Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 марта 2023 г.)
Наука: История
Секция: Этнология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ДЖАДИДИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ГАЯЗА ИСХАКИ
REFLECTION OF THE IDEAS OF JADIDISM IN THE WORK OF GAYAZ ISHAKI
Karim Gainutdinov
Student, Kazan (Volga Region) Federal University,
Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
Гаяз Исхаки выдающийся татарский деятель, который внес большой вклад в реформирование татарского народа. Через художественные произведения и публицистику пытался донести идею необходимости следования прогрессу. В статье рассматриваются такие произведения Гаяза Исхаки как «Тартышу», «Ике йөз елдан соң инкыйраз», «Бай углы», «Тәгаллемдә сәгадәт», «Тормышмы бу?», «Җәмгыять», «Ул икеләнә иде», «Ул өйләнмәгән иде», «Өч хатын белән тормыш». По мнению Гаяза Исхаки татарский народ может преодолеть застой в развитии при выполнении трех условий: создание системы образования, которая шла бы в ногу с прогрессом, равноправие в обществе и избавление от консервативных взглядов.
ABSTRACT
Gayaz Iskhaki is an outstanding Tatar figure who made a great contribution to the reform of the Tatar people. Through works of art and journalism, he tried to convey the idea of the need to follow progress. The article deals with such works by Gayaz Iskhaki as «Tartyshu», «Ike yoz eldan son inkyyraz», «Bai ugli», «Tagallemda sagadat», «Tormyshmy bu?», «Zhamgiyat», «Ul ikelene ide», «Ul oylenmegen ide», «Och khatin belan tormysh». According to Gayaz Iskhaki, the Tatar people can overcome the stagnation in development if three conditions are met: the creation of an education system that would keep pace with progress, equality in society and getting rid of conservative views.
Ключевые слова: Гаяз Исхаки, Джадидизм, образование, татары, кадимизм, прогресс.
Keywords: Gayaz Ishaki, jadidism, education, tatars, kadimism, progress.
Гаяз Исхаки – выдающийся татарский, общественно-политический и культурный деятель XIXвека. В своих трудах он подчеркивал идею реформирования татарского общества с целью приобщения его к реалиям современной жизни. Немаловажную роль на его общественно-политическую деятельность оказал джадидизм. Как реформаторское и прогрессивное движение, джадидизм повлиял на формирование мировоззрения Гаяза Исхаки.
В творчестве Гаяза Исхаки можно выделить три посыла. Проблема сохранения национально-культурной идентичности; проблема образования и проблема равноправия.
В частности, Гаяз Исхаки в своих произведениях подчёркивал необходимость сохранения национально-культурной идентичности. Он считал, что единение тюрков поможет всем народам Российской империи достичь поставленных целей и выполнить все задачи. Ещё Исмаил Гаспринский высказывался на этот счёт: «Fikirde, işte — birlik», что переводится как «Единство в языке, мыслях и делах». Эта тема поднималась в газете «Таң йолдызы» и в произведениях «Тартышу» [5, с. 328] и «Ике йөз елдан соң инкыйраз» [3, с. 154].
К примеру, в произведениях как «Тартышу» Гаяз Исхаки показывает устремления прогрессивной татарской интеллигенции усовершенствовать, общественную и духовную жизнь татарского общества, что открыло бы для татар новые горизонты.
Закир-главный герой, сын богатого человека по имени-Шамсутдин. Закир учится в русской школе, читает русские произведения, любит образование и изучает труды Гоголя, Пушкина и других. Его родители выступают против этого и гнобят его. Друзья Закира также любили учиться: «нужно выходить из темницы в свет». В данном эпизоде Гаяз Исхаки показывает столкновение двух интересов: старого кадимизма и прогрессивного джадидизма.
У Закира происходит конфликт с отцом из-за своего желания получать образование, после чего Закир уходит из дома и заболевает на фоне стресса. Во время одной из встреч с друзьями, Закир хочет поставить театр, но им запрещают это сделать. Например, на одном из собраний Закир с друзьями обсуждает татарскую культуру и татарское образование: «Вакыт, иптәшләр, вакыт, бу сасы куй маеннан аерылырга, күземезне зуррак ачырга, килэчэкне ачыграк күрергә вакыт! Без моңынча анда бер җәмгыяте хәйрия ачылуына, сонда бер мәктәп салынуына әллә нинди бер зур эш дип карый идек. Ул хат. Нигез черек булганда ул мәктәптән генә, ул җәмгыяте хәйриядән генә берни чыкмый… Безгә нигезге тазартырга кирәк» [5, с. 340]. Или же: «Безнең дә әдәбиятымыз, мәктәпләремез, җәмгыятьләремез шул ирексезлектән алга китә алмай икән. Һәрнәрсәнең нигезге ирек икән. Һәр начарлыкнын бар сәбәбе ирексезлек икән!» [5, с. 342].
Отец Закира всегда высмеивает сына за то, что сын хочет поднять на ноги татарскую культуру, татарское общество и татарское образование: «Уку эш түгел ул, мин дә укыйм. Аның белән генә тамак туйдырыр хәл юк» [5, с. 343]. Отец Закира не верит в то, что обучение принесет сыну много пользы, объясняя это тем, что только учёбой себя не прокормишь. Закир сильно заболевает и умирает, оказавшись жертвой борьбы с кадимизмом.
Тема национального возрождения поднимается и в произведении «Ике йөз елдан соң инкыйраз». Эта книга, написанная в 1904 году, стоит особняком в творчестве Гаяза Исхаки. Главной мыслью этого произведения является мысль о национальном возрождение. Гаяз Исхаки рассуждает о возможном исчезновении целой татарской нации если оно не сможет искоренить некоторые дурные тенденции, сложившиеся у татарского народа. Автор иллюстрирует предков татар – Булгар, которые в своей истории испытали расцвет, величие и полное исчезновение последнего его представителя – Ягфара, у которого сначала умирает ребёнок и жена – Сөюмбикә, а вскоре, во время разрушения минарета в Болгаре-столице Волжской Булгарии при разрушении минарета умирает и сам Ягфар. Нынешнее положение татарского народа вызывает озабоченность, Гаяз Исхаки обращает внимание на современную татарскую молодёжь, среди которого наблюдается упадок моральных ценностей и нравов [3, с. 175-178].
Идеология джадидизма хорошо прослеживается в трудах Гаяза Исхаки, где он уделяет внимание проблеме образования. Он особо подчеркивал проблему отсутствия достойного образования, отвечающая современным требованиям и поднимал проблему имамов-кадимистов, которые были против изучения светских наук, русского языка и приобщение татар к современной мировой культуре.
По мнению Гаяза Исхаки, татарский народ должен решить несколько проблем. Во-первых, повышение образованности среди населения путем реформирования системы образования и открытия новых светских школ. Во-вторых, распространение среди народа литературы направленную на повышение национального самосознания. В-третьих, татары должны изучать русский язык, так как с его помощью смогут приобщиться к западной культуре. В-четвёртых, необходимо преодолеть влияние консервативных мулл, они тормозят развития татарской нации и препятствуют прогрессу.
Данным произведением Гаяз Исхаки с одной стороны прогнозирует и предупреждает татарский народ о вероятном исходе, если мы не начнём приспосабливаться к условиям современного мира. Об этом он говорил следующее: «Цель написания «Инкыйраз спустя 200 лет» является моя неудовлетворённость состоянием нынешнего развития нации, и попытка объяснить, что это может привести к исчезновению» [3, с. 154].
Однако, опасения по поводу возможного «инкыйраза» сам автор не разделяет. По убеждению писателя, татарский народ имеет за спиной богатейшую историю, многовековую историко-культурное наследие предков и никогда не станет узником инкыйраза [7, с. 87].
Продолжая проблему образования Гаяз Исхаки пишет произведения: «Бай углы» [3, с. 113], «Тәгалләмдә сәгадәт» [3, с. 31], «Тормышмы бу?» [4, с. 33], «Җәмгыять» [5, с. 251].
В произведении «Бай углы» главный герой сын Фатих бая по имени Карим. Он был единственным, поздним и избалованным сыном. Так как родители не занимались его воспитанием, за ним присматривал сирота- Фархи. Он научил его красть деньги с родительского кошелька, пить и курить.
Мальчика отправляют в Казань для учебы в медресе, но не потому что это было нужно, а потому что это было модно. Автор через Сәхилә әби показывает невежество общества того времени: «Синең балаңа белү ник кирәк?! Менә мин, әлхәмделиллаһ, хәреф танымаган кеше булсам да, өшкерү вә төкерү берлән дә дөньяны уздырам» [3, с. 125-126].
Гаяз Исхаки смело высмеивает невежество людей старого взгляда, которые громко кричат о безнадёжности образования. Карим уходит из медресе, ведёт разгульный образ жизни, родители женят его на хорошей девушке, но он не ценит и этого и не меняется. Первостепенной проблемой родителей Карима является то, что они не признают собственные ошибки неправильного воспитания своего ребёнка. Они обвиняют сноху в том, что она испортила сына. Основным врагом своего сына и семьи они видят невестку, а не свои взгляды, сформированные на основе «кадимистского» мышления. В конечном итоге Карим совершает преступление и умирает.
Несмотря на то что свёкр и свекровь плохо относились к снохе, которая к тому же недополучила должного отношения и любви со стороны мужа, Бадрия смогла достойно воспитать своего сына. Не важно насколько ты богат материально, важно насколько ты богат духовно и морально. Гаяз Исхаки показывает насколько бы молодая сноха не была побита жизнью, нелюбовью мужа, ненавистью свёкра и свекрови, проводя отрицательную параллель воспитания мужа, хрупкая Бадрия не пошла на поводу невежества, дала богатую основу морали своему сыну.
Данный же посыл содержится в другом произведении «Тәгаллемдә – сәгадәт». Г. Исхаки Из названия данного произведения мы чётко понимаем основную идею автора – счастье в знаниях. Мама главного героя Халима – Фатима умоляет мужа неуча отправить единственного сына учиться в Казань: «Габдерахман! Гыйлем фарыз бит, кыямәт көнне укытмый калдыруыңа ни җавап бирерсең. Баланы надан калдыруда һич файда юк» [3, с. 31]. Благодаря настойчивости матери и долгожданного одобрения отца Халим уезжает в Казань учиться в медресе. Он получает хорошее образование, женится и живёт благополучной жизнью.
Гаяз Исхаки показывает, как ввиду «джадидского» мышления мама Халима смог выбраться из рутины старого бытия и проложил себе дорогу в светлое, счастливое и образованное будущее!
Сюжет из этого произведения схож с судьбой Гаяза Исхаки, когда в 1890 году родители отправляют его на учебу в Чистопольское медресе. Его не устраивает уровень школы и в пятнадцатилетнем возрасте он уезжает в Казань. Схожие события происходят с Гаяз Исхаки ещё один раз, когда в 1903 году он готовился к поступлению в Казанский университет. Родители смогли его отговорить и убедили возвратиться в родную деревню [1].
В произведении «Тормышмы бу?» мы видим, что система образования медресе делится на два лагеря: «Бу ел кыш буе мәдрәсәдә ысулы җәдид, ысулы кадим низагысы берлә вакыт үтте. Шәкертләр икегә бүленде. Картрак, укымаганраклар – ысулы кадим тарафдары, яшьләр, тырышып укучылар – ысулы җәдид тарафдары.» [4, с. 69]. В этом эпизоде Гаяз Исхаки показывает, что именно более старшее поколение не хотело следовать прогрессу.
Основной посыл произведения автор показывает с помощью главного героя произведения по имени – Мәхдүм. Он умный, наблюдательный и очень внимательный молодой человек, ведёт свой дневник и разбирается в политике Англии и Турции. [4, с. 37]. Мәхдүм любит читать и восторгается людьми, которые много читают. Сам он тоже каждый раз жадно поглощает новое, читает новые книги, романы, стремится расширить свой кругозор [4, с. 73]. Родители хотят чтобы он стал муллой, но Мәхдүм противостоит этому, так как не понимает какая от этого польза: «Әти берлә безнең арамыз шактый салкынылашып, мин мәдрәсәгә китәм. Ләкин һич уку фикере берлә түгел. Шул авылдан, шул, көн дә бертөсле муллалыкның файдасына китерелә торган дәлилләрдән, мулла булып торуның манзарәләрен ишетүдән котылыр өчен генә китәм. Мәдрәсәдә бернәрсә укый да алмаячакмын, укымаячакмын да. Укырга теләсәм дә, нәрсә укыйм! Укырлык әйберләр бармы? Мөмкин булса, русча укыйм, төрек әдәбияты укыйм! Нишлим сон, безнең кеби укыйсы килгәннәргә мәдрәсәсе, мәктәбе юк» [4, с. 82].
Главного героя возмущает старая система образования, возможности обучится чему-то новому – отсутствует. Он критикует людей кадимистской системы, душа его разрывается от того, что он ничего не может с этим поделать: [4, с. 88-89] «Мәдрәсә мәдрәсә хәленнән чыккан: бик күп шәкерт, мәдрәсәне буш өй хисап итеп, русча укырга йөриләр. Мәдрәсәдә ашау-эчү, яту-кунудан башка бер эш тә эшләмиләр. Хәзрәт берлә шәкертләр арасындагы мөнәсәбәт тә бик начар. Хәзрәтне һич эшкә алмыйлар, аның сүзене тыңламыйлар, аның фатихасыннан курыкмыйлар. Мин дә русча укырга тотынам. Мәдрәсә бозылды! Ләкин сәбәбе, хәзрәт әйткәнчә: «Фатихадан курыкмау» гына!» [4, с. 88-89].
Мәхдүм становится муллой в деревни и жениться, но этот брак обречён на несчастье, поскольку у них разные взгляды на жизнь, его идеал счастья рухнул: «Бөтен идеал, бөтен тормыш бетте!» [4, с. 93].
Бытие своей жизни главный герой сравнивает с нахождением в тюрьме: «Әллә ничәшәр катлы «иске гадәт» диварлары берлә чолганган, үземнең мәгънәви зиндандагы тормышымны төшенәм; шуның богауларын өзәргә, үземне үзем азат итәргә юллар ззлим. Буннан качып китәргә, кая булса да китәргә уйлыйм» [4, с. 95]. Исхаки через главного героя, который не соглашается с обыденной горькой, однообразной и неучной жизнью задаётся вопросом – Жизнь ли это? Возможно ли так жить?
В комедийном произведении «Җәмгыять» Гаяз Исхаки откровенно высмеивает существующую систему образования. Главный герой Шариф бай – основатель школ и медресе, сторонник джадидизма, прямолинейный и богатый старик. Общество старого взгляда дискуссируя о значении слова «Җәмгыять» утверждает, что это слово имеет плохое значение. Салих – представитель джадидизма утверждает, что слово «җәмгыять» и «убщество» имеет одно и то же смысл [5, с. 253]. Автор умело и красиво высмеивает безграмотность народа того времени. Безграмотные люди выдвигают мысль, что «җәмгыять» противоречит канонам ислама: «Анысы инде укытуына карап, әгәр инде сәләфләр юлы берлә булса – саваплы инде. Ысуле җәдидә берлә булса – саваплы инде. Ысуле җәдидә берлә булса, кара такта булса – хәрәм инде.
- Ысуле җәдидә кирәкми! Кирәкми!» [5, с. 255].
Таким образом, Гаяз Исхаки показывает полное непонимание кадимистами нового метода, они думают, что таким способом их хотят русифицировать.
Гаяз Исхаки через Шариф бая и Салиха продвигает идеологию джадидизма посредством открытия школ и медресе, проведением вечерних уроков и познавательных занятий для взрослых и детей. Параллельно автор высмеивает невежество кадимистских мулл: Ул ник анда «мәктәп» дигән? «Мәктәп бит урысча «ышкул» дигән сүз. Безгә ышкул кирәк түгел! Без, әлхәмдүлиллаһ, мөселман!» [5, с. 263].
В статье «Оренбургская Медресе Хусаиновых» [3]. Гаяз Исхаки пишет, что среди татарских медресе, медресе Хусаиновых по внешним и внутренним дисциплинам одна из первых медресе. Также как шакирды сидят за партами, муаллимы выполняют свои обязанности, преподаётся много предметов, но за 15 лет работы медресе мало принесло пользы для народа, оказала мало помощи для решения проблемы татарского народа. Несмотря на то, что финансирование выделяется больше чем в другие медресе, толку не было.
Огромной проблемой была нехватка муаллимов и педагогов, а также отсутствие воспитания. Шакирды получали знания через педагогов, посредством чтения книг. Однако муаллимы владели информацией не больше чем шакирды. Среди руководства медресе было распространены кумовство. Педагоги продолжает преподавать по старой программе, получая за это большую зарплату. Гаяз Исхаки настаивает на применении радикального и прямого метода – очищении медресе от старых муаллимов и наставников. В добавок, необходимо обзавестись хорошей библиотекой, ввести в образовательную программу жизненно важные предметы, найти компетентных педагогов, наладить отношения между муаллимами и шакирдами, создать дружественную обстановку.
В статье «Школы и медресе» [2]. Гаяз Исхакый пишет: «Так как в этом году был сильный голод, содержание деревенских школ за счет своей казны невозможно, вопрос образования крайне актуален.» автор доказательно показывает, что шакирды сами признавали отставание образовательной системы: «Казан мәдрәсәләренең шәкертләре мәдрәсәләрдә укырлык нәрсә юк, укытучы мөдәррис дип йөрүчеләремез берни белми торган наданнар, без үземезнең алтыннан кадерле гомерләремезне ул мәдрәсәләрдә әрәм итә алмыймыз, дип, мәдрәсә исемен күтәргән үзләренең гаҗиз ханәләреннән чыгып киткәннәр иде.»
В этой же статье Гаяз Исхаки утверждает, что образование является ключом для успешной жизни: «Уку-укыту эшләре бик зур мәсьәлә булганга һәм дә укуның халыкның тормышының яхшылануына да зур ярдәм булганга, без, социалистлар, халыкның һәрьяктан рәхәтен, тынычлыгын, байлыгын теләүчеләр, уку эшенә, табигый, бик зур әһәмият бирәмез, табигый, укыту мәсьәләсен фәкыйрь халыкка файдалы иттереп ясамакчы буламыз.»
Гаяз Исхаки поднимает проблему ограниченности в получении образования: «Безнең халкымыз казнага әллә никадәр налоглар, земский сборлар-фәләннәр бирсәләр дә, шәһәрдәгеләре шәһәр файдасына җыела торган акчаларны руслар берлән тигез түләсәләр дә, шул акчалардан бер тиенлек тә үзләренең балаларын укытырга файдалана алмыйлар иде. Шуның өчен укыту эшләре бик начар куелган, коточкыч иде. Соңгы елларда ысуле җәдидә мәктәпләре ачылса да, алар да кайсы йирләрдә байлар тәрбиясендә булса да, табигый, егерме миллионлы халыкны укытыр өчен берничә байның зәкятлары, фәләннәре бернигә җитмәячәк иде.»
Автор повествует о необходимости исключения старой бюрократии с пути образования, бороться с данной бюрократией и быть заодно с теми партиями, которые борются с невежеством.
Гаяз Исхаки пишет, что медресе получат развитие и процветание при налаживании всех вышеперечисленных аспектов: «Шуның өчен, әгәр билфигыль мәдрәсә яхшыртырга теләсәңез, мөгаллим булып торган кешеләр, һәммәгез дә чыгып, үзегезгә муафикъ кәсепкә тотыныңыз!»
Проблему отсутствия равноправия в татарском обществе Г. Исхаки поднимает на примере женского образования. Вопрос равноправии в обществе поднимается в таких произведениях как «Ул икеләнә иде» [4, с. 311], «Ул әле өйләнмәгән иде» [4, с. 362] и «Өч хатын белән тормыш» [5, с. 5].
В рассказе «Ул икеләнә иде» Гаяз Исхаки показывает мужчину среднего возраста по имени Хамит, жил он в Петербурге и испытал сильное влияние со стороны русского общества. Стремясь продолжить древние традиции предков, Хамит находит татарскую девушку, но она отвергает его предложение. После этого Хамит находит утешение в русской девушке. Молодая и красивая, страстная и в тоже время скромная Мария Ивановна становится женой Хамита [4, с. 333].
В рассказе «Ул өйләнмәгән иде», Гаяз Исхаки повествует о жизни главного героя Шамсутдина. Шамси нравственный, начитанный, образованный и воспитанный в татарском духе мужчина. Он хочет найти себе жену своей национальности и воспитать детей в своем духе, но не сумев найти достойную себе девушку из своей национальности Шамсутдин знакомится с умной, красивой, хозяйственной, мудрой и образованной русской женщиной. Анна Васильевна хороший собеседник и верный друг Шамси, она оказывала сильное влияние на парня. Постепенно их дружба перерастает в любовь, и они женятся. Но в дальнейшем их отношения друг к другу остывают, они уже не испытывают тех эмоций и того счастья. Анна Васильевна была не в силах справиться с этим и для спасения семьи идёт в церковь. Сначала женщина крестится сама затем по совету других женщин в тайне от мужа крестит своих детей: «Если не будешь крестить своих детей, боже сохрани, святой крест не даст тебе милосердия» [4, с. 410]. Постепенно Анна Васильевна начинает посещать молитвы, и сама водит своих детей в церковь. Шамсутдин мечтает отвести третьего ребенка в Стамбул и воспитать его как мусульманина, однако у него ничего не получается.
В произведении «Өч хатын белән тормыш» Гаяз Исхаки критикует многжёнство и выступает за равноправие в семье. Главный герой произведения Карим – богатый молодой человек, нахал и неуч. У него было три жены: первая – Эсма, не по годам мудрая, терпеливая, вторая – Марьям, корыстная и очень хитрая, третья – Сорур, наивная и молодая девушка которую родители продали за долги в 16 лет [5, с. 33].
Марьям занималась черными делами и рассорила всех жен между собой. В их доме ни дня без ссоры, каждый день ругань да крики. Автор показывает отношение Карима к своим жена как к вещи: «Аларның сүзләренә карап йөрергә ярамый, алар ярты гакыл» [5, с. 27].
У Эсмы есть брат Риза – очень мудрый и образованный. Риза – полная противоположность Карима, противостоит его мнению о женщинах, защищает их честь и отстаивает их равноправие. Риза, как сторонник джадидизма, хочет открыть библиотеку, чтобы в ней были книги на арабском, турецком и русском языке, различные журналы и газеты. Также он хочет чтобы при библиотеках работал буфет, дабы привлечь внимание людей [5, с. 30]. Автор высмеивает неуча Карима тем, что он расходовал отцовские деньги налево и направо, в итоге вторая жена – Марьям обманывает его и оставляет банкротом. [5, с. 37]. Гаяз Исхаки отдает должную честь и почитание первой жене Карима – Эсме, так как несмотря на скверный и невежественный характер мужа, Эсма остаётся преданной ему в трудную минуту и не оставляет его. [5, с. 40].
Этим произведением Гаяз Исхаки хочет донести мысль, что многоженство изжило себя, является разрушительным фактором семейного счастья, взаимоуважение и равноправие вот что является фундаментом крепкой семьи.
В анализируемых произведениях «Ул икеләнә иде» и «Ул ойләнмәгән иде» на примере главных героев Шамси и Хамита Г. Исхаки пытается донести необходимость получения образования татарскими женщинами. Он приводит пример образованных, нравственных и воспитанных женщин из другого общества и призывает к этому татарок. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, необходимо уделить внимание женскому образованию, женщины должны быть образованными, трудолюбивыми, и иметь равноправие как в семье, так и в обществе. Среди прочего женское образование будет способствовать к росту числа образованного населения, а это в свою очередь поможет увеличить количество учителей, врачей, и в целом работников в области науки и культуры что способствует повышению уровня развития общества. Также, женщины являются «воспитателями нации» так как воспитанием детей занимаются в основном женщины только образованная женщина могла воспитать достойного человека.
Свои политические взгляды, сформированные в том числе, под влиянием джадидизма, Гаяз Исхаки излагал на страницах художественных произведений и в виде газетных и журнальных статей. Он показывал противоречивость и консервативность татарского общества того периода. Проанализировав все вышеперечисленные произведения, можно сделать вывод, что татарская нация будет развиваться при соблюдении трех условий. Во-первых, преодоления консервативных взглядов. Во-вторых, развитие достойной системы образования. В-третьих, создание условий формирования равноправного общества.
Гаяз Исхаки приложил немало усилий для информирования татар и приобщения татарской культуры к условиям современного мира. Однако его подходы были не столь однозначны. Например, высмеивание мулл было чуждым явлением для того времени, из-за которой часть тогдашнего общества воспринимала Гаяз Исхаки негативно. Татарское общество той поры не было готово к радикальным общественно-политическое преобразованиям, поэтому он попытался достучатся до народа с помощью художественных произведений.
Список литературы:
- Биография Гаяза Исхаки // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/personalii/ishaki-gayaz , свободный. – Проверено 22.02.2023.
- Исхаков М. Оренбургтагы Хөсəеновлар мəдрəсəсе // Таң йолдызы. – 1906. – 8 авг. – № 25.
- Исхакый Г. Әсәрләр: Повестьлар һәм хикәяләр (1899–1908): 15 томда. Т. 1 / Г.Исхакый. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1998. – 399 б.
- Исхакый Г. Әсәрләр: Повестьлар һәм хикәяләр (1899–1908): 15 томда. Т. 2 / Г.Исхакый. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1999. – 464 б.
- Исхакый Г. Әсәрләр: Пьесалар (1900–1918): 15 томда. Т. 4 / Г.Исхакый. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2003. – 496 б.
- Сахапов М. Ж. Гаяз Исхаки – возродитель татарской литературы начала XX века. Казань : Магариф, 2008. - 295 с.
- Исхаков М. Мəктəп-мəдрəсəлəр // Таң йолдызы. – 1906. – 5 авг. – № 19.
дипломов
Оставить комментарий