Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 декабря 2021 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Саидова К.У. СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LI междунар. науч.-практ. конф. № 12(39). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 78-85.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Саидова Камола Усканбаевна

самостоятельный соискатель Национального Университета Узбекистана,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

FAMILY AS A VALUE IN PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING

 

Kamola Saidova

Independent Researcher of the National University of Uzbekistan,

Uzbekistan, Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы философского осмысления семьи и семейных ценностей в жизни человека. Обосновывается необходимость социально-философского и культурного анализа обозначенного общественного явления с позиций соотнесения индивидуальной и общественной значимости семейного бытия.

ABSTRACT

The article discusses topical issues of philosophical understanding of the family and family values in human life. The necessity of socio-philosophical and cultural analysis of the designated social phenomenon from the standpoint of correlating the individual and social significance of family life is substantiated.

 

Ключевые слова: семья, ценности, философия, человек, личность, общество, традиция, духовность. 

Keywords: family, values, philosophy, man, personality, society, tradition, spirituality.

 

Проблема семьи как основной ячейки общества, сопряжённая с семейными ценностями, постоянно находилась в сфере философского осмысления. Семья изначально являлась основным способом организации общества, с единением людей в социокультурных аспектах в глобальном взаимодействии. Именно в семье закладывается фундамент важных ценностных ориентаций индивида, выступающих особыми критериями при отборе информации. И именно проблемы семейных ценностей всегда должны быть под пристальным вниманием и защитой всего общества.

Изначально важно отметить, что «в современной научной литературе о проблемах семьи наблюдается странная закономерность: существует огромный массив работ по социологии и психологии семьи, тогда как современная философия семьи почти отсутствует» [1, с.111]. Тем не менее, в научно-философской литературе вопросы семьи и семейных ценностей представлены многоаспектно в трудах известных современных исследователей (С.П.Акутина, Л.Б.Альберти, М.А.Ахмедова, Л.В.Карцева, Б.В.Марков, Р.Д.Прехт, Б.Рассел, А.М.Русецка, Г.Спенсер, Ф.Фукуяма, В.С.Хан, В.Ф.Шаповалов и др.), где затрагиваются вопросы полноценного взаимодействия личности с семьей в контексте ценностных ориентаций.

Отмечается, что, собственно, «семейные ценности – положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлечённостью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [2, с.92-100]. Кроме того, семейные ценности являются творением общечеловеческой культуры, ведь как полагает социальный философ Ф.Фукуяма, «именно в семье человек обретает культуру и навыки, которые позволяют ему нормально существовать в обществе и через которые ценности и опыт этого общества передаются от поколения к поколению» [3, с.16], благодаря чему сохраняется особый семейно-жизненный уклад, который складывается на протяжении длительного периода. Мы можем принимать точку зрения А.М.Русецки, где определяется особая иерархия ценностей современной семьи [4, с.10], отражённую в рис. 1.

 

Рисунок 1.  Иерархия ценностей современной семьи (по А.М. Русецки)

 

Заслуживают нашего внимания и научные взгляды на проблему классификации семейных духовно-нравственных ценностей С.П. Акутиной [5, с.13-14], которой условно было выделено четыре группы (рис. 2).

К семейным ценностям мы можем отнести: социальный статус, значимость семьи; уважение и любовь к родителям; тёплые родственные отношения; воспитание и образование детей; привязанность; благоприятную морально–психологическую обстановку в семье, а также чувство духовно-нравственной близости среди родни. Более того, семейные ценности представляют собой уникальное средство в единении людей. И именно семейные ценности способны обладать долговечностью в памяти людей.

 

Рисунок 2. Классификация семейных ценностей (по С.П. Акутиной)

 

Необходимо также подчеркнуть и то, что «структура семьи организована таким образом, что с её помощью передаётся не только биологическая жизнь, но и человеческие ценности — религиозные, нравственные, культурные и т.д., — которые, в конечном счёте, составляют самое прочное основание уверенной и уравновешенной личности. Функции отца и матери начинаются передачей жизни и рождением нового человеческого существа, однако не заканчиваются на этом. Они должны продолжаться много лет — столько, сколько понадобится для того, чтобы сын или дочь обрели желание и умение осуществлять свою свободу согласно иерархии подлинных человеческих ценностей. Поэтому со всех точек зрения необходимо присутствие в семье отца и матери: и тот и другая в своих функциях незаменимы» [6, с.375]. Таким образом, семья может оказываться довольно прочной в случае того, если супруги полностью осознают свои семейные роли не только как родителей, но и с позиции хранителей домашнего уюта.

Однако возвращаясь к философскому аспекту, важно отметить то, что, по мнению исследователя Б.В.Маркова, «философы отрицали ценности семейной жизни, ибо считали, что они отвлекают от поисков истины. Философы выразили сомнение против брака потому, что видели лучший способ достижения единства в истине, в понятии. По сравнению с ним даже счастливый брак, в котором супруги достигают не только биологического и экономического признания, но некоего «космологического» единства, слияния двух душ в одно целое, выглядит как недостаточный» [7, с.322], но, тем не менее, в современных условиях социальной жизни, именно семья способна быть одной из уникальных областей для всестороннего развития личности.

Особо важным аспектом для нас представляется и то, что именно «благодаря семье общество обновляется, получая новых членов; и в семье эти новые члены общества усваивают правильные нормы социального поведения, составляющие самую суть общественной жизни и общественного развития. Так семья открывается навстречу другим семьям и обществу в целом, сознавая, что она является не изолированной монадой, а исполняет важную социальную функцию. Как личность живёт для семьи и семья для личности, так семья живёт для общества и общество для семьи» [6, с.376], при этом, собственно, «от устройства семьи, рассматриваемой как составная часть общества, зависят различные общественные явления» [8, с.306]. В результате, как мы понимаем, жизнь каждой семьи напрямую связана с жизнями иных семей, а далее - жизни всех семей уже составляют жизнь всего общества. Следовательно, все мы способны образовывать единение людей, где каждый член семьи является составным элементом всего общества.

Возрастающая ценность стороны семейных отношений резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги могут быть не в состоянии в силу своих индивидуальных особенностей, среди которых может быть упрямство. И именно поэтому «долг отцов — вовремя начать пресекать и выкорчёвывать в своём потомстве столь опасный и великий порок, как это упрямство, пагубный и смертоносный не только для его носителя, но и для всей семьи. Старшим никогда не следует допускать проявлений в детях упрямой настырности и не совсем благовидных устремлений, даже по малейшему поводу» [9, с.54]. При этом «отцы любого возраста и даже старые, изнурённые опасностями и лишениями, зарабатывают на жизнь и на пропитание своей семьи и не дают себе отдыха. И чем старше они становятся, тем с большей заботой и старанием предаются трудам, чтобы оставить своим детям как можно больше богатств, и потому часто обделяют себя, дабы угодить и обеспечить своих» [9, с.90-91], тем самым, важно всегда, до самой старости, думать о покое и благе своего семейства.

Рассматривая особенности семейных ценностей, также необходимо обратиться и к понятию «традиция», которое является важным связующим звеном в семейных отношениях. В общем плане, «в ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления» [10, с.87], при этом отмечается, что «семейные традиции характеризуют особенную форму сохранения и передачи в семье молодому поколению жизненного опыта, способ влияния на личность с целью её социализации, образовательный и воспитательный диалог между старшим поколением и молодежью» [11, с.20], в результате чего, способствуется формирование устойчивой направленности на традиционные аспекты семьи в плане справедливости, ответственности и чувства долга.

Основываясь на философском понимании семейных ценностей, мы должны всегда помнить, что «самая прочная и долговечная слава выпадает на долю того, кто посвятил себя приумножению известности и репутации своего отечества, семьи и сограждан» [9, с.26]. Таким образом, именно в семье начинает своё становление подрастающая личность, её характер и мировоззрение, а отсутствие или неполноценность семьи накладывает неизгладимый отпечаток на будущее всего отечества.

Философский анализ в отношении проблемы семейных ценностей позволяет утверждать, что семья является первоосновой общества, где происходит самопознание и самосознание личности, раскрывается её индивидуальная направленность, реализуются потребности человека в любви, общении, активности, складывается мотивация поведения, а также происходит первичная социализация, где приобретаются и осваиваются духовно-нравственные ценности. И именно поэтому в ситуации кризиса общества, глобальной дисфункциональности семейных отношений, утраты семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными, своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей индивидов при взаимодействии семьи и социума, воспитание будущего семьянина, ответственного и осознанного родительства, может решить психолого-педагогические проблемы современной семьи.

Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, формирования духовности личности необходим ряд обстоятельств: защита интересов семьи в целом и отдельных её субъектов (родителей, детей, мужа, жены), адекватная репрезентация и признание всех её составляющих в разных сферах духовной культуры, воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей, многоаспектное взаимодействие семьи и общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных ценностей.

Таким образом, мы должны понимать, что семья всегда являлась наивысшей ценностью, где именно мужчина и женщина обретают свою целостность и единство, любовь и поддержку, а также величайшее счастье в отцовстве и материнстве. Именно таковой должна быть истинная семья, освобождённая от предрассудков и гендерных стереотипов, где утверждена естественная политика в отношении равенства полов. В результате, значение прочности семьи в целях развития общества и личности едва ли нуждается в специальных доказательствах. Тем не менее, вся масштабность и глубина воздействия семьи на общество, на пути и судьбы человечества всегда будет требовать самого серьезного философского осмысления.

 

Список литературы:

  1. Ерофеева К.Л. Проблема семьи: методологический потенциал русской философии ХI-ХХ вв. // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (1.06.2016 г.). Ч. 4. - Уфа: НИЦ АЭТЕРНА, 2016г.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Социологические исследования. – 2003г. – № 7.
  3. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. / Пер. с англ. — М.: Издательство ACT, 2004г.
  4. Русецка А.М. Формирование культурных ценностей у ребёнка в польской семье: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.М. Русецка. – М., 2007г.
  5. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009г. – № 94.
  6. Вальверде К. Философская антропология. – М.: Христианская Россия, 2000г.
  7. Марков Б.В. Знаки и люди: антропология межличностной коммуникации. — СПб.: Наука, 2011г.
  8. Спенсер Г. Синтетическая философия. / Пер. с англ. — К.: Ника-Центр, 1997г.
  9. Альберти Л.Б. Книги о семье / Пер. М.А. Юсима. — М.: Языки славянской культуры, 2008г.
  10. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Том 4. Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. - М.: Мысль, 2010г.
  11. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования: Монография / Г.Ф.Биктагирова, Р.А.Валеева, Р.Р.Биктагиров. – Казань: Отечество, 2012г.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.