Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 апреля 2018 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Югай М.Р., Сауданбекова Ш.Т., Баткалова К.М. КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЯПОНЦЕВ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. № 4(6). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 23-28.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЯПОНЦЕВ

Югай Мария Робертовна

PhD студент, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, факультет востоковедения,

Казахстан, г. Алматы

Сауданбекова Шынар Турганбековна

PhD студент, Институт востоковедения имР.БСулейменова

Казахстан, г. Алматы

Баткалова Куралай Манарбековна

PhD студент, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, факультет востоковедения,

Казахстан, г. Алматы

CULTURAL CODES AS A BASIS FOR FORMING ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS OF JAPANESE PEOPLE

 

Maria Yugay

PhD student, Al-Farabi Kazakh National University, Faculty of Oriental Studies,

Kazakhstan, Almaty

Shynar Saudanbekova

PhD student, R.B. Suleimenov Institute of Oriental Studies

Kazakhstan, Almaty

Kuralai Batkalova

PhD student, Al-Farabi Kazakh National University, Faculty of Oriental

Kazakhstan, Almaty

 

AННОТАЦИЯ

В условиях глобализации и размывания культурных границ все большую актуальность приобретают исследования посвященные роли культурных кодов в поддержании национальных традиций, форми­ровании ценностных ориентиров современных обществ. Пониманию глубинных смысловых истоков культурных кодов помогает исследование архетипов, выраженных в бинарных оппозициях, ключевых культурных концептах и символах, в том числе цветовых, выступающих базовым маркером этнической идентификации народов. В связи с вышеуказан­ным, в статье проводится анализ бинарных оппозиции и цветовых архетипов на примере японской культуры. Результаты исследования позволяют в некоторой степени реконструировать модель мира и углубить понимание мировоззрения японского народа.

ABSTRACT

In the context of globalization and the blurring of cultural boundaries, the studies devoted to the role of cultural codes in the maintenance of national traditions, the formation of value orientations in modern societies are becoming increasingly relevant. Understanding the deep semantic origins of cultural codes is helped by the study of archetypes expressed in binary oppositions, key cultural concepts and symbols, including color cymbloism, which are the basic marker of ethnic identification of peoples. In connection with the above, the article implements an analysis of binary opposition and color archetype on the example of the Japanese culture. The results of the study make it possible to reconstruct to some extent and deepen the understanding of worldview of the Japanese people.

 

Ключевые слова: этническая идентичность, архетип культуры, культурный код, бинарные архетипы, цветовой код культуры, этническая картина мира, этническая идентификация

Keywords: ethnic identity, archetype of culture, cultural code, binary archetypes, color code of culture, ethnic world view, ethnic identification

 

Культурно маркированные идеи, сокрытые в культурных кодах, несут собой сущностные и основополагающие идеалы различных народов, базовые духовные ценности, воспринимаемые зачастую бессознательно. Находясь у истоков самой культуры, они служат незримым инструментом поддержания «гармонии» в жизни народа, являясь непреложными «указателями» социального порядка и основ мировосприятия в целом.

Роль бинарных архетипов и цветового кода культуры трудно переоценить в социокультурной жизни каждого народа. Эти понятия всегда занимали важное место и в традиционной культуре Японии, которые издревле пронизывает буквально все сферы жизнедеятельности общества и государства этой страны.

Методологической основой исследования выступает одно из основных положений семиотики (науки о знаковых системах), о том, что язык и культура являются единой системой (текстом), содержащими в себе «код» этнокультурного самосознания.

Выявление их значения (семантика) позволяет более полно понять смысл текста, соответственно картину мира того или иного народа.

Само понятие «бинарная оппозиция» разработана Клауд Леви‑Строссом в рамках методики структурного анализа, как инструмент моделирования человеческого мышления. В основе такого восприятия лежит мифологическое сознание [1, с. 29-30].

В. Тэрнер [2, с. 100], в свою очередь, выделяет базовую «цветовую триаду», которые передают основные формы человеческого опыта. Указанная триада образуется из белого, черного и красного цветов, которые актуальны и для японской культуры. При этом, белый и черный выступают универсальной цветовой оппозицией во всех культурах [3, с. 168].

Работа основана главным образом на анализе мифологических источников. В частности, выборка бинарных оппозиции проводилась на основе анализа древнейших письменных памятников Японии, как «Кодзики» 古事記 - «Записи о деяниях древности») [4], а также были проанализированы специфические культурные концепты, отражающие особенности ментальности и мировосприятия японского народа.

По результатам выборки устойчивые бинарные оппозиции в куль­турном тексте японского народа были разделены на пять основных категории:

  1. космологическое и онтологическое измерение, отражающее «освоенное-неосвоенное», в понимании вселенной, окружающего мира в целом, например, как «жизнь и смерть», «небесное-земное» и т. д.;
  2. родственное либо генеалогическое измерение, отражающее оппозицию «свой-чужой» на уровне кровного, генеалогического родства;
  3. социально-иерархическое измерение, отражающее оппозицию «младший-старший», «верх-низ»;
  4. аксиологическое измерение, когда оппозиция «свой-чужой» раскрывается в этической, ценностной плоскости, как противопостав­ление социально поощряемых, одобряемых добродетелей порицаемым и осуждаемым ценностям, как «добро и зло», «человечность-бесчеловечность»;
  5. этническое измерение «свой-чужой», т. е. противопоставление «своего» с представителями иной культуры, цивилизации;

Для большей наглядности приводим таблицу, в которой отражены наиболее устойчивые бинарные оппозиции, встречающиеся в тексте традиционной культуры японцев (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Репрезентация бинарных оппозиции в японской культуре

Космологическое и онтологическое измерения

«порядок - беспорядок»

«гармония-хаос»

«свет-тьма»

«причина-следствие»

«мужское-женское»

«хитори (один человек) - группа»

Родственное (генеалогическое измерение) «свой-чужой»

«учи-сото»

«чистый -эта, буракумин, т. е. скверный» (противопоставление людей по роду деятельности)

«хэймин (простой гражданин) - хинин (нелюдин)»

Социально-иерархическое измерение

«верх-низ»

«младший-старший»

«хоннэ-татемаэ»

«омотэ-ура»

«аймай (неопределенность высказывания) - прямота речи»

Аксиологическое измерение

«чистота - скверна (концепт кегарэ)»

«порядок-беспорядок»

«Путь Богов (следование 4-м гармониям: человек-ками, человек-природа,

человек-император, человек-человек) - хоас»

«Ва́би-са́би (непритязательная простота, умиротворение одиночества) - неестественность, не подлинность»

«Путь, призвание, трудолюбие -леность духа»

Этническое измерение “свой-чужой”

«японец-не японец, гайкокудзин (иностранец), т. е. чужой»

«японец - другой, т. е. «чуждый» (иностранец японского происхождения)

 

Что же касается цветовой символики в японской культуре, то она также берет свое начало в древней мифологии. Так, самый ранний пример использования цветовых обозначении в японском языке можно найти в мифологических текстах Кодзики, где с помощью цветов приводятся обозначения мира богов, разделенных на несколько уровней [5, с. 32]. Схематичная иллюстрация подобного цветообозначения приводится ниже (см. таблицу 2):

Таблица 2.

Цветовое обозначение мира Богов в японской культуре

Название

Цветовое обозначение

Семантика

Высший мир 高天原 (Така но амахара)

красный и белый

Рай

Яркий и чистый

Средний мир 中津の国

(Накацу но куни)

цвет ао (синий, зеленый, голубой)

Здесь обитает Бог природы

Самый низший мир – 下津国

(Симоцу но куни)

черный

Страна мертвых и дух

 

Цветовой код японской культуры особенно наглядно проявляется в культе почитания предков. Так, например, во время пищевых подношении главным образом преобладает белый цвет (саке, рис, соль). Согласно японским верованиям белый цвет рассматривался как цвет угодный богам и тесно связан с ключевым концептом «чистоты» в Синто. Тем самым в «цветовой триаде» белый цвет в японской культуре олицетворяется с гармонией, традицией, и чистотой [6]. Красный цвет занимает важную роль в картине мира японского народа. Это в первую очередь связано с богиней солнца Аматерасу, являющейся по преданиям прародительницей японского народа. Красный выступает одним из главных культурных маркеров, который используется в национальной символике (флаг), в празднествах, пищевом символизме (например, сэкихан - красный рис и т. д.).

Вполне традиционным оказалось и сочетание красного с белым. Как подчеркивалось выше, сочетание красного и белого составляет «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могу­щество, почет, власть и богатство.

Черный цвет – замыкающий «цветовую триаду» воспринимался и воспринимается носителями японской культуры как символ божествен­ности и святости. Отсюда, вероятно, и проистекает значимость черного цвета, его сакральная символика и иерархическая окрашенность [7, с. 31]. Черный цвет и по сей день считается цветом мужской силы (самурайский дух).

В японской культуре, помимо вышеуказанной «цветовой триады» существует цвет аой, представляющий собой уникальный культурный феномен. Согласно древним источникам (Манъёсю, Кодзики), понятие «аой» используется для обозначения серого цвета, наряду с голубым и зеленым цветами, как определенное социокультурное явление («аоума но сетиэ» - церемония осмотра лошадей) [8, с. 9, 18].

Исследование показало, что бинарные архетипы и цветовые коды имеют всеохватывающий характер, и в разных видах пронизывает всю культуру японского народа. Раскрытие семантического содержания основных бинарных оппозиции и цветовых кодов, существующих в японской культуре, помогает реконструировать модель мира японского народа и понять глубинные основания их мировоззрения.

Как мы видим, культурные концепты, выраженные в виде бинарных оппозиции и цветовом коде культуры, помимо реализации на языковом уровне, выступают категорией когнитивного мышления, и позволяют выявить особенности самосознания и структуру этнической картины мира. Знание их позволяет расширить понимание законов, социокуль­турных норм поведения, культуры этноса в целом, способствует тем самым формированию толерантной идентичности, с развитой меж­культурной компетентностью, необходимой в современное время.

Таким образом, бинарные оппозиции и цветовая символика являются неотъемлемой частью мировосприятия народов, заключают в себе ключевую информацию этнокультурного характера.

 

Список литературы:

  1. Claude Lévi-Strauss (1968).L'Origine des manières de table [The Origin of Table Manners], Mythologiques, Volume 3 (Mythologiques Series). trans. by John Weightman, Doreen Weightman. 29-30.
  2. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. 277 с.
  3. Иванов В.В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии: к названию Белоруссии// Балто-славянские исследования. 1980. М., 1981. С. 163-177.
  4. Pinus E. (1994). Kojiki. Records of Ancient Matters. Saint-Petersburg. Vol. 1.
  5. Nagasaki S. Iro no Nihonshi (The Japanese history of color). – Tokyo: Tankosha Publishing Co., 1977. – 238 р.
  6. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. М.: Наталис, 2003. – 556 с.
  7. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – М.: ИКЦ Март: Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2006. – 152 с.
  8. Шиманская А.С. Семиотика цвета в японской культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук М. - 2014. – 26 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий