Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2023 г.)

Наука: Социология

Секция: Социология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Крижевская А.Л. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ И ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 7(53). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 9-13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ И ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА

Крижевская Алина Леонидовна

преподаватель-стажер, УВО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»,

Республика Беларусь, г. Могилев

THE SOCIAL ROLE OF THE INDIVIDUAL IN FORMING THE CULTURE AND VALUES OF THE SOCIETY

 

Alina Krizhevskaya

trainee teacher, Mogilev State University named after A. Kuleshov,

Republic of Belarus, Mogilev

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается социальная роль личности в процессе формирования культуры и ценностей общества. Личность играет важную роль в преобразовании культурных норм и ценностей, так как является основным носителем и творцом культуры. Рассматривается влияние различных социальных факторов на формирование личностного наследия и ценностных установок. Делается вывод о важности понимания роли личности в формировании культуры, что позволит обеспечить устойчивое развитие общества  и достижение социального благополучия.

ABSTRACT

The article discusses the social role of the individual in the process of forming the culture and values ​​of society. The personality plays an important role in the transformation of cultural norms and values, as it is the main bearer and creator of culture. The influence of various social factors on the formation of personal heritage and values ​​is considered. The conclusion is made about the importance of understanding the role of the individual in the formation of culture, which will ensure the sustainable development of society and the achievement of social well-being.

 

Ключевые слова: культура; ценности; социальная роль; социализация; личность.

Keywords: culture; values; social role; socialization; personality.

 

Современное общество формируется на основе ценностей и культуры, которые детерминируют его идентичность и развитие. Важную роль в данном процессе играет личность, активно участвующая в формировании и передаче ценностей следующим поколениям. Процесс формирования культуры и ценностей общества тесно связан с социальной ролью личности. Личность воспринимается как активный субъект, который имеет возможность влиять на социальную деятельность. Она формируется под воздействием множества факторов, таких как семья, школа, массовая культура и традиции. Однако роль личности в формировании культуры и ценностей общества не ограничивается пассивным приемом и передачей уже установленных норм и правил.

Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе социально-исторической реализации, которая характеризует исторически достигнутый этап развития общества. Сущность культуры - это творческая преобразующая деятельность людей, направленная как на создание, так и на развитие ценностей человечества, воплощенных как в материальных, так и в духовных ценностях, созданных прошлым и обществом в настоящем [1, c. 132]. Каждая культура основана на определенной системе ценностей. Они определяют ориентацию человека и общества, цели и идеалы, образ жизни, смысл существования, регулируют поведение людей. Ценность не является объективным объединяющим свойством предметов и явлений, она характерна для субъект-объектных отношений и выражает значение явления для субъекта, которое, в свою очередь, зависит от потребностей, интересов, целей, мировоззрения.

Мир ценностей огромен и разнообразен. На личностном уровне человек определяет свою систему ценностных предпочтений, хотя не все в этом процессе зависит от самого человека, многое определяется этнической принадлежностью, культурой, в которой человек живет, образованием. На уровне сообщества ценности представлены в более целостной, последовательной и иерархической системе. На этом уровне выясняется, какие ценности разделяет большинство, чем руководствуются люди, что они предпочитают. Система культурных ценностей - это объективное регулирование общественных отношений, выражающее суть жизни конкретного общества, в частности его историческую форму. Ценности не возникают из ниоткуда и не вкладываются в человека механически извне, они формируются в процессе социализации человека. Ценности всегда создавались человеком и носят социальный характер. Они формировались на основе социальных практик индивидуальной и коллективной человеческой деятельности и конкретно принимали различные формы в исторических социальных отношениях и типах человеческого общения. На восприятие человеком ценностей в окружающем мире влияют различные факторы: биологические, социальные, психологические и т.д. Все это объединяется понятием «социализация» [2, c. 149].

Поскольку каждый человек живет в определенной системе ценностей, которая удовлетворяет его потребности, мы можем сказать, что ценность относится к определенному способу человеческого существования. Социализация личности включает в себя усвоение определенных идеалов, норм, средств и целей, которые выступают в качестве ценностных ориентиров. Социальные сообщества, которые являются ценностями, и общество в целом можно рассматривать как ценности. Личная диалектика жизни предполагает, с одной стороны, внешнюю условную детерминированную деятельность, а с другой - влечение к определенным ценностям. Это, в свою очередь, фиксируется в индивидуальном образе жизни, ожиданиях, планах. Здесь личность действует как мера сознательного присвоения и личного самовыражения в процессе деятельности, признания и общения, в конкретных исторических условиях своей социальной сущности, как индивидуальное выражение целостности своих социальных отношений. В этом диалектическом процессе человек создает культуру как пространство для самовыражения и самоутверждения в мире. Однако, культура всегда индивидуальна. Каждый человек меняет ее в своем жизненном содержании, а также в ценностях и культуре человечества, которые включают и обрабатывают таланты людей, творчество, их опыт общения друг с другом в историческом и конкретном социокультурном контексте.

Реализуя творческие способности субъектов, культура связывает и институционализирует их в нормативные системы ценностей: науку, политику, искусство, религию, язык, средства массовой информации и т.д. В процессе такой институционализации личные ценности трансформируются в систему социальных отношений. В то же время социальное, индивидуальное и личностное не противоречат друг другу. Это не отдельные компоненты, а одно целое общественной жизни. В этой связи важно исследование М. Вебера о западном мировом капитализме, возглавляемом протестантскими общинами, а не отдельными людьми. Религиозная община в чуждой религиозной среде должна была заниматься экономической деятельностью, чтобы выжить. Это создало сильную мотивацию к личной активности и сдержанности. Действительно, подчеркивая социокультурные предпосылки капитализма, мы приходим к выводу, что экономика вторична по отношению к культуре. Духовный опыт - это не только результат понимания реальных обстоятельств и образа жизни, но и главный стимул к переменам [3, c. 96].

Человеческая деятельность может иметь направление, противоположное социальному прогрессу. Затем, в зависимости от влияния социальных сил, стоящих за этим, и их собственных качеств, это может оказать значительное смягчающее воздействие на ход истории и развитие мировой культуры. В этом случае отрицательное влияние личности на исход социальных процессов устраняется.

Следующий аспект заключается в том, что личность может оказывать противоречивое влияние на исторический прогресс. Существует не так много людей, деятельность которых можно оценить однозначно - положительно или отрицательно. Гораздо чаще некоторые люди ускоряют ход истории на одних этапах своей деятельности и замедляют его на других. Часто возникает ситуация, когда человек одновременно оказывает прогрессивное влияние на общество в одних аспектах своей деятельности, а в других – регрессивное [4, c. 106].

Таким образом, вхождение человека в общество происходит через включение культурных ценностей и традиций во внутренний мир человека. Социальная роль личности является ключевым элементом в формировании культуры и ценностей общества. Человек, практикующий культуру и действующий в ее рамках, понимает реальность во всем диапазоне своего отношения к ней. Культура и ее значение не живут сами по себе, а только через сознательную творческую деятельность человека. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Таким образом, как культура формирует личность, так и личность трансформирует культуру и создает новые порядки, правила, подтверждает новые ценности.

 

Список литературы:

  1. Бернгардт Д. В. О сущности и ценности культуры // Вестник культуры и искусств. – 2014. – № 1. – С. 132–134.
  2. Садохин А. П. Культурология : теория и история культуры. Учебное пособие. – М. : Эксмо, 2007. – 465 с. 
  3. Каган М. С. Философия культуры. – СПб. : Питер, 1996. – 473 с.
  4. Квасова И. И. Личность в культуре, культура в личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2009. – № 4. – С. 105–111.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий