Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 апреля 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.В. ЭКЗИСТЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ СОВЕСТИ – ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЯ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. № 4(6). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 58-65.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭКЗИСТЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ СОВЕСТИ – ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЯ

Егоров Александр Владимирович

канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения

РФ, г. Иркутск

THE EXISTENCE OF A CULTURE OF CONSCIENCE IS AN EXPERIENCE

 

Alexander Egorov

candidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие культуры совести и её культурное содержание как нравственный способ существования и переживания человеком реального бытия. Существование и переживание рассматривается как единый взаимосвязанный социально-культурный, нравственный процесс.

ABSTRACT

The article deals with the concept of culture of conscience and its cultural content as a moral way of existence and human experience of real life. Existence and experience are considered as a single interrelated socio-cultural and moral process.

 

Ключевые слова: культура совести; существование; переживание; культура переживания; экзистенция; общество; нравственность; свобода; диалектика.

Keywords: culture of conscience; existence; experience; culture of experience; existence; society; morality; freedom; dialectics.

 

Экзистенция (от лат. существование) есть социальный и эмоционально-противоречивый процесс. Как социально - историческое явление, существование связано с переживаниями человека, народа. Существование человека происходит в двух взаимосвязанных сферах - в природе и обществе. И оно как социальное явление выходит за рамки переживаемого данного момента жизни личности. Существование есть не какой-нибудь временной эпизод в жизни человека - это сама его жизнь и жизнь всего человечества. Существование подобно «дереву жизни», которое постепенно обновляет свою крону.

Существование в широком смысле слова – это мировой всеохва­тывающий процесс переживания и имеющий свои исторические этапы в развитии общества. Существование - это поступательный, преемствен­ный процесс обновления жизни, надежды на будущее, это процесс переживания. Экзистенциалисты рассматривают переживания как ситуа­тивное состояние, выключающего человека из социальных отношений, оставляющего его один на один со своим подсознанием.

Существование включает преемственность переживаний поколений. Если ты существуешь, то ты переживаешь, заданной природой и обществом вместе с другими свой век. Уходит из жизни многое. Ушли и такие нравственные гиганты как Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Петр Первый и многие другие. Их величие в том, что они создали изумительные духовные и материальные памятники, которые, существуя сегодня, повелевают нам соблюдать человеческую культуру переживания, культуру совести. Невозможно представить и сам исторический процесс без культуры совести, без культуры переживания. Что же это такое? Может ли человеческое существование как таковое обходиться без культуры совести?

Культура совести – явление социальное, это нравственный принцип переживания жизни, выработанный веками человечеством, это живое содержание межличностных отношений. Это такой уровень самосознания общества и личности, предполагающий сознательную ответственность за свое переживание, поведение и жизнедеятельность. Культура совести есть принцип переживания, есть неотъемлемое и оправданно ценностное качество жизнедеятельности человека, основы­вающееся на осознании нравственных норм, на умении давать оценку своим поступкам с учетом требований общества. Культура совести дана для того, чтобы руководствоваться ею в своем жизненном существовании и переживании. Совесть как элемент сущности существования приоб­ретается путем самовоспитания самого ''я''. Без культуры совести не состоится человеческого существования. Существовать, значит, по велению совести создавать материальные и духовные ценности. Как бы оправдываясь, Л.Н. Толстой говорил, «что если служить людям писанием, то одно, на что я имею право, что должен делать, это – обличать богатых в их неправде и открывать бедным обман, в котором их держат» [6, с. 493].

Культура совести становится нравственной основой существования. Существование, жить и переживать исторические подъемы и спуски, а это можно только с определенным уровнем культуры совести. Так, в зачумленном городе парижский репортер Рамбер остается вместе с доктором Риэ, несмотря на то, что его ждет любимая женщина, друзья. Рамбер полностью отдается борьбе с чумой с большим риском для своей жизни. Он рассуждает, что «стыдно быть счастливым одному. Я раньше считал, что чужой в этом городе и что мне здесь у вас нечего делать. Но теперь, когда я видел то, что видел, я чувствую, что я тоже здешний, хочу я того или нет. Эта история касается равно всех нас» [3, с. 266.]. Чума для города Орона и для каждого жителя – суровый экзамен. Она решительно для всех ставит вопрос: что есть жизнь и что значит сохранить человеческое достоинство перед натиском зла и бедствия. Доктор Риэ занимается своим делом, он лечит людей и считает, что это не героизм, а обыкновенная порядочность.

Существование есть процесс поиска себя, страданий и оправдания своих поступков, и даже своего социального происхождения. Так, Л.Н. Толстой «Сознает … Надо жить по правде, иначе жить невоз­можно. Нельзя так жить, стыдно так жить, лучше уйти. Тут у Толстого наблюдается мучительное чувство ответственности перед людьми, огромный поток страданий, жажда борьбы с соблазном» [4, с. 420]. Поиски праведной жизни приводят Толстого к трудовой жизни крестьянина «Мужик, который … живет естественно природной жизнью, не боясь смерти, - этот мужик, если вы присмотритесь к нему, окажется учителем высшей правды» [4, с. 418].

Существование- это поиски смысла жизни и своего личного счастья. Существовать, осознавая личную востребованность общества, значит найти себя в этом мире, взять культуру совести за метод жизни. Жизненное существование - это всегда проявление радости и страха, заботы и веселья. Экзистенция предполагает и конечную инстанцию переживания, поэтому выбор личностного пути не безразличен. Существование обостряет личную перспективу. А поставленная жизненная цель нуждается в концентрации сил человека, в радостном и гуманном его переживании. Экзистенция- это познание прежде всего социальной жизни, пропущенное через собственное «Я». Экзистенция – проверка своей нравственности. Но как сделать, чтобы существование не стало пребыванием затерянного человека, живущего на краю Ойкумены? Экзистенция - это процесс переживания, связанный с производством материальных и духовных ценностей должен всегда быть подчинен человеческим общим нормам, культуре совести. Человеку не положено выпрыгнуть из социальной оболочки.

Человек, существуя, хочет он или не хочет, должен владеть философией совести, то есть обладать системой знаний и навыков, которые бы обеспечивали ему полноценную культурную жизнь. Экзистенция – это постоянное становление личности, проверка её в служении обществу. А общество - это живой организм с социально -заданной экзистенцией культуры совести. Культура совести - явление уникальное, она есть основа науки совестологии [2, с. 10-16]. Совестология - область знаний о культуре совести, о нравственно-культурном становлении личности, о роли и значении культуры совести в существовании личности. Создавать добро и днем и ночью, и молодым и старым, отстаивать нравственность - это проблема челове­ческого существования и переживания. Культура совести - это наиболее общая добродетель, о которой уже говорили древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель.

Культура совести и ее переживания есть одна из важнейших категорий совестологии, поскольку характеризует нравственную сферу общественной жизни, сферу взаимоотношений, деятельности людей, определяя содержание социальных процессов общественного функ­ционирования. Культура совести и по сей день является духовно нравственной основой экзистенции человека.

Спрашивается, всегда ли человек существует? Он существует лишь только тогда, когда переживает, общается, действует, познает, проявляет себя как достойный гражданин. Существование человека осуществляется на разных уровнях: на разумно-чувственном и волевом. Человек существует и тогда, когда переживает страх и радость в жизни, когда мыслит, познает и действует. Если я мыслю, если я чувствую, если я реализую свою волю, создавая материальные и духовные ценности, то я существую, переживаю как социальное существо. В существовании реализуется взаимосвязанный субъект и объект. В реальном плане, если человек мыслит, чувствует и проявляет целенаправленную свою волю в рамках гуманности, дозволенной свободы, то он не может не проявлять культуры совести. Совесть есть необходимый компонент жизнедеятельности существования. С другой стороны, культура совести есть как способ конкретного существования. Накладывает ли историческая эпоха свои особенности на содержание процесса существования? Да, существование общества и личности несет на себе печать времени. Забота о своем будущем есть элемент социальный, он обостряет внимание личности и способствует переоценке ценностей. Поэтому существование перед человеком ставит определен­ные проблемы социального характера: профессии, работы, проживания, здоровья.

Культура совести - это как раз такое социальное качество человека, которое характеризует его духовное здоровье. В структуре культуры совести мы находим самосознание, самоутверждение, самосовершенство­вание, то есть такие качества, которые нужны здоровому обществу. Существование как процесс для личности не однороден, в молодости человек в большей мере живет чувствами, чем разумом. В старшем возрасте существование человека связано больше с рассудком, с осмыслением, чем с чувствами.

Если отправной точкой поведения людей является культура, в частности, культура совести, то социально-экономическим источником существования является производственная деятельность. Нельзя отделить культуру совести от производственной деятельности человека. Существо­вание предполагает свободу выбора деятельности, а деятельность есть способ переживания. Существование есть реализация драгоценной свободы личности. Так, Н. Бердяев не мыслит свободу без творческого гуманного переживания. Она не мыслима без смысла жизни. Он пишет: «Что для меня экзистенциальная философия была лишь выражением моей человечности…» [1, с. 482].

Экзистенция предполагает живую личность со свободным правом творческого, предметного переживания. Реализация личностной свободы проявляется в жизненных ситуациях на основе исторической культуры совести. Человек наделен свободой, но ее надо реализовать духовно и физически. Культура совести как метод определяет сущность и содержание человеческого бытия, помогает каждому обрести свой путь существования. Существование не может быть без внутренней и внешней свободы. Человеку дается свобода переживания с ее вольным выбором сущности существования. Оно не может быть безответственным и бессмысленным.

Существование – это переживание постоянных забот текущей жизни. Так, жизнь балерины Ольги Васильевны Лепешинской (1916-2008) была в постоянной желанной работе танца. Для неё танец - это эстетический способ переживания своей творческой жизни, совмещен­ный с самопожертвованием себя для радости. Жить постоянно в рамках дозволенной свободы, заботиться о своей достойной человеческой сущности – значит, переживая существовать и существовать переживая. Существование всегда есть единство личного и общественного, есть мера этого единства, оно не равнозначно в оценке ценностей на разных этапах истории. Существование как социальная ценность, оно не может быть надсоциальным, трансцендентальным явлением, оно включает цели, смыслы жизни, материальные и духовные блага. Существование диалектически противоречиво. В обществе человек борется за своё существование, а культура совести как метод существования позволяет сохранить всё нравственное, в котором нуждается человек. Культура совести есть гуманный стержень экзистенции. Так, Валентин Овечкин в рассказе «Началась война» пишет о трудностях пережитого Прасковьей Максимовной: «Вынесла она горя столько, сколько может вынести только мать маленьких, ещё не научившихся твёрдо ходить по земле детей, знающая, что от её жизни зависит их жизнь – умри она сегодня, они беззащитные, погибнут завтра. Пока были работы в поле, ходила на подёнщину, бросая детей одних в хате, привязывая их, как щенят, к ножкам стола, чтоб не натворили какой-нибудь беды или не убежали из дому. Осенью, в заморозки, по колено в ледяной воде жала за чашку муки камыш в речке, лепила земляной кирпич «саман», продавала казакам на постройки, била камень в карьерах. А зимой даже ковала в кузнице. Заставила нужда… стала ковалем в юбке. Платить-то ей можно было в половину дешевле, чем настоящим кузнецам, да и интересно поглядеть, как эта баба куёт» [5, c. 274].

Выходит, что в процессе существования человек проявляет себя как активный ответственный субъект, опредмечивая, выпавшую на долю, свободу. А с другой стороны, он является объектом своей же деятель­ности, приобретая необходимый опыт, совершенствуется в своей нравственности, познаёт себя как объект своей же деятельности. В существовании как в едином процессе сливается субъект и объект, а возникающие противоречия совершенствуют существование. Я познаю нравственную культуру в обществе, я её воспринимаю и руководствуюсь ею, а, с другой стороны, я использую её как метод познания не только собственной жизни, но и жизни народа. Существование человека связано с прозрением смысла жизни. Жизнь заставляет человека быть одновре­менно субъектом и объектом существования. Важно, чтобы твоё существование было необходимым звеном социального коллектива. Так, Прасковье Максимовне поручают быть председателем колхоза в трудные годы войны [5, c. 268].

Культура совести как метод позволяет познать вкус исторического времени, помогает определить уровень развития личности, помогает проникнуть в сущность социальных отношений, нравственно вырасти до требований общества. Существование- это субъектно-объектный неразрывный процесс, в котором есть внутренняя сила, необходимая для борьбы за внешнюю свободу жизни. В существовании человек переживает свою жизнь, сменяя одну чувственную картину другой, но с различной глубиной самосознания.

Самосознание идентичности помогает переживать трудности жизни, ориентирует человека на доброжелательные дела. В то же время экзистенция предполагает жизнь человека не только для общества, но и для себя. Как бы он не был общителен, социален, он принадлежит сам себе. Жизнь в нем одна, данная только ему, переживать свою жизнь человек способен только он сам. Но, с другой стороны, как бы он не был внутренне свободен, он принадлежит обществу. Выходит, что экзистенция –это и познание своего одиночества, своего «я» как бы человек не любил другого, он не может раствориться в другом, в нем есть своё «я» и пережить свою жизнь дано только ему. В этом есть определенная грань, связанная со свободой для себя и другого. В соблюдении этой меры проявляется жизненная особенность существования.

Культура совести как метод избавляет человека от одиночества, это тот путь, с которого нельзя сойти. Существование человеческой жизни можно разделить на две части. Первая половина веселая, когда заботятся о твоём благополучии. Вторая половина жизни, когда ты думаешь о других, старше тебя, ты проявляешь заботу, являясь больше субъектом существования. И здесь на более опытном этапе жизни культура совести становится более осознанным способом существования. Культура совести как метод дает оценку прожитой жизни. Так, дворец Тадж Махал и по сей день удивляет нас своей красотой. Этот памятник архитектуры в Индии построен правителем Джаханом не только для любимой жены, но и для памяти себя и человечеству. Культура совести способна наполнить эстетическим содержанием человеческое существо­вание. Гимн женщине звучит и не иссякнет покуда существует семья, общество. Экзистенция – это сосуществование человеческой жизни с её многофункциональным проявлением.

Основным структурным элементом человеческого существования есть его социальная деятельность. Человеческие переживания могут происходить только в деятельном существовании. Человек прозревает себя именно в деятельном общении. Увидеть себя можно только в деятельности, в которой реализуется человеческая сущность, где разрешается вечная проблема жизни и смерти, радости и досады.

В деятельной экзистенции человек прозревает свои личные качества, свою поэзию и прозу, свою молодость и старость. Сегодня экзистенция включает личную ответственность, действенную заботу глобального характера. Беспокойство и тревога о настоящем и будущем стала кричащей проблемой дня. Экзистенция ставит прямую и неотложную задачу быть действенным гуманистом, реализовать свою силу и свободу в целях сохранения мира на Земле. У всех у нас единая и единственная планета Земля. Существование требует мирной жизни. Экзистенция стала насущной болезнью нашего века. Существовать – это значит, деятельно переживать. Надо учиться культурно, совестно существовать и переживать.

 

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. Самопознание. –М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 640 с.
  2. Егоров А.В. Культура совести как метод науки совестологии. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи / Сб. ст. по материалам (53) междунар. науч.-практ. конф. № 10 (53). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК»,2015. -108 с.
  3. Камю А. Избранное. Пер. с фр. / Вступ. ст. С. Великовского. –М.: Правда, 1990. – 480 с.
  4. Луначарский А.В. Об атеизме и религии (Лекции, статьи, письма и другие материалы). –М.: «Мысль», 1972. – 508 с.
  5. Овечкин В. Избранное. – М.: Госиздат «Художественная литература», 1955. – 564 с.
  6. Толстой Л.Н. О литературе. Статьи, письма, дневники. – М.: Госиздат, 1955. – 764 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий