Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 10 января 2022 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пу Ц. СОЗДАНИЕ АТОМНОГО ОРУЖИЯ В КНР // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 1(40). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 9-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЗДАНИЕ АТОМНОГО ОРУЖИЯ В КНР

Пу Цзян

аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

CREATION OF ATOMIC WEAPONS IN THE PRC

 

Pu Jiang

post graduate student, Saint Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Цель: исследование предпосылок создания ядерного оружия в КНР.

Методы: исторический научный метод, формально-юридический научный метод, формально-логический научный метод.

Результаты: были выявлены основные этапы развития атомного оружия в КНР, включая нормативно-правовые акты, а также документальные доказательства, содержащиеся в архивах и периодической печати.

Выводы: события, происходившие в 1950-е года в КНР, во многом, определили современное состояния Пекинского ядерного центра. Также автором подчеркивается, что создание ядерного оружия в Китае было продиктовано стремлением к независимости от Советского Союза, а также противоречиями между СССР и КНР, наметившимися уже во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов.

ABSTRACT

Purpose: study of the prerequisites for the creation of nuclear weapons in the PRC.

Methods: historical scientific method, formal legal scientific method, formal logical scientific method.

Result: this article describes the main stages of the creation of atomic weapons in China, its political and legal basis.

Conclusion: the author notes that the events of the 1950s in the PRC largely determined the current state of the Beijing Nuclear Center. The author also emphasizes that the creation of nuclear weapons in China was dictated by the desire for independence from the Soviet Union, as well as the contradictions between the USSR and the PRC in the second half of the 1950s - early 1960s.

 

Ключевые слова: атомная бомба, атомное оружие, КНР, Китай, армия Китая, СССР и Китай.

Keywords: atomic bomb, atomic weapon, PRC, China, Chinese army, USSR and China.

 

В начале второй пятилетки ЦК КПК приняло решение сократить расходы на обычное вооружение и выделило приоритетным развитие ракетостроения и атомного оружия. Более того, Китай начинал активно развивать науку и технологии, лежащие в основе создания новых видов вооружения.

Активная стадия развития атомных исследований КНР берет свое начало с решения советского правительства об оказании научно-технической и производственной помощи государствам социалистического лагеря в деле развития исследований по использованию атомной энергии для мирных целей, принятого 17 января 1955 года [8, c. 311-312]. На основании этого решения СССР и КНР подписали ряд соглашений по ядерной программе, первым из которых было Соглашение от 20 января 1955 г. «О совместном проведении геологических исследований в Синьцзяне». По условиям Соглашения излишки урана, добываемого в Китае, должны были поставляться в СССР.

27 апреля 1955 года было подписано еще одно Соглашение «Об оказании помощи в исследованиях по физике атомного ядра и использования атомной энергии для нужд народного хозяйства». На основании данного Соглашения началось строительство экспериментального котла и циклотрона путем проектирования установок, изготовления и поставок комплектного оборудования, оказания научно-технической помощи в деле строительства, монтажа, наладки и пуска атомного котла и циклотрона, передачи научно-технической информации и технической документации. Три года спустя, 28 сентября 1958 года, атомный реактор и циклотрон были сданы в эксплуатацию [3, c. 112 – 113].

Еще одним шагом в развитии атомной энергетики Китая и к созданию атомной бомбы было Соглашение от 26 марта 1956 года о создании «Объединенного института ядерных исследований».

Вместе с тем, договоренности по соглашению от 15 октября 1957 года выполнены не были. После Тайваньского кризиса советское правительство осознало риск вступления в войну США, а также все сложности, которые создавал сильный и самостоятельный партнер в лице Китая. Поэтому 20 июня 1959 года ЦК КПСС информировало ЦК КПК о невозможности реализовать соглашения в связи с опасностью зеркальных мер со стороны США, которые могут снабдить ядерными технологиями страны капиталистического лагеря. Далее последовал кризис в отношениях СССР и КНР, проявившийся в отзыве советских специалистов из Китая летом 1960 года. Этот разрыв, и последовавший за ним кризис в экономике КНР, действительно мог способствовать возобновлению контактов Китая с СССР, но Китай, благодаря помощи СССР, оказываемой на протяжении «великого десятилетия», обрел прочный промышленный фундамент, квалифицированные кадры и технологии, которые позволили 16 октября 1964 года осуществить первый китайский ядерный взрыв. Именно поэтому можно говорить об обширности и основательности помощи СССР в области военной промышленности, оказанной в 50-е годы.

Промышленность, возведённая в КНР, а также полученные от СССР технологии, позволили Китаю уже с конца пятидесятых годов продвигать идею милитаризации экономики. Конфликты СССР и КНР на границе говорили сами за себя: данный союз, по крайней мере в ближайшее время, не представлялся возможным. Желание как можно быстрее добиться экономической и военной независимости, вера Китая в свой особый путь, развитие национализма в стране, желание занимать ведущую роль в азиатском регионе – таковы были цели Китая уже в ходе второй пятилетки. СССР как крупнейшее государство с коммунистической диктатурой, а также государства, которые долгое время оказывали Китаю военный, экономический и политический протекторат, не могли не отреагировать на эти тенденции в китайском развитии: Китай избрал принципиально другой путь развития, идеологически отличающийся от пути развития Советского Союза. Уже в конце пятидесятых годов он стал активно торговать оружием, произведённым по технологиям Советского Союза, что в значительной мере сокращало рынок сбыта СССР.

Отзыв советских специалистов в 1960 году выступал попыткой повлиять на Китай посредством ультимативных мер. Есть основания полагать, что СССР хотел подчинить своей воле действия китайского правительства, надеясь продемонстрировать Китаю, что без советских специалистов и без советской технологической помощи Китай не сможет развиваться дальше. В 1960 году китайская экономика действительно пережила шок.

Парадокс заключался в том, что Советский Союз вначале давал Китаю больше, чем просил сам Китай, а позднее ситуация изменилась кардинальным образом: заморозка проектов по разработке ядерного оружия и явное нежелание СССР вступать в вооруженный конфликт с Западом, как непосредственно, так и опосредованно, фактически поставили точку на оказании по-настоящему крупной научной, военной и промышленной помощи. Подобное могло быть воспринято молодыми ветеранами Второй мировой войны самым неожиданным образом: США и Великобритания хотя и позиционировались как «империалистические хищники», но являлись недавними союзниками в войне против Гитлера. И, если изначально инициатива о помощи исходила от СССР, то позднее Китай сам стал просить такой помощи, практически не предлагая чего-либо взамен. Объем военной помощи СССР исчислялся десятками тысяч военной техники, практически как для державы, ведущей активные боевые действия во время Второй мировой войны. КНР же не являлся полноценно воюющей стороной в понимании полномасштабной войны. Объем переданных технологий исчислялся сотнями, а созданных заводов исчислялся десятками, в том числе особо стоит отменить знаменитый «Проект 156».  Подобные примеры вооружения соседа являются беспрецедентными и в какой-то степени противоречат логике, так как такой объем помощи, который был предоставлен Советским Союзом Китаю не может быть сопоставим с какими-либо геополитическими, экономическими или идеологическими дивидендами.

В документе под названием «Основные принципы развития ядерного оружия» КНР содержится восемь положений:

1. Китай создает ядерное оружие не для нападения, а для того, чтобы удержать агрессора от нападения;

2. Главной целью Китая является: защита мира, спасение человечества от ядерной катастрофы, достижение договорённостей о сокращении и полной ликвидации ядерного оружия;

3. В связи с этим, страна должна сосредоточить усилия на создании ядерных и термоядерных боеголовок большой мощности и средств их доставки большой дальности. Пока Китай не строит планов создания тактического ядерного оружия.

4. В процессе создания ядерного оружия Китай не должен копировать другие страны. Его целью является быстрое достижение мирового уровня развития этого оружия путем одновременной работы над всеми этапами ядерной программы;

5. Для быстрого достижения успеха необходима концентрация человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Все остальные национальные проекты имеют, по сравнению с ядерным проектом, второстепенное значение;

6. Пришло время, когда китайские ученые должны служить партии. Партия должна обеспечить свое абсолютное руководство реализацией ядерного проекта;

7. Важнейшей задачей является подготовка нового поколения ученых и инженеров;

8. Необходимо создать особую службу безопасности, способную обеспечить полную секретность [1].

Немаловажную роль в развитии советско-китайских отношений, а, в частности, в развитии атомного сотрудничества, играла политика Н.С. Хрущева. Коммунистическая партия Китая и Мао Цзедун крайне негативно отнеслись к антисталинистскому докладу «О культе личности и его последствиях», ставшему основой для идейных и политических разногласий между КНР и СССР. Более того, китайская сторона стала всерьез задумываться об имидже коммунистической партии на мировой арене, особенно с учётом антикоммунистических настроений в восточной Европе  в 1956 году. Политические неудачи в Восточной Европе приписывались Н.С. Хрущеву, который, помимо всего прочего, произвёл крайне негативное впечатление на Мао в 1954 году в ходе их первой встречи: китайской стороне не импонировала эмоциональность Хрущева, который уже после первой встречи отмечал, что конфликт с Китаем неизбежен [4, c. 46]. Однако именно неудачи в Восточной Европе заставляли Хрущева совершать политические манёвры и идти на уступки Китаю по многим вопросам сотрудничества: китайская сторона это понимала и чувствовала.

По оценкам специалистов, создание атомной бомбы обошлось Китаю в 4,1 млрд долларов США по курсу 1956 года. В книге «Неизвестный Мао» Юн Джан и Джон Холловей пишут: «Этой суммы в твёрдой валюте хватило бы на покупку зерна в количестве достаточном чтобы обеспечить лишними 300 калориями в день каждого китайца в течение двух лет, то есть спасти жизни каждого из почти 38 млн. человек, умерших от голода. Атомная бомба Мао унесла в 100 раз больше жизней, чем обе атомные бомбы, сброшенные американцами на Японию» [7].

В июне 1959 г. ЦК КПСС отказал в передаче прототипа атомной бомбы китайской стороне. 20 июня 1959 г. Китай был проинформирован и о том, что объявляется двухлетний мораторий на оказание помощи в создании ядерного оружия. Китайские руководители незамедлительно отреагировали на сокращение сотрудничества и объявили высшим руководителям, что они должны быть готовыми к коренным изменениям в двусторонних отношениях, а советская техническая помощь стала ненадёжной [2, c. 805-806]. Стоит отметить, что, исходя из вышеназванных фактов, данные шаги со стороны Китая являлись достаточно циничными и даже издевательскими по отношению к европейскому союзнику. В результате сокращения сотрудничества Китай недополучил 40% обещанного оборудования и материалов для ядерной промышленности.

В январе 1960 г. ЦК КПК принял решение о создании атомной бомбы без иностранной помощи. Мао заявил, что ядерная программа является определяющей и приоритетной, а все остальное развитие страны уходит на второй план. Китаем были поставлены следующие цели: в течение трёх лет решить основные технические проблемы для создания атомной бомбы, в течение пяти лет создать саму атомную бомбу, в течение восьми лет накопить ядерный арсенал. Уже в октябре 1964 г. были проведены первые успешные испытания ядерной бомбы, завершив работы по созданию атомного оружия на три года раньше запланированного. Как видно, отказ передачи прототипа атомной бомбы Советским Союзом лишь замедлил создание атомной бомбы китайской стороной; технологии, полученные от СССР, а также уровень науки, которую создавали советские специалисты и учёные, были достаточными для самостоятельного производства бомбы в шестидесятых годах.

Г.Г. Качан анализирует мотивы, побудившие КНР к созданию ядерного оружия в порядке их значимости: национальная гордость и самоутверждение; утверждение суверенитета во внешней политике и формирование национальной идентичности; стремление к росту глобального влияния; стремление к региональному лидерству; внутриполитические мотивы; экономическая выгода; стремление ускорить экономическое развитие страны [5].

16 сентября 1988 года Всекитайское собрание народных представителей объявило, что Министерство ядерной промышленности (формально Второе министерство машиностроения) будет реорганизовано в CNNC («Китайская национальная ядерная корпорация»). Корпоратизация была частью более масштабной реструктуризации оборонной промышленности Китая с целью уменьшения зависимости ядерной отрасли от финансовой поддержки государства. Как отмечается в отчете «Инициативы по ядерной угрозе», к 1990 году CNNC установила торговые отношения с более чем 100 компаниями в более чем 40 странах. К середине 1990-х годов CNNC выросла до корпорации с 300 000 сотрудников и управляла более чем 200 предприятиями и учреждениями. На тот момент у CNNC была «фактическая монополия» на развитие ядерной энергетики в Китае.

Основными направлениями работы CNNC являются: геологические исследования урановых месторождений, добыча и обогащение урана, производство ядерного топлива, производство атомной электроэнергии, проектирование и строительство АЭС в Китае и за рубежом, разработка ядерных реакторов и различного энергетического оборудования, переработка и утилизация ядерных отходов, научные исследования в области ядерной физики. Важно отметить, что руководство корпорацией напрямую подчиняется Госсовету Китая, что является важнейшей составляющей с точки зрения безопасности [6].

Таким образом, события, происходившие в 1950-е, предопределили существующую системы ядерной энергетики КНР, в частности CNNC. Несомненно, атомная программа КНР 50-х и 60-х годов учитывала экономический аспект и экономические преимущества создания атомной бомбы, что было одной из причин создания атомного оружия. Кроме того, технологии, которые применялись для создания атомного оружия, позже послужили локомотивом для развития гражданской промышленности и стали двигателем экономики КНР. Спустя 30 лет после запуска программы по созданию атомной бомбы в КНР вице-премьер Китая Ли Пэн заявлял, что ядерная промышленность Китая служит развитию таких областей как: медицина, сельское хозяйство, геодезия, машиностроение, металлургия, химическая промышленность и строительство. Стоит ещё раз подчеркнуть, что, согласно Г.Г. Кочану, создание атомной бомбы было продиктовано не только соображениями безопасности, а, скорее, желанием китайского правительства и китайского народа избавиться от комплекса неполноценности и обеспечить себе возможность так называемого «особого пути» [6].

 

Список литературы:

  1. VIII съезд Коммунистической партии Китая // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969 – 1978.
  2. Жунчжень. Воспоминания. – Пекин: Изд-во Министерства обороны, 1984. – С. 805 – 806 (кит. яз).
  3. Зазерская Т.Г. Советские специалисты и формирование военно-промышленного комплекса Китая (1949-1960 годы) / Т.Г. Зазерская; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2000. – 209 с.
  4. Кабанова М. В. Советско-китайские разногласия в сфере ядерных технологий 1954-1964 гг. // Проблемы современной науки и образования. 2016 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetsko-kitayskie-raznoglasiya-v-sfere-yadernyh-tehnologiy-1954-1964-gg (Дата обращения: 30.12.2021).
  5. Качан Г.Г. Работа КНР над созданием собственного ядерного оружия (1949 - 1958 гг.) // Власть и управление на Востоке России. 2010 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-knr-nad-sozdaniem-sobstvennogo-yadernogo-oruzhiya-1949-1958-gg (Дата обарщения: 30.12.2021).
  6. Официальный сайт «Инициативы по ядерной угрозе». Китайская национальная ядерная корпорация // [Электронный ресурс] URL: https://www.nti.org/learn/facilities/707/ (Дата обращения: 30.12.2021).
  7. ПИР-Центр. История военной ядерной программы КНР // URL: www.pircenter.org/media/content/files/9/13509737360.pdf (Дата обращения: 30.12.2021).
  8. Советско-китайские отношения. 1917-1957 [Текст]: Сборник документов / Отв. ред. И. Ф. Курдюков [и др.]; [Акад. наук СССР. Ин-т китаеведения]. - Москва: Изд-во вост. лит., 1959. - 467 с.; 27 см.
  9. Современная ядерная промышленность Китая. – Пекин, 1987. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий