Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 апреля 2018 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ НАЧАЛА ХХ В
THE ACTIVITY OF THE STATE AS TO MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE BEGINNING OF THE 20th century
Vladimir Manukyan
candidate of Historical Sciences, Associate Professor, rector of the Autonomous Non-profit Educational Organization of Higher Education "Kaliningrad Institute of Management"
Russia, Kaliningrad
АННОТАЦИЯ
В статье представлен обзор деятельности государства по военно-патриотическому воспитанию населения в России в период 1905-1914 гг., выполненный на основе архивных материалов и отечественной исторической литературы. Опыт организации этой работы является ценным историческим достоянием и имеет современную практическую значимость в связи с неоспоримо важным значением развития патриотизма среди населения страны в сложившейся на сегодняшний день политической ситуации.
ABSTRACT
The article provides an overview of the state's activities in military-patriotic education of the population in Russia in the period of 1905-1914, made on the basis of the archival materials and national historical literature. The experience of organizing this work is a valuable historical asset and has a modern practical significance in connection with the indisputably important significance of the development of patriotism among the population of the country in the current political situation.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, пропаганда, вооруженные силы
Keywords: patriotism, education, propaganda, armed forces
«Недавно минувшая война
показала всему міру, что еще далеко то время,
когда мечи можно будетъ расковать на плуги,
что процвѣтаніе и цѣлость государства,
благосостояніе и счастіе народное
зависятъ отъ силы арміи и флота».
Капитан 2-го ранга И.Г. Энгельман, 1907 г.
История развития стран мирового сообщества, национальные особенности и ментальность народов убедительно свидетельствуют, что в современных условиях государство не может претендовать на международную значимость, не обладая адекватными вооруженными силами. Кроме того, важное значение имеют развитие патриотизма и «военного духа» среди населения страны, выработка позитивного отношения к армии и флоту, призванным обеспечивать целостность суверенитета и гарантировать мирное, поступательное развитие государства.
С позиций практической значимости для современного развития государства представляется целесообразным проанализировать исторический опыт организации патриотического воспитания и развития военного духа россиян в начале ХХ века.
Печальный опыт поражения в русско-японской войне (1904‑1905) заставил военачальников сделать вывод: «Патриотизм есть фундамент победного стремления бойца; он является результатом огромной созидательной работы до поля сражения» [1 , с. 90]. В условиях реакции царизма на революционные события 1905–1907 гг. воспитательная работа в армии приобрела особое значение, преследуя две основные цели: «1) воспитывать нравственные силы, необходимые солдату для борьбы с внешним врагом; 2) воспитывать нравственные силы, необходимые солдату, чтобы противостоять разлагающим влияниям на его умственный и духовный мир современных утопических учений» [5, с. 41].
Развитие элементов, составляющих нравственное воспитание войска, и совершенствование воспитания в целом стало важнейшей целью военной реформы 1905–1912 гг.
Какими же были основные принципы, формы, методы выработки и развития патриотизма и военного духа в исследуемый период?
Государственная власть и общество активно и целенаправленно влияли на военное воспитание и развитие религиозно-нравственных, патриотических качеств народных масс. Соответствующая деятельность осуществлялась по следующим основным направлениям: 1) работа по военному воспитанию непосредственно в войсках; 2) воспитание юношества в военных и общеобразовательных учебных заведениях; 3) образование и развитие различных добровольческих организаций; 4) создание спортивных кружков с элементами военного воспитания и военно-учебными целями; 5) пропаганда почетности и важности военной службы со стороны церкви; 6) развитие на государственном уровне законодательной базы в отношении армии; 7) подготовка офицерских кадров в качестве командиров и воспитателей подчиненных; 8) формирование общественного мнения (развитие традиций военного патриотизма среди населения, прославление армии в средствах массовой информации, монументальной скульптуре, архитектуре, живописи и др.); 9) подготовка Государственного ополчения и другие мероприятия [4 ,с. 74-75].
В соответствии с прогрессивным характером развития военно-психологической мысли, анализом морального духа и поведения воинов в боевой обстановке 1904–1905 гг., насущной необходимостью выделения и усиления воспитательного аспекта в боевой подготовке войск, в условиях революционной пропаганды и агитации изменяется подход к организации военного воспитания, изменяется сама его трактовка.
В отношении нравственного воспитания нижних чинов начальникам частей указывалось на необходимость больше обращать внимание на внутренний мир людей, на укрепление в них чувства патриотизма, долга, уважения к армии и ее славному боевому прошлому. В ходе организации бесед и занятий с военнослужащими рекомендовалось «при положительном объяснении нижнему чину понятия о Родине одновременно закладывать фундамент к развитию патриотизма в лучшем смысле этого слова … Понятие о присяге и знамени надо прочно связать с патриотизмом, верностью Престолу и с самим народом» [5, с. 87].
Подготовке и умениям офицеров предавалось самое серьезное значение. Офицер являл собой пример патриотического служения Отечеству для всего общества. Воспитание солдат должно было «выражаться главным образом влиянием офицера на своих подчиненных» [3, с. 13]. Делая ставку на офицерский корпус, правительство стремилось привить обучавшимся в военно-учебных заведениях верноподданнические чувства, жертвенную доблесть, законопослушность, высокое понятие о воинской чести и чести мундира, чувство товарищества и дисциплины. «В настоящее время установлено с достаточной неопровержимостью, что каждый современный офицер при всеобщей воинской повинности – не только начальник, учитель, но, прежде всего, воспитатель и воспитатель не только воинов, но и всего народа» [5, с. 136] – так считали многие патриоты отечества.
Особое внимание уделялось и допризывной подготовке молодежи. Обеспокоенное снижением качества призывного контингента, имея пример рациональной организации военного воспитания молодежи в передовых державах, военное ведомство в исследуемый период выступило инициатором в проведении массовой военно-начальной подготовки юношества. Здесь России пришлось догонять другие страны. В Германии, например, «военный строй и гимнастика давно уже являются обязательными предметами преподавания в германской школе…» [7, с. 22].
Примечательно замечание одного из командиров японских полков, который, анализируя неудачи русской армии, отмечает, что самое необходимое для современного солдата, это – хорошее образование. Однако русское правительство, опасаясь за свой деспотизм, признает нежелательным обучать народ (до русско-японской войны), забывая, что всеобщая воинская повинность применима только к образованному и глубоко патриотическому народу, к такому, как японцы, иначе невозможно в короткое время обучить солдата всему, что от него требуется [10, с. 25].
Среди важнейших основополагающих принципов, в соответствии с которыми определялось применение воспитательных воздействий, в первую очередь выделялись религиозно- нравственная направленность и патриотизм.
Теория официальной народности, воплощенная в войсках под лозунгом «За Веру, Царя и Отечество, выражала идею защиты самодержавия, олицетворявшего государство, как от внешних, так и от внутренних врагов. Так укреплялась законность политической власти монарха, обеспечивалась ее правомочность, исходя из религиозных представлений россиян о патриархальном взаимопонимании власти и общества.
К принципам военного воспитания так же относили: стремление на основе применения «моральных средств» возбудить у военнослужащих «добровольное исполнение своих обязанностей»; личное руководство военным воспитателем этой деятельностью; выделение наиболее важных элементов (внутренние побуждения и привычки), «на развитие которых должны быть направлены все усилия воспитателя» [5, с. 172-173].
Учитывая традиционную «корпоративность» русского солдата, передовые офицеры использовали в своей работе принцип «воспитания в коллективе и через коллектив». Как отмечалось на страницах «Военного сборника», «практика военной службы не только показывает, но все время подчеркивает, что все воинские чины удерживаются от проступков и преступлений не «страхом наказания», а мучительным сознанием того, что совершение того или иного проступка или преступления унижает его в глазах общества, начальства, т. е. стыдом» [9, с. 95]. Индивидуальный подход осуществлялся посредством изучения конкретного военнослужащего. Наблюдение и изучение солдата считалось исходной точкой в воспитательной работе офицера.
Принципиальный подход к военному воспитанию в рассматриваемый период был обогащен достижениями в области развития отечественной военной психологии и педагогики.
Несмотря на отсутствие четких методик, а в ряде случаев и на некоторую путаницу в принципах, методах, формах, приемах и средствах воспитания, отечественная наука в целом правильно выделяла основные подходы к воспитанию войск; происходило становление научной системы военной педагогики и психологии.
Формы проведения военного и патриотического воспитания среди населения России были самые различные.
Среди молодежи, учащихся городских и сельских школ организовывались отряды «потешных» и «классы военного строя». Высочайше было повелено, чтобы «войсковые части, в районе расположения коих возникают классы военного строя и гимнастики, оказывали им полное и всестороннее содействие» [10, с. 26] с целью военной подготовки и патриотического воспитания.
В кадетских корпусах и военных училищах развитие патриотизма и выработка военного духа проводились в ходе плановых занятий, коллективных мероприятий и индивидуальной воспитательной работы со стороны офицеров.
Основной формой развития качеств офицера и совершенствования его профессионального мастерства являлась самостоятельная работа над собой. Наиболее подготовленные сослуживцы периодически делали для офицеров доклады по различным вопросам, имевшим непосредственное отношение к служебной деятельности.
Что касается общественности страны, то впервые в истории государства на развитие патриотизма, милитаристических и антимилитаристических настроений непосредственным образом влияла деятельность Государственной думы. В ее стенах регулярно выступали высокопоставленные военные и гражданские чины. При Думе существовала Комиссия Государственной обороны.
Беспримерным явилось патриотическое служение молодых женщин и девушек сестрами милосердия действующей армии, бескорыстный труд в госпиталях, богадельнях и домах призрения увечных воинов.
Действенной формой развития патриотизма и любви к армии являлись публикации прогрессивных авторов на станицах периодических изданий.
Таким образом, несмотря на то, что, как отмечали современники, научно-обоснованной системы военного воспитания в России начала ХХ в. не существовало, выработка патриотизма и военного духа на основе религиозной нравственности составляла основу государственного воспитания населения страны. Оно проводилось среди различных категорий россиян и, отличаясь научным подходом, имело свои принципы, формы, методы и специфические особенности.
Несмотря на то что усилия правительства, военного руководства и верноподданнической части общества по военно-патриотическому воспитанию населения не пересилили революционного характера развития государства, опыт организации этой работы является ценным историческим достоянием и имеет практическую значимость для современности, ведь современная политическая ситуация чем-то похожа, отличаясь лишь иной исторической событийностью и новыми политическими фигурами. Необходимо развивать и поддерживать механизмы, которые смогут выразить идею русского патриотизма как духовного состояния русского народа.
Список литературы:
- Головин Н.Н. Исследование боя, деятельности и свойств человека как бойца. СПб., 1907. - 192 с.
- Бутовский Н. О способах обучения и воспитания современного солдата (практические заметки командира роты). СПб., 1909.Т. 2. - 36 с.
- Левицкий М. О Воспитании солдата. СПб., 1911. - 48 с.
- Теркун А.Н. Военное воспитание в России (1905–1914 гг.). дис. канд. ист. наук. СПб., 1999. - 249 с.
- Энгельман И. Г. Воспитание современного солдата и матроса. СПб., 1907. - 312 с.
- Психологические основы воспитания солдата. (Очерки военной педагогики). СПб., 1907. - 110 с.
- Храбрым бессмертие. Военная хрестоматия / Сост. Ф. Тараныгин. СПб., 1911. - 314 с.
- Галкин М.С. К познанию армии // Воен. Сб. - 1914. - № 1.
- Дмитриевский А. Воспитание воина может быть только в стыде наказания, а не в страхе наказания // Воен. сб. - 1913. - № 10.
- Радус-Зенкович Л. Свойства населения, как основа военного могущества народов // Воен. мир. - 1912. - № 1.
дипломов
Оставить комментарий