Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 июня 2022 г.)

Наука: Философия

Секция: История философии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Максютова А.И., Рябова И.Г. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ В 19-20 ВВ. // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(44). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 4-8.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ В 19-20 ВВ.

Максютова Аделина Илшатовна

студент, Южно-Уральский государственный университет филиал в городе Нижневартовске

РФ, г. Нижневартовск

Рябова Ирина Геннадьевна

канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин, Южно-Уральский государственный университет филиал в городе Нижневартовске

РФ, г. Нижневартовск

THE RELATIONSHIP OF FAITH AND REASON IN THE PHILOSOPHY OF RUSSIAN PHILOSOPHERS IN THE 19-th AND 20-th CENTURIES

 

Irina G. Ryabova

Candidate of Philos.Associate Professor, Head of the Department of Humanities, Natural sciences and technical disciplines, South Ural State University branch in the city of Nizhnivartovsk

Russia, Nizhnevartovsk

Adelina Maxyutova

Student, South Ural State University,

Russia, Nizhnevartovsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена анализу проблемы соотношения веры и разума. Рассматривается эволюция взглядов на данную проблему в христианской философии, определяется специфика духовно-академического решения вопроса. На основе анализа предпринимается попытка разрешить следующий парадокс: с одной стороны, человеку дана основанная на вере религия, а с другой стороны, основанная на разуме и его истоках, отражающихся в идее сотворения мира.

ABSTRACT

This article is devoted to the analysis of the problem of the correlation of faith and reason. The evolution of views on this problem in Christian philosophy is considered, the specifics of the spiritual and academic solution of the issue are determined. Based on the analysis, an attempt is made to resolve the following paradox: on the one hand, man is given a religion based on faith, and on the other hand, based on reason and its origins, reflected in the idea of the creation of the world.

 

Ключевые слова: вера, разум, знание, религия, наука.

Keywords: faith, reason, knowledge, religion, science.

 

На протяжении веков человечество занималось вопросами веры в нечто, находящееся за пределами мира обычного опыта. Есть ли Бог? Продолжают ли люди или человеческие души жить после смерти? Существует ли ад? Углубляясь в основные характеристики религий, включая иудаизм, христианство, ислам, индуизм и буддизм, выявляется связь человечества со многими   разновидностями религиозной практики.

Представление о том, что наука опровергла религию, очень популярно и очень влиятельно в истории западной мысли. Многие ученые и философы утверждали, что религиозная вера и логический разум несовместимы. Некоторые ученые и гуманисты предположили, что одного естественного разума достаточно, чтобы дать нам ответы на вопросы о смысле или цели человеческого существования. [1]

Трудно понять, как наука могла бы доказать или опровергнуть существование измерения, которое находится за пределами обнаружения ее инструментов.

Поскольку восприятие того, что вера несовместима с разумом, сохраняется и сегодня, важно рассмотреть четыре способа, которые доказывают, историческое христианство использовало, в том числе, системную рациональную аргументацию.

Во-первых, христианское мировоззрение предлагает объяснение утверждению объективного источника знаний, разума и рациональности. Эта основа находится в личном и рациональном Боге. Бесконечно мудрый и всезнающий, Бог создал Вселенную, чтобы отразить согласованный порядок законов и логики, а также создал человечество по своему образу и подобию и наделил разумными способностями, чтобы обнаружить эту разумную организацию. Бог, по сути, объединил постижимый космос и разумно способных людей вместе с самим собой, чтобы обеспечить соответствие разумности. Таким образом, в христианстве рациональность вселенной имеет надежную метафизическую основу.

Во-вторых, христианские утверждения об истине не нарушают основных законов или принципов разума. Христианская вера и доктрина, хотя они часто превосходят ограниченное человеческое понимание, не являются иррациональными или абсурдными. Другими словами, вера не вредит разуму. Более того, когда скептики ставили под сомнение логическую последовательность библейских учений, христианские мыслители на протяжении веков предлагали жизнеспособные модели для демонстрации того, что эти идеи таинственны, но на самом деле не бессвязны.

В-третьих, Библия поощряет обретение знаний, мудрости и понимания. Верующим хорошо использовать свой Богом данный разум, чтобы исследовать глубины своей веры.

В-четвертых, истины христианской веры соответствуют таким вещам, как доказательства, факты и разум. Библейскую веру  можно определить как уверенное доверие к разумному и надежному источнику. Вера является необходимым компонентом знания, потому что человек должен во что-то верить, чтобы что-то знать, другими словами, знание означает веру в то, что является истинным с надлежащим обоснованием. И разум может быть применен для оценки, подтверждения и подкрепления веры. [3]

Таким образом, разум и вера функционируют взаимодополняющим образом. Использование разума обычно является частью прихода человека к вере и поддерживает веру бесчисленными способами. Подводя итог, можно сказать, что вера является основой разума (вера для того, чтобы знать), в то время как разум поддерживает веру.

В Новом Завете описания веры всегда сосредоточены на каком-то объекте. И надежный объект веры человека - это Бог или Господь Иисус Христос. Даже сама вера, которая приводит к спасению, включает в себя знание (факты, окружающие жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа) и дискурсивные рассуждения (относительно того, что эти факты действительно означают). [3]

Христианская вера и разум также соединяются в обновлении разума. В этой важной трансформации люди в полной мере используют свои познавательные способности в преданности Богу. Вера - это начало пути в христианской жизни, но такая вера движется в направлении подлинного понимания [5].

В трудах А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, В.С. Соловьева, в духе святоотеческих традиций, явно прослеживалось стремление к культурно-религиозному синтезу: основной акцент в проблеме соотношения веры и разума был перенесен с теоретической деятельности разума на духовный религиозный опыт, представляющий собой цельное и гармоничное единство рациональных и внерациональных начал. Для светского крыла русской школы религиозной философии было характерно понимание познания как целостного явления, в котором вера и разум органически синтезированы [6]. Хомяков утверждал, что бытие открывается лишь целостной жизни духа, только разуму, органически соединенному с волей и чувством — велящему разуму.

Любовь к Богу разумом человека является частью выполнения всеобъемлющей заповеди любить и почитать Бога всем своим существом. Христиане должны приложить все усилия, чтобы открыть библейские истины — так сказать, напрячь умственные и духовные мускулы, чтобы понять такие доктрины, как Триединая природа Бога и Воплощение Иисуса Христа [4]. Такое упражнение перемещает человека с начальной стадии веры на более глубокое место рефлексивного понимания и большего ощущения бесконечного и вечного величия Бога. И это неплохое место для жизни.

 

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. О характере русской религиозно-философской мысли XIX в. — М., 2004.
  2. Дневник протоиерея Ив. Мих. Скворцова. — Киев, 1866.
  3. Зеньковский В.В. История русской философии. — Т. II. — Ч. 1.
  4. Федотов А. Взаимоотношение веры и знания по воззрениям В.Д. Кудрявцева. — Загорск, 1966. Рукопись.
  5. Старокадомский М.А. Вера и разум как пути Богопознания. — М., 1961.
  6. Хомяков А.С. О старом и новом: статьи и очерки. — 1988.
  7. Киреевский  И.В. Духовные основы русской жизни. — 2007. - 445 с.
  8. Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве. — 1881 г. – 175 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.