский вел весьма легкомысленный и рассеян­ный образ жизни, чем вызвал недовольство императора Николая I. Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров юноша так и не окончил из-за своего плохого поведения [2, с. 1]. Но в 1831 году он приступил к военной службе в чине юнкера в Кавалергардском полку. Так и началась его военная карьера, которая продолжалась около 30 лет.

В 1833 г. в возрасте 18 лет Барятинский был переведен в первый офицерский чин корнета с зачислением в Лейб-кирасирский полк. Ему не нравилась служба в столице. Позднее А.И. Барятинский отправился на Кавказ, где шла война с так называемыми «немирными» горцами. Кавказ и стал для Александра Ивановича «школой характеров» [2, с. 2]. В 1835 году в экспедиции генерала Вельяминова молодой офицер Барятинский во главе сотни казаков в одном из боев бросился в атаку, обратив противника в бегство, но получил пулевое ранение правого бока, после чего вынужден был вернуться в Санкт-Петербург. Врачам не удалось извлечь пулю, и она осталась в теле до конца его жизни. Александр Иванович за этот бой был награжден золотой саблей с надписью: «За храбрость».

Принадлежность к княжескому роду обеспечила ему положение при дворе государя Николая I. После лечения в г. Санкт-Петербурге 1 января 1836 года А.И. Барятинского назначили адъютантом при великом князе, наследнике Александре Николаевиче (будущем импе­раторе Александре II). А.И. Барятинский был продолжателем традиций А.П. Ермолова и М.С. Воронцова. Действия генерала Барятинского носили наступательный характер [3, с. 62-107].

Благодаря своей храбрости, заботе о подчиненных – от нижних чинов до офицеров, талантливому командованию Александр Иванович приобрел огромную популярность среди кавказских войск. В 1845 году он вернулся на Кавказ уже в чине полковника. В дальнейшем коман­довал батальоном Кабардинского полка, участвовал в Даргинской экспедиции против имама Шамиля. При занятии Андийских высот Барятинский вновь получил ранение и отправился в Санкт-Петербург для лечения. Но долго находиться там ему было невыносимо, и, восхищенный Кавказом, князь твердо решил вернуться туда.

В 1847 году А.И. Барятинский был назначен командиром Кабардинского полка. 23 июня 1848 г. полк отличился в бою при Гергебиле, за что князь был удостоен чина генерал-майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества [4, с. 30]. Участвуя в боях, Барятинский находил время и для изучения истории Кавказа. В 1850 году по причине нежелания жениться на М. Столыпиной, предназначавшейся ему Николаем I, он оказался в немилости у царя, был отстранен от командования полком. Решив себя обезопасить на будущее, Александр Иванович передал свои права на владение значи­тельной доли собственности младшему брату. Также он ограничил круг своего общения, светские знакомства, намеренно «опростился» и много времени уделял изучению вопросов, относящихся к Кавказу, обдумывая при этом варианты его окончательного покорения. Так как значительная часть работы была проведена его предшественниками А.П. Ермоловым и М.С. Воронцовым, князю оставалось увенчать ее окончательной победой и пленением имама Шамиля. Но эта задача представлялась ему отнюдь не такой однозначной.

В 1853 году А.И. Барятинский был выдвинут на должность начальника главного штаба русских войск на Кавказе и пожалован в генерал-адъютанты. В период Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. пришлось сократить число войск на Северном Кавказе и перейти к оборонительной тактике. Хотя позиции русской армии в Дагестане и Чечне были достаточно прочны для того, чтобы отразить любое нападение имама Шамиля, до победы было далеко. Барятинский успел достаточно глубоко изучить Кавказ и жизнь его народов и, исходя из этого, у князя сложились собственные взгляды на то, какой должна быть политика на Кавказе.

В 1856 году император Александр II, высоко ценивший и уважав­ший Барятинского, назначил его главнокомандующим и наместником на Кавказе с производством в генералы от инфантерии. Именно с этого момента князь получил возможность, собрав всю свою энергию, завершить многолетнюю борьбу России за этот обширный край [5, с. 26]. Кавказские войска очень ценили и уважали А.И. Барятинского и с огромной радостью встретили его, помня его прошлые боевые заслуги. При вступлении в новую должность князь обращается с искренними словами благодарности: «Войска Кавказа! Смотря на вас и дивяся вам, я взрос и возмужал. От вас и ради вас осчастливлен назначением быть вашим вождем. Трудиться буду, чтобы оправдать великую милость, счастье и великую для меня честь».

Вступив в управление краем, где велась нескончаемая борьба, стоившая и Российской империи, и Кавказу огромных людских жертв и материальных затрат, Александр Иванович поставил перед собой задачу завершить успокоение Кавказа [5, с. 29-32].

Огромный интерес и активное стремление к изучению Кавказа очень помогли Александру Ивановичу в деле «замирения» горного края. Барятинский вел дружелюбную политику по отношению к мирным горцам, щедро одаривая местную знать и тем самым укрепляя свои позиции и ослабляя противника. Главнокомандующий часто объезжал действовавшие на Восточном Кавказе войска для внесения каких-либо изменений в план наступления на позиции имама Шамиля. Это воодушевляло и придавало уверенности подчиненным начальникам и войскам.

После поражения в Крымской войне Россия углубилась в свои внутренние проблемы, которые требовали немалых средств. Александр Иванович настаивал на расширении зоны военных действий на Кавказе. Наместник хотел увеличить численность войск, намного превышавшую ту, которая была в 1853 году, перед тем как их отправили на Крымскую войну.

В 1856 году Барятинский представил Александру II подробный план покорения Кавказа, основанный на идее А.П. Ермолова и дополненный проектом кардинальных преобразований кавказской армии. Вместе со своим единомышленником и начальником штаба Д.А. Милютиным он предложил разделить Кавказ на военные округа, предоставив командующим достаточную самостоятельность в рамках общего руководства со стороны наместника. Но военное и финансовое министерства оказывали князю сильное противодействие, так как его план требовал немалых средств. Все упиралось в деньги. Кроме того, их раздражали его положение и высокий статус, дружба с императором Александром II. Естественно, министры, в свою очередь, пытались с различных сторон давить на императора.

Их поддерживал и министр иностранных дел А.М. Горчаков, который считал, что Кавказская война могла поссорить Санкт-Петербург с Турцией и Англией. Император Александр II поддерживал А.М. Горчакова в вопросе о целесообразности приостановки военных действий в Чечне и Дагестане на неопределенное время и даже заключения с Шамилем компромиссного соглашения. Это очень задело Барятинского: он понимал, что у него хотят украсть победу, и это было проявлением неуважения к русской армии на Северном Кавказе. Это могло негативно сказаться на боевом духе войск, который и так был подорван после поражения в Крымской войне. Армии хотелось восстановить веру в собственные силы. В своих письмах к императору Барятинский предлагал увеличить расходы на Кавказскую войну или же вовсе отказаться от нее. Доводы Барятинского произвели большое впечатление на императора Александра II, и он издал соответствующие распоряжения в поддержку планов князя Александра Ивановича, хотя императора одолевали сомнения вплоть до пленения имама Шамиля.

В одном из своих писем с Кавказа известный российский военный историк Р.А. Фадеев отмечал, что «князь Барятинский испросил новое разделение края на самостоятельные районы ... вверил их опытным начальникам... Вместо отрывочных экспедиций предшество­вавшего времени началось общее, непрерывное наступление ... отчего вдруг явно выказалось преимущество постоянной агрессии перед скопищами горцев, которые не могли выдерживать слишком продолжительных походов, потому что должны были сами содержать себя полевою работою. Положено основание разумной системы управления покорными, обеспечивающей их участь и вследствие того привлекшей к нам те элементы в горском союзе, которые не были непримиримо враждебны, как ясно выказалось при покорении Чечни, а потом и в Дагестане» [6, c. 134-135].

Развитием этого взгляда, по сути дела, является и мнение В.В. Дегоева о том, что «поражение Шамиля, обусловленное продуманной высшей и социально-политической стратегией Воронцова-Барятинского, заставило многих сделать пророссийский и проимперский выбор... В Кавказской войне горцы проиграли свое прошлое, но выиграли будущее» [7, c. 373].

Кроме того, А.И. Барятинский осознавал, что недостаточно покорить «эти необузданные племена силой оружия, надобно было еще совершить трудное дело, подчинить их Русской власти, ввести у них начало гражданственности, приучить к жизни спокойной, мирной, к порядку и благоустройству» [8, c. 164].

В 1856 году Барятинский переходит к наступательным операциям – идет активное движение русских войск в глубь Чечни и Дагестана. Русские взяли Большую и Малую Чечню, и имаму Шамилю пришлось укрыться в Дагестане. Наместник добивался того, чтобы лишить имама Шамиля свободы перемещения в лесистой предгорной местности. На это ушло немало времени, так как наместник действовал аккуратно, чтобы не повторить ошибки своих предшественников. Вскоре в 1859 году разыгрался последний акт борьбы с Шамилем, о результатах которого главнокомандующий сообщил в своем приказе: «Гуниб взят. Шамиль в плену. Поздравляю Кавказскую армию» [9, с. 34]. За все успехи на Кавказе Александр Иванович Барятинский был удостоен орденов святого Георгия 2-й степени, святого Андрея Первозванного, почетного звания шефа Кабардинского полка и генерал-фельдмаршальского чина.

Следует отметить, что А.И. Барятинский внес свою лепту в процесс создания нового управления в Дагестане. В частности, именно его подход лег в основу вновь созданного военно-народного управления. По мнению А.И. Барятинского, «чтобы замирить кавказское население на веки, нужен после покорения его двадцатилетний период совершенно мирной жизни, в продолжение которого горские общества не имели бы ни средств, ни побудительной причины к восстанию. Для этого есть одно средство – смотреть на управление горцами как на продолжение их покорения и считать еще несколько лет для этого расходы издержками Кавказской войны ... восстановлять высшие сословия там, где сохраняются следы его, ... и создать таковые вновь в тех местах, где они не существуют» [10, c. 1287].

В мае 1860 года генерал-фельдмаршал князь Барятинский из-за расстроенного здоровья отправился в отпуск [9, с. 122]. В этом же году его назначили членом Государственного совета Российской империи. Оставшуюся часть своей жизни он провел за границей, не теряя при этом связей с отечеством. Умер генерал-фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский в возрасте 63 лет в швейцарском городе Женеве, куда прибыл для лечения. Был похоронен в родовом имении – селе Ивановском на Курской земле по его завещанию. По указу императора Александра II, который был очень благодарен князю Барятинскому за верную и долгую службу, Русская Императорская армия три дня носила траур по своему прославленному кавказскому полководцу «в ознаменование памяти к доблестным заслугам его Престолу и Отечеству».

Был награжден орденами св. Александра Невского, Белого Орла, Андрея Первозванного, св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й ст., св. Анны 1-й, 2-й, 3-й ст., св. Георгия 2-й, 3-й, 4-й ст., золотым оружием и рядом иностранных орденов [11, с. 59].

Александр Иванович Барятинский – знаковая фигура в период Кавказской войны. Переняв опыт и учитывая ошибки своих предшественников, он завершил Кавказскую работу XIX века и создал возможности для начала мирной интеграции Северо-Восточного Кавказа в состав империи.

 

Список литературы:

  1. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописание знаменитых военных деятелей XVIII-начала XX в. – М.: «Книжная палата», 1997. – С. 231-233.
  2. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. // Исторический словарь. 2-е изд. – М.: «Проспект», 2013. – С. 1-3.
  3. Зиссерман А.Л. Фельдмаршал кн. Александр Иванович Барятинский. – М.: «Университетская типография»,1889-1891. – Т. 1-3. – С. 26.
  4. Дегоев В.В. Три силуэта Кавказской войны: А.П. Ермолов, М.С. Воронцов, А.И. Барятинский // Вестник института цивилизации. – 2000. – № 3. – С. 62-107.
  5. Гаджиев Т.В. Кавказский наместник А.И. Барятинский и образование Дагестанской области // Известия. ВУЗ. Северо-Кавказский регион. – 2010. – № 3. – С. 29-32.
  6. Фадеев Р.А. Кавказская война. – М.: «Эксмо», 2005. – С. 134-135.
  7. Дегоев В.В. История, опрокинутая в политику. Три досье «до востребования». – М.: Московский государственный институт международных отношений, 2013. – С. 373.
  8. Омаров А.И. Политика России на Северо-Восточном Кавказе в XIX- начале XX века. – М.: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 2014. – С. 164.
  9. Милютин Д.А. Воспоминания. 1860-1862. – М.: РОССПЭН, 1999. – С. 34-122.
  10.  Акты, собранные кавказской археографической комиссией под руководством А. Берже. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1904. – Т. XII. – С. 1287-1289.
  11.  Романовский Д.И. Генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский и Кавказская война // Русская старина. – 1881. – Т. 30. – № 2. – С. 59.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий