Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX-LX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 сентября 2022 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Желифонов М.П. ПРОБЛЕМЫ ЭГОИЗМА // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LIX-LX междунар. науч.-практ. конф. № 8-9(46). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 4-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМЫ ЭГОИЗМА

Желифонов Марат Павлович

канд. физ.- мат. наук, доц., Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань

PROBLEMS OF SELFISHNESS

 

Marat Zhelifonov

Candidate of Science, assistant professor, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В рамках «микроскопического» подхода к описанию исторических процессов рассматривается влияние эгоистичности людей на организацию их общественной жизни.

АBSTRACT

Within the framework of the "microscopic" approach to the description of historical processes, the influence of people's selfishness on the organization of their social life is considered.

 

Ключевые слова: импринтинг, рефлексивные элементы сознания, иррациональный эгоизм, цивилизации, либеральное движение.

Keyword: imprinting, reflexive elements of consciousness, irrational egoism, civilizations, liberal movement.

 

Человеческое сообщество можно воспринимать как систему, состоящую из огромного числа однотипных элементов, взаимодействующих между собой по определенным правилам. В физике такая ситуация называется проблема многих тел, и для описания многочастичных систем используют два подхода феноменологический и микроскопический. При феноменологическом описании система рассматривается как самостоятельный объект с некоторыми свойствами. Более эффективным считается микроскопическое описание, которое начинается с определения правил взаимодействия между частицами. Такой «микроскопический» подход может быть применен и к описанию человеческого сообщества [1,2].

В основе правил взаимодействия между людьми лежит такое явление как эгоизм. Это важнейшая часть полноценного существования и развития человека. Формы его проявления весьма разнообразны. Прежде всего, эгоизм является бессознательным беспокойством человека за свою жизнь и важные события. Каждый человек волнуется о собственном благополучии независимо от возраста и пола. Важны степень этого беспокойства и его последствия. Если беспокойство не выходит за рамки разумного, то окружающие не считают человека эгоистичным. При рациональном или здравом эгоизме человек четко оценивает и понимает последствия своих действий. Он живет для себя, но не мешает другим. В обществе его уважают за независимость и самодостаточность. Возможен и иррациональный уровень эгоизма, когда человек действует импульсивно и недальновидно, надеясь получить максимальную выгоду от сложившейся ситуации любым путём. Это уже режим потребительского паразитизма. Выделяют следующие виды иррационального эгоизма:

  • Нарциссизм. Человек любит только себя, может часами любоваться на себя в зеркале. Он действует всегда правильно, но удовлетворяет только свои желания и никогда бескорыстно не поможет другим. Он не умеет любить и сопереживать, он изначально считает себя выше других. Так подсознательно работает программа эгоизма;
  • Завышенный эгоизм. Такой эгоист не считается с мнениями и желаниями других людей. Все должны делать то, что нужно ему. Он бывает добрым, но только для получения собственной выгоды;
  • Эгоцентризм. Индивид ощущает себя центром окружающего мира и ставит свои интересы выше интересов других людей, так как считает себя лучшим среди всех. Яркое проявление индивидуализма.

Индивидуализм – такая рефлексивная установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на личные интересы и учитывает их в первую очередь при принятии решений. Индивидуалист склонен заявлять, что у него собственное представление о тех или иных вопросах и явлениях.

В противоположность индивидуалисту коллективист имеет рефлексивную установку сознания, при которой индивид обращает основное внимание на интересы своей группы и учитывает их в первую очередь при принятии решений [3].

Эти нравственные установки имеют очень важные социальные последствия. Индивидуализм предполагает справедливое распределение материальных благ в сообществах, а коллективизм равное. Противоречия между представителями этих подходов определяют главное содержание всей мировой истории человечества.

Процессы формирования эгоистичности

Важнейшей школой коллективистского восприятия жизни является семья. В младенчестве человек жестко зависит от своих близких. Его вхождение в жизнь идет в режиме импринтинга. Это процесс запечатления информации по первому конкретному восприятию, которое запоминается мгновенно, сохраняется на всю жизнь и превращается в устойчивый образец поведения. Информация буквально впечатывается в мозг и в дальнейшем проявляется на уровне инстинктов. Формируются своего рода рефлексивные элементы сознания, т. е. непререкаемые истины, которые автоматически входят в поток наших рассуждений и действий [4]. Именно по такой схеме происходит усвоение юными созданиями правил коллективистского семейного общежития. Со временем человек попадает уже в общинную среду и там окончательно формирует свой уровень эгоистичности. Тут важно, какую общую направленность имеют нравственные понятия в его общинной среде – индивидуалистическую или коллективистскую. Человеческие сообщества формируют эти направленности в результате длительного исторического развития.

Рассмотрим, например, как формировалась система нравственности Славянской ортодоксальной цивилизации. В течении тысячелетий люди жили в рамках первобытно-общинного строя и коллективистские правила были основой жизни общины. Центром зарождения человеческой цивилизации явился район Средиземного моря с его благодатным климатом. Восточно-европейская равнина всегда была зоной рискованного земледелия, что затрудняло развитие местных племен, и общинный уклад жизни устойчиво сохранялся там вплоть до IX века. Это обстоятельство явилось исходным фактором в формировании коллективистской формы жизни на Руси.

Вторым фактором послужило крещение Руси в 988 году. Нравственной основой ортодоксального христианства является сострадание и милосердие к ближним, что порождает предельно высокий уровень дружелюбия между людьми.

Третий фактор принесло татаро-монгольское иго. В течение 240 лет, в рамках окраинной провинции Золотой Орды, великороссы усваивали практику жизни в хорошо организованном сильном государстве. И свой выход из вассальной зависимости они стали проводить через созидание собственного сильного государства, что ещё более укрепило коллективистское начало их жизни. У подавляющей массы великороссов на рефлексивном уровне в подсознании четко сформировалась коллективистская программа поведения – дружественность, предпочтение общинным интересам при принятии решений, стремление улаживать семейные и внутригрупповые конфликты.

Формирование индивидуалистической Западной цивилизации происходило в среде воинственных варваров, которые, в конце концов, сокрушили Рим. Их племена находились в состоянии постоянной вражды друг с другом. В эпоху Великого переселения народов Западная Европа была просто залита кровью. Преобладающий нравственный принцип этого времени: каждый сам за себя, чужая человеческая жизнь не ценилась, высокий уровень агрессивности людей – жесткая индивидуалистическая направленность. В VI в. среди этих общинно – племенных союзов стали возникать достаточно крупные варварские королевства (вестготы, остготы, франки, англосаксы). Формирование королевств в среде язычников требовало введение общей религии. Пример процветающей Византии наглядно показывал, что переход к христианскому пониманию жизни может существенно улучшить её качество. Так основатель Франкского государства король Хлодвиг (481 - 511гг.) в конце V века по примеру Византии пытался проводить крещение населения своего королевства, но только три столетия спустя массовый процесс крещения Франков удалось организовать Карлу Великому. После удачного похода в страну аваров ок. 800 г., на награбленные 7 тонн золота на подвластных ему территориях начали целенаправленно учреждать епископства, строить церкви, приглашать миссионеров священников из Византии. Была сделана попытка построить культурный, образовательный центр в Ахене, но к середине IX в. эта огромная империя распалась.

Помимо насильственного механизма внедрения христианства существует также стихийный механизм. Дело в том, что у людей имеется сильный внутренний мотив для активного восприятия христианства. Для каждого человека очень высока ценность его собственной жизни и человека пугает перспектива смерти. В ответ на эти проблемы христианство дарит надежду на спасение и вечное царство небесное при очень простом условии, выполнение которого зависит только от самого человека – соблюдение определенных нравственных правил. Часть людей, озабоченных идеей своего спасения, уходили в отшельники, давали обет праведный жизни. Постепенно и повсеместно шел процесс зарождения монашеских общин, строительство монастырей. Процесс этот затянулся на несколько столетий и при этом испытывал принципиальную трудность. Распространение христианства теперь происходило в среде чуждой коллективистскому восприятию жизни [2].

Приход в среду язычников коллективистского начала жизни означал напряженную борьбу антиподов – сострадание против полного неуважения к чужой жизни. Каждый человек теперь становился носителем этих противоречивых начал и лично для себя должен был решать конфликт между ними. В среде варваров одновременно стали наблюдаться проявления христианского коллективистского начала и жесткого индивидуализма. Возникли как бы два противоборствующих идейных течения. Христианское начало нацеливало на активное восприятие общей культуры предшествующих эпох и её дальнейшее развитие. Повышенная агрессивность проявляла себя в ходе непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков. Совмещение противоречивых начал жизни привело к модернизации нравственной основы христианства, переходу к гибридному состоянию – сострадание с уклоном в индивидуализм. Сформировался католицизм, ощутимо понизивший уровень дружелюбия между людьми.

Затем уже протестанты объявили о необходимости провести дальнейшую очистку христианства от ненужных наслоений. Божественность Христа и Евангелие милосердия и любви они признавали, но полагали, что Господь открыл врата Рая перед всеми, кто исповедует веру в Христа. Участвовать в церковных обрядах и делать добрые дела стало не обязательным, провозглашался принцип – каждый человек сам кузнец своего счастья [5, с. 265]. На первое место вышла агрессивность древних германских племен, слегка припудренная пустыми разговорами о нравственности и правах человека. Колонизацией Южной Америки занимались, в основном, католики, а Северной Америки протестанты, и уровень их сострадания к местному населению принципиально отличался. Например, католики допускали брак с аборигенами, а протестанты нет. По ходу своего становления христианство породило три направления, три принципиально разные цивилизации. Они связанны с именем Иисуса Христа и находятся в острых конфликтных отношениях между собой [2].

У западноевропейцев повсеместно восторжествовал принцип «каждый сам за себя», что неизбежно порождает высокую конфликтность и высокий уровень агрессивности людей. Главное содержание человеческой деятельности в такой среде – активное участие в конкурентной борьбе. Кто сильней – тот и прав; пусть проигравший плачет – базовый принцип жизни любого сообщества индивидуалистов, усвоенный на уровне рефлекса. Главная направленность действий индивидуалиста – достижение предельно высокого уровня личного потребления материальных благ и власти. У западноевропейцев постоянно шел процесс ужесточения правил конкурентной борьбы, тотальный переход к фашизму. Исходная идея фашизма очень проста – физическое уничтожение конкурентов допустимо.  Христианское сострадание и милосердие к ближнему были опрокинуты, и в настоящее время в Западной Европе идет активное разрушение церквей и полное торжество сверх жесткого индивидуализма.

Статистический коэффициент эгоистичности

Каждый из нас – это сочетание индивидуалиста и коллективиста. Важна пропорция между этими крайностями. Каков наш выбор между ними, какова степень нашей эгоистичности? Мир людских взаимоотношений очень разнообразен, проблемы эгоистичности людей широко обсуждались во все предшествующие времена, публиковалось множество научных трудов. В статье [2], например, предлагалось уровень эгоистичности человека оценивать статистическими методами с помощью соответствующего теста. Тест должен включать набор описаний сложных жизненных ситуаций, и для каждой из них предлагать по несколько вариантов решений двух типов с уклоном в сторону личных и в сторону общинных интересов. Отношение числа ответов индивидуалистической направленности к числу вопросов даст численную оценку статистического коэффициента эгоистичности К для тестируемого человека, где К меняется в пределах от 0 до 1.

Пример тестового вопроса. Вы на безлюдной улице нашли кошелёк с 15 000 руб. и имеете некоторые соображения о его хозяине. Ваши действия: а) начать поиски возможного хозяина; б) оставить кошелёк у себя на сохранение; в) забрать деньги себе; г) обратиться в бюро находок.

Степень эгоистичности людей возможна в широких пределах, и поэтому персональные коэффициенты эгоистичности людей, входящих в любое сообщество, образуют систему случайных величин с некоторым распределением, среднестатистическим значением Кср и медианой Км. Коэффициент Кср будет показывать, насколько часто используется индивидуалистическая модель поведения среди членов этого сообщества. Он будет отражать общий стиль поведения людей, оценивать степень их сплоченности. Случай Кср < ½ соответствует приоритету коллективистских интересов в обществе, при  Кср > ½ имеем приоритет личностных интересов.

Согласно центральной предельной теореме теории вероятностей при формировании случайной величины под влиянием множество факторов, распределение для таких величин должно быть близко к нормальному. Уровень эгоистичности каждого человека как раз и формируется под влиянием множества самых различных бытовых обстоятельств. Поэтому полагаем, что распределение для коэффициентов эгоистичности К является нормальным и описывается куполообразной кривой Гаусса

где

f(x) – плотность вероятности;

m – точка максимума, т.е. математическое ожидание M(X) = m;

s – среднеквадратичное отклонение;

const С –   определяется из условия нормировки площади фигуры на 1.

Отметим, что распространенность нормального распределения в природе оценивают в 96%.

От непрерывного изменения плотности вероятности f(x) перейдем к её пошаговому изменению – составим интервальный статистический ряд и построим гистограмму. Ординату на участке [0, 1] точками хn = n/10 разделим на 10 интервалов (n = 0,1,2, …9), в центрах интервалов (хn+0,05) значения функции f(x) определят относительные частоты интервалов. В случае m = ½, s = 0,12 получаем гистограмму [2].

 

Рисунок 1. Гистограмма

 

Каждому интервалу присвоим социальный номер n = 1,2, . . ,10. С ростом n происходит возрастание уровня эгоистичности. Соотнесем каждому интервалу конкретный поведенческий тип человека, тогда высота прямоугольника на гистограмме определит долю людей сообщества, относящихся к данному поведенческому типу. Это позволит построить развернутую картину особенностей поведения людей сообщества.

Необходимо составить последовательность поведенческих типов людей с возрастающим уровнем эгоистичности. Отправной точкой может служить отношение людей к верховной власти страны, главная задача которой исключить активное взаимоуничтожение людей, путем установления четких правил поведения и системы репрессивных мер для нарушителей. Власть вводит жесткий приоритет коллективистского начала жизни, и отношение к власти со стороны каждого человека указывает на степень его приверженности этим коллективистским началам.  Одни люди могут демонстрировать полную поддержку властям, у других сам факт существования органов власти может вызывать крайнее раздражение. Каждый поведенческий тип человека достаточно четко отражает уровень своей эгоистичности.

Социальная группа №1 включает, в том числе, и случай полного забвения личных интересов, например, осознанную гибель человека во имя общего блага, история знает много примеров такого рода. Социальная группа №10, наоборот, включает людей с полным преобладанием личных интересов, способных даже уничтожать чужие жизни. В интервалы n < 5 попадают люди с приоритетом общинных интересов, при n > 5 люди с возрастающим приоритетом личных интересов.

Понятие свобода (либерия) часто трактуется, как возможность выхода человека из–под контроля власти. Существует множество вариантов неприятия действий властей.  Так называемые «уличные либералы» являются большими любителями протестных уличных мероприятий, потасовок с полицией. Следующий уровень неприятия власти демонстрируют «оппозиционные либералы», которые сплоченно, политически организовано борются против любой существующей в данный момент верховной власти. Их успех, неожиданно для них самих, погружает страну в состояние полной анархии, пример тому Февральская революция в России и события 90-х годов. На приоритете личностного начала настаивает всё либеральное движение. «Либерал проповедует благотворность свободы личности без оглядки на общество». В сообществе деловых людей эти установки приводят к активной погоне за личной выгодой и повышенному уровню эгоистичности. В среде богемной творческой интеллигенции важным моментом является самовыражение своей индивидуальности, самолюбование и это тоже повышает их эгоистичность. Все эти психотипы относятся к социальным группам № 6 – 10, и демонстрируют приверженность к жесткому индивидуализму. Выборочное тестирование различных социальных групп людей позволит более точно оценить уровень их эгоистичности.

Проведем качественную оценку уровня эгоистичности, порождаемого христианскими цивилизациями. В православной среде с установкой на сострадание и повышенный уровень дружелюбия, математическое ожидание коэффициента эгоистичности должно располагаться в левой половине числовой оси. Пусть m = 0,4 < ½. У католиков, признающих сострадание с уклоном в индивидуализм, уровень эгоистичности ощутимо возрастает и m = 0,6 > ½. У англосаксов, отринувших понятие сострадание m = 0,8 > ½. Соответствующие гистограммы при s = 0,12 имеют вид

 

Рисунок 2. Гистограммы

 

При таких исходных данных, таблица процентного распределения социальных групп среди населения, относящегося к трём христианским цивилизациям, примет вид:

Таблица 1

Процентное распределение социальных групп среди населения

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

m=0.4

1,46

8,33

23,52

33,29

23,52

8,30

1,46

0,12

10-4

10-5

m=0.6

10-4

0,12

1,46

8,29

23,49

33,24

23,49

8,29

1,46

0,12

m=0.8

10-6

10-5

10-4

0,13

1,48

8,42

23,87

33,78

23,87

8,42

 

 

Отметим, что показатели пограничной социальной группы №5 у православных и католиков совпадают. В России постоянно идёт спор между западниками и славянофилами. Западники, это люди с повышенным уровнем приоритета личностного начала, высоким значением коэффициента эгоистичности К (социальная группа №6). Жизненные установки Запада близки им, и поэтому они рекламируют их в качестве образца и стараются, по возможности, переселяться на Запад. Из таблицы следует, что доля западников в среде православных составляет около 8%.

Русский мир

Каждая цивилизация формирует свой набор базовых установок поведения, и поведение соседей люди оценивают исходя из собственных представлений, что часто вызывает существенные разногласия при общении с ними. Осознавать мотивов собственного поведения тоже не простая задача, так как они являются рефлексивными элементами сознания и действуют на уровне подсознания. Поэтому в обществе постоянно звучит вопрос, а в чем наша самобытность, в чем поведенческая особенность россиян? В чем мы не похожи на западноевропейцев и почему они жестко конфликтуем с нами?

Рефлексивные стратегические установки россиян сложилась исторически, это повышенный уровень дружелюбия, приоритет общинных интересов при принятии решений. Кроме того, в рамках семейной жизни стремление улаживать внутренние конфликты имеет принципиальное значение, если у вас нет такого устремления, то у вас просто не будет семьи. У великороссов эта поведенческая установка сформировалась на уровне рефлекса и перешла в сферу общественной жизни, как элемент цивилизации. Стремление к улаживанию конфликтов всегда главенствовало во взаимоотношениях России со своими соседями, и способствовало процессу вхождения в состав Российской империи многочисленных народов. В отличии от Западных захватнических империй, направленных на ограбление присоединенных территорий, Российская империя, это государство – семья с установкой на общее благополучие всех её регионов. Достаточно примера Советского Союза с его национальной политикой.

Важный момент в поведении людей – их само восприятие, как человек понимает себя относительно окружающих его людей. Семейная жизнь дарит человеку иерархическое восприятие по принципу «старше – младше». При переходе к общинной жизни этот принцип принимает вид «почетное – менее почетное» место в иерархической системе своей социальной группы. Великороссы «умеют людей делить по сортам», важен внешний вид человека, его социальное положение, из какой он семьи и как его отчество. Людям необходимо, соответствовать своему месту в социальной группе и принятым в ней нормам. Для этого необходимо проявлять повышенный уровень защиты общинных интересов, содействовать сплоченности людей, что усиливает коллективистскую установку общественной жизни страны.

В сообществе индивидуалистов у людей действует предельно четкое осознание своей обособленности. Это приводит к тому, что общение между индивидами приходится строить на основе детально разработанных правил поведения, и широко использовать судебную систему. Например, дежурная улыбка на лице американца при его общении с другими людьми просто обязательна.

У англосаксов главный внутренний настрой – это активное участие в жесткой конкурентной борьбе всех со всеми, и на уровне рефлекса у них нет чувства сострадания. Ничего личного – только деловые отношения. В результате у них возникает проблема недопонимания многих поступков коллективистов. Действия коллективистов сбивают их с привычной колеи рассуждений и противодействуют их агрессивной целеустремленности.   Это вызывает раздражение и приводит их к отрицанию всего «русского мира» и к принципиальной борьбе с ним. Ломать стандартный ход своих мыслей и действий не получается и не хочется.

У россиян набор базовых стратегических установок поведения, имеет «семейное» происхождение. В дискуссиях часто обсуждается вопрос – что такое «русский мир»? Приходим к определению.  Это сообщества, в которых преобладает коллективистская направленность в поведении людей и на уровне рефлекса главенствуют «семейные» стратегические установки поведения. Общая стратегическая направленность индивидуалистической Западной цивилизации – агрессия, стремление к мировому господству; стратегическая направленность «русского мира» – доброжелательное сосуществование суверенных государств на планете. Историческое свидетельство этому – Советский Союз принял самое активное участие в разрушении мировой колониальной системы, и при этом эффективно содействовал становлению экономик Китая, Индии и многих других стран. Так случилось, что среди государств мира Россия является самым крупным и четким носителем коллективистской направленности в восприятии жизни у людей, носителем здравого эгоизма в межгосударственных отношениях.  Это делает её лидером планеты в борьбе с засильем иррационального эгоизма, с потребительским паразитизмом, насаждаемым Западной цивилизацией.

Выше сказанное подчеркивает, что проблемы эгоизма, т.е. проблемы выживаемости людей и государств, действительно являются ведущими проблемами для всего человечества. Шопенгауэр был прав – эгоизм является основной реальной пружиной поведения, как животного, так и человека.

 

Список литературы:

  1. Желифонов М.П. EESJ #7(47), 2019, v.4; #1(53), 2020, v.6; #11(63), 2020, v.8, info@eesa-journal.com
  2. Желифонов М.П. Конфликт цивилизаций. Информационное агентство АВРОРА , 2022. https://aurora.network/articles/267-pis-ma-chitateley/100780-konflikt-tsivilizatsiy
  3. Эгоизм – что это такое. Виды, признаки и причины [Электронный ресурс] Режим доступа: https://amrom.ru/egoizm/ (дата обращения: 13.06.2022)
  4. Импринтинг как особый вид научения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tepping-test.ru/kontakty/imprinting-referat.html (дата обращения: 10.01.2021)
  5. Харари Ю.Н. «Sapiens. Краткая история человечества». М. Синдбад, 2021. 520 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий