Статья опубликована в рамках: LXIII-LXV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2023 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДВОРЯН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
АННОТАЦИЯ
В статье представлены принципы формирования поведенческой культуры у детей дворян во второй половине XIX века. Прослеживается, как менялось отношение родителей к своим детям к концу столетия, это проиллюстрировано рекомендациями из сборников и авторитетных современников.
Ключевые слова: этикет, воспитание дворян, социальный этикет, нравственность.
Во второй половине XIX столетия вследствие новых политических и экономических реформ, отмены крепостного права в российском обществе назрела социальная напряженность. Кризис в сословии дворян, его «разношерстность» и изменчивость от десятилетия к десятилетию интересны сами по себе, но в статье рассматриваются изменения, коснувшиеся мира детства, повлиявшие на систему воспитания в сословии.
В современном обществе крайне трепетно относятся к воспитанию детей. Пытливый ум сегодняшних родителей ищет ответы на свои педагогические задачи в прошлом. На лекцию автора данной статьи по воспитанию детей дворян запись закрылась за несколько дней. Высокая стоимость билета отсеивает праздного зрителя, это действительно глубоко волнующая людей тема.
Данное исследование – это попытка выявить, как формировались принципы социального этикета у детей дворян во второй половине XIX века. Чтобы увидеть эти принципы, необходимо разобраться в понятийной базе.
Исследователь дворянского воспитания О.С. Муравьева приводит определение дворянского воспитания: это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемые отчасти сознательно, отчасти бессознательно – путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Активное участие в общественной жизни требовало от дворянина знаний поведенческих правил и обычаев общества, понимания различий интересов и взглядов, умения выбрать свой стиль поведения: «Как одно платье не всякого возраста и пола человеку надевать можно; или как сапог не на всякую годится ногу; так поведения примеры и подражание не ко всем делам, обстоятельствам и лицам без разбору должно приспособлять» [6, с. 5].
Выбирая, на каком определении термина «этикет» остановиться, уместно обратиться к весьма подробному сборнику хороших манер Юрьева и Владимирского, где дается следующее определение: этикет есть не что иное, как собрание (свод) правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, то есть благовоспитанным. Само слово «благовоспитанный» (или хорошо воспитанный) показывает, что «приличные манеры» есть нечто приобретаемое, прививающееся к человеку воспитанием, и, действительно, хорошее, благое воспитание прививается с детских лет [11, с. 1].
В этом же сборнике дается алгоритм воспитания хороших манер у ребенка, которое по очевидным причинам могли позволить скорее аристократы, чем другие сословия. У дворян уже сложились свои вековые традиции воспитания, особая усадебная культура, и матери семейств первого сословия могли посвятить себя семье (хотя условия быта могли быть различны в семьях).
С самого нежного возраста ребенка о нем заботится его нянюшка, стараясь, чтобы вверенное ее попечению дитя было вежливо и опрятно, держало себя паинькой; гувернеры и гувернантки дома или в школе продолжают то, что начали няни, и, наконец, с переходом из детского в юношеский возраст молодые особы начинают посещать общество и здесь под руководством матери заканчивают свое воспитание, то есть окончательно усваивают весь цикл приличных манер и светского этикета [11, с. 1].
Можно подумать, что в таких сборниках прописана «идеальная картина», но она находит подтверждение как в мемуарах [9, с. 40], так и в художественной литературе. В «Анне Карениной» Толстого, где Долли, находясь в гостях у Левиных, по долгу попереживала по поводу воспитанности старших детей, причем переживание было вызвано мелким проступком дочери.
Вместе с этим встречались и противоположные примеры, они стали возможны по ряду причин именно в последней четверти века. Феминизация общества, больше образованных женщин, открыто выражающие свои мысли не согласные с текущим режимом бунтари, череда покушений на монархию, безверие – потеря ценностных ориентиров. Случалось ранее немыслимое, когда, несмотря на дворянскую честь, родитель даже просит поддержки у дворянского собрания из-за неблагоразумного поведения своего ребенка. В записке о жизни дочери титулярного советника Семена Плутанина девицы Варвары уточняется: «Девица сия с пятилетнего возраста до девяти с половиною лет обучалась началам духовного закона, чтению и письму в доме родителей с преподаванием наук через разных благонравных и благонамеренных учителей». Несмотря на это, «на замечания отца, что о расточительной жизни ее и развращенной нравственности доведено будет до сведения начальника губернии, она, оборотясь задом к отцу, а лицом к девке своей, говорила». Разъяренный отец «просит разрешения наказать дочь отцу по воле его… за расточительность и развращенную нравственность» [12, л. 3].
Возникает закономерный вопрос: как же так получилось, что в одном из самых малочисленных сословий находятся основания, чтобы внушить ребенку высокие нравственные принципы, строгие правила поведения и передать необходимые знания, требовалось длительное и тщательное воспитание и обучение [1]. Одновременно – «развращенная нравственность». Те самые двойные стандарты, когда один и тот же человек мог быть учтив в салоне у знакомых, а той же ночью проиграть свое состояние в карты [3]. Требуется уточнение, что речь идет о верхушке дворянства, проживающего в городах, летом – в усадьбе, обеспеченном финансово, не служащего или занимающего высокие посты [2, с. 528].
Воспитание в дворянских семьях носило нормативный характер и было направлено на формирование личности, соответствующей общепринятому в дворянских кругах образу «душевно и телесно здорового» человека благородного сословия. С раннего возраста отрабатывалась прочность поведенческих манер. Дворянину пристало быть лицом социальным, состоящим в различных салонах и клубах.
По всей видимости, так как к концу столетия усложняется процесс получения дворянского титула, в 1900 году титул потомственного дворянина мог получить обладатель ордена Св. Владимира III степени [2, с. 526]. А льготы от государства были столь значимы, светская жизнь ярка, что в российской периодике появилось мнение, что дворянство стало притягательным эталоном для подражания в глазах представителей остальных сословий Российской империи. При работе с фондами Тамбовского государственного архива нельзя не обратить внимания, как много прошений о подтверждении дворянства.
Но одно дело – выслужиться в дворянина, а как же воспитание? Любопытная цитата из популярной пьесы: Нароков: «Да откуда оно в вас, это озорство-то? От природы или от воспитания?» Домна Пантелевна: «Ах, батюшки, откуда? Ну, откуда... Да откуда чему другому-то быть? Жила всю жизнь в бедности, промежду мещанского сословия: ругань-то каждый Божий день по дому кругом ходила, ни отдыху, ни передышки в этом занятии не было. Ведь не из пансиона я, не с мадамами воспитывалась. В нашем звании только вв том и время проходить, что все промеж себя ругаются. Ведь это у богатых деликатности разные придуманы» [7, с. 7]. Этакая зависимость статуса и воспитания.
Из чего же складывалось дворянское воспитание? Из повседневных рутин в семье, определенным образом налаженного быта. Матери семейства необходимо было расписать роли слуг, кто за что отвечает, быть в курсе хозяйственных дел городского дома или усадьбы, ведать вопросами гостеприимства и наносить визиты. На ее попечении – образование детей, обязательные походы в церковь, ежедневные молитвы, заботы о собственном здоровье и здоровье детей.
Женщина-дворянка по образу и подобию своего родительского дома старалась создавать быт и уют в новом доме, добавляя элементы нового, своего, присущего только ей. Женщины-дворянки интересовались не только ведением своего дома, но и делами мужа, новостями светской жизни, принимали гостей, выезжали в гости сами, посещали театры, много читали, вели активную переписку с родными и друзьями и многое другое [10].
Постепенно стало очевидным: участие обоих родителей в воспитании детей необходимо и требует, возможно, разного, но равного внимания и отца, и матери. Так система, в которой «штат» нянь и гувернеров, многочисленные родственники бесконтрольно участвовали в воспитании и нередко формировали систему ценностных установок ребенка, отходит на второй план, уступая новой воспитательной модели. В ней первостепенное положение занимают родители. То, что родители вышли на первый план в воспитании детей, связано и с разрывом отношений дворянства и крестьянства. До реформы дети были во внимании многочисленной дворни, теперь же штат слуг поредел.
Хорошее воспитание дети, прежде всего, получали в семье. Семья играла большую роль в жизни детей, в их процветании, она являлась центром дворянского воспитания. Домашнее воспитание, включавшее в себя наряду с собственно «воспитательным» еще и «учебный» аспект, сообразовывалось, прежде всего, с представлениями родителей о подобающем их детям образовании, а эти представления определялись чаще всего обычаями, существовавшими в среде российских дворян.
В рамках традиционной дворянской культуры существовало особое отношение к детям. Само понятие «семья» твердо ассоциировалось у представителей дворянства с ее детским контингентом: «мое семейство умножается, растет, шумит около меня» [9, с. 139]. Родители стали для детей приоритетным и важнейшим источником нравственных ориентиров и ценностей, базировавшихся на смеси из христианской этики и просветительских идей [9].
Формирование этикетного поведения детей дворян служило тем самым основанием, которое влияло на то, как человека примут в обществе. Что будет воспринято комильфо, а что – моветон и закроет ему путь в высший свет.
Список литературы:
- Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX в. // Вопросы образования. – 2010. – С. 225–235.
- Беловинский Л.В. Культура русской повседневности. – М. : Академический проект, 2016. – С. 716.
- Жуковская Д. Модели дворянского поведения (представление о чести и службе во второй половине XVIII века) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historicus.ru/modeli_dvoryanskogo_povedenia/.
- Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI–XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. – М. : Изд-во УРАО, 2000. – 319 с. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4061666/post359815408/.
- Милешина Н.А. Российское дворянство XVII – начала XX столетия в контексте трансформации внутрисемейных отношений // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 30 (211). История, Вып. 42. – С. 5–11.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб. : Летний сад, 1998. – 224 с.
- Островский А.Н. Таланты и поклонники // Отечественные записки. – 1882. – № 1, январь. – С. 5–91.
- Позднякова М.Н. К вопросу о воспитании детей в дворянских семьях (на примере дворянского рода Стаховичей) // Известия ВГПУ. – 2018. – № 4 (281). – С. 39–42.
- Покровская В.А. Когда живешь семейно, скучно быть не может: воспитание детей в дворянской семье Свербеевых // Человеческий капитал. – 2020. – № 11 (143). – С. 139–149.
- Пономарева В.В. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад: XVII – начало XX века. – М. : Ломоносовъ, 2016.
- Правила светской жизни и этикета, хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. – 1889.
- Тамбовское губернское дворянское собрание и Тамбовский губернский предводитель дворянства. 21 апреля 1785 г. – 19 июля 1918 г. Фонд № 161. Опись 1 для постоянного хранения за 1785–1918 гг. Дело № 5132 Дело по жалобе титулярного советника Плутанина на грубое с ним обращение дочери Варвары. 18 февраля 1842 г.
дипломов
Оставить комментарий