Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июля 2024 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абилева Н.М. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОНЧАРНОГО ДЕЛА СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ В XX - XXI ВВ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXXXII междунар. науч.-практ. конф. № 7(64). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 5-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОНЧАРНОГО ДЕЛА СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ В XX - XXI ВВ

Абилева Назым Мусаиповна

руководитель Научно-методической службы Национального музея Республики Казахстан,

Казахстан, г. Астана

Статья выполнена при поддержке Комитета науки МНВО РК в рамках грантового финансирования по теме: AP19678131 «Изучение гончарства Южного Казахстана и сопредельных территорий (Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан): традиции и современность».

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлена информация об истории изучения гончарного дела стран Средней Азии. Источниковедческая база представлена научной литературой, свидетельствующей об археологических находках, а также этнографическими материалами, опубликованных в журнале «Советская этнография». В частности, это работы, опубликованные в XX-XXI веке, таких археологов-этнографов, как  А.Н.Бернштам, Н.А.Кисляков, С.П.Поляков, Ю.Якубов и т.д. В процессе изучения были использованы следующие методы: проблемно-хронологический подход, поскольку исследуемая тема была раздроблена по нескольким направлениям, где каждый вопрос был рассмотрен в хронологической последовательности по странам. Применение проблемно-хронологического подхода шло в тесном взаимодействии с историко-системным походом.

ABSTRACT

The article presents information about the history of pottery studies in Central Asia. The source base is represented by scientific literature testifying to archaeological finds made of clay, as well as ethnographic materials published in the journal "Soviet Ethnography". In particular, these are works published in the XX-XXI century by such archaeologist-ethnographers as A.N.Bernshtam, N.A.Kislyakov, S.P.Polyakov, Y.Yakubov, etc. The following methods were used in the process of study: Problem-chronological approach, as the studied topic was fragmented in several directions, where each issue was considered in chronological sequence by country. The application of the problem-chronological approach was in close interaction with the historical-systemic approach.

 

Ключевые слова: гончарное дело, историография, Средняя Азия, гончар, глина.

Keywords: pottery, historiography, Central Asia, potter, clay. 

 

Гончарное дело Средней Азии является одним из древних видов ремесел, пережившее все этапы эволюционного развития, и дошедшее до наших дней, являющееся одним из перспективных направлении, исследование которого требует системного анализа научной литературы. Изначально, местность была изучена офицерами генштаба Российской империи, путешествнниками, затем в Советский период были изданы работы археологов-историков, этнографов и т.д., представляющие сведения о традиционном укладе жизни местного населения.

Изучив историю кыргызского народа Бернштам А.Н. в своей работе, пишет: «Сосуды имеют еще мало развитые формы. Здесь преобладают горшки с выпуклым дном, высокие сосуды яйцевидной формы, редко баночного типа или в виде вазочек. Керамика делалась ручным способом из отдельных слепленных лент глины. Поверхность сосуда покрывалась технически простым, но весьма обильным орнаментом в виде оттисков гребенки, черточек и ямок. Примитивная техника ленточной лепки этих сосудов, неравномерный и невысокий по температуре обжиг свидетельствует о развивающейся технике гончарства, сделавшей лишь свои первые шаги» [1; с.6]. Изучение обильных находок в этих катакомбах, относящихся ко времени I в. до н.э. — II в н.э., показало сравнительно большое развитие культуры кочевников Тянь-Шаня. Не говоря уже о конструкции сложения погребального сооружения, надо отметить высококачественную керамику, свидетельствующую об определенном техническом совершенстве гончаров, владевших уже высокой температурой обжига [1; с.78].

Бернштамом были изучены археологические находки, где он описывает применение гончарного круга. «Наряду с грубой «кухонной» посудой ручной лепки, в быт оседлого населения прочно входит станковая посуда, сделанная на гончарном кругу. Появляются, выработанные в Мавераннахре, такие формы как каса, пиала, блюдо. Широкое распространение получают дастарханы. Вырабатываются устойчивые формы бытовой посуды – горшков для варки пищи, крынок, хумов и т.п. Высока техника и технология керамического производства [1; с.108].  По мнению автора, как и в Таразе, значительное место здесь, занимает согдийская лепная техника изготовления сосудов, наряду с широким употреблением гончарного круга. 

В процессе изучения гончарного ремесла Средней Азии некоторые авторы утверждают, что данное ремесло было одним из востребованных сфер деятельностей. Так, Юлдошев И.Б. в своей статье пишет: «В Сапаллитепе (юг Узбекистана) высоко развито гончарное дело и этот вид ремесел, наряду с существующими мастерскими, и другие крупные сооружения, такие как замки, храмы, кварталы, подтверждают это» [11; с.139]. А, Ибадуллаев С.Э. пишет: «Черная глина является основой искусства процветания, спокойствия, пропитания и высочайшей видимости красоты, которая предполагает потребность в щедрости и честности. Хорезм претендует на статус старейшего центра керамического производства в Средней Азии. В Хиве, его древней столице, сохранилась традиционная школа гончаров, создающих расписную посуду и полихромные изразцы. Здесь остаются верны устоявшимся композициям, символам и формам» [3; с.46]. Ибадуллаевым был проведен искусствоведческий анализ изделии из глины. 

Статья Турсунова Н.Н. и Алламуратова Ш.А. посвящена изучению глиняной посуды. По мнению авторов, гончарное дело было развито в Шерабаде, потому что Шерабадская глина лучше подходила для гончарного дела, следовательно тандыры, хумы и кувшины шерабадских гончаров славились своей прочностью и изяществом [8; с.351]. В своей статье авторы проанализировали торговые отношения, которые привели к развитию промыслов, в том числе и гончарного ремесла.

Исследования Полякова С.П. свидетельствуют о развитии гончарного ремесла в Средней Азии: «Керамическое производство поражало современников законченностью форм и великолепным качеством черепка. Мастера-строители создали неповторимые образцы архитектурных сооружений, таких, как, например, мавзолей Исмаила Самани в Бухаре» [6; с.67]. Поляковым дан анализ эволюционного развития гончарного дела Средней Азии: «В отличие от большинства других видов ремесел, в той или иной мере существовавших во многих торгово-ремесленных поселениях, керамическое было привилегией определенных центров, снабжавших округу предметами своего производства. К концу XIX в. наиболее крупные керамические центры располагались в южных районах Средней Азии – в долине Зеравшана, в Ферганской долине, в Ташкентском оазисе. Сдал свои позиции в керамическом производстве Хорезм. В это период качество выпускаемой здесь посуды было намного хуже средневековой» [6; с.70].

Работа Якубова посвящена исследованию керамических находок поселении Согда, найденных в ходе археологических раскопок. Автор описывает домашнюю утварь, их функциональную принадлежность в хозяйстве. Автором были охарактеризованы основные группы керамики Гардани Хисор и Кума. На основании своих исследовании Якубов предполагает, что в горном Согде существовало несколько керамических центров, по крайней мере, не меньше пяти-шести.

Стоит отметить, что изучением керамики Согда также занималась Г.В. Шишкина, которая попыталась установить объективные критерии для классификации глазурованной керамики Согда на основе технологических признаков с привлечением стилистического анализа. Для этого были использованы материалы музеев Узбекистана.

Этнографическое исследование А. Шишова опубликовано на основе публикаций русских и европейских исследователей и путешественников, где описана история, этнографические особенности и быт таджикского народа. «Сырым материалов при выделке неглазированных изделий служит обыкновенная глина. Глину сначала высушивают на солнце, зимой же около обжигательной печи. По мнению туземцев, глина высушенная предварительно, а потом размоченная, лучше удерживает в себе обыкновенную почвенную землю, прибавление которой необходимо, иначе посуда при обжиге не выходит гладкой» [10; с.229]. «Среди населения Памиров приготовлением гончарных изделий занимаются также преимущественно женщины, делающие глиняную посуду превосходного качества и различной формы и величины. Встречаются образцы посуды значительно искусной работы, особенно котлов, стенки которых, несмотря на ничтожную толщину, отличаются большой прочностью и при постукивания по ним издают металлический звук» [10; с.236].

Применение глины в строительстве таджикского народа было изучено А.В.Гадло, которым были приведены такие сведения: «Главным строительным материалом на равнине была глина. Постройки обычно возводили на сложенном из булыжника цоколе. Основу сооружения составлял каркас из деревянных брусьев. Стены возводили из сырцового кирпича (самана) или битой глины (пахсы). В некоторых районах стены лепили из глиняных катышей, их укладывали в промежутки между вертикальными и наклонными жердями, которые укрепляли между угловыми опорными столбами каркаса. Верхние горизонтальные балки каркаса, уложенные по поверхности стен, служили основой перекрытия. На них клали несколько (обычно нечетное число) поперечных балок, а сверху вплотную укладывали расщепленные пополам тонкие бревна или жерди. Выше настилался слой тростника или соломы, а затем насыпалась земля. Для поддержания перекрытия больших помещений ставили опорные столбы. Верх крыши обмазывался глиной, перемешанной с соломой. Толстой глиняной обмазкой покрывались и стены, внутри и снаружи. Пол был глинобитным» [2; с.25]. «Тюрки, карлуки, барласы стали строить глинобитные зимние жилища только в конце XIX- начале XX в., а карлуки южного Таджикистана – после коллективизации. Глинобитные, весьма убогие жилища на зимовках издавна существовали у муса-базари» [7; с.19].  

Описывая жилище горных таджиков, Кисляков Н. упоминает применение глины в строительстве. «… Перед самым домом устраивается глинобитное возвышение - «суфа», часто под тенью какого-либо дерева, ореха, или тополя» [5; с.152]. Очаг в жилище горных таджиков вообще представляет собой круглое углубление в глинобитном возвышении - «декуне», несколько расширяющееся к низу и имеющее отверстие не только сверху, но и у бокового края «декуна» [5; с.157]. Также автор утверждает, что глина имела лечебные свойства: «Глина источника виднеется издалека красным пятном среди серых камней и окружающей скудной растительностью. По местным поверьям указанная глина обладает целебными свойствами и носит название «xoki-burx» «прах Бурха» [4; с.183].  

Таким образом, источниковедческая база представлена работами археологов, этнографов, проводивших целенаправленные исследования в Средней Азии. Стоит особо подчеркнуть работы Бернштама, исследовавшего домашнюю утварь и ее функциональную принадлежность, а также этнографа Кислякова, изучившего традиционный уклад жизни местности. В целом, по изученным материалам, можно подытожить, что глина как материал была использована повсеместно, и ее функциональная принадлежность носит разнообразный характер.

 

Список литературы:

  1. Бернштам А.Н. История кыргыз и Кыргызстана с древнейших времен до монгольского завоевания. Т 2. 1998. – 704 с.
  2. Гадло А.В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1998. – 96 с.
  3. Ибадуллаев С.Э. Национальное прикладное искусство Узбекистана // CENTRAL ASIAN JOURNAL OF ARTS AND DESIGN. VOLUME: 5 ISSUE: 1 | JAN – 2024. – P. 1-5.
  4. Кисляков Н. Бурх – горный козел (Древний культ в Таджикистане). – С. 181-189.
  5. Кисляков Н.А. Жилище горных таджиков бассейна реки Хингоу. Советская этнография. 1. 1938. – С. 149-170
  6. Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. – М., Изд-во Моск.у ун-та, 1980. – 172 с.
  7. Советская этнография. – Москва: Изд-во Академии наук СССР. Январь-февраль. – 1960. – 22 с.
  8. Турсунов Н.Н., Алламуратов Ш.А. Развитие торговых отношений и ремесел в бекствах восточной Бухары // Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice. Т. 7. №3. 2021. – С. 348-353.
  9. Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII-начало XIII в). – Ташкент. Изд-во «Фан» Узбекской ССР. – 1979. – 165 с.
  10. Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование. – Алматы, 2006. – 392 с.
  11. Юлдошев И.Б. Возникновение ранной градостроительство в Средней Азии (на примере Сапаллинской культуры) // Multidisciplinary Scientific Journal. December, 2023. Volume 1/ ISSUE 35. – P. 137-142
  12. Якубов Ю. Раннесредневековые сельские поселения горного Согда. (К проблеме становления феодализма). Душанбе: Дониш. 1988. – 289 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.