Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 10 января 2024 г.)

Наука: Философия

Секция: История философии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сорокин К.А. СФЕРЫ ПИТЕРА СЛОТЕРДАЙКА ПОСТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(58). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 42-47.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СФЕРЫ ПИТЕРА СЛОТЕРДАЙКА ПОСТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Сорокин Константин Алексеевич

аспирант кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры департамента философии Уральского федерального университета,

РФ, г. Екатеринбург

PETER SLOTERDIJK'S SPHERES THE POST PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF HUMAN SPATIALITY

 

Konstantin Sorokin

Postgraduate student of the Department of History of Philosophy, Philosophical Anthropology, Ural Federal University,

Russia, Ekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

Цель исследования состоит в осмыслении пространственного поворота в творчестве П. Слотердайка, который посвящен разработке сферологии – анализу пространственности человеческого существования. Цикл "Сферы" представляет собой собрание космологических и архитектурных следов, направленных на понимание и исчерпывающее описание мест человека. С философской точки зрения сферология – это вклад в экзистенциальную феноменологию Хайдеггера, пересмотренную и переосмысленную через призму антропологии очищения, перенесенную в сферическую среду обитания.

ABSTRACT

The research aims to comprehend the spatial turn in P. Sloterdijk's work, which is dedicated to the development of spherology – analysing the spatiality of human existence. The Spheres cycle is a collection of cosmological and architectural traces aimed at understanding and exhaustively describing human places. From a philosophical point of view, Spherology is a contribution to Heidegger's existential phenomenology, revised and reinterpreted through the lens of purification anthropology transposed to the spherical habitat.

 

Ключевые слова: Слотердайк, сферология, Хайдеггер, феномен, время.

Keywords: Sloterdijk, spherology, Heidegger, phenomenon, time.

 

Трилогия П. Слотердайка "Сферы", занимающая более 2500 страниц, – это его magnum opus. Первоначально она была опубликована на немецком языке в 1998–2004  годах, а в русском переводе – соответственно три его книги: «Пузыри», составляющая 650 страниц, «Глобусы» – 1021 страницу, «Пена» – 923 страницы. В беседе с Г.-Ю. Хайнрихсом, П. Слотердайк говорит о том, как он создавал «Сферы»: «…Я делал это с таким ощущением, что закладываю промежуточный архив, в котором будут храниться ценные данные во времена десятилетий забвения, которые мы переживаем сейчас и конца которым не видно. Если вспомнить, что мы в шестидесятые и семидесятые годы считали делом ближайшего будущего, чего, как мы полагали, вот-вот достигнем, если припомнить, какие открытия и прорывы предвещали тогда, то от сегодняшних отношений просто утрачиваешь дар речи: это – уникальное отупление и оглушение, наподобие наркоза, неомещанство в социальной сфере, неосхоластика в теоретической сфере, наступление идиотизма в сфере массмедиа, злой рессентимент у старшего поколения, ставшее злым честолюбие у многих представителей молодежи; это время, лишенное духовности. Из тех немногих, кто хранит огонь, большинство сидит по своим туннелям в изоляции друг от друга. Самое меньшее, что позволительно сказать, – время ныне неблагоприятно для крупных обобщений и подведения великих итогов. Собственно, моя книга – это не соответствующая циклу инвестиция в интеллект современных и последующих читателей, которые заинтересуются тем, что знали до них» [4, c. 230]. Первое, что поражает читателя, – все три тома изобилуют изображениями, причем не столько иллюстрациями, сколько "параллельным повествованием", сопровождающим основной текст. По оценке самого П. Слотердайка, трилогию "Сферы" следует охарактеризовать как "Бытие и пространство", "великую ненаписанную книгу западной философии" и аналог "Бытия и времени" Хайдеггера.

Отметим также, что в целом ученые склонны рассматривать время как более прогрессивное понятие, чем пространство. Поэтому вполне естественно, что внимание П. Слотердайка к пространству было воспринято с политическим акцентом, как консервативный шаг. Это также объясняет и то, почему теологи, обычно занимающиеся временными, а не пространственными метанарративами, сравнительно медленно воспринимают работы П. Слотердайка.  Возможно, грандиозная претензия П. Слотердайка на значимость не соответствует действительности, но влияние Хайдеггера не подлежит сомнению и дает важный ключ к пониманию теории сфер П. Слотердайка.

Центральным вопросом "Бытия и времени" Хайдеггера является вопрос о самом бытии, то есть о том, что значит – существовать. Но он понимает, что невозможно спрашивать о бытии, не будучи уже существующим (Dasein). Мы можем спрашивать о бытии только изнутри, а именно, если мы уже существуем. Поэтому для решения вопроса о бытии Хайдеггер обращается к феноменологии, поскольку философ – феноменолог берет за точку отсчета обыденный опыт и стремятся выявить более широкие условия, которые должны лежать в основе нашей повседневной жизни. Хайдеггер старательно указывает на то, что бытие-в-мире не сводится в первую очередь к фиксации в физическом пространстве. Как отмечает Хайдеггер: «Пространство не в субъекте, и мир не в пространстве, но поскольку субъект, т. е. присутствие указанным выше способом пространственное, то в этом смысле пространство покажет себя априори» [5, c. 55]. Однако П. Слотердайк решает взять это пространственное понимание бытия-в-мире и продолжить его. Фактически П. Слотердайк ссылается на рисунок на меловой доске, сделанный Хайдеггером на семинаре в Швейцарии около 1960 года, где пять стрелок указывают на пять полукруглых горизонтов, как на источник вдохновения для его пространственного мышления. Главное утверждение П. Слотердайка состоит в том, что мы как человеческие существа всегда уже находимся в сфере: начиная с утробы матери, и далее мы включены в серию буквальных и метафорических сфер. Первую сферу человеческого пребывания можно рассмотреть, как материнская утроба. Как отмечает А.В. Перцев: «Первая из них – это фаза фетального существования, на которой эмбрион формируется жилищем. Ведь находящийся в материнской утробе ребенок ощущает присутствие жидкостей, мягких тел и границы полостей – прежде всего плацентарной крови, пуповины, околоплодного пузыря. Но все эти «коммунальные удобства» отнюдь не расслабляют его, а, напротив, мобилизуют. «Родные стены» не только помогают, но и воспитывают характер человека уже на стадии эмбриона» [1, с. 146]. Мать – это первая сфера, которая незамедлительно формирует у человека общую жизненную позицию на уровне подсознания. Все последующие политические системы, будучи более сложными и обширными, не отменяют эту первоначальную роль матери, а лишь имитируют производство такого первичного согласия через «акустический пузырь» [3, c. 205]. Контуры этой первоначальной формулировки гипотезы о сферологическом переносе сохраняются в гораздо более грандиозном проекте "Сферы". В данном проекте научно исследуются возможности переноса в сферические пространства и их влияние на нашу жизнь и восприятие мира. Это вызывает вопросы о природе реальности и способности человека приспосабливаться к новым условиям существования.

Трилогия "Сферы" открывается медитацией на картину Меццио-Тинто Дж. Х. Эвори (1887) "Пузыри" написанную по картине сэра Джона Эверетта Миллеса. Маленький кудрявый ребенок сидит, заворожено глядя на пузырь. П. Слотердайк на двух страницах рассказывает о картине, в том числе о ее знаменитом и неоднозначном использовании в рекламной кампании, а затем комментирует: «Ребенок, следующий за своими пузырями, это не картезианский субъект, пребывающий в лишенной протяжения мысленной точке и наблюдающий, как какая-то протяженная вещь совершает свой путь через пространство. Воодушевленный солидарностью со своими переливающимися шарами, экспериментирующий игрок врывается в открытое пространство и преобразует зону между глазом и предметом в некую одушевленную сферу» [2, c. 15]. Сложно себе представить более невинное и, казалось бы, бессмысленное занятие, чем игра ребенка с мыльными пузырями. Однако для философа П. Слотердайка это действие имеет глубокий философский смысл и становится поворотным моментом в его теории сфер. Мы не только находимся в сферах, но и сами создаем их. Сфера одновременно определяет нас и конструирует нашу реальность. Когда мы осознаем эту истину, мы можем сделать вывод о том, что сфера является источником нашего определения и созидания. П. Слотердайк, с глубоким пониманием природы человеческого существования, раскрывает перед нами уникальный взгляд на мир. Он не ограничивает свое внимание лишь на материальных явлениях, а устремляется к пониманию сущности сферы практически во всех ее проявлениях.

Для П. Слотердайка сфера не только абстрактное понятие, она обретает физическую форму и проникает во все пространство, заполняя его своим присутствием. Он видит сферы в гнезде птицы, в комнате, в пещере, в хижине, в доме, в очаге, в зале. Они окружают нас повсюду, словно невидимые стены, создавая пространство для нашего существования. «Сфера – это внутренний, открытый, разделенный на части круг, в котором обитают люди, если им удается стать таковыми» [2, c. 25]. Сферы не ограничиваются только физическими объектами, они проникают и в социальные структуры. Семья, пара, племя, город, нация – все они являются сферами, в которых мы существуем и взаимодействуем друг с другом. Каждая из этих сфер имеет свою особенность и свое значение, но все они вместе создают гармоничное и сложное поле нашего существования.

П. Слотердайк пишет: «Сферы – это эффективные с точки зрения иммунных систем пространственные творения для экстатических существ, в которых действует внешнее» [2, c. 25]. Сфера – это грандиозное проявление внутреннего мира, в котором обитает человечество, в той степени, в которой они способны стать истинными гражданами этого мира. Жизнь всегда связана с построением сфер, как на микроуровне, так и на макроуровне, и это делает человека существом, которое строит горизонты и устанавливает границы. Жить в сферах означает создавать пространство, в котором человек может полноценно существовать. Сферы – это уникальные творения, имеющие иммунитет и системную эффективность, предназначенные для экстатических существ, которые подвержены воздействию внешнего мира.

П. Слотердайк глубоко осознает, что каждая сфера представляет собой "общее царство". Мы не только существа-сферы, но и определяемся, как бытием-в-себе или бытием-вместе, используя хайдеггеровский термин. Наше бытие существует лишь в той степени, в которой мы становимся бытием-друг-для-друга. Таким образом, для П. Слотердайка первичная форма скорее двойственна, чем одинарна. Как он подчеркивает: «Будь то полая ваза и ее божественное вдохновение, зародыш и плацента или вечная платоновская половинка, мы никогда не находимся одинокими в наших сферах» [6, с. 12].

Второй существенный аспект, о котором говорится в работе под названием «Сферы», заключается в причинах, побуждающих возникновение понимания дома. В сущности дом представляет собой средство защиты и обороны от некоей внешней угрозы. Основная функция дома состоит в обеспечении изоляции и защиты. В его основе лежит потребность человека в ощущении безопасности и уединения. Вопросы изоляции и защиты, которые присущи дому, важны не только в физическом, но и в метафизическом смысле. Они напоминают нам о нашей необходимости находить баланс между внешним миром и нашим внутренним "я". Дом для П. Слотердайка становится основой нашего внутреннего пространства. В этом контексте дом не только предоставляет нам физическую защиту, но и служит платформой для самоосознания и развития. Происходит одомашнивание человека или "Одомашнивание бытия" ("Domestikation des Seins"). Это стремление к созданию сфер приводит П. Слотердайка к его более общей теории сфер как "техник иммунитета" – структур, призванных защитить нас от чего-то внешнего. Будь то финансовая, юридическая, терапевтическая, медицинская, технико-логическая или символическая сферы, все они вносят свой вклад в общую иммунологию. Сферы обеспечивают нам безопасность, и именно поэтому мы страдаем от двойного импульса – желания как построить их, так и вырваться из них.

В заключении философия сфер П. Слотердайка, исследуя пузыри, глобусы и пену, позволяет переосмыслить и переформулировать важные теологические и экологические вопросы. В чрезвычайной ситуации, в которой мы сейчас находимся, мы задаемся вопросом: действительно ли мы можем рассматривать сферы для спасения в прямом или символическом смысле? Однако я хотел показать, что философская концепция П. Слотердайка, основанная на сферологическом мышлении, предлагает прогрессивный и результативный инструмент для исследования и разрешения данных проблем.

 

Список литературы:

  1. Перцев А.В. Как возможна медийная философия архитектуры? (Опыт постметафизического фельетона) // История философии. – 2018. – Т. 13. – № 1(173). – С. 145−158.
  2. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. –  Т. 1. –  Пузыри. – СПб.: Изд.-во: «Наука», 2005. – 652 с. С.15.
  3. Слотердайк П. Сферы. Макросферология. – Т. 2. – Глобусы.  – СПб.: Изд.-во: «Наука», 2009. – 1024 с.  С.205
  4. Слотердайк П., Хайнрихс Г.-Ю. Солнце и смерть. – СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2015. – 608 с.  С. 230.
  5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. – Харьков: «Фолио», 2003. – 503 с. С. 55.
  6. Middleton T. Sloterdijk on Ecology.  – William Temple Foundation, 2020. – 40 p. P. 12.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.